Ганс Вендланд

Доктор Ханс Отто Карл Вендланд (родился 28 декабря 1880 г.) был немецким торговцем произведениями искусства , который был замешан в торговле произведениями искусства, разграбленными режимом нацистским во время Второй мировой войны . [ 1 ] [ 2 ] Среди его ключевых контактов были французский промышленник и коллаборационист Ахилл Бойтель . [ 3 ] Хьюго Энгель, [ 4 ] Аллен Лебл, [ 5 ] Ив Перду [ 6 ] и другие в Париже [ 7 ] и Чарльз Монтэг , [ 8 ] Теодор Фишер , [ 9 ] Александр фон Фрей [ 10 ] и Альберт Скира в Швейцарии. [ 11 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ганс Вендланд родился в Ной-Руппине 28 декабря 1880 года в прусской семье среднего достатка, в которой было восемь детей. Он изучал искусство в Берлинском университете и получил докторскую степень в 1906 году. [ 12 ]
Согласно подробному протоколу допроса, в 1909 году он был уволен со службы в Музее кайзера Фридриха за «продажу в целях личной выгоды произведений искусства, полученных в Персии во время музейной экспедиции». [ 13 ]
В 1912 году он женился на Агнес Шлётке. В Первую мировую войну служил в немецкой армии, был ранен, вернулся в Берлин, где работал торговцем произведениями искусства. В 1918 году он был отправлен в Москву в качестве атташе посольства Германии и «нажился во время коммунистической революции, приобретая по низкой цене произведения искусства у бегущего дворянства». [ 12 ]
В 1920 году Вендланд переехал в Швейцарию, а в 1933 году — в Париж, развелся со своей первой женой и женился на второй жене, которая была на 34 года моложе его. Их сын Ганс родился в 1938 году. В 1939 году, накануне Второй мировой войны, он вернулся в Швейцарию.
Роль в нацистских грабежах
[ редактировать ]Немецкий арт-дилер в Швейцарии и член нацистской партии с 1942 года, он был ключевым дилером награбленных нацистами произведений искусства. [ 12 ] [ 14 ] Он упоминается 43 раза в отчетах Отдела по расследованию мародерства произведений искусства (ALIU) за 1945–1946 годы и в списке и указателе имен ALIU под красным флагом. [ 15 ]
Подробный протокол допроса Ганса Вендланда, 18 сентября 1946 г.
[ редактировать ]18 сентября 1946 года Отто Виттман-младший и Бернард Тейпер из Отдела разведки по мародерству произведений искусства УСС и MFAA (также известного как « Люди-памятники ») представили подробный отчет о допросе ХАНСА ВЕНДЛАНДА. [ 16 ] В отчете, помеченном как конфиденциальный, подробно описана «личная история» Вендланда, его «сделки и дилерские отношения», его «торговля конфискованными произведениями искусства» и его «личные активы». Что касается нацистского грабежа произведений искусства, они представили Вендланда как «самую важную немецкую фигуру, чьей базой для операций была нейтральная страна — Швейцария ». [ 17 ]
Вендланд был арестован в Риме американскими войсками 25 июля 1946 года и переведен для совместного допроса 31 августа 1946 года в лагерь для интернированных Ванзее, недалеко от Берлина. Отто Виттманн и Бернард Таппер допрашивали его с 5 по 15 сентября 1946 года. [ 18 ] [ 19 ]
Избранные выводы
[ редактировать ]- Во время нацистской оккупации Вендланд «поместил свою штаб-квартиру в отеле Ritz » в Париже.
- Он руководил французскими дилерами, которые хотели вести дела с немцами-оккупантами, «сформировав неофициальный синдикат французских дилеров Boitel, Perdoux и Loebl».
- Во время войны Вендланд «совершил шесть поездок во Францию в 1941 и 1942 годах и одну поездку в 1943 году».
