Jump to content

Ян Сандерс ван Хемессен

Ян Сандерс ван Хемессен
Рожденный в. 1500
Умер в. 1566
Движение Фламандский ренессанс
Дети Кристина ван Хемессен, Катарина ван Хемессен
Тщеславие

Ян Сандерс ван Хемессен (ок. 1500 – ок. 1566) был ведущим фламандским художником эпохи Возрождения , принадлежавшим к группе итальянизирующих фламандских художников, называемых романистами , находившихся под влиянием итальянской живописи эпохи Возрождения . Ван Хемессен посетил Италию в 1520-х годах, а также Фонтенбло недалеко от Парижа в середине 1530-х годов, где он смог увидеть работы колонии итальянских художников, известной как Первая школа Фонтенбло , которые работали над украшениями дворца. из Фонтенбло . [1] Работы Ван Хемессена демонстрируют его способность интерпретировать итальянские модели в новый фламандский визуальный словарь. [2]

Хемессен сыграл важную роль в развитии жанровой живописи благодаря своим большим сценам на религиозные или мирские темы, действие которых происходит в городах с современной одеждой и архитектурой. Эти работы изображают человеческие недостатки, такие как жадность и тщеславие, а некоторые демонстрируют интерес к темам с финансовой точки зрения. Его жанровые сцены развивают « маньеристскую инверсию », позже развитую Питером Артсеном , где небольшая религиозная сцена на заднем плане раскрывает истинный смысл картины, в которой доминирует большая сцена на переднем плане, по-видимому, посвященная светской жанровой теме. Одна из его самых известных работ , « Притча о блудном сыне» , выражает религиозную тему через чисто жанровую картину, действие которой происходит в таверне, и может рассматриваться как важное раннее утверждение традиции веселой компании . [3] Он также написал небольшое количество портретов, некоторые исключительного качества, под влиянием Бронзино . [4] Ван Хемессен также был известен своими большими обнаженными фигурами - предметом, с которым он познакомился в Италии. [2]

Он жил в Антверпене между 1519 и 1550 годами, вступив там в Гильдию художников Святого Луки в 1524 году. После 1550 года он, возможно, переехал в Харлем . Он нарисовал несколько религиозных сюжетов, и многие другие, возможно, были уничтожены Бельденским штормом , пронесшимся по Антверпену в год его смерти.

Блудный сын , 1536 год.
Мария Магдалина с лютней, на заднем плане Христос в доме Марфы , 1550 г.

Ян Сандерс ван Хемессен родился в Хемиксеме , который тогда назывался Хемессен или Хеймиссен . Он был учеником Хендрика ван Клеве I в Антверпене. [5] В начале своей карьеры, около 1520 года, он отправился в Италию. Здесь он изучал обе модели классической античности, такие как « Лаокоон» , а также современные работы Микеланджело и Рафаэля. [4] Он вернулся в Антверпен , где в 1524 году поступил в местную Гильдию Святого Луки в качестве мастера. [6]

Считается, что Ван Хемессен в начале своей карьеры работал при королевском дворе в Мехелене . Здесь он, возможно, впервые встретил Яна Госсарта , придворного художника, а также мастера легенды о Магдалине . [4] Хотя ранний биограф Карел ван Мандер писал, что ван Хемессен провел время в Харлеме, этому утверждению нет никаких доказательств.

Ван Хемессен был женат на Барбаре де Февр, от которой у него было две дочери. После смерти жены у него родился внебрачный сын по имени Пеетер от служанки Беттекен. После смерти Яна Сандерса ван Хемессена и Беттекена Пеетер был узаконен в 1579 году, в возрасте 24 лет. Ян Сандерс ван Хемессен обучил свою дочь Катарину ван Хемессен, которая стала успешным художником-портретистом. Неизвестно, где умер ван Хемессен. [5]

Притча о немилосердном слуге , ок. 1556 г.

Ван Хемессен писал очень широкий спектр сюжетов, включая религиозные, мифологические и аллегорические сцены, обнаженную натуру, портреты и жанровые сцены.

