Фридрих Гутманн
Фридрих Бернхард Ойген «Фриц» Гутманн (15 ноября 1886 – 30 апреля 1944) был голландским банкиром и коллекционером произведений искусства. Принявший иудаизм, он и его жена были убиты нацистами в 1944 году, а часть его коллекции произведений искусства украдена немецкими оккупационными войсками. Коллекцию и судьбу Фрица Гутмана описывает его внук Саймон Гудман в книге 2015 года «Часы Орфея» .
Биография
[ редактировать ]Гутманн родился в Берлине в семье Софи Магнус (1852–1915) и Ойгена Гутманна (1840–1925). [ 1 ] Его отец основал в 1872 году Дрезднерский банк . [ 2 ] Обращенный из иудаизма , [ 3 ] Ойген Гутманн управлял банком в Берлине более 40 лет, превратив его в крупную немецкую финансовую операцию с международным охватом. [ 4 ] За это время он накопил множество произведений искусства, в том числе знаменитую эпохи Возрождения . коллекцию золота и серебра [ 5 ]
До 1914 года Фридрих был управляющим директором британского отделения Дрезднер-банка в Лондоне . Он был интернирован во время Первой мировой войны на острове Мэн , но к 1918 году смог эмигрировать в Амстердам . [ 6 ] Там он руководил филиалом банка Dresdner в Амстердаме под названием Proehl & Gutmann. [ 7 ] Хотя он был младшим сыном Ойгена Гутмана, он стал семейным попечителем «Коллекции Евгения Гутмана». [ 2 ] Он также собрал собственную коллекцию произведений искусства, состоящую из картин старых мастеров , а также художников- импрессионистов , таких как Ренуар и Дега . В своем доме Хейзе Босбек, в Хемстеде , недалеко от Харлема , Фридрих и его жена Луиза фон Ландау (на которой он женился в 1913 году) вели «интернациональный образ жизни». [ 8 ] Их дочь Лили в 1938 году уехала из дома в Италию , где вышла замуж. [ 9 ] и примерно в то же время другой ребенок пары, Бернард (ум. 1994), учился в Англии в Кембриджском университете (он англизировал фамилию на «Гудман»). [ 10 ]
До начала войны в 1939 году и захвата Парижа нацистами , а то, что осталось , сохранил в Хемстеде. в июне 1940 года Фридрих отправил часть своей коллекции в Париж и Нью-Йорк на хранение [ 11 ] Он не считал себя евреем – и он, и его жена были крещены. [ 12 ] - но нацисты сделали. [ 13 ] Весной 1941 года Карл Хабершток , нацистский арт-дилер, действовавший в Париже, [ 14 ] посетил Хемстеде, чтобы «купить» коллекцию Гутмана (предложение было описано как «принудительная продажа»). [ 15 ] Фридрих был вынужден продать множество произведений искусства и безуспешно пытался избежать дальнейшего давления со стороны нацистов, даже обратившись в 1942 году с просьбой о защите к Генриху Гиммлеру . [ 16 ] шеф нацистского СС. 26 мая 1943 года сотрудники СС приехали в Хемстеде и увели Фридриха и Луизу, сообщив паре, что их везут в Берлин. [ 17 ] Фактически их отправили в концлагерь Терезиенштадт . В апреле 1944 года свидетель видел, как Фридриха забили до смерти в соседней Малой крепости ; В октябре 1944 года Луизу отправили в Освенцим , где она была убита.
Спор из-за украденной картины Дега
[ редактировать ]После войны Бернард Гудман и Лили Гутманн вернулись и обнаружили, что в их семейном доме Хемстеде нет всего искусства. Они уведомили голландские, французские, немецкие и британские власти, [ 18 ] и отправился забирать предметы. [ 19 ] В период с 1954 по 1960 год они добились скромных успехов, но сотни предметов так и не были найдены. Сыновья Бернарда, Ник и Саймон, узнали о поисках своего отца только после его смерти и продолжили его преследование.