- Вендланд был «близким другом Бюрле, производителя оружия Oerlikon».
Засекреченная тайна и повторное открытие в 1990-х годах.
[ редактировать ]Когда в конце 1990-х годов, после полувека секретности, в конце 1990-х годов снова начали появляться отчеты Отдела по расследованию хищений произведений искусства, агентство Associated Press описало Вендланд как «ведущего скупщика картин, украденных у евреев». [ 20 ]
Произведения искусства, украденные у еврейских коллекционеров
[ редактировать ]Вендланд торговал произведениями искусства, украденными у многих еврейских коллекционеров произведений искусства, разграбленных нацистами, включая Жоржа Бернхейма, [ 21 ] Фридрих Гутманн , [ 22 ] [ 23 ] Генри и Герта Бромберги, [ 24 ] Альфред Вайнбергер [ 25 ] и многие другие, многие из которых были убиты во время Холокоста. Эти украденные нацистами произведения искусства оказались в музеях по всему миру. Пейзаж с дымоходами ( Landschaft mit Schornsteinen ) Эдгара Дега был найден наследниками Фридриха Гутмана в коллекции Дэниела Сирла , попечителя Чикагского института искусств с ложным провенансом. [ 26 ] для выяснения этого потребовался долгий и спорный судебный процесс. [ 27 ] Ханс Вендланд и Фриц Фанкхаузер перевезли его в Швейцарию, а затем продали нью-йоркскому коллекционеру Эмилю Вольфу. [ 28 ]
Немецкий фонд утраченного искусства перечисляет двадцать объектов, в которых явно упоминается Вендланд. [ 29 ] Во французской базе данных: «Культурное ограбление айнзацштаба рейхсляйтера Розенберга: база данных предметов искусства в Же-де-Пом» перечислено 44 произведения искусства, в которых упоминается Вендланд. [ 30 ]
Местонахождение многих из этих произведений искусства сегодня неизвестно.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Послевоенные отчеты: Подробный отчет о допросе ALIU: Ханс ВЕНДЛАНД» . lootedart.com . 18 сентября 1946 года . Проверено 19 января 2015 г.
- ^ «Отчеты подразделения по расследованию мародерства произведений искусства (ALIU) за 1945–1946 годы, а также список и указатель имен ALIU, отмеченных красным флагом» . 03.03.2016. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 25 апреля 2021 г.
Вендланд, доктор Ганс. Версуа/Женева. Немецкий гражданин. Арт-дилер, проживавший попеременно во Франции, Швейцарии, Италии и Германии со времен Первой мировой войны. Партнер Ребера примерно до 1930 года. Вероятно, самый важный человек, участвовавший в квазиофициальных сделках с награбленными произведениями искусства во Франции, Германии и Швейцарии во время Второй мировой войны. Выступал посредником между Хофером и Фишером, а также главным агентом Фишера по закупкам. Часто бывал в Париже во время оккупации; тесный контакт с Лозе, Рохлицем, Леблем, Петридесом, Мандлом, Вюстером и др. Никогда не продавал произведения искусства напрямую частным покупателям; всегда работает экспертом и агентом дилеров. Его деятельность в настоящее время находится под пристальным вниманием правительства Швейцарии. В списке исключенных союзников и объявленном списке.
- ^ «Отчеты подразделения по расследованию мародерства произведений искусства (ALIU) за 1945–1946 годы, а также список и указатель имен ALIU, отмеченных красным флагом» . www.lootedart.com . Национальный архив. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 25 апреля 2021 г.
Бойтель, Ахиллес (умер). Париж, улица Тегеран, 6/улица Ампер, 11-бис. Богатый французский промышленник и спекулянт, выступавший в качестве французского агента Вендланда после того, как швейцарцы лишили его возможности покинуть эту страну. Главный финансовый деятель синдиката арт-торговли Wendland, Lohse, Perdoux. Работал с Лозе и Хофером и был хорошим другом фон Бера. Связан с Хофером по обмену швейцарских и французских франков. Открытый сотрудник, который до войны часто бывал в Германии и свободно говорил по-немецки. Убит французским Сопротивлением.
