Луис Хайме
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Луис Жауме Валлеспир | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 5 ноября 1775 г. | ( 35 лет
Место отдыха | Миссия Базилика Сан-Диего-де-Алькала |
Религия | Римско-католический |
Национальность | испанский |
Луис Хайме или Луис Жауме OFM ( 18 октября 1740 — 5 ноября 1775 , ), урожденный Мельсиор Жауме Валлеспир был испанского происхождения римско-католическим священником ордена Францисканского . [ 1 ] Он был первым католическим мучеником, умершим в Альта-Калифорнии . [ 2 ]
Ранняя жизнь и образование в священстве
[ редактировать ]
Родился на ферме Сон Баро в деревне Сан-Хоан , Майорка , остров в испанском Западном Средиземноморье. Джейме получил свое первое образование у местного приходского священника. В возрасте пятнадцати лет Хайме поступил в монастырскую школу в Сан-Бернардино, где Фрай Хуниперо Серра несколько лет назад учился . 27 сентября 1760 года Джейме был принят в орден францисканцев в монастыре Санта-Мария-де-Лос-Анджелес де Хесус. После года строгого уединения и строгой дисциплины Джейме торжественно пообещал соблюдать правила Младших братьев до конца своей земной жизни; с тех пор он был известен как Фрай Луис. Монах проводил богословские исследования в монастыре Сан-Франциско (Пальма-де-Майорка) и был рукоположен в сан священника 22 декабря 1764 года.
Фрай Луис стал «лектором философии» после завершения курсовой работы и занимал эту должность в Сан-Франциско с 1765 по 1770 год. Узнав, что испанцы проникли в Альту-Калифорнию, Джейме принял решение подать заявку на должность миссионера в Новом Свете. Он получил разрешение от генерального комиссара Индии. Джейме прибыл в Новую Испанию в начале 1770 года после долгого и трудного трансатлантического путешествия . Там он начал специальный курс обучения в миссионерском колледже Сан-Фернандо-де-Мексико, где «солдаты Креста» были приучены к лишениям, усталости, унижениям и покаянию, с которыми сталкиваются на миссионерской границе. [ 1 ]

Миссия Сан-Диего
[ редактировать ]12 марта 1771 года Фрай Луис и девять других священников отплыли из Нью-Мексико в миссию Сан-Диего-де-Алькала на борту корабля «Сан-Антонио», чтобы начать десятилетнее обязательство служить коренным народам. В то время отец Фернандо Паррон и Хосе Гомес служили в миссии Сан-Диего. Паррону было сорок два, а Гомесу сорок один год. Они тепло приняли десять священников. Припасы на корабле «Сан-Антонио» были доставлены на берег и затем должны были быть доставлены в миссию и Президио в Сан-Диего. Десяти отцам нужно было продолжить свое путешествие, чтобы встретиться с отцом Джуниперо Серрой, президентом Калифорнийских миссий, который находился в Монтеррее в то время . Отец Гомес также покинул миссию вместе с другими священниками, потому что заболел и ему разрешили уйти на пенсию. Место Гомеса в миссии заменил отец Франсиско Думец. Позже отец Паррон сообщил, что он тоже болен, поэтому отец Серра назначил Джейме заменить его. 7 июля 1771 года отец Хайме и Педро Фагес , новый капитан и военачальник Верхняя Калифорния вместе отправились из Монтеррея в миссию Сан-Диего на корабле « Сан-Антонио» . [ 4 ]
Первые усилия Джейме были посвящены освоению сложностей местного языка кумеяай . Освоив словарный запас, он смог составить многоязычный христианский катехизис. 3 апреля 1773 года Хайме написал письмо Серре, находившемуся в Мексике. Перед отъездом из Мехико Серра получил письмо Луиса Хайме. В письме Джейме в основном говорил о переезде миссии в Сан-Диего. Отсутствие надежного водоснабжения в сочетании с близостью военного персонала к Президио привело к тому, что Джейме попросил и получил разрешение на перенос миссии с ее первоначального места, на вершине холма Президио, в долину в нескольких милях к востоку. где он сейчас находится. Начальник Серры знал об этом письме и процитировал некоторые слова Хайме из его письма вице-королю Антонио Марии де Букарели от 12 августа 1773 года. В конце концов вице-король Букарели согласился переместить миссию в новое место, менее чем в двух лигах от Королевское президио. [ 5 ] Серра прибыл в миссию Сан-Диего из Мексики 13 марта 1774 года и покинул миссию 6 апреля 1774 года. В течение этого периода Серра должен провести несколько переговоров с Джейме о переносе места миссии. [ 6 ] 8 января 1775 года Серра написал Букарелли письмо, в котором сообщил ему, что в августе 1774 года миссия Сан-Диего переехала на новое место. [ 5 ] Почти сразу же произошло заметное увеличение числа обращений, которое к 1775 году достигло 431. [ 7 ]
