пропорция
Пропорция ( Немецкий: [pʁoˈpɔʁts] , от немецкого : Proportionalität , «пропорциональность») — давняя практика во Второй Австрийской республике , при которой должности в правительстве распределяются между политическими партиями пропорционально их электоральной или общественной поддержке. [1] В более широком смысле, это описывает культуру разделения власти и консенсуса между двумя основными партиями Австрии, Австрийской народной партией (ÖVP) и Социал-демократической партией Австрии (SPÖ), которая развивалась на протяжении всего периода правления большой коалиции с 1945 по 1966 год. За это время в большинстве государственных учреждений и на государственной службе были созданы партизанские подразделения , призванные уравновесить влияние обеих партий. [2] [3]
Большая часть системы со временем была демонтирована, особенно с 1990-х годов. Хотя в 1999 году во всех девяти федеральных землях, кроме одной, использовались системы Proporz , пять с тех пор официально отменили их. Некоторые аспекты, такие как его применение на муниципальном уровне, сохраняются и по сей день. [1]
Происхождение
[ редактировать ]После восстановления независимости Австрии в 1945 году возникло большое желание избежать идеологической фракционности, которая характеризовала Первую Австрийскую республику (1919–1934). [3] Раскол между социалистами слева и католическими консерваторами справа в конечном итоге привел к Гражданской войне в Австрии и последующей австрофашистской диктатуре Австрии , которая закончилась после аннексии нацистской Германией .
Это усугублялось необходимостью восстановления после Второй мировой войны , а также шатким положением Австрии между западными союзниками и Советским Союзом . Эти факторы вынудили австрийские власти искать консенсус и демократическую стабильность в новой республике. [3] Всепартийное или «концентрационное» правительство практиковалось как в оккупированной союзниками Германии после войны , так и в Австрии – временное правительство Карла Реннера состояло из коалиции ÖVP, SPÖ и Коммунистической партии Австрии (КПÖ) – но развитие Пропорз действительно начался после первых национальных выборов . ÖVP под руководством Леопольда Фигля получила абсолютное большинство мест, но, тем не менее, пригласила SPÖ присоединиться к кабинету министров.
Разработка
[ редактировать ]Федеральный уровень
[ редактировать ]Большая федеральная коалиция обновлялась после каждых выборов до 1966 года. В течение последующих 21 года на политической и государственной службе была создана сложная система, в которой партийные чиновники назначались в попытке дать примерно равное влияние как ÖVP, так и ÖVP. СПО. В федеральном кабинете министры штатов одной партии обычно назначались в министерства, контролируемые другой. Кроме того, определенные портфели кабинета министров почти всегда передавались той или иной партии по соглашению; примеры включают Министерство труда для SPÖ и Министерство сельского хозяйства для ÖVP. [1] Само по себе это соответствует обычной практике во многих странах с коалиционным правительством, но степень, в которой партии стремились институционализировать эти разногласия, стала синонимом Пропорза . [2] [3]
В 1949 году Proporz был расширен и включил в себя высшее руководство национализированной промышленности. После успеха правой Федерации независимых на выборах 1949 года правительство стремилось ограничить ее влияние, применяя Пропорц на всех уровнях администрации. Это включало австрийское « социальное партнерство », в котором рабочие, фермеры и работодатели представлены в правительстве четырьмя выборными органами. SPÖ возглавляла Палату труда и Австрийскую федерацию профсоюзов , а ÖVP возглавляла Австрийскую экономическую палату и Сельскохозяйственную палату.
С 1958 года Австрийскую радиовещательную корпорацию (ORF) возглавляли четыре чиновника – по два от каждой партии – при этом ÖVP отвечала за радио , а SPÖ за телевидение , которое на этом этапе находилось в зачаточном состоянии. После того как важность телевидения стала очевидной, партии начали бороться за влияние. Это было решено секретным соглашением, заключенным во время переговоров о втором правительстве Горбача , в котором стороны договорились, что каждая руководящая должность на радио и телевидении будет разделена между директором от одной партии и заместителем директора от другой. После того, как соглашение стало известно «Курьеру » , газета начала петицию о проведении референдума с целью устранения политического влияния на ОРФ. [3] Требование в 200 000 подписей было значительно превышено: в период с 5 по 12 октября 1964 года было получено 832 353. Однако законопроект о референдуме так и не вышел за пределы комитета Национального совета , поскольку правящие партии, возглавлявшие комитеты, опасались потерять влияние. [4] Законопроект об отмене соглашения ORF Proporz в конечном итоге был принят во время однопартийного правительства ÖVP Йозефа Клауса в 1966 году и вступил в силу в 1967 году.
Пропорц , особенно концепция консенсусного правительства, не исчезла после окончания первого периода большой коалиции. Во время правления большинства SPÖ Бруно Крайского в 1970-х и 80-х годах с ÖVP часто консультировались по поводу правительственных решений и законодательства; как таковая, оппозиция никогда по-настоящему не была исключена из процесса принятия решений.
