Ян Баптист Ксавери

Ян Баптист Ксавери (30 марта 1697, Антверпен — 19 июля 1742, Антверпен) — фламандский скульптор, в основном работавший в Голландской республике . [ 1 ] Он производил портретные бюсты, крупномасштабные статуи для жилых домов и садов, церковную мебель, настенные украшения, надгробные памятники, а также небольшие статуэтки из самшита, липы, слоновой кости и терракоты. Последние предназначались для элитных коллекционеров, которые любили любоваться такими предметами в уединении своего дома. [ 2 ] Он работал над различными проектами для Вильгельма IV Оранского-Нассау , принца Оранского , который позже стал штатгальтером . Он считается ведущим скульптором, работавшим в Голландской республике в первой половине XVIII века. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Он был сыном скульптора Альберта Ксавери и Катарины Марии Херри (Эрри). У него был младший брат по имени Герард Иосиф Флавий , который стал художником. Его отец, вероятно, обучал его до того, как он поступил в студию Михила ван дер Вурта Старшего . [ 1 ] Ван дер Вурт управлял большой мастерской в Антверпене, которая производила церковную мебель в стиле барокко для главных церквей Фландрии. [ 4 ] Он оставался в мастерской Ван дер Вурта до переезда в Вену в 1719 году. [ 5 ]

Оттуда он отправился в Италию , где находился в Риме. Вместо того, чтобы вернуться на родину, он поселился в Гааге в Голландской республике. Вероятно, он прибыл в Гаагу в 1721 году, где записано, что в июне 1721 года он заплатил деньги своего полумастера в качестве скульптора местной гильдии художников Confrerie Pictura . Его решение поселиться в этом городе, возможно, связано с деятельностью французского архитектора Даниэля Маро . Маро в то время руководил множеством строительных и декоративных проектов в Гааге, для которых он нанял многих художников из-за границы. В городе не было качественных скульпторов, а это означало, что у Ксавери почти не было конкурентов. [ 3 ]

В 1725 году он получил гаагское гражданство и женился на Марии Кристине Робар, дочери ювелира Клода Робара. У пары было три дочери и три сына. Его сыновья Франс и Якоб впоследствии стали художниками. Сообщается, что все его три дочери были художницами, но их работы неизвестны. [ 6 ] В ноябре 1725 года он стал полноправным членом Confrerie Pictura в Гааге. [ 5 ]
С 1725 года можно назвать первые известные произведения, созданные им в Голландской республике. Его студия располагалась в его доме на улице Zuidoost Buitensingel. [ 5 ] Первоначально он создавал садовые статуи, и это занятие он будет продолжать на протяжении всей своей карьеры. [ 7 ] В 1633 году он был одним из художников, работавших под руководством Даниэля Маро над реконструкцией Huis ten Bosch , резиденции в Гааге Вильгельма IV Оранского-Нассау , принца Оранского , который позже стал штатгальтером . В этом проекте он, среди прочего, отвечал за резьбу по дереву в Белой столовой. [ 5 ] Позже он также создал детали дымохода. [ 8 ] Один из них, изображающий Аполлона и Кумскую Сивиллу, позже был снят французскими оккупантами и перенесен в Триппенхейс в Амстердаме. Он также ходатайствовал от имени Якоба де Вита о заказе росписи дымохода, рама которого была вырезана Ксавери. [ 3 ] Ксавери выполнил мраморные бюсты для принца Вильгельма IV Оранского-Нассау в 1733 году и для жены принца принцессы Анны Ганноверской в 1736 году ( Маурицхейс , Гаага). Хотя он явно работал в различных поручениях принца Оранского, до сих пор не обнаружено никаких документов, подтверждающих, что он был официально назначен на службу принцу. [ 9 ]
Кроме того, он смог получить поручения от гражданских властей. Он участвовал в украшении Старой ратуши Гааги, для которой создал аллегорические фигуры Прудентии и Юстиции. В той же ратуше он изготовил мраморные дверные конструкции залов олдермена и суда. [ 3 ] Он также активно торговал садовыми статуями, созданными другими художниками. [ 7 ] В 1739 году он получил заказ на камин для резиденции в Лейдене Дидерика барона ван Лейдена, регента Лейдена. [ 10 ]