Ван Хемессен был одним из первых нидерландских художников, которые использовали жанровый характер библейских сюжетов часто в морализирующих целях. [7] Ван Хемессен специализировался на сценах с недостатками человеческого характера, такими как тщеславие и жадность. Его картины часто имеют религиозную тематику. Его стиль помог заложить фламандские традиции жанровой живописи. [8]

Ван Хемессен также был художником-портретистом. [8] Его маньеристский стиль характеризуется мускулистыми и ощутимо объемными фигурами, густонаселенным передним планом резко обрезанных форм и энергичными, даже яркими жестами. [7] Хемессен уравновешивал влияние классических и ренессансных моделей реализмом, которому он, должно быть, научился у северных художников, таких как Квентин Матсис , Йоос ван Клив , Маринус ван Реймерсвале и, возможно, даже Лукас ван Лейден и Ганс Гольбейн Младший . [6]

Веселые компании

[ редактировать ]
Свободная компания

Ян Сандерс ван Хемессен связан с развитием темы веселой компании во фламандской жанровой живописи. Свои композиции на эту тему он начал с картины 1536 года на религиозную тему, то есть « Притчи о блудном сыне» ( Королевские музеи изящных искусств Бельгии ). На переднем плане композиции изображен блудный сын в дни светской жизни в компании проституток, музыки, вина и азартных игр. На заднем плане через открытое окно можно различить сцену жизни блудного сына среди свиней после того, как для него наступили тяжелые времена, и сцену его воссоединения с прощающим его отцом. Композиция явно несет в себе моральный урок о том, что нужно заглянуть за пределы земных удовольствий, изображенных на переднем плане, чтобы найти путь искупления, который показан на заднем плане.

Ван Хемессен создал сцены в таверне и борделе, посвященные теме разнузданной жизни, когда пьянство приводит к еще большей греховности. [9] Изображение его сцен в таверне и борделе, возможно, было предназначено больше для того, чтобы порадовать зрителя демонстрацией мастерства художника и юмора сюжета, чем для высокого морального суждения. [10] Это показано в « Свободной компании» (ок. 1540, Staatliche Kunsthalle Karlsruhe ), в которой ван Хемессен изображает сцену публичного дома. На переднем плане изображен пожилой мужчина, которого ласкает привлекательная молодая женщина. Мужчина, кажется, передумал, поднимая руку в знак протеста. Сводница на фотографии смеется, уже положив его деньги в оловянный кувшин. Сцена написана с убедительным реализмом и иллюзионизмом. [11]

Призвание святого Матфея

[ редактировать ]
Призвание святого Матфея , Художественно-исторический музей, ок. 1548 г.

Ян Сандерс ван Хемессен написал несколько композиций на тему « Призвание святого Матфея» : одна версия в Старой пинакотеке , две в Художественно-историческом музее и мастерская в Метрополитен-музее . Эта тема предоставила ван Хемессену еще один повод использовать религиозную тему для передачи морального послания. Библейская история гласит, что святой Матфей начал свою жизнь как мытарь, пока не был призван Иисусом и сразу же последовал за Ним. Эта история дала ван Хемессену повод нарисовать сцену, в которой противопоставляются люди, занятые коммерческой деятельностью, в частности, обменом или пересчетом денег, и безмятежный Иисус. [12]

Версия мастерской в ​​Метрополитен-музее является точной копией версии 1548 года в Музее истории искусств, только фон другой. В обеих версиях показано, как Иисус подзывает Матфея жестом, напоминающим итальянское искусство. На переднем плане находится Матфей, ​​чьи руки и голова изображены в драматическом ракурсе, когда он поворачивается к Иисусу в ответ на его призыв. Двое коллег Мэтью не знают о происходящем знаменательном событии и продолжают свою работу по подсчету денег и регистрации платежей. Фигура Матфея — это скрытый портрет императора Карла V , тогдашнего правителя Фландрии. [7]

Хирург

Еще одно представительное произведение Яна Сандерса ван Хемессена с моральным посылом — «Хирург 1555 года» ( Музей Прадо , Мадрид). Композиция представляет собой сцену, часто встречающуюся во фламандской жанровой живописи. Место действия — городской пейзаж, скорее всего, рынок. Хирург удаляет ножом камень (предположительно камень безумия ), который виден внутри разреза на открытом черепе пациента. Считалось, что безумие пациента исчезнет с удалением камня. [13] Подразумевается, что хирург на самом деле шарлатан, который ловкостью рук сам поместил камень в разрез, прежде чем притвориться, что удалил его.

В качестве рекламы его навыков позади него висит линия, на которой висят камни, которые он якобы удалил у предыдущих пациентов. [14] Рядом с хирургом стоит мужчина, который в отчаянии жестикулирует, поскольку он явно следующий пациент, который попадет под скальпель. Слева ассистентка готовит мазь в миске. Композиция является обличением жадности хирурга, злоупотребляющего доверчивостью своих пациентов. [15]

Портреты

[ редактировать ]

Его стиль портретной живописи сыграл важную роль в популярности портретной живописи в Северной Европе примерно с 1540 года. Хотя Микеланджело и Рафаэль оказали основное влияние на его религиозные композиции, его более поздние портретные работы больше были обязаны Аньоло Бронзино . В то же время его портреты включают элементы фламандской живописи того времени.

