Холст бизнес-модели
Часть серии о |
Стратегия |
---|
Business Model Canvas — это шаблон стратегического управления , используемый для разработки новых бизнес-моделей и документирования существующих. [2] [3] фирмы или продукта Он предлагает визуальную диаграмму с элементами, описывающими ценностное предложение . [4] инфраструктура, клиенты и финансы, [1] оказание помощи предприятиям в согласовании своей деятельности путем иллюстрации потенциальных компромиссов.
Девять «строительных блоков» шаблона дизайна бизнес-модели, получившего название «Холст бизнес-модели», были первоначально предложены в 2005 году Александром Остервальдером . [5] на основе его докторской работы под руководством Ива Пиньёра по онтологии бизнес-модели . [6] С момента выхода работы Остервальдера примерно в 2008 году [7] авторы разработали сопутствующие инструменты, такие как Канва ценностного предложения и Карта культуры, [8] а также появились новые полотна для конкретных ниш.
Описание [ править ]
Формальные описания бизнеса становятся строительными блоками его деятельности. Существует множество различных концепций бизнеса; Диссертация Остервальдера 2004 г. [6] и соавтор книги 2010 г. [1] предложить единую эталонную модель , основанную на сходстве широкого спектра концептуализаций бизнес-моделей. С помощью шаблона дизайна бизнес-модели предприятие может легко описать свою бизнес-модель.
Холст Остервальдера состоит из девяти блоков: потребительские сегменты, ценностные предложения, каналы, отношения с клиентами, потоки доходов, ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности, ключевые партнерства и структура затрат. [1] : 16–17 Описания, приведенные ниже, в основном основаны на книге « Генерация бизнес-модели» 2010 года . [1] : 20–41
- Инфраструктура
- Ключевые виды деятельности: наиболее важные виды деятельности в реализации ценностного предложения компании. Примером для Bic, производителя ручек, может быть создание эффективной цепочки поставок для снижения затрат.
- Ключевые ресурсы: Ресурсы, необходимые для создания ценности для клиента. Они считаются активами компании, необходимыми для поддержания и поддержки бизнеса. Эти ресурсы могут быть человеческими, финансовыми, физическими и интеллектуальными.
- Партнерская сеть. Чтобы оптимизировать операции и снизить риски бизнес-модели, организации обычно развивают отношения покупатель-поставщик, чтобы они могли сосредоточиться на своей основной деятельности. Дополнительные бизнес-альянсы также могут быть рассмотрены через совместные предприятия или стратегические альянсы между конкурентами или неконкурентами.
- Предложение
- Ценностные предложения : совокупность продуктов и услуг, которые компания предлагает для удовлетворения потребностей своих клиентов. По мнению Остервальдера, [6] Ценностное предложение компании – это то, что отличает ее от конкурентов. Ценностное предложение обеспечивает ценность через различные элементы, такие как новизна, производительность, индивидуализация, «выполнение работы», дизайн, бренд/статус, цена, снижение затрат, снижение риска, доступность и удобство/пригодность к использованию.
- Ценностные предложения могут быть:
- Количественный – цена и эффективность
- Качественный – общий опыт клиента и результат.
- Ценностные предложения могут быть:
- Ценностные предложения : совокупность продуктов и услуг, которые компания предлагает для удовлетворения потребностей своих клиентов. По мнению Остервальдера, [6] Ценностное предложение компании – это то, что отличает ее от конкурентов. Ценностное предложение обеспечивает ценность через различные элементы, такие как новизна, производительность, индивидуализация, «выполнение работы», дизайн, бренд/статус, цена, снижение затрат, снижение риска, доступность и удобство/пригодность к использованию.
- Клиенты
- Сегменты клиентов. Чтобы построить эффективную бизнес-модель, компания должна определить, каких клиентов она пытается обслуживать. Различные группы клиентов могут быть сегментированы на основе их различных потребностей и характеристик, чтобы обеспечить соответствующую реализацию корпоративной стратегии, отвечающую характеристикам выбранных групп клиентов. Различные типы сегментов клиентов включают в себя:
- Массовый рынок. Для компании, которая следует элементу массового рынка, не существует определенной сегментации, поскольку организация демонстрирует широкий круг потенциальных клиентов: например, автомобили.
- Нишевый рынок: сегментация клиентов на основе специализированных потребностей и характеристик клиентов: например, Rolex.
- Сегментация: компания применяет дополнительную сегментацию в рамках существующего клиентского сегмента. В ситуации сегментации компания может дополнительно различать своих клиентов по полу, возрасту и/или доходу.
