Модель рельефа с отрицательным состоянием
Модель облегчения негативных состояний утверждает, что у людей есть врожденное стремление уменьшать негативное настроение. Их можно уменьшить, участвуя в любом поведении, повышающем настроение, в том числе помогающем, поскольку оно сочетается с положительными ценностями, такими как улыбки и слова благодарности. Таким образом, негативное настроение увеличивает готовность помочь, потому что помощь другим может уменьшить собственные плохие чувства. [1]
Подтверждающие доказательства
[ редактировать ]В классическом эксперименте у испытуемых вызывали негативное настроение и давали возможность помогать другим. Между вызыванием негативного настроения и помощью половина испытуемых получила что-то приятное, а остальные — нет. Те испытуемые, которым ранее не было приятного вмешательства, помогли более существенно, чем те, у кого было такое вмешательство. Утверждалось, что приятное вмешательство улучшало настроение испытуемых, и, следовательно, альтруизм не требовался для поднятия их настроения. [2]
В модели помощи негативного состояния поведение, помогающее человеку, мотивируется его эгоистическими желаниями. В исследовании Манусии 1979 года была раскрыта гедонистическая природа помогающего поведения и поддержана модель негативного облегчения. Испытуемые были разделены на 3 группы – группы счастливого, нейтрального и грустного настроения. Половину испытуемых в каждой группе заставили поверить, что их вызванное настроение временно фиксируется. Другая половина группы считала, что их настроение переменчиво. Результаты показали, что опечаленные испытуемые помогали больше, когда считали, что их настроение переменчиво. Результаты подтвердили эгоистическую природу помогающего поведения, а также модель облегчения негативного состояния. [3]
Гедонистический характер модели помощи негативному государству поддерживается в некоторых литературных источниках. Например, Вейант обнаружил в 1978 году, что индукция негативного настроения увеличивает помощь его испытуемым, когда стоимость помощи была низкой, а польза была высокой. [4] В эксперименте со школьниками негативное настроение приводило к увеличению помощи только тогда, когда возможность помощи давала возможность прямого социального вознаграждения за их щедрость. [5]
В другом исследовании было обнаружено, что эмпатическая ориентация на страдания усиливает личную печаль . Несмотря на высокий уровень эмпатии , когда испытуемых заставляли воспринимать свою печаль как нечто неизменное, они помогали меньше. Помогающее поведение лучше прогнозировалось по грустному настроению, а не по уровню сочувствия. [6]
Проблемы
[ редактировать ]С 1980-х годов возникли проблемы с моделью помощи негативному государству. Дэниел Бэтсон и его коллеги обнаружили в 1989 году, что, независимо от ожидаемого улучшения настроения, субъекты с высоким уровнем эмпатии помогали больше, чем субъекты с низким уровнем эмпатии. Другими словами, испытуемые с высоким уровнем эмпатии все равно помогали бы больше либо в условиях легкого побега, либо даже тогда, когда они, вероятно, могли получить хорошее настроение, чтобы избавиться от негативного состояния, не помогая. Таким образом, они пришли к выводу, что, очевидно, что-то иное, чем снятие негативного состояния, мотивировало помогающее поведение испытуемых с высоким уровнем эмпатии в их исследованиях. [7] Это противоречило теории, предложенной Робертом Чалдини в 1987 году. [6] которые подтверждали, что гипотеза эмпатии-альтруизма на самом деле была продуктом полностью эгоистического стремления управлять личным настроением.
Многие исследователи оспаривают возможность обобщения модели. Было обнаружено, что эффект облегчения негативного состояния на помогающее поведение варьируется в зависимости от возраста. [8] Для очень маленьких детей негативное настроение не увеличит их готовность помочь, потому что они еще не научились связывать просоциальное поведение с социальными вознаграждениями. Дети начальной школы, которые были социализированы до осознания нормы помощи (но не полностью усвоили ее), будут помогать больше в ответ на негативный аффект только тогда, когда кто-то дает им подкрепление или вознаграждение. [5] Однако для взрослых готовность помочь стала самоподкрепляющейся; следовательно, негативное настроение достоверно увеличивало помощь. Однако, согласно исследованию, проведенному Кенриком, негативные эмоции у детей способствовали их помогающему поведению, если за их просоциальное поведение было возможно прямое вознаграждение . [5]
Негативный аффект рассматривался как генерализованное состояние в модели облегчения негативного состояния. [9] Конкретные типы негативных чувств, которые усиливают помощь – вина, смущение или осознание когнитивной несогласованности. [10] [11] [12] не рассматривались как исключительно важные. Они просто подпадают под общую категорию негативного настроения. [8] Согласно модели, не все негативные эмоциональные состояния усиливают помощь. Например, гнев и разочарование, которые естественным образом вызывают реакции, противоречащие помощи, не увеличивают помощь. [13]
Пример
[ редактировать ]26 декабря 2004 года произошло сильное цунами, обрушившееся на побережье большинства территорий, граничащих с Индийским океаном, в результате чего погибло более 225 000 человек в одиннадцати странах. Это было одно из самых смертоносных стихийных бедствий в истории. Индонезия, Шри-Ланка, Индия и Таиланд вошли в число примерно 14 стран, в которых погибли тысячи местных жителей и туристов. После распространения печальной новости люди по всему миру немедленно начали кампании по пожертвованиям. Помимо пожертвований правительств, в то же время пожертвования вносила и общественность. Например, за первые несколько дней британцы пожертвовали 1 миллион фунтов. В целом общественность всего мира пожертвовала 470 миллионов долларов США. Вид жертв в средствах массовой информации вызвал у доноров негативные эмоции, такие как печаль по поводу смерти. Таким образом, их пожертвование помогло уменьшить эти негативные чувства по мнению модели.
