Оса HM 81 Томкэт
HM 81 Томкэт | |
---|---|
Роль | Сверхлегкий самолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Оса Микролиты Среднего Запада |
Первый полет | 1980 |
Статус | Производство завершено |
Waspair HM 81 Tomcat — британский необычной конструкции « утка сверхлегкий самолет », производившийся компанией Waspair , а затем Midwest Microlites . Дизайнер является спорным, а дизайнерами названы Чип Эрвин, Ларри Уайтинг и Робин Хейнс. Самолет поставлялся в виде комплекта для любительской постройки . [ 1 ] [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Самолет был разработан в соответствии с правилами США FAR 103 для сверхлегких транспортных средств , включая максимальную массу пустого автомобиля в этой категории 254 фунта (115 кг). Стандартная масса пустого самолета составляет 248 фунтов (112 кг). Он имеет высокорасположенное крыло, поддерживаемое двугранными стабилизаторами, одноместную открытую кабину, трехопорное шасси и одиночный двигатель толкающей конфигурации . [ 1 ] [ 2 ]
Конструкция самолета изготовлена из алюминиевых труб. Его крыло с размахом 30 футов (9,1 м) расположено высоко над сиденьем пилота, обеспечивая маятниковую устойчивость. Органы управления очень нетрадиционны, и все они установлены на утке, имеющей две поверхности. Поверхности «утка» движутся синхронно для создания тангажа и по отдельности, в противоположных направлениях, для создания крена. Большие фиксированные двугранные стабилизаторы обеспечивают контроль рыскания, поскольку крыло не имеет собственного двугранника для сопряжения с рысканьем. Поверхности переднего оперения крепятся к передней части основной килевой трубы, выполняющей роль фюзеляжа . Пилот размещается на открытом сиденье, прикрепленном болтами к той же трубе. Силовая установка Cuyuna 430 расположена за пилотом. [ 1 ] [ 2 ]
В эксплуатации система управления оказалась неадекватной, самолетом трудно управлять в полете, особенно в нестабильном воздухе, и произошел ряд аварий с потерей управления. Виртуальный музей сверхлегких самолетов описывает самолет как «неуклюжий и нестабильный». Рецензент Андре Клише говорит о характеристиках управляемости Tomcat: [ 1 ] [ 2 ]
В нем используется двухосная система управления, в которой утка управляет тангажем и креном. Руля направления для управления рысканием нет, но предполагается, что V-образное крыло должно обеспечивать устойчивость по рысканию. Это несовершенная система с проблемами, особенно при рыскании. Любое расстройство, вызванное пилотом или турбулентностью, может привести к боковому движению, которому эффект руля направления V-образного крыла недостаточно силен, чтобы противодействовать ему. Пилот должен отклонить поверхность утка в противоположном направлении, прежде чем при посадке носовая часть утка выйдет за пределы максимального угла восстановления утка. Если этого не сделать, результатом может стать неконтролируемое спиральное пикирование. [ 1 ]
Клише рекомендует разобрать Tomcats на запчасти и не летать. [ 1 ]
Усовершенствованная модель Pintail была позже представлена Хейнсом, у которой рулевые поверхности расположены на задней кромке двугранных стабилизаторов, но неясно, полностью ли это устраняет недостатки исходной конструкции. [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- Томкэт Стандарт
- Начальная версия с двухосным управлением. [ 1 ] [ 2 ]
- Томкэт Спорт
- Улучшенная версия с двухосным управлением. [ 2 ]
- Томкэт Турер
- Двухместная модель с двухосным управлением. [ 2 ]
- Хейнс Шилохвостый
- Улучшенная версия с трехосным управлением. [ 1 ] [ 2 ]
Технические характеристики (пинтейл)
[ редактировать ]Данные из клише [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Размах крыльев: 31 фут (9,4 м)
- Пустой вес: 245 фунтов (111 кг)
- Полная масса: 525 фунтов (238 кг)
- Запас топлива: 5 галлонов США (19 л; 4,2 имп галлона)
- Силовая установка: 1 × Cuyuna 430 , 30 л.с. (22 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 63 миль в час (101 км/ч, 55 узлов)
- Крейсерская скорость: 55 миль в час (89 км/ч, 48 узлов)
- Скорость сваливания: 26 миль в час (42 км/ч, 23 узла)
- Скорость набора высоты: 1000 футов/мин (5,1 м/с).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Клише, Андре: Руководство для покупателя сверхлегких самолетов, 8-е издание, страницы E-28 и E-41. Издательство Cybair Limited, 2001. ISBN 0-9680628-1-4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Виртуальный музей сверхлегких самолетов (nd). «Томкэт НМ 81» . Проверено 7 декабря 2011 г.