Картина Дега
[ редактировать ]В октябре 1995 года Саймон Гудман нашел фотографию одного из украденных предметов в каталоге выставки 1994 года из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. [ 20 ] «Пейзаж с дымовыми трубами», 1890, пастель на монотипии Эдгара Дега. [ 21 ] в каталоге было указано, что оно принадлежит Дэниелу С. Сирлу , фармацевтическому миллиардеру, живущему недалеко от Чикаго.
Ранее находилась в коллекции Макса Зильберберга , выставившего ее на аукцион. [ 22 ] Фридрих Гутманн купил эту работу в 1931 году, а в 1939 году отправил ее на хранение в художественную фирму Paul Graupe et Cie в Париже. [ 23 ] Картина прибыла в Нью-Йорк из Швейцарии в 1951 году и была продана американскому коллекционеру Эмилю Вольфу. В 1987 году Сирл купил ее у Вольфа за 850 000 долларов после того, как он получил совет экспертов Чикагского института искусств (где он был пожизненным попечителем), на которых он «во многом полагался». [ 24 ] Происхождение работы включало имя Ганса Вендланда , немецкого арт-дилера, который «выделяется как больной палец», сказал Вилли Корте, эксперт по правовым вопросам по возвращению украденных нацистами произведений искусства, CBS News репортеру Морли Саферу в 1997 году. Вендланд, Корте сказал: был ответственен «больше, чем кто-либо другой… за контрабанду награбленных нацистами во Франции произведений искусства в Швейцарию для продажи». Корте согласился с заключением Сафера: «Вы говорите, что это нежелание знать, закрытие глаз [на нацистское грабежи произведений искусства во время Второй мировой войны] все еще применимо к этим картинам?» [ 25 ] Адвокаты Сирла утверждали, что имя Вендланда не было широко известно в 1987 году; Дуглас Друик, куратор отдела европейской живописи Серла и куратор отдела гравюр и рисунков Фонда принца в Институте искусств, заявил, что никогда о нем не слышал. [ 26 ]
Узнав о нынешнем владельце картины (она хранилась в Художественном институте), братья Гудман попросили Сирла вернуть ее. [ 12 ] В интервью они заявили, что хотят «восстановить справедливость» и вернуть то, что, по их словам, принадлежит им. [ 27 ] Позиция Сирла, первоначально изложенная его адвокатом из Чикаго Ральфом Лернером в 1997 году, заключалась в том, что «существует сочувствие… к любой жертве нацистского режима. В остальном это дело ничем не отличается от любого другого дела, связанного с украденными произведениями искусства». В 1998 году Говард Дж. Триененс, партнер юридической фирмы, защищающей Сирла, заявил в интервью, что у Гудманов «не было возможности доказать, что они владеют им, поэтому почему г-н Сирл должен вернуть его?» Он также задался вопросом: «Хороша ли политика разрушать арт-рынок такими заявлениями». [ 28 ] В то же время сам Сирл выразил «некоторое сочувствие» чувствам семьи Гудман, добавив: «У меня есть принцип. И принцип заключается в том, что у меня не будут вымогать деньги». [ 29 ]
Судебный иск
[ редактировать ]Год переписки между Гудманами и адвокатами Сирла оказался непродуктивным. [ 30 ] а в 1996 году Гудманы подали иск против Сирла сначала в Нью-Йорке, а затем в Чикаго. [ 31 ] Считалось, что этот иск стал первым случаем в Соединенных Штатах, когда человек предъявлял иск за произведения искусства, украденные во время войны. [ 32 ] теме нацистских грабежей . и «поворотный момент», помогающий привлечь внимание международного сообщества к [ 12 ]
31 октября 1997 года телеконференция между руководителями не привела к урегулированию, и судья отложил судебное разбирательство до 1998 года. [ 33 ] Просьба адвокатов Сирла о прекращении дела была отклонена окружным судьей федерального суда 30 июля 1998 года, а дата суда присяжных была назначена на 9 сентября. [ 34 ] Отрывок из CBS программы новостей «60 минут» , вышедший в эфир в Соединенных Штатах 19 января 1997 года; 10 августа 1998 года вторая программа «Совершить убийство» была показана в Чикаго на канале PBS « WTTW-TV» . Чикагская газета назвала его «сильным документальным фильмом британского производства по этому спору», и он «не оставляет сомнений в том, что присяжные… вероятно, не проявят особого сочувствия к продолжающемуся отказу Сирла опровергнуть доказательства того, что Дега, который он добросовестно приобрел, был украдено нацистами». [ 35 ]
Растущая критика позиции Сирла в Чикаго. [ 36 ] решение Национальной галереи Лондона проверить происхождение всей своей коллекции, чтобы определить, были ли какие-либо работы разграблены нацистами (первая художественная галерея, сделавшая это), [ 37 ] и возвращение немецкими властями награбленного Ван Гога , [ 38 ] предшествовало окончательному внесудебному урегулированию дела.
