Модель управленческой сетки
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Март 2014 г. ) |
Часть серии о |
Стратегия |
---|
![]() |
Модель управленческой сетки или теория управленческой сетки (1964) — это стильная модель лидерства , разработанная Робертом Р. Блейком и Джейн Мутон .
Эта модель первоначально определила пять различных стилей лидерства, основанных на заботе о людях и заботе о производстве .
Оптимальный стиль лидерства в этой модели основан на теории Y.
Теория сеток продолжала развиваться и развиваться. В теорию были добавлены два дополнительных стиля лидерства и новый элемент — устойчивость .
В 1999 году на семинарах по управлению сетями начал использоваться новый текст « Сила к изменению» .
Модель представлена в виде сетки, где внимание к производству относится к оси X , а забота о людях – к оси Y ; каждая ось находится в диапазоне от 1 (Низкий) до 9 (Высокий). В результате стили лидерства выглядят следующим образом:
- Безразличный . (ранее называвшийся обедненным) стиль (1,1): уклоняться и ускользать В этом стиле менеджеры мало заботятся как о людях, так и о производстве. Менеджеры используют этот стиль, чтобы сохранить работу и трудовой стаж, защищая себя, избегая неприятностей. Основная задача менеджера — не нести ответственность за ошибки, что приводит к принятию менее инновационных решений.
- Уступчивый . (ранее загородный клубный) стиль (1,9): уступать и подчиняться Этот стиль отличается высокой заботой о людях и низкой заботой о производстве. Менеджеры, использующие этот стиль, уделяют большое внимание безопасности и комфорту сотрудников в надежде, что это повысит производительность . Возникающая в результате атмосфера обычно дружелюбная, но не обязательно очень продуктивная.
- Диктаторский стиль (ранее « производи или погибни») (9,1): взамен. Менеджеры, использующие этот стиль, также оказывают давление на своих сотрудников с помощью правил и наказаний для достижения целей компании. Этот диктаторский стиль основан на Теории X Дугласа МакГрегора и обычно применяется компаниями, находящимися на грани реального или предполагаемого провала. Этот стиль часто используется в случаях кризисного управления.
- Стиль статус -кво (ранее — срединный) (5,5): баланс и компромисс. Менеджеры, использующие этот стиль, пытаются найти баланс между целями компании и потребностями работников. Уделяя некоторую заботу как людям, так и производству, менеджеры, использующие этот стиль, надеются достичь подходящей производительности, но при этом теряют часть каждой заботы, так что ни производство, ни потребности людей не удовлетворяются.
- Хороший ( ранее командный) стиль (9,9) : вносить вклад и выполнять обязательства. В этом стиле уделяется большое внимание как людям, так и производству. Как следует из положений Теории Y, менеджеры, предпочитающие использовать этот стиль, поощряют командную работу и приверженность сотрудников. Этот метод во многом основан на том, чтобы сотрудники почувствовали себя конструктивными частями компании.
- Оппортунистический эксплуатировать : манипулировать и . стиль Люди, использующие этот стиль, который был добавлен в теорию сетки до 1999 года, не имеют фиксированного местоположения на сетке. Они выбирают то поведение, которое приносит наибольшую личную выгоду.
- Патерналистский . стиль: предписывай и направляй Этот стиль был добавлен в теорию сетки до 1999 года. В книге «Сила перемен» он был переопределен, чтобы чередовать местоположения (1,9) и (9,1) в сетке. Менеджеры, использующие этот стиль, хвалят и поддерживают, но не поощряют бросать вызов их мышлению.
Поведенческие элементы [ править ]
Теория сетки разбивает поведение на семь ключевых элементов: [1]
Элемент | Описание |
---|---|
Инициатива | Принятие мер, вождение и поддержка |
Расследование | Задавать вопросы, исследовать и проверять понимание |
Пропаганда | Выражение убеждений и отстаивание идей |
Принятие решений | Оценка ресурсов, выбора и последствий |
Разрешение конфликтов | Встреча и разрешение разногласий |
Устойчивость | Работа с проблемами, неудачами и неудачами |
Критика | Предоставление объективной и откровенной обратной связи |
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Марк Хелмольд (2021). Новая работа, трансформационное и виртуальное лидерство: уроки COVID-19 и других кризисов . Спрингер Природа. п. 74. ИСБН 978-3-030-63315-8 .
- Блейк, Р.; Мутон, Дж. (1964). Управленческая решетка: ключ к совершенству лидерства . Хьюстон: Gulf Publishing Co.
- Блейк, Р.; Мутон, Дж. (1985). Управленческая решетка III: ключ к лидерскому совершенству . Хьюстон: Gulf Publishing Co.
- Макки, Р.; Карлсон, Б. (1999). Сила перемен . Остин, Техас: Grid International Inc.