- Диверсификация: бизнес обслуживает несколько сегментов клиентов с разными потребностями и характеристиками.
- Многосторонняя платформа/рынок: для бесперебойной повседневной деятельности некоторые компании будут обслуживать взаимозависимые сегменты клиентов. Компания, выпускающая кредитные карты, будет предоставлять услуги держателям кредитных карт, одновременно помогая продавцам, которые принимают эти кредитные карты.
- Каналы: компания может донести свое ценностное предложение до целевых клиентов через разные каналы. Эффективные каналы будут распространять ценностное предложение компании быстрым, эффективным и экономичным способом. Организация может связаться со своими клиентами через свои собственные каналы (витрину магазина), партнерские каналы (крупные дистрибьюторы) или комбинацию обоих.
- Отношения с клиентами. Чтобы обеспечить выживание и успех любого бизнеса, компании должны определить тип отношений, которые они хотят создать со своими сегментами клиентов. Этот элемент должен охватывать три важнейших этапа взаимоотношений с клиентом: как бизнес получит новых клиентов, как бизнес будет удерживать клиентов, покупающих или использующих его услуги, и как бизнес будет увеличивать свои доходы от своих нынешних клиентов. К различным формам взаимоотношений с клиентами относятся:
- Персональная помощь: Помощь в форме взаимодействия сотрудника и клиента. Такая помощь осуществляется во время продаж и/или послепродажного обслуживания.
- Специализированная личная помощь: самая интимная и практическая личная помощь, при которой торговому представителю поручается решать все потребности и вопросы особого круга клиентов.
- Самообслуживание: тип отношений, который представляет собой непрямое взаимодействие между компанией и клиентами. Здесь организация предоставляет инструменты, необходимые клиентам для легкого и эффективного обслуживания.
- Автоматизированные услуги: система, похожая на самообслуживание, но более персонализированная, поскольку позволяет идентифицировать отдельных клиентов и их предпочтения. Примером этого может служить Amazon.com, предлагающий книги на основе характеристик предыдущих покупок книг.
- Сообщества. Создание сообщества позволяет напрямую взаимодействовать между различными клиентами и компанией. Платформа сообщества создает сценарий, в котором можно обмениваться знаниями и решать проблемы между разными клиентами.
- Совместное создание: личные отношения создаются посредством прямого вклада клиента в конечный результат продуктов/услуг компании.
- Сегменты клиентов. Чтобы построить эффективную бизнес-модель, компания должна определить, каких клиентов она пытается обслуживать. Различные группы клиентов могут быть сегментированы на основе их различных потребностей и характеристик, чтобы обеспечить соответствующую реализацию корпоративной стратегии, отвечающую характеристикам выбранных групп клиентов. Различные типы сегментов клиентов включают в себя:
- Финансы
- Структура затрат : описывает наиболее важные денежные последствия при работе в рамках различных бизнес-моделей.
- Классы бизнес-структур:
- Ориентированность на затраты. Эта бизнес-модель направлена на минимизацию всех затрат и отсутствие излишеств: например, бюджетные авиалинии.
- Ориентированность на ценность – эта бизнес-модель меньше заботится о затратах, она фокусируется на создании ценности для продуктов и услуг: например, Louis Vuitton, Rolex.
- Характеристики структур затрат:
- Фиксированные затраты. Затраты неизменны для разных приложений: например, зарплата, аренда.
- Переменные затраты – Затраты варьируются в зависимости от объема производства товаров или услуг: например, музыкальные фестивали.
- Экономия за счет масштаба . Затраты снижаются по мере увеличения количества заказываемых или производимых товаров.
- Экономия за счет масштаба. Затраты снижаются за счет объединения других предприятий, имеющих прямое отношение к исходному продукту.
- Классы бизнес-структур:
- Потоки доходов: способ, которым компания получает доход от каждого сегмента клиентов. Несколько способов получения дохода:
- Продажа активов – (наиболее распространенный тип) Продажа прав собственности на физический товар: например, розничным корпорациям.
- Плата за использование – деньги, полученные от использования определенной услуги: например, UPS.
- Плата за подписку — доход, полученный от продажи доступа к непрерывному сервису: например, Netflix.
- Кредитование/лизинг/аренда – предоставление исключительного права на актив на определенный период времени: например, аренда автомобиля.
- Лицензирование – доход, получаемый от взимания платы за использование охраняемой интеллектуальной собственности.