Урегулирование
[ редактировать ]7 августа 1998 года Ник Гудман «решил позвонить» Сирлу, и несколько часов спустя Сирл сказал Гудману: «У нас есть сделка, Ник». [ 39 ] Право собственности на картину было разделено между Сирлом и наследниками Гутманна (братьями Гудман и Лили Гутманн). Сирл пожертвовал свою долю Художественному институту, и это учреждение (третий по величине художественный музей Америки с точки зрения доходов) выкупило семейную долю (в результате чего Гудманы получили 243 750 долларов, причем Сирл получил равную сумму в качестве вычета из подоходного налога). [ 40 ] Решение было предложено Ником Гудманом ранее в том же году в интервью журналу Making a Killing.
«Пейзаж с дымовыми трубами» Дега был выставлен на всеобщее обозрение в Художественном институте 11 июня 1999 года. В соответствии с договором на нем была надпись: «Приобретено из собрания Фридриха и Луизы Гутман и подарок Даниэля К. Сирл». [ 41 ] Компромиссное приобретение было охарактеризовано Институтом искусств как «устанавливающее прецедент», но эта точка зрения оспаривается как «вряд ли» справедливая. [ 42 ] Попытка длиной в книгу оправдать дело Сирла, предпринятая адвокатом Сирла, который работал директором в GD Searle & Company, была названа «отрывочной, чрезмерно обобщенной и неубедительной; в конкретном случае она вводит в заблуждение», при этом «мало что раскрыто». здесь то, что не было известно из современных источников». [ 43 ]
Усилия по реституции в Нидерландах
[ редактировать ]В 2002 году правительство Нидерландов вернуло наследникам Фридриха Гутмана большое количество произведений искусства из Голландского национального фонда коллекций произведений искусства (Stichting Nederlands Kunstbezit). [ 44 ] В 2003 году семья Гудман продала более 90 таких произведений искусства на аукционе Christie's . [ 45 ]
В 2010 году Саймон Гудман также обнаружил пропавший семейный портрет Ханса Бальдунга XVI века , а в следующем году Художественный музей Джейн Вурхис Циммерли в Университете Рутгерса вернул семье Гутманн портрет немецкого Возрождения. [ 46 ] Картина была продана на аукционе.
В 2010 году правительство Нидерландов вернуло наследникам Гутмана еще пять работ. [ 44 ] В 2011 году правительство Нидерландов вернуло гарнитур из пяти предметов, состоящий из трех кувшинов и двух ваз. [ 47 ] [ 48 ] а также деревянная Пьета . скульптура [ 49 ] [ 50 ]
Усилия по реституции в Германии
[ редактировать ]В июле 2012 года Landesmuseum Württemberg вернул себе два часа эпохи Возрождения из коллекции Гутмана, выкупив их у его наследников. [ 51 ]
В 2020 году Музей искусств Метрополитен и Отдел обработки претензий о Холокосте Департамента финансовых услуг штата Нью-Йорк объявили, что вернут наследникам семьи серебряный кубок XVI века. [ 52 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фриц Бернхард Ойген Гутманн на geni.com
- ^ Jump up to: а б Иоахим О. Роналл, «Гутманн, Ойген», Энциклопедия иудаики, том. 7 (Иерусалим, 1974), стр. 988–9.