- ^ «Отчеты подразделения по расследованию мародерства произведений искусства (ALIU) за 1945–1946 годы, а также список и указатель имен ALIU, отмеченных красным флагом» . www.lootedart.com . Проверено 25 апреля 2021 г.
Энгель, Хьюго. Париж, бульвар Малешерб, 22/бульвар Курсель, 72. Австрийский еврейский дилер, действовавший во Франции и Швейцарии в официальных интересах Германии. Тесный соратник Вендланда и Лёбла и главный парижский агент Хаберстока. Связан в Швейцарии с Максом Глантом; отец Долли Фейерабенд из Цюриха. Провозил парижский магазин через француза Биссона.
- ^ «Отчеты отдела по расследованию мародерства произведений искусства (ALIU) за 1945–1946 годы, а также список и указатель имен ALIU, отмеченных красным флагом» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 25 апреля 2021 г.
Гарин, Эрнест. Париж, улица де Л'Эшель, 9. Формальный владелец галереи E Garin, названной в этом имени арианской Али Леблом. Фирма Гарина фактически стала преемницей Кляйнбергера и при Лёбле стала центром неформального дилерского синдиката, состоящего из Вендланда, Пердо, Бойтеля, Декуа и т. д. Лично Гарин играл относительно незначительную роль в бизнесе фирмы во время оккупации. Обвинение предъявлено французским правительством (Трибунал Сены, судья Фрапье)....Лебл, Али (Аллен). Париж, улица Пирамид, улица де Л'Эшель, 9, набережная Пасси, 34. Дилер австро-венгерского еврейского происхождения. Директор и руководитель фирмы «Кляйнбергер и Ко», «арианизированной» под именем Э. Гарин во время войны. Центр неформального синдиката арт-дилеров, в который входят Вендланд, Перду, Мандл, Бойтель, Декуа, Энгель. Продан в основном Лозе, Хоферу и Хаберштоку, для которых он в качестве агента путешествовал по неоккупированной Франции. Контакт Монена, Ландри, Местралле. Обвинение вынесено правительством Франции (Трибунал Сены, судья Фрапье).
- ^ «Отчеты отдела по расследованию мародерства произведений искусства (ALIU) за 1945–1946 годы, а также список и указатель имен ALIU, отмеченных красным флагом» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 25 апреля 2021 г.
Перду, Ив. Париж, улица дю Фбг Сент-Оноре, 178/улица Тегеран, 6/бульвар Фландрин, 6. Управлял галереей Гайно. Один из самых активных коллаборационистских дилеров. Близкий соратник Wendland, Boitel и Loebl. Ярый нацист, постоянно на связи с Дитрихом и другими немецкими покупателями. Допрошен в 1945 году судебной полицией. Сообщается о болезни и смерти в январе 1946 года.
- ^ Харклерод, Питер и Брендан Питтауэй. (1999) Потерянные мастера: разграбление сокровищниц Европы . Лондон: Виктор Голланц, с. 138. ISBN 0575052546
- ^ «Отчеты подразделения по расследованию мародерства произведений искусства (ALIU) за 1945–1946 годы, а также список и указатель имен ALIU, отмеченных красным флагом» . www.lootedart.com . Проверено 25 апреля 2021 г.
Монтэг, Чарльз. Севр Медон Валь Флёри, улица де Пари, 72. швейцарский; натурализованный француз. Художник и дилер. Сильно замешан в деятельности Германии в Париже. Партнер Dequoy. Тесный контакт Вюстера и Вендланда. Участвовал в «арианизации» фирм Bernheim Jeune и Wildenstein и, предположительно, находился в частых контактах с Бюрле и рядом швейцарских дилеров. Способствовал продаже нескольких украденных картин швейцарским клиентам. Бывший мастер рисования Уинстона Черчилля, исповедующий сильные союзнические настроения.
