Полезный Ленкевич
Полезный Ленкевич | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Полезный ван Мандер 1711 |
Умер | 23 сентября 1770 г. (ок. 59 лет) |
Супруг (а) | Адам Ленкевиц, 1749 год – ее смерть |
Утилия Ленкевиц (урожденная Утилия ван Мандер ) (1711 — 23 сентября 1770) — датская актриса , одна из первых представительниц своей профессии из Дании, член пионерской труппы Датского королевского театра .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Родившаяся в семье художника Карела ван Мандера , она была частью одной из двух местных театральных трупп, созданных, когда публичная театральная деятельность стала легальной в Дании в 1746 году после запрета. Органист Карл Август Тиело был первым, кто получил театральную привилегию, и в 1747 году он открыл театр в Сторе Конгенсгаде; В том же году Юлиус Хенрик фон Квотен открыл оркестр, который играл как на датском , так и на немецком языках , и Ленкевиц, как полагают, был частью труппы Квотена. Актеры из трупп этих временных театров затем были наняты в качестве персонала, когда в 1748 году был открыт Датский Королевский театр под руководством Тиело.
Вместе с другими членами этих трупп Ленкевиц принадлежала к первой волне «родных» актеров Дании, а вместе со своими коллегами-женщинами 1747 года, такими как Анна Доротея Лунд и Кэролайн Тьело, она также была первой профессиональной актрисой своей страны; в XVIII веке в театре Копенгагена не хватало актрис из-за плохой репутации профессии; в 1753 году в Дании работало всего пять человек.
Она была очень разносторонней актрисой; из-за нехватки ей давали всевозможные детали, и она очень хорошо использовалась до самой смерти. Поскольку она была старшей из актрис, ей также давали много второстепенных ролей в роли старших женщин в пьесах, которых было множество; в 1752 году она получила признание за большой профессионализм и полезность. Коллеги восхищались ее разносторонностью и сосредоточенностью, а зрители – комическим талантом. Ее очень рекомендовали за то, как она идентифицировала себя с этой ролью, и говорили, что она становилась той ролью, которую играла, с того момента, как вышла на сцену, и до тех пор, пока не покинула ее.
Среди ее наиболее заметных ролей были Магделоне в «Маскарадене» и Донна Олимпия в «Доне Ранудо» ; она играла твердых старух, крестьянских жен, сплетничающих старух, а также молодых девушек, таких как Белин в «Den indbildt syge » Мольера . Актерскую профессию в этот век презирали, особенно среди женщин, но сама она стала уважаемой как артистка. Ее последними ролями были главные роли Фламинии в «Дене кокетки Энке » и Дюраминте в «Hver Mands Ven » в сезоне 1769–70. Она умерла от туберкулеза до того, как театр снова открылся после летних каникул 1770 года. Она говорила: «Природа - это то, что заставляет людей смеяться».
Личная жизнь
[ редактировать ]С 1749 года до своей смерти она была замужем за польским актёром Адамом Ленкевицем (1723–1783). Он был на 12 лет младше ее, и она познакомилась с ним в труппе Квотен, но детей у них не было. Ее муж не мог достаточно хорошо говорить по-датски, чтобы быть актером Королевского театра, но он стал администратором в этом театре.
Ссылки
[ редактировать ]- Биографический лексикон датских женщин (на датском языке)
- Датский биографический лексикон/X. Связывать. Лаале – Левенёрн (на датском языке)
- Bjoerna.dk (на датском языке)
- Litteraturpriser.dk (на датском языке)