- ^ Феликс Гольдманн, «Обращенные», Универсальная еврейская энциклопедия, том. 3 (Нью-Йорк, 1941), с. 345.
- ↑ См. газетную рекламу в The Sentinel (Чикаго), 1 августа 1919 г., стр. 14 (на английском языке); и Хайнт (Варшава), 23 декабря 1927 г., стр. 1 (на идиш).
- ^ Эктор Феличиано , Затерянный музей. Нацистский заговор с целью украсть величайшие произведения искусства в мире (Нью-Йорк: Basic Books , 1995), с. 114.
- ^ Информация в этом абзаце взята из Анны Уэббер, «Введение в каталог продаж Гутмана», Christie's, «Распродажа 2590: Собственность из коллекции Гутмана», 13 мая 2003 г. (Амстердам), см. Также «Нацисты убили бабушку и дедушку Саймона Гудмана и украли их искусство в новой книге рассказывает, как он вернул часть этого» в Los Angeles Times , 20 октября 2015 г., последний раз получено 30 октября 2015 г.
- ↑ Название отделения см. в газете «Израиль» ( Каир ), 16 декабря 1932 г., стр. 6 (на французском языке).
- ^ Заявление Лили Гутманн, «Совершая убийство» (Часть I) (1998; документальный фильм, продюсерами которого выступили Энн Уэббер и исполнительный продюсер Рой Акерман).
- ↑ Дэвид Гриттен, «Охотник за сокровищами», The Telegraph (15 февраля 2003 г.).
- ↑ Морли Сейфер, «Поиск», 60 минут (CBS News, 19 января 1997 г.; Стенограмма информационных служб Буррелла, том XXIV, номер 19, стр. 18).
- ^ Фелисиано, Затерянный музей , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с Энн Уэббер, «Введение в каталог продаж Гутмана», Christie's, «Распродажа 2590: Собственность из коллекции Гутмана», 13 мая 2003 г. (Амстердам).
- ^ Заявление Лили Гутманн, «Совершение убийства» (Часть I). Фридрих и Луиза Гутман, вероятно, считались бы евреями в соответствии с расовыми законами 1935 года (Дэвид Банкир, Энциклопедия Холокоста (Нью-Йорк: Macmillan Publishing , 1990), том 3, стр. 981).
- ^ Фелисиано, Затерянный музей , с. 96.
- ^ «Совершение убийства» (Часть I).
- ^ Фелисиано, Затерянный музей , с. 184 (где переведен ответ Гиммлера); Заявление Лили Гутманн «Совершить убийство» (Часть I).
- ^ Заявление Лили Гутманн, «Совершить убийство» (Часть I).
- ^ Морли Сейфер, «Поиск», 60 минут (CBS News, 19 января 1997 г.; Стенограмма информационных служб Буррелла, том XXIV, номер 19, стр. 19).
- ^ Энн Уэббер, «Введение в каталог продаж Гутмана», Christie's, «Распродажа 2590: Собственность из коллекции Гутмана», 13 мая 2003 г. (Амстердам); Рон Гроссман, «Прослеживая путь одного произведения искусства», Chicago Tribune , 28 января 2001 г., раздел 7, стр. 5.
- ↑ Ник Гудман, цитируется в книге Гила Вертхаймер, «Разграбленный нацистский Дега прослежен до Чикаго», Chicago Jewish Star , 21 марта 1997 г., стр. 2.
- ^ Фелисиано, Затерянный музей , стр. 183-4; Работа Дега воспроизведена в черно-белом варианте, пластина С8.
- ^ Швейцария, национал-социализм и итоговый отчет Второй мировой войны. «Итоговый отчет Независимой комиссии экспертов Швейцария – Вторая мировая война» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 марта 2017 г.