- Брокерские сборы – доход, полученный от посреднических услуг между двумя сторонами: например, брокер, продающий дом за комиссию.
- Реклама – доход, получаемый от взимания платы за рекламу продукта.
- Структура затрат : описывает наиболее важные денежные последствия при работе в рамках различных бизнес-моделей.
Приложение [ править ]
Канву бизнес-модели можно распечатать на большой поверхности, чтобы группы людей могли вместе начать рисовать и обсуждать элементы бизнес-модели с помощью стикеров или маркеров на доске. Это практический инструмент, целью которого является содействие пониманию, обсуждению, творчеству и анализу. Распространяется по лицензии Creative Commons. [9] от Strategyzer AG и может использоваться без каких-либо ограничений для моделирования бизнеса. Он также доступен в формате веб-программного обеспечения.
Альтернативные формы [ править ]
Канва бизнес-модели использовалась и адаптировалась к конкретным бизнес-сценариям и приложениям. [10] [11] например, «Lean Canvas » Эша Маурья для начинающих компаний. [12]
Критика [ править ]
Канва бизнес-модели характеризуется как статичная, поскольку она не отражает изменения в стратегии или эволюцию модели. [13] нет особых подробностей о взаимодействии между компонентами и о том, как это заставляет модель работать. [14] Некоторыми ограничениями шаблона являются его ориентация на организации и последующая концептуальная изоляция от окружающей среды, независимо от того, связано ли это со структурой отрасли. [15] или заинтересованным сторонам, таким как общество и природная среда. [16] [17]
См. также [ править ]
- Моделирование бизнес-процессов
- Бизнес-план
- Эталонная бизнес-модель
- Минимально жизнеспособный продукт § Канва бизнес-модели
- Соответствие продукта/рынка
- Уникальное торговое предложение
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Остервальдер, Александр ; Пиньёр, Ив ; Кларк, Тим (2010). Создание бизнес-моделей: справочник для провидцев, тех, кто меняет правила игры, и претендентов . Серия Strategyzer. Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons . ISBN 9780470876411 . OCLC 648031756 . При участии 470 практиков из 45 стран.
- ^ Баркет, Ана Паула Б. и др. «Элементы бизнес-модели продуктово-сервисной системы». Функциональное мышление для создания ценности . Springer Berlin Heidelberg, 2011. 332–337: Они заявили, что «Бизнес-модель Canvas применялась и тестировалась во многих организациях (например, IBM и Ericsson) и успешно использовалась для легкого описания и управления бизнес-моделями для создания новых стратегических альтернатив».
- ^ Де Реувер, Марк, Гарри Бауман и Тимбер Хаакер. «Составление дорожной карты бизнес-модели: практический подход к переходу от существующей к желаемой бизнес-модели». International Journal of Innovation Management, 17.01 (2013 г.): Они описали канву бизнес-модели как «самый известный… популярный инструмент, который упрощает практикующим специалистам разработку бизнес-моделей в творческой сессии».
- ^ Институт управления проектами 2021 , Глоссарий §3 Определения.
- ^ Остервальдер, Александр (5 ноября 2005 г.). «Что такое бизнес-модель?» . бизнес-модель-design.blogspot.com . Архивировано из оригинала 13 декабря 2006 г. Проверено 19 июня 2019 г.
... мы могли бы определить бизнес-модель как упрощенное описание того, как компания ведет бизнес, без необходимости вдаваться в сложные детали всей ее стратегии, процессов, подразделений, правил, иерархий, рабочих процессов и систем. Однако теперь, когда мы знаем, что бизнес-модель представляет собой упрощенное представление того, как мы ведем бизнес, нам все равно нужно решить, какие элементы описывать. Синтез литературы показывает, что существует в основном 9 строительных блоков, которые помогут нам описать бизнес-модель...
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Остервальдер, Александр (2004). Онтология бизнес-модели: предложение в подходе науки о дизайне (PDF) (докторская диссертация). Лозанна: Университет Лозанны . OCLC 717647749 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 мая 2011 г. Проверено 25 февраля 2010 г. См. также: Остервальдер, Александр; Пиньёр, Ив; Туччи, Кристофер Л. (2005). «Уточнение бизнес-моделей: истоки, настоящее и будущее концепции» . Сообщения Ассоциации информационных систем . 16 (1): 1. дои : 10.17705/1CAIS.01601 .
- ^ Остервальдер, Александр (2 июля 2008 г.). «Что такое бизнес-модель?» . бизнес-модель-design.blogspot.com . Архивировано из оригинала 6 сентября 2008 г. Проверено 17 октября 2018 г.
