Разделение власти
Из серии «Политика». |
Политика |
---|
![]() |
Разделение власти — это практика разрешения конфликтов , при которой несколько групп распределяют между собой политическую, военную или экономическую власть в соответствии с согласованными правилами. [1] Это может относиться к любой формальной структуре или неформальному пакту , который регулирует распределение власти между разделенными сообществами. [2] После окончания « холодной войны » системы разделения власти стали все более обычным явлением при переговорах по урегулированию вооруженных конфликтов. [3] Двумя распространенными теоретическими подходами к разделению власти являются консоциационализм и центростремительность .
Аспекты разделения власти
[ редактировать ]В широком смысле соглашения о разделении власти содержат положения, касающиеся как минимум одного из следующих вопросов: Политический, экономический, военный или территориальный контроль. [1]
Разделение политической власти включает в себя правила, регулирующие распределение политических должностей и осуществление полномочий по принятию решений. Власть может быть разделена, гарантируя одновременное включение всех значимых партий в правящий кабинет посредством правил формирования большой коалиции . [4] Альтернативно, это может включать в себя разделение власти путем гарантирования последовательного доступа к политическим постам, например, ротации премьер-министра. [2] : 18 Избирательные системы могут обеспечить разделение власти посредством политической пропорциональности , что позволяет группам меньшинств оставаться конкурентоспособными и получать часть политической власти посредством демократических выборов. [5]
Пропорциональность также влияет на разделение экономической власти, поскольку распределение государственных ресурсов может осуществляться в соответствии с размером сообществ. [4] : 320 В неопатримониальных системах политическая должность также может быть тесно связана с экономическими возможностями, а это означает, что справедливое распределение политической власти частично совпадает с разделением экономической власти. [6] даже справедливое распределение политической власти частично совпадает с разделением экономической власти. [7]
Теории разделения власти
[ редактировать ]Теории разделения власти делают эмпирические и нормативные заявления о полезности или желательности систем разделения власти для управления конфликтами в разделенных обществах . Две основные теории разделения власти, которые ставят под сомнение конкурирующие претензии, — это консоциационализм и центростремительность. Эмпирически каждая теория предписывает различные системы разделения власти, такие как пропорциональное голосование консоциативализма по сравнению с альтернативным голосованием центростремительного подхода .
Некоторые политологи утверждают, что разделение власти является эффективным способом снизить вероятность конфликтов в разделенных государствах. [8]
Консоциализм
[ редактировать ]Консоциализм – это форма демократического разделения власти. [9] Политологи определяют консоциативное государство как государство, которое имеет серьезные внутренние разногласия по этническим, религиозным или языковым признакам, при этом ни одно из подразделений не является достаточно большим, чтобы сформировать группу большинства, но которое остается стабильным благодаря консультациям между элитами этих групп. Консоциативные государства часто противопоставляются государствам с мажоритарной избирательной системой .
Консоциативное разделение власти в этнически плюралистических обществах заключается в наборе мер и правил, которые распределяют права принятия решений, чтобы гарантировать справедливое и равное участие представителей всех основных этнических групп в принятии решений; таким образом, это дает меньшинствам уверенность в том, что их интересы будут сохранены. [10]
Целями консоциационализма являются правительственная стабильность, выживание механизмов разделения власти, выживание демократии и предотвращение насилия . В консоциативном государстве все группы, включая меньшинства, представлены на политической и экономической арене. Сторонники консоциационализма утверждают, что это более реалистичный вариант в глубоко разделенных обществах, чем интеграционистские подходы к управлению конфликтами . [11]
Центростремительность
[ редактировать ]Центростремительность , иногда называемая интеграционизмом, представляет собой форму демократического разделения власти в разделенных обществах (обычно по этническим, религиозным или социальным линиям), целью которой является поощрение партий к умеренной и компромиссной политике и укрепление центра разделенного политического спектра. Как теория центростремительность развилась из критики консоциационализма Дональдом Л. Горовицем . Обе модели направлены на предоставление институциональных рецептов для разделенных обществ. В то время как консоциационализм стремится обеспечить инклюзивность и представительство каждой этнической группы, центростремительный подход направлен на деполитизацию этнической принадлежности и поощрение создания многоэтнических партий. [12] Горизонтальное разделение власти относится к различным органам государства, таким как законодательная, судебная и исполнительная власть. Это демократическая система, в которой власть разделена между различными органами, такими как законодательная, исполнительная и судебная власть. Это означает, что каждый орган государства имеет равные полномочия.