- ^ «Отчеты отдела по расследованию мародерства произведений искусства (ALIU) за 1945–1946 годы, а также список и указатель имен ALIU, отмеченных красным флагом» . www.lootedart.com . Проверено 25 апреля 2021 г.
Фишер, Теодор. Люцерн, Хальденштрассе 17. Самый крупный швейцарский дилер. Владеет крупным предприятием, которое до Второй мировой войны вело значительный объем международного бизнеса. Вместе с ним работали два сына, Артур и Пол (?). Об одном из них недавно сообщили во Франции (конец 1945 г.). Фишер является координатором всех сделок с украденными произведениями искусства в Швейцарии и получателем наибольшего количества награбленных картин, обнаруженных на сегодняшний день. Вёл обширные деловые отношения с Haberstock, Hofer, Wendland, Buenning и всеми швейцарскими арт-дилерами. В объявленном списке союзников. Отдал более тридцати украденных картин швейцарским властям для возвращения законным владельцам. Союзные и швейцарские власти продолжают расследование его деятельности.
- ^ «Отчеты отдела по расследованию мародерства произведений искусства (ALIU) за 1945–1946 годы, а также список и указатель имен ALIU, отмеченных красным флагом» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 25 апреля 2021 г.
фон Фрей, граф Александр. Люцерн, отель Эдем. Арт-дилер немецкого происхождения и венгерского гражданства; первоначально был женат на дочери венгерского промышленника. Развелся в 1936 году и снова женился на немце. Занимается торговлей произведениями искусства примерно с 1920 года. Участвовал в нескольких важных сделках с украденными произведениями искусства во Франции и Швейцарии и, хотя он не вел большого бизнеса, возможно, уступает только Вендланду в торговле произведениями искусства в Швейцарии по силе своих официальных контактов с Германией. . Тесно связан с Вендландом, Лозе, Рохлицем и другими ключевыми фигурами в грабежах. Предполагается, что он незаконно ввез произведения искусства в Швейцарию по дипломатическим каналам Румынии. Участвовал в обмене лутом с ERR. Выражает сильные просоюзнические настроения. Владеет 57–60 позициями в Союзном списке. На протяжении всей войны поддерживал контакты с нью-йоркскими торговцами произведениями искусства.
- ^ Полак, Эммануэль (2019). Художественный рынок в условиях оккупации: 1940-1944 гг . Лоуренс Бертран-Дорлеак. Париж: ТАЛЛАНДЬЕ. ISBN 979-10-210-2089-4 . OCLC 1090063439 .
- ^ Jump up to: а б с «Подробный отчет ALIU о допросе: Ханса ВЕНДЛАНДА, 18 сентября 1946 г.» . 25 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 25 ноября 2010 г. Проверено 06 апреля 2021 г.
- ^ «Подробный отчет ALIU о допросе: Ханса ВЕНДЛАНДА, 18 сентября 1946 г.» . 25 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 25 ноября 2010 г. Проверено 06 апреля 2021 г.
Его раннее намерение стать серьезным искусствоведом потерпело неудачу, когда в 1909 году он был уволен со службы в Музее кайзера Фридриха за продажу в целях личной выгоды произведений искусства, полученных в Персии во время музейной экспедиции.
- ^ «Сети арт-дилеров в Третьем рейхе и в послевоенный период» (PDF) .
Среди других ключевых дилеров, торговавших награбленными предметами, — Кристоф Бернулли в Базеле (который продавал произведения искусства преследуемого немецко-еврейского торговца Альфреда Флехтхайма), Ганс Вендланд (немецкий гражданин и член нацистской партии с января 1942 года) и граф Александр Фрей (который, как и Вендланд, во время войны посетил штаб-квартиру ERR в Же-де-Пом, чтобы отобрать украденные еврейские произведения для обмена).