Есть также некоторые свидетельства того, что около 1737 года он некоторое время работал у Фридриха I, ландграфа Гессен-Касселя . [ 11 ]
В 1641 и 1642 годах Ксавери платили за различные работы, которые он выполнил для замка Бреда , принадлежавшего семье Штадхольдеров. Одной из работ была статуя Марса, стоявшая на коньке лестницы во дворе замка. Сообщается, что он поранился, устанавливая статую Марса, и вскоре после этого, 19 июля 1742 года, умер в своем родном городе Антверпене, где жил с семьей. [ 5 ] Его вдова продолжила дело после его смерти, и известно, что мастерская производила тронные кресла до 1750-х годов. [ 8 ]
Скульптор Питер Ксавери , работавший в Лейдене, приходился ему двоюродным дедушкой. [ 11 ] Его брат Жерар Джозеф был офортистом и художником, который также работал в Голландской Республике. [ 12 ] Виллем Хендрик ван дер Валь и Олоф Арениус . Его учениками были [ 1 ]

Он был хорошо связан с литературными и художественными кругами своего времени, и среди его друзей были Ламберт тен Кейт , Юбер Пут, Якоб де Вит, Бальтазар Деннер и Олоф Арениус . Когда он умер, поэты Джейкоб Спекс и Дирк Смитс написали для него элегии. Фламандский скульптор Йоханнес Франциск Маес был сотрудником его мастерской и после его смерти продолжил работать в Голландской Республике. [ 3 ]
Работа
[ редактировать ]Ксавери был разносторонним художником, работавшим с мрамором, терракотой, слоновой костью и песчаником. Он портретные бюсты, крупномасштабные статуи для жилых домов и садов, надгробные памятники, а также небольшие статуэтки, обычно изображающие мифологических персонажей, путти и медальоны. [ 13 ]

Когда в начале своей карьеры он работал над проектами Даниэля Маро, его стиль обнаруживает сходство со стилем Маро. [ 11 ] Даже в начале своей карьеры он проявлял интерес к развитию своего собственного стиля, как показано в « Группе трех детей», аллегории лета 1726 года ( Рейксмузеум , Амстердам). На нем изображена оживленная группа из двух обнаженных девочек и мальчиков с символами лета (стебли кукурузы, колосья, серп), соединенных между собой скудными драпировками. Группа проявляет заинтересованность в достижении живого взаимодействия между детьми и красивого распределения их качеств. [ 7 ] Его знание нового стиля рококо демонстрируется в убранстве старой ратуши Гааги, в частности в мраморных навесах центрального зала, выполненных в форме рокайлей , типичного декоративного элемента, используемого в стиле рококо. Выполненный в 1634 году, это, возможно, самое раннее использование архитектурных элементов рококо в Голландской республике. Его более поздний стиль стал более сложным, как это видно в таких работах, как « Аллегория веры» 1735–1739 годов в Гроте Керк в Харлеме . [ 11 ] Его стиль в целом оставался ближе к классицизму, чем к рококо, что, вероятно, было связано с тем фактом, что большинство его заказов было выполнено для аристократических резиденций или погребальных памятников.
Сохранились различные рельефы Ксавери. Мраморный рельеф с аллегорическим изображением под органом Гроте Керк в Харлеме считается одним из лучших его произведений. Он также сделал множество деталей дымохода, из которых сохранились лишь немногие. В салоне Huis Dedel в Гааге (ныне Музей дизайна Dedel) находился мраморный камин с головами двух девушек, вероятно, изготовленный Ксавери. [ 5 ] Одна из его частей камина, сделанная для резиденции в Гааге барона Дидерика ван Лейдена, сейчас находится в Рейксмузеуме в Амстердаме. Он спроектировал камин и каминную часть, которая представляет собой рельеф, изображающий мифологических влюбленных Париса и Энону . Парис вырезает на дереве имя своей возлюбленной. Есть два рисунка его друга и частого соавтора Якоба де Вита, которые, вероятно, послужили эскизами или источниками вдохновения для создания рельефа. Художественное влияние Де Вита на Ксавери проливает интересный свет на их рабочие отношения в Лейдене. [ 10 ]

