Jump to content

Жан-Батист де Ла Круа де Шеврьер де Сен-Валье


Жан-Батист де Ла Круа де Шеврьер де Сен-Валье
Епископ Квебека
Церковь Костел
епархия Квебек
Видеть Нотр-Дам Квебека
Установлено 7 июля 1687 г.
Срок закончился 26 декабря 1727 г.
Предшественник Франсуа де Лаваль
Преемник Луи-Франсуа Дюплесси де Морне
Личные данные
Рожденный ( 1653-11-14 ) 14 ноября 1653 г.
Умер 26 декабря 1727 г. (1727-12-26) (74 года)
Квебек , Новая Франция
Национальность Французско-канадский
Образование Семинария Сен-Сюльпис , Париж

Жан-Батист де Ла Круа де Шевриер де Сен-Валье (14 ноября 1653 — 26 декабря 1727) — французский католический прелат, второй епископ Квебека .

Сен-Валье родился в юго-восточном французском городе Гренобль в 1653 году в богатой семье землевладельцев и быстро стал общественным деятелем, известным тем, что основал больницу. Его назойливая и властная личность побудила его принять должность епископа в 1685 году по призыву Людовика XIV и Франсуа де Лаваля , первого епископа Квебека. Часто называемый аббатом Сен-Валье , он был неоднозначной фигурой как епископ Квебека, поскольку редко прислушивался к советам. [ 1 ] Он потратил большие суммы денег, в результате чего на момент смерти в 1727 году семинария осталась в большом долгу. Он был глубоко вовлечен в традицию католических реформ и организовал несколько миссий по всей Канаде.

Большую часть своего правления он считался очень строгим лидером. Он отказался от требований короля и религиозных деятелей Новой Франции о своей отставке. Его подозревали в янсенизме , и его управление епархией привело к народным восстаниям и борьбе с различными религиозными группами. Достижения за время его 42-летнего правления включают: основание Генеральной больницы Квебека (1692 г.); здание епископа (1688 г.); заказ архитектора Илера Бернара де ла Ривьера на строительство церкви Нотр-Дам-де-Виктуар ; и создание религиозных реформистских общин в районе Монреаля . [ 2 ] Развитие Римско-католической архиепископии Квебека и римско-католической веры было его высшим приоритетом и интересом; он был особенно разумен в вопросах морали, которая, по его мнению, терпела неудачу на его кафедре. Он также принимал активное участие в работе Парижского общества иностранных миссий .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Жан-Батист родился 14 ноября 1653 года в семье Жана де Ла Круа де Шевриер де Сен-Валье и Мари де Сэйв. Жан-Батист был членом семьи Ла Круа, которая, как известно, считалась одной из лучших в Дофине и занимала престижные должности, такие как деревенские дворяне, офицеры. , магистраты и послы. Отец Жан-Батиста был магистратом Гренобля и работал на дипломатической службе, а его дед был юристом и поэтом, а затем судьей парламента Гренобля. Семья Ла Круа владела большим количеством земли, включая замок Сен-Валье в Роне, который ранее принадлежал любовнице короля Генриха II Диане де Пуатье. [ 1 ]

Здесь Жан-Батист провел большую часть своего детства. Однако в этот период о нем мало что известно, кроме его благотворительной деятельности и образования в иезуитском колледже в Гренобле. Дети Ла Круа находились под сильным влиянием религии; трое из десяти вступили в религиозную жизнь. Жан-Батист поступил в семинарию Сен-Сюльпис в Париже и получил лицензию теолога в 1672 году в возрасте 19 лет. В 1676 году он был назначен обычным раздателем милостыни при короле Людовике XIV, и это повышение можно объяснить связями его семьи. [ 1 ] Он был рукоположен в священники в 1681 году. В 1683 году он лично профинансировал небольшую больницу в Сен-Валье.

Жан-Батист был известен своей строгостью, сильной волей и динамизмом. Он был близким другом епископа Гренобля Ле Камю и регулярно посещал больницы, тюрьмы и сельские приходы. При дворе «Короля-Солнца» он хранил свое религиозное облачение.