- ^ «Отчеты отдела по расследованию мародерства произведений искусства (ALIU) за 1945–1946 годы, а также список и указатель имен ALIU, отмеченных красным флагом» . www.lootedart.com . Проверено 06 апреля 2021 г.
Вендланд, доктор Ганс. Версуа/Женева. Немецкий гражданин. Арт-дилер, проживавший попеременно во Франции, Швейцарии, Италии и Германии со времен Первой мировой войны. Партнер Ребера примерно до 1930 года. Вероятно, самый важный человек, участвовавший в квазиофициальных сделках с награбленными произведениями искусства во Франции, Германии и Швейцарии во время Второй мировой войны. Выступал в качестве посредника между Хофером и Фишером, а также в качестве главного агента Фишера по закупкам. Часто бывал в Париже во время оккупации; тесный контакт с Лозе, Рохлицем, Леблем, Петридесом, Мандлом, Вюстером и др. Никогда не продавал произведения искусства напрямую частным покупателям; всегда работает экспертом и агентом дилеров. Его деятельность в настоящее время находится под пристальным вниманием правительства Швейцарии. В списке исключенных союзников и объявленном списке.
- ^ «Подробный отчет ALIU о допросе: Ганса ВЕНДЛАНДА, 18 сентября 1946 г.» . www.lootedart.com . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ «Подробный отчет ALIU о допросе: Ганса ВЕНДЛАНДА, 18 сентября 1946 г.» . 25 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 25 ноября 2010 г. Проверено 06 апреля 2021 г.
Ганс Адольф ВЕНДЛАНД в истории сложной паутины грабежей и приобретений произведений искусства, сплетенной нацистами, является наиболее важной немецкой фигурой, чьей базой операций была нейтральная страна - Швейцария. Он был одним из самых активных и информированных контактов Вальтера Андреса ХОФЕРА, «директора художественной коллекции рейхсмаршала». Сознательно или нет, он фигурировал в качестве получателя конфискованных произведений искусства при первом обмене картинами из французских частных коллекций, осуществленном айнзатштабом Розенбергом, а впоследствии участвовал в трех других обменах с агентом ГЕРИНГА, сыграв важную роль в импорте этих картин. произведений искусства в Швейцарию.
- ^ «Документы Отто Виттмана, относящиеся к отделу по расследованию хищений произведений искусства Управления стратегических служб США» . oac.cdlib.org . Проверено 12 апреля 2021 г.
Виттманн отправился в Европу после того, как в мае 1946 года был опубликован окончательный отчет ALIU, в котором были отмечены недостаточно исследованные области. Военное министерство отправило его в Великобританию, Францию, Нидерланды, Бельгию, Швейцарию, Швецию и Германию для проведения расследований с июня по сентябрь 1946 года и анализа роли, которую сыграл Ганс Адольф Вендланд в передаче произведений искусства из Германии. Франции в галерею Фишер в Люцерне, Швейцария, где во время войны проводились аукционы международного значения. В своем отчете о Вендланде Виттманн сухо отметил, что его не убедили утверждения Вендланда о том, что все его экспортные документы для въезда и выезда из стран во время войны были получены от немецких чиновников всего лишь «по цене четырех килограммов шоколада». ." Он сохранял чувство отстраненности или умеренности и не занимал никакой позиции по поводу того, должны ли Соединенные Штаты получить трофей в виде произведения искусства в качестве компенсации за свое огромное участие в усилиях по реституции произведений искусства. Виттман заметил, что в его случае настоящим трофеем этой миссии 1946 года было то, что она позволила ему завязать дружеские отношения с европейскими коллегами. Это позволило бы ему на протяжении всей своей карьеры пользоваться услугами сети искусствоведов для оценки потенциальных приобретений и организации выдающихся выставок благодаря редким кредитам, которые он мог получить из Европы.
