Jump to content

Ян Баптист Ксавери

Мраморный рельеф с игривыми путти

Ян Баптист Ксавери (30 марта 1697, Антверпен — 19 июля 1742, Антверпен) — фламандский скульптор, в основном работавший в Голландской республике . [ 1 ] Он производил портретные бюсты, крупномасштабные статуи для жилых домов и садов, церковную мебель, настенные украшения, надгробные памятники, а также небольшие статуэтки из самшита, липы, слоновой кости и терракоты. Последние предназначались для элитных коллекционеров, которые любили любоваться такими предметами в уединении своего дома. [ 2 ] Он работал над различными проектами для Вильгельма IV Оранского-Нассау , принца Оранского , который позже стал штатгальтером . Он считается ведущим скульптором, работавшим в Голландской республике в первой половине XVIII века. [ 3 ]

Он был сыном скульптора Альберта Ксавери и Катарины Марии Херри (Эрри). У него был младший брат по имени Герард Иосиф Флавий , который стал художником. Его отец, вероятно, обучал его до того, как он поступил в студию Михила ван дер Вурта Старшего . [ 1 ] Ван дер Вурт управлял большой мастерской в ​​Антверпене, которая производила церковную мебель в стиле барокко для главных церквей Фландрии. [ 4 ] Он оставался в мастерской Ван дер Вурта до переезда в Вену в 1719 году. [ 5 ]

Аллегории музыки и поэзии. Церковь Св. Бавоч , Харлем , 1739 г.

Оттуда он отправился в Италию , где находился в Риме. Вместо того, чтобы вернуться на родину, он поселился в Гааге в Голландской республике. Вероятно, он прибыл в Гаагу в 1721 году, где записано, что в июне 1721 года он заплатил деньги своего полумастера в качестве скульптора местной гильдии художников Confrerie Pictura . Его решение поселиться в этом городе, возможно, связано с деятельностью французского архитектора Даниэля Маро . Маро в то время руководил множеством строительных и декоративных проектов в Гааге, для которых он нанял многих художников из-за границы. В городе не было качественных скульпторов, а это означало, что у Ксавери почти не было конкурентов. [ 3 ]

Портрет дона Луиша да Кунья

В 1725 году он получил гаагское гражданство и женился на Марии Кристине Робар, дочери ювелира Клода Робара. У пары было три дочери и три сына. Его сыновья Франс и Якоб впоследствии стали художниками. Сообщается, что все его три дочери были художницами, но их работы неизвестны. [ 6 ] В ноябре 1725 года он стал полноправным членом Confrerie Pictura в Гааге. [ 5 ]

С 1725 года можно назвать первые известные произведения, созданные им в Голландской республике. Его студия располагалась в его доме на улице Zuidoost Buitensingel. [ 5 ] Первоначально он создавал садовые статуи, и это занятие он будет продолжать на протяжении всей своей карьеры. [ 7 ] В 1633 году он был одним из художников, работавших под руководством Даниэля Маро над реконструкцией Huis ten Bosch , резиденции в Гааге Вильгельма IV Оранского-Нассау , принца Оранского , который позже стал штатгальтером . В этом проекте он, среди прочего, отвечал за резьбу по дереву в Белой столовой. [ 5 ] Позже он также создал детали дымохода. [ 8 ] Один из них, изображающий Аполлона и Кумскую Сивиллу, позже был снят французскими оккупантами и перенесен в Триппенхейс в Амстердаме. Он также ходатайствовал от имени Якоба де Вита о заказе росписи дымохода, рама которого была вырезана Ксавери. [ 3 ] Ксавери выполнил мраморные бюсты для принца Вильгельма IV Оранского-Нассау в 1733 году и для жены принца принцессы Анны Ганноверской в ​​1736 году ( Маурицхейс , Гаага). Хотя он явно работал в различных поручениях принца Оранского, до сих пор не обнаружено никаких документов, подтверждающих, что он был официально назначен на службу принцу. [ 9 ]

Кроме того, он смог получить поручения от гражданских властей. Он участвовал в украшении Старой ратуши Гааги, для которой создал аллегорические фигуры Прудентии и Юстиции. В той же ратуше он изготовил мраморные дверные конструкции залов олдермена и суда. [ 3 ] Он также активно торговал садовыми статуями, созданными другими художниками. [ 7 ] В 1739 году он получил заказ на камин для резиденции в Лейдене Дидерика барона ван Лейдена, регента Лейдена. [ 10 ]

Погребальный памятник Йохану Теодору барону фон Фрисхайму

Есть также некоторые свидетельства того, что около 1737 года он некоторое время работал у Фридриха I, ландграфа Гессен-Касселя . [ 11 ]