Идеология

[ редактировать ]

Сен-Валье был сторонником Контрреформации. Его первоначальным намерением в Новом Свете было заняться обращением коренных жителей. Он представил «Иезуиты и воспоминания» в попытке евангелизировать Новую Францию. Многие из этих миссий (Иллинойс, Луизиана и Миссисипи) привели к конфликтам между епископом Сен-Валье, иезуитами и семинарией Квебека.

Его различные строительные проекты отражают желание восстановить и обновить авторитет католической церкви как главного института административной организации. [ 3 ] В 1697 году Сен-Валье построил в Квебеке дворец для своего духовенства и как место гостеприимства. В том же году он также основал монастырь монахинь в Труа-Ривьер. [ 1 ] Рвение Сен-Валье к религиозной деятельности и учреждениям простиралось от Квебека, Монреаля, Акадии и Луизианы. Его образ жизни воплощал идеалы Тридентского Собора.

Епархия Квебека

[ редактировать ]

Квебекская епархия была обширной, а ее население разнообразным и широко распространенным. В него входила вся французская Северная Америка, или то, что называлось Новой Францией , разделенное на семь колоний: Ньюфаундленд , Акадия , Иль-Рояль , Луизиана , Иллинойс , Верхняя Страна и Канада . [ 4 ] населен коренными народами и европейскими поселенцами. Во время правления Сен-Валье иммиграция из Франции в основном прекратилась; европейскими колонистами были фермеры, рыбаки, моряки, торговцы и «курьеры леса», которыми руководила небольшая элита аристократических лидеров, но между 1685 и 1730 годами произошел большой демографический взрыв: белое население Новой Франции резко возросло с ок. 12 000 жителей до ок. 41 500. [ 5 ] Как и многие из них, Сен-Валье был рабовладельцем. [ 6 ]

В то же время численность индейцев упала с ок. от 163 500 до ок. 61 500. [ 5 ] Эта потеря, главным образом среди племен Луизианы, была связана с войнами и болезнями, принесенными в долину Миссисипи. Число аборигенов по сравнению с белыми поселенцами является одной из причин присутствия такого большого количества религиозных орденов в Новой Франции. Миссии и обращение в христианство считались очень важными.

Священники Этранжерских миссий Парижа, иезуиты, Реколле и Сульпицианы часто работали в сотрудничестве с монахинями разных орденов, таких как Конгрегация Нотр-Дам или канониссы Святого Августина Милосердия Иисуса в l'Hôtel- Дьё де Квебек. Приезд Сен-Валье и его твердые взгляды на то, какими должны быть обязанности священников, вызвали шок в орденах, особенно в семинарии Квебека, недавно основанной его предшественником епископом Лавалем.

Начало как епископ

[ редактировать ]

Быстро продвигаясь по религиозной и социальной иерархии, возведение Сен-Валье в сан епископа было лишь вопросом времени. В 1685 году монсеньор де Лаваль, епископ Квебека, подал королю прошение об отставке и предложил Сен-Валье заменить его. Его окружение сначала подтолкнуло его отказаться от кафедры, поскольку Квебекская епархия была относительно новой, бедной, далекой от двора и в то время «возможно, самой несчастной и трудной из всех епархий в миссионерских землях». [ 1 ] Аббат Сен-Валье, наконец, решил принять эту должность и покинул Францию ​​для пребывания на своей будущей кафедре в звании генерального викария епископа Лаваля, поскольку церемонию его посвящения пришлось отложить из-за сложных отношений между Папой Иннокентием XI и Людовик XIV.

Его первое пребывание в Канаде продлилось полтора года. Сен-Валье удивил духовенство своей страстью и энергией. Его поездка началась в Квебеке, в приходы вдоль реки Святого Лаврентия, в Монреаль, а затем в Акадию. За это время он проповедовал как французам, так и индийцам. В 1686 году он обсуждал возможность дальнейшего проникновения в Великие озера, чтобы продолжить свои исследования. [ 1 ]

Однако его сильная личность пугала людей. Позднее руководство семинарии написало епископу Лавалю, что, по их мнению, он не является подходящим кандидатом для управления Квебекской епархией. Лаваль встал на их сторону и потребовал, чтобы Сен-Валье покинул свой пост. [ 2 ] Это, конечно, его оскорбило, и он отклонил эту просьбу, поддержанную королем, который «сослал» господина Лаваля во Францию ​​и отказался разрешить ему вернуться в Квебек. Разочарованный и разгневанный, поскольку он ожидал умереть в квебекской церкви, соучредителем которой он был, Лаваль выдвинул множество обвинений, в которых Сен-Валье изображался как предатель-манипулятор.