- ^ Картон, Гийом (2 августа 2021 г.). «История создания бизнес-модели» . Предприниматель и биржа инноваций .
- ^ «Могу ли я использовать Канву бизнес-модели или Канву ценностного предложения в своих собственных занятиях или общественных проектах?» . support.strategyzer.com . Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Бове, Кортленд Л.; Тилл, Джон В. (2017). Бизнес в действии (8-е изд.). Бостон: Pearson Education . п. 130 . ISBN 9780134129952 . OCLC 920966827 .
Двумя популярными альтернативами традиционным бизнес-планам являются обзоры высокого уровня, известные как канва бизнес-модели и бережливая канва.
- ^ Лейтон, Марк С.; Остермиллер, Стивен Дж. (2020). Гибкое управление проектами . Для чайников (3-е изд.). Индианаполис: Джон Уайли и сыновья . п. 72 . ISBN 9781119676997 . OCLC 1125023274 .
Доступно множество вариантов холстов, например, холст или холст для деловых возможностей.
- ^ Маурья, Эш (2012). Запуск бережливого производства: переход от плана А к плану, который работает . Бережливое производство (2-е изд.). Севастополь, Калифорния: О'Рейли . п. 5 . ISBN 9781449305178 . OCLC 759911462 .
Lean Canvas — это моя адаптация бизнес-модели Алекса Остервальдера, которую он описывает в книге « Генерация бизнес-модели» (Wiley).
- ^ Синковичс, Ноэми; Синковичс, Рудольф Р.; Ямин, Мо (2014). «Роль создания социальной ценности в формулировании бизнес-модели у подножия пирамиды – последствия для многонациональных корпораций?» . Международный бизнес-обзор . 23 (4): 692–707. дои : 10.1016/j.ibusrev.2013.12.004 .
- ^ Ромеро, Мария Камила; Санчес, Марио; Вильялобос, Хорхе (2017). «Ткацкий станок бизнес-моделей: основанный на шаблонах подход к определению бизнес-моделей». В Хаммуди, Слимане; Мацяшек, Лешек А.; Миссикофф, Мишель М.; Кэмп, Оливье; Кордейро, Хосе (ред.). Информационные системы предприятия: 18-я Международная конференция, ICEIS 2016, Рим, Италия, 25–28 апреля 2016 г., Пересмотренные избранные статьи . Конспекты лекций по обработке деловой информации. Том. 291. Чам: Springer-Verlag . стр. 463–487. дои : 10.1007/978-3-319-62386-3_21 . ISBN 9783319623856 . OCLC 992990130 .
Критической проблемой современных представлений бизнес-моделей является сосредоточенность на структурном измерении (например, «холст» Остервальдера или значение e3 Гордина). В частности, они оставляют (в основном) в стороне спецификацию того, как компоненты бизнес-модели взаимодействуют и ведут себя, чтобы модель работала. Следовательно, с помощью этих бизнес-моделей можно достичь лишь частичного понимания бизнеса.
- ^ Сирл, Никола; Уайт, Грегор (2013). Тауз, Рут; Хандке, Кристиан (ред.). «Бизнес-модели». В справочнике по цифровой креативной экономике . Челтнем, Великобритания и Нортгемптон, Массачусетс, США: Издательство Эдварда Элгара: 45–56. дои : 10.4337/9781781004876.00014 . ISBN 9781781004876 .
- ^ Бокен, НМП; Рана, П.; Короткое, SW (2015). «Картирование ценностей для устойчивого бизнес-мышления» . Журнал промышленной и производственной техники . 32 (1): 67–81. дои : 10.1080/21681015.2014.1000399 .
- ^ Спарвьеро, Серхио (2019). «Обоснование канвы социально-ориентированной бизнес-модели: канва модели социального предприятия» . Журнал социального предпринимательства . 10 (2): 232–251. дои : 10.1080/19420676.2018.1541011 .
Ссылки [ править ]
- Институт управления проектами (2021). Руководство по совокупности знаний по управлению проектами (руководство PMBOK) . Институт управления проектами (7-е изд.). Ньютаун-сквер, Пенсильвания. ISBN 978-1-62825-664-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с холстом бизнес-модели, на Викискладе?
- Александр Остервальдер: Инструменты для создания бизнес-моделей , 53-минутное видео, в котором подробно обсуждается канва бизнес-модели. Стэнфордский уголок предпринимательства , 26 января 2012 г.