В 1641 и 1642 годах Ксавери платили за различные работы, которые он выполнил для замка Бреда , принадлежавшего семье Штадхольдеров. Одной из работ была статуя Марса, стоявшая на коньке лестницы во дворе замка. Сообщается, что он поранился, устанавливая статую Марса, и вскоре после этого, 19 июля 1742 года, умер в своем родном городе Антверпене, где жил с семьей. [ 5 ] Его вдова продолжила дело после его смерти, и известно, что мастерская производила тронные кресла до 1750-х годов. [ 8 ]

Скульптор Питер Ксавери , работавший в Лейдене, приходился ему двоюродным дедушкой. [ 11 ] Его брат Жерар Джозеф был офортистом и художником, который также работал в Голландской Республике. [ 12 ] Виллем Хендрик ван дер Валь и Олоф Арениус . Его учениками были [ 1 ]

Группа из трех детей, аллегория Лета.

Он был хорошо связан с литературными и художественными кругами своего времени, и среди его друзей были Ламберт тен Кейт , Юбер Пут, Якоб де Вит, Бальтазар Деннер и Олоф Арениус . Когда он умер, поэты Джейкоб Спекс и Дирк Смитс написали для него элегии. Фламандский скульптор Йоханнес Франциск Маес был сотрудником его мастерской и после его смерти продолжил работать в Голландской Республике. [ 3 ]

Ксавери был разносторонним художником, работавшим с мрамором, терракотой, слоновой костью и песчаником. Он портретные бюсты, крупномасштабные статуи для жилых домов и садов, надгробные памятники, а также небольшие статуэтки, обычно изображающие мифологических персонажей, путти и медальоны. [ 13 ]

Флора

Когда в начале своей карьеры он работал над проектами Даниэля Маро, его стиль обнаруживает сходство со стилем Маро. [ 11 ] Даже в начале своей карьеры он проявлял интерес к развитию своего собственного стиля, как показано в « Группе трех детей», аллегории лета 1726 года ( Рейксмузеум , Амстердам). На нем изображена оживленная группа из двух обнаженных девочек и мальчиков с символами лета (стебли кукурузы, колосья, серп), соединенных между собой скудными драпировками. Группа проявляет заинтересованность в достижении живого взаимодействия между детьми и красивого распределения их качеств. [ 7 ] Его знание нового стиля рококо демонстрируется в убранстве старой ратуши Гааги, в частности в мраморных навесах центрального зала, выполненных в форме рокайлей , типичного декоративного элемента, используемого в стиле рококо. Выполненный в 1634 году, это, возможно, самое раннее использование архитектурных элементов рококо в Голландской республике. Его более поздний стиль стал более сложным, как это видно в таких работах, как « Аллегория веры» 1735–1739 годов в Гроте Керк в Харлеме . [ 11 ] Его стиль в целом оставался ближе к классицизму, чем к рококо, что, вероятно, было связано с тем фактом, что большинство его заказов было выполнено для аристократических резиденций или погребальных памятников.

Сохранились различные рельефы Ксавери. Мраморный рельеф с аллегорическим изображением под органом Гроте Керк в Харлеме считается одним из лучших его произведений. Он также сделал множество деталей дымохода, из которых сохранились лишь немногие. В салоне Huis Dedel в Гааге (ныне Музей дизайна Dedel) находился мраморный камин с головами двух девушек, вероятно, изготовленный Ксавери. [ 5 ] Одна из его частей камина, сделанная для резиденции в Гааге барона Дидерика ван Лейдена, сейчас находится в Рейксмузеуме в Амстердаме. Он спроектировал камин и каминную часть, которая представляет собой рельеф, изображающий мифологических влюбленных Париса и Энону . Парис вырезает на дереве имя своей возлюбленной. Есть два рисунка его друга и частого соавтора Якоба де Вита, которые, вероятно, послужили эскизами или источниками вдохновения для создания рельефа. Художественное влияние Де Вита на Ксавери проливает интересный свет на их рабочие отношения в Лейдене. [ 10 ]

Каминная часть с рельефом Парижа и Эноны

Ксавери был плодовитым производителем садовых украшений и статуй. Голландское садовое искусство процветало в первой половине восемнадцатого века. Подобные произведения искусства рассматривались не как самостоятельные объекты, а как часть более крупного декоративного проекта, объединяющего зелень и садовые орнаменты в одну гармоничную композицию, часто основанную на продуманной декоративной программе или определенном мировоззрении. [ 5 ]