Сен-Валье был рукоположен в епископа в Сен-Сюльписе 25 января 1688 года и позволил своему предшественнику вернуться в Канаду. Однако это оказалось для него пагубным, поскольку по его возвращению летом 1688 года между ним и семинарией Квебека возникли разногласия. Три священника и епископ Лаваль сговорились вместе, чтобы подорвать авторитет Сен-Валье, и «три четверти духовенства в Канаде [...] [уже] избежали прямой власти епископа, который, кроме того, оказался вынужден делиться его юрисдикция над собственным светским духовенством и его семинарией». [ 1 ]

Осенью 1688 года епископ Сен-Валье инициировал пересмотр старой системы и заменил ее новыми изменениями в организации семинарии, которые последняя отвергла при поддержке епископа Лаваля. «Монсеньор де Сен-Валье работал над установлением более строгих и ясных пастырских норм […] директивы, которые он установил во всем своем епископате, концентрируются главным образом на отправлении таинств, особенно таинства покаяния, и на проповеди» [ 7 ] В это время ирокезы снова начали атаковать французов и впереди маячило предстоящее приближение англичан.

Нападенный со всех сторон и названный тираном и янсенистом, он решил обратиться в арбитраж к высшим религиозным властям, в данном случае к архиепископу Парижскому и личному духовнику короля, которые «оба решили в пользу епископа по основным вопросам». пунктов […] семинария Квебека потеряла свои привилегии и вернулась [вернулась] под обычное правило». [ 1 ]

Тем не менее, к концу 1694 года отношения Сен-Валье с его епархией ухудшились до такой степени, что Людовик XIV был вынужден отозвать его в Париж. Пока Сен-Валье защищал свои действия, его попросили уйти в отставку, но он отказался это сделать. После содержания во Франции до 1697 года, без согласия на отставку, Сен-Валье разрешили вернуться в Канаду, согласившись быть более «благоразумным». [ 8 ] и умерен в своих поступках. Он вернулся на свою кафедру и санкционировал создание нового учреждения урсулинок в Труа-Ривьер .

Ссоры с разными учреждениями

[ редактировать ]

Срок пребывания Сен-Валье на посту епископа определялся бесконечными ссорами с правительственными и религиозными учреждениями во французской Северной Америке. Еще до того, как он был официально рукоположен в сан епископа, активный стиль руководства Сен-Валье привел его к конфликту с различными группами, которые временами воспринимали его как властного и контролирующего человека.

Он поссорился с губернатором Фронтенаком из-за их социального положения, зашел так далеко, что пригрозил наложить запрет на приказ Реколле за предоставление губернатору приоритета. [ 9 ] Он также вступил в конфликт с женским религиозным орденом Конгрегации Нотр-Дам . Орден активно занимался обучением и уходом за больными, и епископ стремился навязать им более строгий замкнутый образ жизни. [ 10 ] Кроме того, он требовал от них согласия на выплату приданого, торжественных обетов и присяги на послушание ему как епископу. Хотя Конгрегация сопротивлялась, в конечном итоге она была вынуждена принять многие указания Сен-Валье. [ 11 ]

По возвращении из Франции Сен-Валье быстро втянулся в новые внутрирелигиозные споры. Дальнейший конфликт возник в отношении конкурирующих претензий на права на евангелизацию. В 1698 году семинария Квебека запросила разрешение направить миссию к племени Тамароа. Сен-Валье, который после «большой ссоры» с семинарией стремился сохранить хорошие отношения, согласился. Это была пощечина иезуитам, которые чувствовали, что их усилия по евангелизации находились под давлением со стороны светской церкви во всем мире. Они возражали, утверждая, что тамароа были включены в племя Иллинойса, обращение которого было им доверено. Когда спор был передан на его рассмотрение, Сен-Валье принял решение в пользу семинарии. Когда иезуиты обратились к королю Людовику XIV в 1700 году, епископ вернулся во Францию, чтобы защитить свое решение. Хотя это решение было поддержано, ущерб, нанесенный его отношениям с иезуитами, оказался продолжительным.