Легче найти доказательства роли Швейцарии как «хаба» для беглых активов, тогда как транзит награбленных товаров через Швейцарию может быть доказан только в отдельных случаях. Известный пример — судьба картины Эдгара Дега «Пейзаж с трубами» («Landschaft mit Schornsteinen») 1890/93 года: она была куплена на аукционе в Париже в 1919 году для коллекции Макса Зильберберга в Бреслау. – в 1932 году она вернулась на аукцион в Париже – оттуда она перешла к голландскому коллекционеру Фрицу Гутману, который передал картину на хранение или перепродажу в 1939 году Полю Граупе, жившему в Париже с 1937/1938 – позже она была передана в Швейцарию Ханса Вендланда и Фрица Фанкхаузера – и продана нью-йоркскому коллекционеру Эмилю Вольфу в 1951 – 1987, приобретена Дэниелом К. Сирлом – в 1998 подарена Институту искусств Чикаго.25 Ни в коем случае не удивительно, что картина такого типа «Проблемный» провенанс появился на арт-рынке лишь спустя много лет после окончания войны.
- ↑ Chicago Jewish Star , 21 марта 1997 г., с. 1; Феличиано, «Затерянный музей» , с. 115.
- ^ Заявление Дэниела Сирла, «Совершая убийство»; Феличиано, «Затерянный музей» , с. 188; Редакционная статья «Упускает суть», Chicago Jewish Star , 12 марта 1999 г., стр. 4; Чикаго Еврейская Звезда , 21 августа 1998 г., с. 18.
- ↑ Морли Сейфер, «Поиск», 60 минут (CBS News, 19 января 1997 г.; Стенограмма информационной службы Баррелла, том XXIV, номер 19, стр. 20).
- ^ Ховард Дж. Триененс, Пейзаж с дымовыми трубами: Дело о предположительно разграбленном Дега ( Northwestern University Press , 2000), стр. 56, с. 114, сн. 79.
- ↑ Chicago Jewish Star , 21 марта 1997 г., с. 2.
- ^ Морли Сейфер, «Поиск», 60 минут (CBS News, 19 января 1997 г.; Стенограмма информационных служб Буррелла, том XXIV, номер 19, стр. 21-2); Заявление Триенена «Совершить убийство» (конец Части 2 и Части 3).
- ↑ Заявление Сирла «Совершение убийства», цитируемое в книге Г. Вертхаймера «Дело Дега: Коллекционер демонстрирует менталитет швейцарского банкира», Chicago Jewish Star , 21 августа 1998 г., стр. 18.
- ^ Г. Вертхаймер, «Дело о Дега из коллекции произведений искусства эпохи Холокоста, переданное сюда в суд», Chicago Jewish Star , 7 августа 1998 г., стр. 18.
- ↑ Кевин Уильямс, «Иск ищет картину, «украденную» нацистами», Chicago Sun-Times , 20 июля 1996 г.
- ↑ Chicago Jewish Star , 21 марта 1997 г., с. 1.
- ^ Г. Вертхаймер, «Иск Дега отложен», Chicago Jewish Star , 7 ноября 1997 г., стр. 10.
- ^ Г. Вертхаймер, «Дело о Дега из коллекции произведений искусства эпохи Холокоста, переданное сюда в суд», Chicago Jewish Star , 7 августа 1998 г., стр. 1.
- ^ Г. Вертхаймер, «Дело Дега: Коллекционер демонстрирует менталитет швейцарского банкира», Chicago Jewish Star , 21 августа 1998 г., стр. 1.
- ↑ Редакционная статья «Позор, позор, позор», Chicago Jewish Star , 21 августа 1998 г., стр. 4; Редакционная статья «Не хватает сути: что с Институтом искусств?» Чикаго Еврейская Звезда , 12 марта 1999 г., с. 4.
- ^ Г. Вертхаймер, «Институт искусств уклоняется от проблемы украденных нацистами произведений искусства», Chicago Jewish Star , 12 марта 1999 г., стр. 1; Письмо «Украденное нацистами искусство», Эйлин Харакал, Институт искусств, Chicago Jewish Star , 26 марта 1999 г., с. 4.