- ^ «Тапер, лейтенант Бернар | Фонд памятников мужчинам» . ПамятникиМужчиныFdn . Архивировано из оригинала 08 августа 2020 г. Проверено 12 апреля 2021 г.
Осенью 1947 года Тейпер и Брайтенбах провели серию расследований с целью вернуть эти предметы. Тейпер также допросил многочисленных нацистских чиновников и сотрудников, участвовавших в операциях по разграблению произведений искусства, в том числе Ганса Вендланда, немецкого торговца произведениями искусства, связанного с айнзацштабом рейхсляйтера Розенберга (ERR, команде, которой Гитлер поручил приобрести произведения искусства для запланированного им музея фюрера в Линце, Австрия). В 1948 году Тейпер посетил тюрьму Шпандау, где допросил видных нацистских чиновников, в том числе Альберта Шпеера, Бальдура фон Шираха, Вальтера Функа, Карла Хаберштока и Вальтера Хофера.
- ^ «Документы говорят о попытках контрабанды награбленных нацистами произведений искусства в государства» . АП НОВОСТИ . Проверено 06 апреля 2021 г.
Еще в 1941 году Ганс Вендланд, которого называли ведущим немецким поставщиком картин, украденных у евреев, планировал отправить картины из парижского Лувра в Нью-Йорк на швейцарских кораблях через итальянский порт, сообщила газета. Вендланд сказал, что правительство Гитлера поддержало этот план.
- ^ «Альфред Сислей (1839 – 1899) Весенний пейзаж» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 27 июня 2020 г. Проверено 06 апреля 2021 г.
Статус: Объект разграблен. Его нынешнее местоположение неизвестно. Провенанс Ганс Вендланд, немецкий арт-дилер (?). Конфисковано ERR из коллекции Жоржа Бернхайма, Париж. Коллекция Жоржа Бернхайма (законный владелец). Густав Рохлиц, парижский арт-дилер, приобретенный в результате обмена с айнзацштабом рейхсляйтера Розенберга (ERR), 3 марта 1941 года, Париж.
- ^ «Пейзаж с дымовыми трубами – Наследники Фридриха Гутмана и Дэниела Сирла — Центр права искусства» . plone.unige.ch . Проверено 06 апреля 2021 г.
- ^ Швейцария, национал-социализм и итоговый отчет о Второй мировой войне (2002 г.). Независимая комиссия экспертов Швейцария – Вторая мировая война (PDF) . Пендо Верлаг ГмбХ. ISBN 3-85842-603-2 . Архивировано (PDF) из оригинала 14 марта 2017 г.
Легче найти доказательства роли Швейцарии как «хаба» для беглых активов, тогда как транзит награбленных товаров через Швейцарию может быть доказан только в отдельных случаях. Известный пример — судьба картины Эдгара Дега «Пейзаж с трубами» («Landschaft mit Schornsteinen») 1890/93 года: она была куплена на аукционе в Париже в 1919 году для коллекции Макса Зильберберга в Бреслау. – в 1932 году она вернулась на аукцион в Париже – оттуда перешла к голландскому коллекционеру Фрицу Гутману, который передал картину на хранение или перепродажу. Полю Граупе в 1939 году, который жил в Париже с 1937/1938 года - позже он был передан в Швейцарию Гансом Вендландом и Фрицем Фанкхаузером - и продан нью-йоркскому коллекционеру Эмилю Вольфу в 1951 году - приобретение 1987 года Дэниелом К. Сирлом - 1998 год подарен в Чикагский институт искусств. Ни в коем случае неудивительно, что картина столь «проблемного» происхождения вновь появилась на арт-рынке лишь спустя много лет после окончания войны. Доказано, что в результате «арианизации» или «ликвидации разграбленного искусства» не менее 14 картин были перевезены из оккупированной Франции в Швейцарию.