Хотя Сен-Валье подвергался большой критике, в его епархии также восхищались его самоотверженностью и самопожертвованием. Вместо того, чтобы оставаться в Квебеке или Монреале, он неустанно путешествовал по сельской местности. Его заслуга также в основании Hôpital Général и установлении орденов иезуитов и реколлетов в Монреале.

Сен-Валье и янсенизм

[ редактировать ]

В колониях и во Франции существовало очень сильное подозрение, что епископ Квебека на самом деле был последователем янсенизма . Янсенизм, названный в честь Корнелиуса Янсена, голландского католического епископа, характеризовался очень строгим и строгим христианством, ригоризмом в религиозной практике и определенным индивидуализмом. Критический словарь богословия объясняет большое значение янсенизма следующим образом: «обозначает внутреннее движение католицизма, которое опровергает необходимость определенных осуждений и ограничивает их диапазон и пытается представить христианство в его первоначальной форме и ближе к его целям». [ 12 ]

В отличие от централизации власти и абсолютизма, это религиозное движение рассматривалось как чума при дворе короля Людовика XIV и в Новой Франции, где правительственная система во многом основывалась на абсолютизме. [ 13 ]

Если Сен-Валье и представлял янсенистские идеи, то это было в определенных аспектах его творчества, а также в его строгости и глубокой ортодоксальности, но он определенно не был янсенистом. В начале XVIII века епископ написал 3 книги; Ритуал, Катехизис и «Уставы и порядки». Из-за ссор с иезуитами настоятель ордена решил атаковать авторитет Сен-Валье, написав длинную критику этих трех книг, рассматривая их как «впадение в арианство, пелагианство, янсенизм, лютеранство и кальвинизм». [ 1 ] Отец Бувар основывал свои обвинения на различных отрывках из сочинений епископа, например на этом отрывке из Катехизиса. [ 14 ]

«Неужели число отверженных будет намного больше числа блаженных? Да, путь в погибель широк, а путь, ведущий в жизнь вечную, узок». [ 15 ]

(Неужели число проклятых будет намного больше числа блаженных? Ответ: Да, дорога в погибель широка, тогда как дорога, ведущая в жизнь вечную, узка.) [ 1 ]

Епископ Сен-Валье в конце концов обратился в Сорбонну с просьбой реабилитировать его произведения. Доктора богословского факультета признали Ритуал и Катехизис совершенно ортодоксальными и осудили критику Бувара. Тем не менее, Сен-Валье решил в 1713 году отредактировать «Ритуал», чтобы отбросить все сомнения относительно своих мнимых янсенистских идей. Эта книга использовалась в приходах до середины XIX века. [ 16 ]

Захват и задержание

[ редактировать ]

По возвращении в Новую Францию ​​судно Сен-Валье вместе с другими кораблями конвоя, шедшего в Новую Францию, было атаковано английскими военно-морскими силами и отправлено в Англию. Там его сделали дипломатическим пленником и поместили под домашний арест, поскольку Франция находилась в состоянии войны с Англией в войне за испанское наследство.

Поскольку Сен-Валье не мог править из-под стражи, религиозное измерение епархии Квебека пришло в упадок. Проблемой, по мнению епископа и многих священников, было отсутствие нравственности в колонии. Они столкнулись с большим сопротивлением со стороны населения, особенно со стороны туземцев, которые были не согласны с борьбой духовенства с алкоголизмом, «непристойностью и безнравственностью» и их попыткой привить племенам христианские обычаи, одновременно избавляя их от собственных обычаев. Спор по поводу продажи алкоголя также вызвал волнения среди колониального населения, поскольку правительство и особенно торговцы стремились использовать спиртные напитки как способ поддерживать хорошие отношения с индейскими племенами.