Ксавери сделал несколько бюстов. Одним из впечатляющих произведений является мраморный бюст дона Луиша да Кунья, посла Португалии (1737, Рейксмузеум). Дон Луиш да Кунья (1662–1749) был послом в королевстве Португалия с 1728 по 1736 год. На бюсте посол изображен как величественная фигура в кирасе и плаще. Несмотря на то, что на момент бюста натурщику было уже 75 лет, Ксавери придал ему живое лицо. Вероятно, это произошло из-за того, что художник не остановился на деталях лица и одежды посла. Ксавери сделал бюсты других выдающихся личностей, таких как Вильгельм VIII, ландграф Гессен-Кассельский , Фридрих I Шведский , герцог Мальборо и принц Евгений Савойский . [ 14 ] Ксавери также сделал портретный бюст Франсуа Фагеля, важной личности, служившей слугой Генеральных штатов более шестидесяти лет. [ 3 ] Среди его различных погребальных памятников также есть бюсты или портреты умерших в полный рост. К ним относятся погребальные памятники Иоганнесу Граафу фон Лильенштедту (1732 г.) в Мариенкирхе в Штральзунде , Йохану Теодору барону фон Фрисхайму (1733 г.) в Гроте Синт-Катаринакерк в Хойсдене , Сикко ван Гослинге (1737 г.) в церкви в Херворде Донджюме. и Граф Освальд III Горный (1741) в базилике Святого Петра в Боксмире . Некоторые из погребальных памятников, такие как памятник Рейнхарту Винсенту фон Хомпешу в Линнихе, были утеряны, а от памятника Йохану ван Вельдерену сохранился только портрет-бюст. [ 5 ]

Ксавери также был известен своими небольшими скульптурами из слоновой кости. Его портрет Марии Луизы ван Гессен-Кассель , матери принца Вильгельма IV Оранского, сделанный в медальоне из слоновой кости в 1731 году, вероятно, был первым контактом между художником и принцем. [ 3 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Ян Баптист Ксавери в Нидерландском институте истории искусств
  2. ^ Ян Баптист Ксавери, Вакх и Пан на Sotheby's
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Л. Дж. ван дер Клоостер, Ян Баптист Ксавьери (1697–1742). Документация о некоторых его работах» , Ежегодник истории искусства Нидерландов, 21 (1970), стр. 99-138 (на голландском языке)
  4. ^ Михиль ван дер Вурт (I) в Нидерландском институте истории искусств
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Деннис де Кул, «Ян Баптист Ксавери (1697-1742): универсальный садовый художник» , Bulletin KNOB 110 (2011), стр. 59–67 (на голландском языке)
  6. ^ Деннис де Кул, «Проигрышная битва за Марс». Скульптура Яна Клавдия де Кока и Яна Баптиста Ксаверия в Бреде» , Jaarboek «de Oranjeboom» 70 (2017), стр. 161–173 (на голландском языке)
  7. ^ Jump up to: а б с Рейнир Баарсен (редактор), Рококо в Нидерландах, Каталог к ​​выставке Рококо, Нидерланды aan de zwier, стр. 231–234 (на голландском языке)
  8. ^ Jump up to: а б Райнир Баарсен, «Скульптор и мастер по изготовлению стульев?» Тронные стулья из мастерской Яна Баптиста Ксаверия , в: История мебели, вып. 43, 2007, стр. 101–113. ДЖСТОР. По состоянию на 8 мая 2021 г.
  9. ^ Доктор медицинских наук Озинга, Ян Баптист Ксавери как декоративно-архитектурный дизайнер , в: H. Miedema ea, Miscellanea JQ van Regteren Altena, Амстердам, 1969, стр. 168 (на голландском языке)
  10. ^ Jump up to: а б Деннис де Кул, Творческое взаимодействие Яна Баптиста Ксавери и Якоба де Вита в: Oud-Leiden-Nieuws, Volume 8, Number 4, (2020), стр. 17–19 (на голландском языке)
  11. ^ Jump up to: а б с д Ирис Кокельберг. «Ксавери, Ян Баптист». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 7 мая 2021 г.
  12. ^ Герардус Джозефус Ксавери из Нидерландского института истории искусств.
  13. ^ Ян Баптист Ксавери, Группа из трех игривых путти, сражающихся за гроздь винограда в Galerie Lowet de Wotrenge.
  14. ^ Фриц Шолтен, Портрет дона Луиса да Кунья, автор Ян Баптист Ксавери (1737) , в: Бюллетень Рейксмузеума, том. 42, № 2, 1994, с. 107–119. JSTOR, по состоянию на 8 мая 2021 г. (на голландском языке)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a0968a0410523d5e3fbcfd6eceb07377__1723644660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/77/a0968a0410523d5e3fbcfd6eceb07377.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan Baptist Xavery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)