Ксавери был плодовитым производителем садовых украшений и статуй. Голландское садовое искусство процветало в первой половине восемнадцатого века. Подобные произведения искусства рассматривались не как самостоятельные объекты, а как часть более крупного декоративного проекта, объединяющего зелень и садовые орнаменты в одну гармоничную композицию, часто основанную на продуманной декоративной программе или определенном мировоззрении. [ 5 ]
Ксавери сделал несколько бюстов. Одним из впечатляющих произведений является мраморный бюст дона Луиша да Кунья, посла Португалии (1737, Рейксмузеум). Дон Луиш да Кунья (1662–1749) был послом в королевстве Португалия с 1728 по 1736 год. На бюсте посол изображен как величественная фигура в кирасе и плаще. Несмотря на то, что на момент бюста натурщику было уже 75 лет, Ксавери придал ему живое лицо. Вероятно, это произошло из-за того, что художник не остановился на деталях лица и одежды посла. Ксавери сделал бюсты других выдающихся личностей, таких как Вильгельм VIII, ландграф Гессен-Кассельский , Фридрих I Шведский , герцог Мальборо и принц Евгений Савойский . [ 14 ] Ксавери также сделал портретный бюст Франсуа Фагеля, важной личности, служившей слугой Генеральных штатов более шестидесяти лет. [ 3 ] Среди его различных погребальных памятников также есть бюсты или портреты умерших в полный рост. К ним относятся погребальные памятники Иоганнесу Граафу фон Лильенштедту (1732 г.) в Мариенкирхе в Штральзунде , Йохану Теодору барону фон Фрисхайму (1733 г.) в Гроте Синт-Катаринакерк в Хойсдене , Сикко ван Гослинге (1737 г.) в церкви в Херворде Донджюме. и Граф Освальд III Горный (1741) в базилике Святого Петра в Боксмире . Некоторые из погребальных памятников, такие как памятник Рейнхарту Винсенту фон Хомпешу в Линнихе, были утеряны, а от памятника Йохану ван Вельдерену сохранился только портрет-бюст. [ 5 ]
Ксавери также был известен своими небольшими скульптурами из слоновой кости. Его портрет Марии Луизы ван Гессен-Кассель , матери принца Вильгельма IV Оранского, сделанный в медальоне из слоновой кости в 1731 году, вероятно, был первым контактом между художником и принцем. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ян Баптист Ксавери в Нидерландском институте истории искусств
- ^ Ян Баптист Ксавери, Вакх и Пан на Sotheby's
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Л. Дж. ван дер Клоостер, Ян Баптист Ксавьери (1697–1742). Документация о некоторых его работах» , Ежегодник истории искусства Нидерландов, 21 (1970), стр. 99-138 (на голландском языке)
- ^ Михиль ван дер Вурт (I) в Нидерландском институте истории искусств
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Деннис де Кул, «Ян Баптист Ксавери (1697-1742): универсальный садовый художник» , Bulletin KNOB 110 (2011), стр. 59–67 (на голландском языке)
- ^ Деннис де Кул, «Проигрышная битва за Марс». Скульптура Яна Клавдия де Кока и Яна Баптиста Ксаверия в Бреде» , Jaarboek «de Oranjeboom» 70 (2017), стр. 161–173 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с Рейнир Баарсен (редактор), Рококо в Нидерландах, Каталог к выставке Рококо, Нидерланды aan de zwier, стр. 231–234 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б Райнир Баарсен, «Скульптор и мастер по изготовлению стульев?» Тронные стулья из мастерской Яна Баптиста Ксаверия , в: История мебели, вып. 43, 2007, стр. 101–113. ДЖСТОР. По состоянию на 8 мая 2021 г.
- ^ Доктор медицинских наук Озинга, Ян Баптист Ксавери как декоративно-архитектурный дизайнер , в: H. Miedema ea, Miscellanea JQ van Regteren Altena, Амстердам, 1969, стр. 168 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б Деннис де Кул, Творческое взаимодействие Яна Баптиста Ксавери и Якоба де Вита в: Oud-Leiden-Nieuws, Volume 8, Number 4, (2020), стр. 17–19 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Ирис Кокельберг. «Ксавери, Ян Баптист». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 7 мая 2021 г.
- ^ Герардус Джозефус Ксавери из Нидерландского института истории искусств.
- ^ Ян Баптист Ксавери, Группа из трех игривых путти, сражающихся за гроздь винограда в Galerie Lowet de Wotrenge.
- ^ Фриц Шолтен, Портрет дона Луиса да Кунья, автор Ян Баптист Ксавери (1737) , в: Бюллетень Рейксмузеума, том. 42, № 2, 1994, с. 107–119. JSTOR, по состоянию на 8 мая 2021 г. (на голландском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Яном Баптистом Ксавери, на Викискладе?
- 1697 рождений
- 1742 смерти
- Фламандские скульпторы (до 1830 г.)
- Скульпторы фламандского барокко.
- Художники из Антверпена
- Резчики по слоновой кости
- Голландские скульпторы-мужчины
- Голландские скульпторы XVIII века.
- Голландские художники-мужчины XVIII века
- Эмигранты из Священной Римской империи в Голландскую республику