- ^ «Крылатый алтарь» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 г.
Коллекция Рихарда фон Кауфмана, Берлин; Аукцион Пауль Кассирер, Хьюго Хелбинг , Берлин, 4 декабря 1917 года, лот 93; Арт-дилер Дж. и С. Гольдшмидт, Франкфурт, 4 декабря 1917 года; Коллекция Генри Бромберга, Гамбург [около 1935 года]; Арт-дилер Ганс Вендланд вместе с арт-дилером Ф. Кляйнбергером (Аллен Лебл), Париж, перед 20 декабря 1938 года; Арт-дилер Тео Хермсен, Париж; Торговля искусством «Доротеум», Вена, 6 июня 1944 г., № 217518-5; Герман Восс по особому заданию Линц; КПК Мюнхен, 18 июля 1945 г. – 3 июня 1949 г.; Реституция, Франция, 3 июня 1949 г.; Музей Лувра, Париж (передан Office des Biens et Intérêts Privés), 1950 г.; Алжирское депо, 1952–1961 годы; Музей Крозатье дю Пюи, 10 января 1966 года; реституция 2018 года
- ^ «Культурное ограбление айнзацштаба рейхсляйтера Розенберга: База данных предметов искусства в Же-де-Пом. Владелец: Альфред Вайнбергер — Париж, Франция» .
Художник: Гойя Материал: Картины Название: Bildnis einer jungen Frau im weissen Gewand Описание: Öl auf Lwd. 70 х 50 см Слг. Литература Вайнбергера: Происхождение и комментарии: Эта картина была удалена Вайсом 22 июня 1942 года. Devisenschutzkommando (DSK) конфисковала ее из хранилища, в котором она находилась в Banque Morgan et Cie. в Париже. Эта картина была передана Гансу Вендланду. Согласно французским отчетам о реституции, эта картина Гойи была обнаружена в Швейцарии и возвращена во Францию Швейцарским компенсационным бюро. Архивные источники: Bundesarchiv, B323/281; RA 21, RA 610, RA 826, RV 103, MAEE, Париж, Франция
- ^ Гудман, Саймон (2015), Часы Орфей: поиск художественных сокровищ моей семьи, украденных нацистами , Findaway World, ISBN 978-1-68141-510-9 , OCLC 928111350 , получено 12 апреля 2021 г.
- ^ Сценарист, Рон Гроссман, штат Tribune. «СЕМЬЯ ПОДАЕТ В СУД НА КОЛЛЕКЦИОНЕРУ, ГОВОРИТ, ЧТО РАБОТА ДЕГА украдена НАЦИСТАМИ» . chicagotribune.com . Архивировано из оригинала 17 мая 2020 г. Проверено 12 апреля 2021 г.
После смерти Бернарда Гудмана в 1994 году его записи о попытках найти пропавшие картины попали к Нику и Саймону, которые взялись за поиски. В конце концов они обнаружили, что картины, доверенные парижскому торговцу антиквариатом, были конфискованы айнзацзабом рейхсляйтера Розенберга, немецким подразделением, занимавшимся грабежом произведений искусства. Они попали в руки Ганса Вендланда, немецкого торговца произведениями искусства, который во время Второй мировой войны действовал в Париже в качестве основного канала нацистов для передачи конфискованных произведений искусства. Кроме того, вашингтонский эксперт по краденым произведениям искусства рассказал Нику и Саймону, что в конце войны большая часть активов Вендланда ушла на запад, в США.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Итоговый отчет Независимой комиссии экспертов Швейцария – Вторая мировая война» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 марта 2017 г.
- ^ «Интернет-база данных потерянного искусства — Поиск» . www.lostart.de . Проверено 06 апреля 2021 г.
- ^ «Культурное ограбление айнзацштаба рейхсляйтера Розенберга: база данных предметов искусства в Же-де-Поме. Запрос Вендланда» . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 г.