Примеры
[ редактировать ]Ранние современные примеры разделения власти включают Аугсбургский мир и Вестфальский мир . [13] Соглашение Страстной пятницы 1998 года в Северной Ирландии. [14] является одним из известных примеров разделения власти.
Ранние примеры консоциативного разделения власти включают Нидерланды ( 1917–1967 ), Бельгию с 1918 года и Ливан с 1943 года . [15]
Примеры центростремительного разделения власти включают Фиджи (1999–2006 гг.), Северную Ирландию (июнь 1973 г. – май 1974 г.), Папуа-Новую Гвинею , Шри-Ланку , [12] Индонезия , Кения и Нигерия . [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хартцелл, Кэролайн А.; Ходди, Мэтью (2007). Создание мира: институты разделения власти и урегулирование гражданских войн путем переговоров . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 14. ISBN 978-0-271-05474-2 .
- ^ Jump up to: а б Маккалок, Эллисон; МакГарри, Джон (2017). Разделение власти: эмпирические и нормативные проблемы . Лондон. стр. 2–3. ISBN 9780367173784 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Тейлор, Руперт (2009). Консоциативная теория: МакГарри и О'Лири и конфликт в Северной Ирландии . Лондон: Рутледж. п. 7. ISBN 9780415666015 .
- ^ Jump up to: а б Хартцелл, Кэролайн; Ходди, Мэтью (2003). «Институционализация мира: разделение власти и управление конфликтами после гражданской войны». Американский журнал политической науки . 47 (2): 318–332. дои : 10.2307/3186141 . JSTOR 3186141 .
- ^ Лейпхарт, Аренд (1977). Демократия в множественных обществах: сравнительное исследование . Нью-Хейвен. стр. 38–41. ISBN 978-0-300-15818-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Спирс, Ян С. (март 2013 г.). «Неофициальное разделение власти в Африке и перспективы мира». Гражданские войны . 15 (1): 37–53. дои : 10.1080/13698249.2013.781302 . S2CID 145619573 .
- ^ Спирс, Ян С. «Неофициальное разделение власти в Африке и перспективы мира».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Седерман, Ларс-Эрик; Обнимаю, Саймон; Вучерпфенниг, Юлиан (2022). Разделение власти, обеспечение мира?: этническая интеграция и гражданская война . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108284639 . ISBN 978-1-108-41814-0 .
- ^ О'Лири, Брендан (2005). «Обсуждение консоциативной политики: нормативные и объяснительные аргументы». В Ноэле, Сиде-младшем (ред.). От разделения власти к демократии: постконфликтные институты в этнически разделенных обществах . Монреаль: McGill-Queen's Press. стр. 3–43. ISBN 0-7735-2948-9 .
- ^ Ротшильд, Дональд; Редер, Филип Г. (2005). Устойчивый мир: власть и демократия после гражданских войн (1-е изд.). Издательство Корнельского университета. стр. 30–31. ISBN 978-0801489747 .
- ^ МакГарри, Джон; О'Лири, Брендан (2006). «Теория консоциации, конфликт Северной Ирландии и ее соглашение 2: Чему критики консоциации могут научиться у Северной Ирландии». Правительство и оппозиция . 41 (2): 249–77. дои : 10.1111/j.1477-7053.2006.00178.x . S2CID 51859873 .
- ^ Jump up to: а б Рейли, Бенджамин (июнь 2012 г.). «Институциональные конструкции для разнообразных демократий: сравнение консоциационализма, центростремительности и коммунализма» . Европейская политическая наука . 11 (2): 259–270. дои : 10.1057/eps.2011.36 . ISSN 1680-4333 . S2CID 144295799 .
- ^ Лембрух, Герхард (1975). «Консоциальная демократия в международной системе». Европейский журнал политических исследований . 3 (4): 377–391. дои : 10.1111/j.1475-6765.1975.tb01252.x .
- ^ О'Лири, Брендан (2001). «Характер Соглашения 1998 года: итоги и перспективы». В Уилфорде, Рик (ред.). Аспекты Белфастского соглашения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 49–83. ISBN 0-19-924262-3 .
- ^ МакГарри, Джон (декабрь 2019 г.). «Классическая консоциативная теория и недавние консоциативные действия» . Швейцарский обзор политической науки . 25 (4): 538–555. дои : 10.1111/spsr.12378 . S2CID 211380638 .
- ^ Коакли, Джон; Френкель, Джон (июнь 2014 г.). «Разрешение конфликтов в биполярных обществах: судьба политического урегулирования на Фиджи и Северной Ирландии» . Политология . 66 (1): 23–45. дои : 10.1177/0032318714531979 . ISSN 0032-3187 . S2CID 54946790 .