Помимо упомянутой выше катастрофы, есть и повседневные примеры. Когда человек, сидящий в автобусе, становится свидетелем стоящей беременной женщины или пожилого человека, на свидетеля будет оказано негативное воздействие. Предоставление места нуждающимся может инструментально восстановить настроение прохожего, поскольку помощь содержит компонент вознаграждения для большинства социализированных людей.
Направление и заключение будущего исследования
[ редактировать ]О природе помощи спорят уже давно. С одной стороны, в рамках модели помощи негативному состоянию конечная цель помощи состоит в том, чтобы облегчить негативное настроение свидетеля, таким образом, просоциальное поведение рассматривается как результат эгоизма и эгоизма помогающего. С другой стороны, некоторые не согласны с этой позицией и считают, что сочувствие, помимо негативных состояний, приводит к помогающему поведению. Дебаты продолжаются, и считается, что до достижения консенсуса о характере помощи еще далеко.
В последние годы большое количество исследований показало, что мотивация помочь различна в разных отношениях и в разных контекстах. Например, было обнаружено, что эмпатическая забота была связана с готовностью помочь родственникам, а не незнакомцам, когда эгоистические мотиваторы контролировались. [14] Чтобы получить более полное представление, будущие исследования должны проверить модель помощи негативному государству в различных контекстах. Такие исследования будут иметь решающее значение для выяснения контекстуальных эффектов и психологических факторов, лежащих в основе просоциального поведения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бауманн, диджей; Чалдини, РБ; Кенрик, DT (1981). «Альтруизм как гедонизм: помощь и самоудовлетворение как эквивалентные ответы». Журнал личности и социальной психологии . 40 (6): 1039–1046. дои : 10.1037/0022-3514.40.6.1039 .
- ^ Чалдини, РБ; Дарби, БЛ; Винсент, Дж. Э. (1973). «Трансгрессия и альтруизм: аргументы в пользу гедонизма». Журнал личности и социальной психологии . 9 (6): 502–516. дои : 10.1016/0022-1031(73)90031-0 .
- ^ Манусия, ГК; Бауманн, диджей; Чалдини, РБ (1984). «Настроение влияет на помощь: прямые эффекты или побочные эффекты?». Журнал личности и социальной психологии . 46 (2): 357–364. дои : 10.1037/0022-3514.46.2.357 . S2CID 13091062 .
- ^ Вейант, Дж. М. (1978). «Влияние состояний настроения, затрат и выгод на помощь». Журнал личности и социальной психологии . 36 (10): 1169–1176. дои : 10.1037/0022-3514.36.10.1169 .
- ^ Jump up to: а б с Кенрик, DT; Бауманн, диджей; Чалдини, РБ (1979). «Шаг к социализации альтруизма как гедонизма: влияние негативного настроения на детскую щедрость в общественных и частных условиях». Журнал личности и социальной психологии . 37 (5): 747–755. дои : 10.1037/0022-3514.37.5.747 .
- ^ Jump up to: а б Чалдини, РБ; Шаллер, М.; Хулихан, Д.; Арпс, К.; Фульц, Дж.; Биман, Ал. (1987). «Помощь, основанная на сочувствии: мотивирована ли она самоотверженно или эгоистично?». Журнал личности и социальной психологии . 52 (4): 749–758. дои : 10.1037/0022-3514.52.4.749 . ПМИД 3572736 .
- ^ Бэтсон, компакт-диск; Бэтсон, Дж. Г.; Гриттитт, Калифорния; Барриентос, С.; Брандт-младший; Шпренгельмейер, П.; Бэйли, MJ (1989). «Облегчение негативного состояния и гипотеза эмпатии-альтруизма». Журнал личности и социальной психологии . 56 (6): 922–933. дои : 10.1037/0022-3514.56.6.922 .
- ^ Jump up to: а б Чалдини, РБ; Кенрик, DT (1976). «Альтруизм как гедонизм: взгляд на социальное развитие взаимосвязи состояния негативного настроения и помощи». Журнал личности и социальной психологии . 34 (5): 907–914. дои : 10.1037/0022-3514.34.5.907 . ПМИД 993985 .
- ^ Карлсон, М.; Миллер, Н. (1987). «Объяснение связи между негативным настроением и помощью». Психологический вестник . 102 : 91–108. дои : 10.1037/0033-2909.102.1.91 .
- ^ Апслер, Р. (1975). «Влияние смущения на поведение по отношению к другим». Журнал личности и социальной психологии . 32 : 145–153. дои : 10.1037/h0076699 .
- ^ Карлсмит, Дж.; Гросс, А. (1969). «Некоторые эффекты вины на подчинение». Журнал личности и социальной психологии . 11 (3): 232–239. дои : 10.1037/h0027039 . ПМИД 5784264 . S2CID 34274726 .
- ^ Кидд, Р.; Берковиц, Л. (1976). «Влияние возбуждения диссонанса на готовность помочь». Журнал личности и социальной психологии . 33 (5): 613–622. дои : 10.1037/0022-3514.33.5.613 .
- ^ Чалдини, РБ; Бауманн, диджей; Кенрик, DT (1981). «Выводы из печали: трехэтапная модель развития альтруизма как гедонизма». Обзор развития . 1 (3): 207–223. дои : 10.1016/0273-2297(81)90018-6 .
- ^ Манер, Дж.; Гайо, М. (2007). «Альтруизм и эгоизм: просоциальные мотивы помощи зависят от контекста отношений». Европейский журнал социальной психологии . 37 (2): 347–358. дои : 10.1002/ejsp.364 .