Портрет 34-летнего джентльмена на фоне обширного пейзажа

Примером его портретов является « Портрет 34-летнего джентльмена перед обширным пейзажем», датированный периодом между 1530 и началом 1540-х годов (продан на аукционе Sotheby's 9 июля 2014 года в Лондоне, лот 41, за 1 762 500 фунтов стерлингов). Он явно вдохновлен портретами Бронзино 1530-х годов, о которых ван Хемессен, должно быть, знал по гравюрам. На «Портрете джентльмена» показано расположение рук, типичное для Бронзино, но начатое Тицианом : правая рука сжимает предмет, отражающий интересы или личность натурщика, а другая рука лежит ниже на плоскости. Такое расположение станет стандартной практикой в ​​​​портретной живописи Высокого Возрождения и маньеризма. Важный элемент творчества ван Хемессена отличается от его итальянской модели: пейзаж. За натурщиком виден « мировой пейзаж » в более развитой форме, какой он практиковался в Нидерландах в 1530-х годах, и напоминающий пейзажи Маттиса Кока . [4]

Избранные работы

[ редактировать ]
  • Святой Иероним (1548 г.)
  • Хирург (1555 г.), Музей Прадо, Мадрид.
  • Притча о немилосердном слуге (ок. 1556 г.), Художественный музей Мичиганского университета , Анн-Арбор, Мичиган.
  • Женщина, взвешивающая золото
  • Тщеславие
  • Юдифь и Олоферн , Чикагский художественный музей. Чуть более темная копия той же картины находится в Кунстхалле Бремена, Германия. На сайте музея эту картину приписывают «Мастерской Яна Сандерса ван Хемессена». [16]
  • Аллегорическая сцена
  • Святое семейство
  • Исаак благословляет Иакова
  • Богородица с Младенцем ,
  • Тарквиний и Лукреция
  • Веселая компания
  • Тобиас восстанавливает зрение своего отца
  • Призвание Святого Матфея

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Берр Уоллен. «Хемессен». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 20 декабря 2016 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Ян Сандерс ван Хемессен, Христос как торжествующий Искупитель на аукционе Sotheby's
  3. ^ Снайдер, 443–445.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Ян Сандерс ван Хемессен на аукционе Sotheby's
  5. ^ Перейти обратно: а б Ян ван Хемессен из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
  6. ^ Перейти обратно: а б 4 произведения Яна Сандерса ван Хемессена или после него , Art UK : см. расширенный Оксфордский словарь искусств и биографию художников в разделе «Профиль художника». Проверено 1 марта 2015 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Мастерская Яна Сандерса ван Хемессена «Призвание Матфея» в Метрополитен-музее
  8. ^ Перейти обратно: а б Кемпердик, 98 лет
  9. ^ Ларри Сильвер, стр. 71–73.
  10. ^ Брет Ротштейн, Пиво и ненависть в Антверпене , в: Art History, 35 (2012), стр. 886-907.
  11. ^ Артур Дж. ДиФурия, Жанровые образы в Северной Европе раннего Нового времени: новые перспективы , Routledge, 2017
  12. ^ Ларри Сильвер, с. 83
  13. ^ Марк Левек, Психохирургия: новые методы лечения заболеваний головного мозга , Springer Science & Business Media, 18 февраля 2014 г., стр. 3
  14. ^ Ханс О. Людерс, Учебник по хирургии эпилепсии , CRC Press, 11 июля 2008 г., стр. 7
  15. ^ 'Хирург в музее Прадо
  16. ^ Интернет-каталог Кунстхалле Бремена.

Источники

[ редактировать ]
  • Кемпердик, Стефан. Ранний портрет из собрания принца Лихтенштейна и Художественного музея Базеля . Мюнхен: Престель, 2006. ISBN   3-7913-3598-7
  • Сильвер, Ларри. Крестьянские сцены и пейзажи: рост живописных жанров на арт-рынке Антверпена , Филадельфия, Пенсильвания: University of Pennsylvania Press, 2006
  • Снайдер, Джеймс . Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN   0136235964

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Берр Валлен, Ян ван Хемессен; Художник из Антверпена между реформой и контрреформой , Мичиган, 1983 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4bdfe26e9d6a4f286fabcf2efc7f0388__1682559420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/88/4bdfe26e9d6a4f286fabcf2efc7f0388.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan Sanders van Hemessen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)