Автопортрет (ван Хемессен)

«Автопортрет» — небольшая картина, выполненная маслом на дубе в 1548 году фламандской эпохи Возрождения художницей Катариной ван Хемессен , когда ей было 20 лет. Картина принесла ей значительную репутацию и важна не только как женский портрет раннего Нового времени, но и как изображение художника в процессе рисования. [ 1 ] Это было очень необычно для того времени; хотя автопортреты были обычным явлением, лишь некоторые из них, например портреты Альбрехта Дюрера (1471–1528), изображали повседневную жизнь художника. [ 1 ] Художники того времени редко прямо упоминали и тем более демонстрировали инструменты своей профессии. [ 1 ] Предполагается, что портрет Хемессена — один из первых, на которых художник изображен с кистью вместе с палитрой и мольбертом. [ 1 ] Она написала на латыни: «Я, Катерина ван Хемессен, нарисовала себя / 1548 год / Ей 20 лет». [ 2 ]
Хемессен изображена в пояс, с кистью в руках, глядя наружу, как будто на свое собственное изображение, записывающее его на дубовой панели перед собой. [ 3 ] Она только начала работу над изображенной картиной, фон не проставлен, виден только эскиз ее головы. Ее лицо нарисовано мягкими мазками кисти, а текстура ее платья подчеркнута более разнообразными мазками кисти. [ 4 ]
На основном изображении Хемессен показала себя элегантно одетой в черное парчовое платье с красными бархатными рукавами. Хотя такой наряд был бы непрактичен для художницы, работающей маслом и кистью, ее одежда призвана указывать на ее социальный статус и придавать личное достоинство. [ 1 ] Ее руки слишком велики по сравнению с остальным телом.

В игре присутствует ряд преднамеренных противоречий и исследований зеркальных изображений. Хемессен держит кисть правой рукой; она бы исправила переворот отраженного изображения. Ее голова, как показано на панели, меньшего размера и расположена вверху слева; это противоположно положению ее головы на финальной картине. [ 1 ] Ее голова повернута в сторону зрителя, но ее глаза не встречаются с нашими. Типичный для ее работ фон простой и темный и не дает никаких указаний на пространство, занимаемое натурщиком.
На пути современных женщин, желающих стать художницами, стоял ряд препятствий. Главным среди них был тот факт, что их обучение включало как вскрытие трупов, так и изучение обнаженных мужских форм. Кроме того, система ученичества означала, что начинающему художнику придется жить с художником старшего возраста в течение 4–5 лет, часто начиная с 9–15 лет. По этим причинам женщины-художницы были крайне редки, а те, кому это удавалось, обычно обучались у близкой родственницы, в случае ван Хемессен, у ее отца . [ 5 ]
Атрибуция
[ редактировать ]Время от времени высказывались сомнения в подлинности и происхождении произведения. Некоторые предполагают, что его создал ее отец Ян Сандерс ван Хемессен (1500–1566); он имел тенденцию изображать женщин с такими же большими круглыми и темными глазами и уменьшенным подбородком. Однако историки искусства не придают большого значения этим теориям, и известность подписи воспринимается как свидетельство намерения Катерины отметить работу как сделанную ее собственной рукой. [ 6 ] Портрет Катерины из Кельна, написанный около 1548 года , на котором изображена женщина 22 лет, сидящая у девы , имеет те же размеры, что и эта работа, и содержит почти идентичное лицо; вероятно, он был либо задуман как дополнение к этому автопортрету, либо был изображением ее сестры Кристины, которая была на два года старше. [ 7 ]
Другие варианты
[ редактировать ]Помимо той, что находится в Художественном музее Базеля , существуют две почти идентичные копии, обе приписываемые самой Катарине. Один находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург , а другой — в коллекции Михаэлиса, Кейптаун .
Примечания
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Джонс, Сьюзен Фрэнсис. Ван Эйк — Госсарту . Лондон: Национальная галерея, 2011. ISBN 978-1-85709-504-3
- Кемпердик, Стефан. Ранний портрет из собрания принца Лихтенштейна и Художественного музея Базеля . Мюнхен: Престель, 2006. ISBN 3-7913-3598-7
- Кляйнер, Фред. Искусство Гарднера сквозь века . Уодсворт, 2009. ISBN 0-495-57364-7