Епископ оставался узником в Лондоне в течение пяти лет, пока правила королева Анна. За это время король Франции и военный совет намеренно затягивали переговоры о его освобождении. Многие были рады избавиться от Сен-Валье и его непрестанных споров, а королева Англии потребовала в обмен на епископа Квебека возвращения барона де Меана, «опасного человека для интересов Франции». [ 1 ] Лишь в 1709 году король решил освободить декана Льежа, а англичане, в свою очередь, вернули Сен-Валье. [ 17 ] В то время состояние епархии Сен-Валье сильно ухудшилось, особенно после смерти епископа Лаваля в 1708 году. Несмотря на его просьбы, король не хотел отпускать его обратно в Новую Францию, опасаясь новых религиозных конфликтов. Таким образом, Сен-Валье подвергся «вынужденной ссылке» на четыре года (1709–1713), прежде чем смог вернуться.

Поздняя жизнь, смерть и эпилог

[ редактировать ]

После тринадцатилетнего отсутствия Сен-Валье наконец вернулся в Квебек, уговорив короля дать согласие на его отъезд. Он прибыл в свою епархию уставший и измученный муками последних 20 лет постоянных распрей. Споры с религиозными орденами Новой Франции, правительством и купечеством сменились более мирным периодом, продолжавшимся до его смерти, хотя он и сохранил некоторые старые привычки. Он отказался, например, позвонить в колокол собора в связи со смертью губернатора Риго де Водрейя, и «между [ним] и его семинарией существовала неприязнь». [ 1 ]

Строгий на протяжении всей своей жизни, он становился все более и более смиренным в своем образе жизни и обращался к созерцанию и простым обязанностям. Как объяснил Тимоти Пирсон в книге «Стать святыми в ранней Канаде »: «Благотворительность, как любовь человека к Богу, так и публичные акты альтруистического дарения подарков […] стали выдающимся образцом святости после 1650 года». [ 18 ] Сен-Валье, следуя примеру «Святых», проявил свою щедрость, помогая бедным и Генеральной больнице Квебека. Он также очень серьезно относился к своим обязанностям епископа и развивал приходы в самых отдаленных уголках епархии. [ 1 ] Ослабленный болезнью, он умер 26 декабря 1727 года в основанной им больнице Hôpital Général. Его последние слова показали его милосердие, поскольку он сказал: «Забудьте меня, но не забывайте моих бедных». [ 1 ]