- ↑ Дуглас Дэвис, «Украденные произведения искусства должны быть возвращены», Еврейское телеграфное агентство , 8 июня 1999 г.
- ^ Джудит Х. Добжински, «Урегулирование спора по поводу картины, разграбленной нацистами», New York Times , 14 августа 1998 г.; Рон Гроссман, «Битва за добычу Дега подходит к мирному концу», Chicago Tribune , 14 августа 1998 г.; Г. Вертхаймер, «Дело Дега: Коллекционер демонстрирует менталитет швейцарского банкира», Chicago Jewish Star , 21 августа 1998 г., стр. 18.
- ^ Говард Дж. Триененс, Пейзаж с дымовыми трубами , с. 96; «Третий по величине»: Кортни Стрингер, «Чикагский институт искусств извлекает трудный урок о хедж-фондах», Wall Street Journal , 1 февраля 2002 г., стр. А8.
- ^ Энди Дэвис, «Дега, добытое во время войны, выставлено на выставке в музее», Chicago Tribune , 12 июня 1999 г., раздел 1, стр. 5; Г. Вертхаймер, «Украденный Дега теперь выставлен на обозрение в Институте искусств», Chicago Jewish Star , 25 июня 1999 г., стр. 3.
- ↑ Редакционная статья «Искусственное искусство», Chicago Jewish Star , 25 июня 1999 г., стр. 4.
- ^ Г. Вертхаймер, «Дело против «якобы» разграбленного Дега», Chicago Jewish Star , 29 сентября 2000 г., стр. 9, рецензия на книгу Говарда Дж. Триененса « Пейзаж с дымовыми трубами: Дело о якобы разграбленном Дега» ; иную трактовку см. в книге Майкла Р. Марруса « Некоторая мера справедливости». Кампания по реституции эпохи Холокоста 1990-х годов ( University of Wisconsin Press , 2009), стр. 45–7.
- ^ Jump up to: а б «Краткое содержание RC 1.2 | Restitutiecommissie» . www.restitutiecommissie.nl . Архивировано из оригинала 30 декабря 2019 г. Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ «Семья Гудман будет продавать произведения искусства, разграбленные нацистами», New York Sun , 18 февраля 2003 г., стр. 4; Рэйчел Леви, «После многих лет борьбы с государством, разграбленные голландские наследники искусства отправляются на аукцион», Еврейское телеграфное агентство, 16 июня 2003 г.
- ↑ Кэрол Фогель, «Возвращение украденного портрета», New York Times , 13 января 2011 г.
- ^ «Пятичастный гарнитур из коллекции Гутмана (Gutmann III-A) | Restitutiecommissie» . www.restitutiecommissie.nl .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 г. Проверено 11 апреля 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в названии ( ссылка ) NK 3223 ae - ^ «Скульптура из коллекции Фрица Гутмана (Gutmann III-B) | Restitutiecommissie» . www.restitutiecommissie.nl .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 г. Проверено 11 апреля 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в названии ( ссылка ) NK 688 - ^ Информация Координационного бюро по потерям культурных ценностей , ныне Немецкого центра по потерям культурных ценностей, и список выясненных случаев. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine в Landesmuseum Württemberg .
- ^ «Пресс-релиз – 19 февраля 2020 г.: Музей искусств Метрополитен и Департамент финансовых услуг штата Нью-Йорк объявляют о возвращении серебряного кубка XVI века наследникам поместья Ойгена Гутмана» . Департамент финансовых услуг . Проверено 16 марта 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Фридрихом Гутманном, на Викискладе?
- 1886 рождений
- 1944 смертей
- Коллекционеры произведений искусства из Амстердама
- Голландские банкиры
- Бизнесмены из Берлина
- Немецкие эмигранты в Нидерланды
- Голландцы, погибшие в Терезиенштадтском гетто
- Предметы нацистских ассигнований в сфере искусства
- Коллекционеры еврейского искусства
- Искусство и культурная репатриация после Второй мировой войны
- Смерти от избиений в Европе