Государственный уровень
[ редактировать ]Пропорз был записан в конституциях большинства федеральных земель в 1940-х годах. Эта конкретная реализация автоматически давала партиям право на должности в кабинете министров, если они набрали достаточно голосов на выборах штата; по сути, пропорциональное представительство в кабинете министров применяется . До 1999 года правительства всех земель, за исключением Форарльберга, действовали таким образом. [3] Фактически это означало, что типичные конвенции парламентской демократии не применялись, поскольку партийный состав правительства определялся автоматически. Однако для вступления в должность членов кабинета министров, включая губернатора , обычно требовалось одобрение законодательного собрания штата. [1]
Первоначально эта модель фактически гарантировала совместное доминирование ÖVP и SPÖ над правительствами штатов, поскольку другие партии, как правило, были слишком малы, чтобы получить более одной должности в кабинете министров. Однако рост популярности Австрийской партии свободы (FPÖ) и «Зеленых» с 1980-х годов привел к тому, что основные партии все чаще были вынуждены делиться своей властью. [3] Эта форма Пропорза с тех пор была отменена в большинстве штатов; сначала в Зальцбурге и Тироле в 1999 году, затем в Штирии. [5] и Бургенланд [6] в 2015 году и Каринтия в 2017 году. [7] Модель в Вене , основанная на муниципальной реализации, позволяет правительствам отказывать в портфелях министрам от оппозиции. Первоначальная система остается в силе только в Нижней и Верхней Австрии . [1]
Муниципальный уровень
[ редактировать ]Уставы большинства городов по-прежнему предусматривают должность Пропорза на должностях в городских советах, почти так же, как и на уровне штата. Такие правила действуют в Граце , Линце , Зальцбурге и Винер-Нойштадте , а значит, и в городских советах от оппозиции. [1]
Критика
[ редактировать ]Критики Пропорза охарактеризовали его как форму политического покровительства и кумовства , при которой чиновники назначались или получали льготы на основании своего членства в партии. [3] Они утверждали, что давняя большая коалиция способствовала самоуспокоенности и отсутствию направления в правительстве. [8] В книге «Конфликт и свобода: на пути к обществу обслуживающего класса» (1972) Ральф Дарендорф раскритиковал систему Пропорца : «Превращение солидарности в индивидуальное действие влечет за собой уход энергии с поля битвы и политического рынка». [9] Социолог и юрист Густав Эдвард Кафка сказал в 1958 году, что Пропорц настолько укоренился, что «можно с полным основанием сказать, что большинство положений формального конституционного права, включая республиканскую форму правления, могут быть изменены без глубоких последствий, пока это Принцип [Пропорца] остаётся в силе; однако возвращение к свободной политической конкуренции было бы равносильно революции, хотя и не потребовало бы изменения запятой в конституции». [10]
Наследие
[ редактировать ]в Австрии Во время первого ежегодного выбора слова года в 1999 году перед жюри стояла задача выбрать «слово века». Они не смогли прийти к решению и вместо этого выбрали Пропорц как «слово полувека». Они заявили, что «он сформировал австрийскую политику и общественную жизнь, как никакой другой термин с 1945 года», и представляет собой «полностью противоположную динамику, чем существовала ранее в политической жизни». [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Конституции Австрии: Пропорц и оппозиция» . Дер Стандарт . 28 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ридлспергер, Макс (5 мая 1995 г.). «Die Freiheitlichen: сравнительное исследование политических ландшафтов Австрии и США» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2006 года . Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Пропорция» . Центр демократии.org . Февраль 2006 г.
- ^ Хьюго Портиш: Референдум о реформе радиовещания 1964 года , в: Хаймо Годлер (редактор): От парового радио к звуковым обоям: Вклад в 80-летие радио в Австрии , Böhlau Verlag Vienna, 2004, ISBN 978-3-205-77239-2 , стр. 65 и далее.
- ^ «Штирия отменяет Пропорц» . ОРФ . 30 июня 2011 г.
- ^ «Пропорз отменен» . ОРФ . 11 декабря 2014 г.
- ^ «Принята новая конституция штата» . ОРФ . 1 июня 2017 г.
- ^ Эрнст Ханиш: Австрийская история 1890-1990 Вена, 1994
- ^ Ральф Дарендорф : Конфликт и свобода: на пути к обществу обслуживающего класса Пайпер Верлаг, Мюнхен, 1972, ISBN 3-492-01782-7
- ^ Густав Э. Кафка, Грац : Конституционное положение сторон в современном государстве - 2-й отчет , в: Ассоциация немецких преподавателей уголовного права: Публикации учителей конституционного права 17 2ae - Конференция 8 октября 1958 года в университете Вены , стр. . 89
- ^ "Дждворт" . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.