Аббат Госслен, писавший о епископе Сен-Валье в конце XIX века, сказал о нем: «Особенно благодаря своим великим добродетелям и святости своей жизни он предстает в истории ореолом милосердия и бескорыстия: память о нем будет вечный" (особенно своими великими добродетелями [...] и святостью своей жизни [...] он предстает нам в истории с ореолом милосердия и бескорыстия: память его будет бессмертна) [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Альфред Рамбо. «Крест Шеврьера Сен-Валье, Жан-Батист Де». Словарь канадской биографии.
  2. ^ Jump up to: а б с Август Госслен. «Монсеньор де Сен-Валье и его время». Нос Расинес/Наши корни.
  3. ^ Энни Блуэн. Пастырские требования монсеньора де Сен-Валье к своим священникам, 1685–1727 гг. Диссертация (магистр) – Университет Лаваля, 1999 г.
  4. ^ Джеймс С. Притчард, 2004. В поисках империи: французы в Америке, 1670-1730. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 31
  5. ^ Jump up to: а б Причард, 2004, стр. 423–425.
  6. ^ Подмигивает, Робин В. (1997). Черные в Канаде: история (2-е изд.). Монреаль; Буффало: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN  978-0-7735-1631-1 .
  7. ^ Энни Блуэн. Пастырские требования монсеньора де Сен-Валье к своим священникам, 1685–1727 гг. Бесплатный перевод с французского на английский.
  8. ^ Люсьен Кампо. «Бувар, Мартин» в Канадском биографическом словаре, том. 2, Университет Торонто/Университет Лаваля, 2003 г.
  9. ^ Жак Валуа. «Денис, Джозеф» в Канадском биографическом словаре, том. 2, Университет Торонто/Университет Лаваля, 2003 г.
  10. ^ Фоли, Мэри Энн, «Мы не хотим тюрьмы среди нас»: Борьба за церковное признание в Новой Франции семнадцатого века», «За стенами: религиозные женщины в американской жизни» 14 (зима 1996 г.)
  11. ^ М. Эйлин Скотт. «Барбье, Мари, де л'Ассомпсьон» в Канадском биографическом словаре, том. 2, Университет Торонто/Университет Лаваля, 2003 г.
  12. ^ Жак М. Гре-Гайер. «Янсенизм», Жан-Ив Лакост (реж.), Критический богословский словарь, Париж, Presses universitaire de France, 2002, стр. 708-710. Бесплатный перевод с французского на английский.
  13. ^ Дж. С. Притчард. «В поисках империи: французы в Америке, 1670–1730». стр. 231-234
  14. ^ Клод Ла Шарите. «Два издания Ритуала Квебекской епархии монсеньора де Сен-Валье, датированные 1703 годом: от янсенистского издания до издания, пересмотренного и исправленного Обществом Иисуса», Revue de Bibliothèque et Archives nationalaux du Québec, № 3. : с. 78
  15. ^ Жан-Батист де Ла Круа де Шеврьер де Сен-Валье. Катехизис Квебекской епархии, составленный монсеньором, прославленнейшим и достопочтенным Жаном де Ла Круа де Сен-Валье, епископом Квебека. Париж, Урбен-Кустелье, 1702 год.
  16. ^ Клод Ла Шарите. п. 78
  17. ^ Томас, Джеймс Х. (1998). «Епископ Квебека как пешка: заключение Саита-Валье в Англии 1704–1709» (PDF) . CCHA Исторические исследования . 64 : 151–160 [с. 158].
  18. ^ Тимоти Г. Пирсон. Стать святым в ранней Канаде. McGill-Queen's University Press, 2014. стр.110.

Библиография

[ редактировать ]
  • Биография в онлайн-словаре канадской биографии
  • Католическая энциклопедия - Жан-Батист де Сен-Валье
  • Сен-Валье, Жан-Батист де Ла Круа де Шеврьер де. Катехизис Квебекской епархии, составленный монсеньором, прославленнейшим и достопочтенным Жаном де Ла Круа де Сен-Валье, епископом Квебека. Париж, Урбен-Кустелье, 1702 год.
  • Сен-Валье, Жан-Батист де Ла Круа де Шеврьер де. Современное состояние Церкви и французской колонии в Новой Франции, автор: епископ Квебека. Париж, Роберт Пепи, 1688 год.
  • Сен-Валье, Жан-Батист де Ла Круа де Шеврьер де. Ритуал Квебекской епархии, изданный по приказу монсеньора де Сен-Валье, епископа Квебека. 1-е издание. Париж, Симон Ланглуа, 1703 год.
  • Сен-Валье, Жан-Батист де Ла Круа де Шеврьер де. Ритуал Квебекской епархии, изданный по приказу монсеньора, епископа Квебека. 2-е издание. Париж, Симон Ланглуа, 1703 г. [около 1713 г.].
  • Сен-Валье, Жан-Батист де Ла Круа де Шеврьер де. Статуты, постановления и пастырские письма монсеньора де Сен-Валье, епископа Квебека, для регулирования его епархии. Париж, Симон Ланглуа, 1703 г.
  • Блуэн, Энни. 1999. Пастырские требования монсеньора де Сен-Валье к своим священникам, 1685–1727 гг. Диссертация (MA) – Университет Лаваля, 1999.
  • Кампо, Люсьен. «Бувар, Мартин» в Канадском биографическом словаре, том. 2, Университет Торонто/Университет Лаваля, 2003 г. (по состоянию на 22 февраля 2015 г.) < http://www.biographi.ca/en/bio/bouvart_martin_2E.html .>
  • Шокетт, Роберт. Религия Канады: историческое введение. Оттава: Издательство Оттавского университета, 2004.
  • Клише, Мари-Эме. 1988. Религиозные практики в Новой Франции: поведение населения и церковный надзор в правительстве Квебека. Квебек: Издательство Университета Лаваля.
  • Фэй, Теренс. «История канадских католиков: галликанство, католицизм и канадизм: том 20 истории религии». McGill-Queen's Press - MQUP, 2002.
  • Фоли, Мэри Энн, «Мы не хотим тюрьмы среди нас»: борьба за церковное признание в Новой Франции семнадцатого века», «За стенами: религиозные женщины в американской жизни» 14 (зима 1996 г.); стр. 1-18. (По состоянию на 5 февраля 2015 г.). < https://www.jstor.org/stable/25154538 >
  • Госслен, август. «Монсеньор де Сен-Валье и сын времен». Нос Расинес/Наши корни. (По состоянию на 6 февраля 2015 г.). < http://www.ourroots.ca/f/toc.aspx?id=1702 Архивировано 24 сентября 2015 г. на Wayback Machine >
  • Грир, Аллан. 1985. Крестьянин, лорд и торговец: сельское общество в трех приходах Квебека, 1740–1840 гг. Торонто: Университет Торонто Press.
  • Гре-Гайер, Жак М., «Янсенизм», Жан-Ив Лакост (реж.), Критический богословский словарь, Париж, Presses universitaire de France, 2002, стр. 708-710.
  • Ла Шарите, Клод, «Два издания Ритуала Квебекской епархии монсеньора де Сен-Валье, датированные 1703 годом: от янсенистского издания до издания, пересмотренного и исправленного Обществом Иисуса», Revue de Bibliothèque et Archives Nationals Квебека, № 3: стр. 74–85.
  • Пирсон, Тимоти Г. Становление святым в ранней Канаде. Издательство Университета Макгилла-Куина, 2014.
  • Пирсон, Тимоти Г. Стать святым в ранней Канаде: деятельность и становление святых людей в обществе и культуре. Диссертация (доктор философии) - Университет Макгилла, 2008 г.
  • Причард, Джеймс С. 2004. В поисках империи: французы в Америке, 1670–1730. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
  • Рамбо, Альфред. «Крест Шеврьера Сен-Валье, Жан-Батист Де». Словарь канадской биографии. (По состоянию на 1 февраля 2015 г.).< http://www.biographi.ca/en/bio/la_croix_de_chevrieres_de_saint_vallier_jean_baptiste_de_2E. Архивировано 27 февраля 2015 г. в Wayback Machine .>
  • Скальберг, Дэниел Аллен. 1990. Религиозная жизнь в Новой Франции при епископствах Лаваля и Сен-Валье: 1659–1727. Диссертация (доктор философии) - Университет Орегона, 1990 г.
  • Скотт, М. Эйлин. «Барбье, Мари, де л'Ассомпсьон» в Канадском биографическом словаре, том. 2, Университет Торонто/Университет Лаваля, 2003 г. (по состоянию на 20 февраля 2015 г.) < http://www.biographi.ca/en/bio/barbier_marie_2E.html .>
  • Таллон, Ален. 1997. Франция и Трентский собор, 1518–1563 гг. [Рим]: Французская школа Рима.
  • Томас, Джеймс Х., «Епископ Квебека как пешка: заключение Саита-Валье в Англии 1704–1709», CCHA Historical Studies 64 (1998), стр. 151–160. (По состоянию на 1 февраля 2015 г.). < http://www.cchahistory.ca/journal/CCHA1998/THOMAS.pdf [ постоянная мертвая ссылка ] >
  • Валуа, Жак. «Денис, Джозеф» в Канадском биографическом словаре, том. 2, Университет Торонто/Университет Лаваля, 2003 г. (по состоянию на 20 февраля 2015 г.) < http://www.biographi.ca/en/bio/denys_joseph_2E.html .>
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a85438d1ea5762c59760062a3e0e9d4__1720185180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/d4/9a85438d1ea5762c59760062a3e0e9d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean-Baptiste de La Croix de Chevrières de Saint-Vallier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)