Напряженность в Миссии Сан-Диего
[ редактировать ]
Луису Хайме пришлось нелегко во время миссии, поскольку между Хайме и региональным командующим Фагесом вспыхнуло несколько столкновений. Джейме сообщил в письме от 17 октября 1772 года, что несколько солдат изнасиловали женщин Кумеяай возле миссии Сан-Диего. Когда местные жители увидели приближающегося испанца, они вместе со своими женщинами убежали в лес. Поэтому миссионерам было трудно выполнять свою христианскую работу. [ 8 ] Кроме того, местные индейцы были недовольны некоторыми ленивыми солдатами, которые загоняли скот на их поля. [ 9 ] Джейме пожаловался Фагесу, что индейцы нападают на миссионеров, потому что солдаты Президио оскорбляют индейцев и насилуют индийских женщин. Но Фагес проигнорировал просьбы Джейме. Миссионеры-францисканцы и военные были двумя влиятельными испанскими группами в Альта-Калифорнии. Оба они хотели расширить свою власть в одной и той же области. Некоторые профессиональные военные офицеры «находилися под влиянием идей Просвещения о равенстве и свободе», поэтому они не были согласны с «патернализмом, который миссионерская система навязывала коренным народам». Более того, военную сторону не удовлетворила попытка системы миссии захватить все материалы. [ 10 ]
С другой стороны, некоторые местные жители Кумеяай возмущались вторжением испанцев на их землю. [ 7 ] Луис Хайме и его миссия «активизировали свои усилия по обращению и продвинулись дальше вглубь Сан-Диего». Туземцы были обеспокоены тем, что новое место миссии находилось слишком близко к их ранчо. [ 9 ] 3 октября 1775 года шестьдесят обращенных индейцев крестились в миссии Сан-Диего. [ 11 ] Местное индейское население и особенно религиозные лидеры почувствовали более серьезную угрозу со стороны испанцев и «считали священников могущественными и потенциально опасными шаманами». Таким образом, отношения между миссией Джейме и уроженцами Сан-Диего были натянутыми еще до беспорядков 1775 года. [ 9 ]
Смерть
[ редактировать ]
Напряжение и враждебность наконец вспыхнули в миссии Сан-Диего. Местные жители Кумеяай ненавидели «европейское вторжение и сопротивлялись обращению в веру», поэтому они собрали местных индейцев с сорока ранчо. [ 13 ] Франсиско Палоу записал «Рассказ о жестоком мученичестве достопочтенного отца Луиса Хайме и о прискорбной трагедии в миссии Сан-Диего». [ 14 ] Примерно в 1:30 ночи лунным утром 4 ноября 1775 года более 600 воинов из окрестных ранчериас бесшумно прокрались на территорию миссии. Разграбив часовню, они подожгли остальные постройки. Шум вскоре разбудил двух миссионеров, испанских стражников и христиан-неофитов. Вместо того чтобы бежать к складу в поисках убежища, фрай Луис подошел к отряду воинов, произнеся традиционное францисканское приветствие: «Amar a Dios, hijos!» — «Любите Бога, дети мои!» Кумеяай схватили его, сорвали с него одежду, выпустили восемнадцать стрел в его туловище, а затем разбили ему лицо дубинками и камнями. [ 15 ]

После того, как Луис Хайме был убит, «главные ранчерии в радиусе двадцати пяти миль» были возвращены в тюрьму Президио. [ 16 ] «Тринадцать предполагаемых лидеров» были заключены в тюрьму на срок более одного года, а «некоторые из них были позже сосланы». [ 9 ] Отец Серра отреагировал на смерть отца Хайме такими словами: «Слава Богу; теперь, когда местность залита кровью, произойдет обращение индейцев Сан-Диего». [ 17 ] Более того, Серра предложил простить бунтовщика и считал, что миссионеру следует «полагаться на силу молитвы, а не на мощь меча». [ 9 ]
Отец Луис Хайме, мученик
[ редактировать ]Тело Джейме сначала было похоронено в часовне Президио. Когда новая церковь миссии была завершена, тело было перезахоронено в святилище. Там он оставался до 12 ноября 1813 года, когда его снова перенесли. Сегодня останки брата Луиса Хайме лежат в общем склепе между главным и боковым алтарем. Он считается первым католическим мучеником в Альта-Калифорнии. [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Смерть Фра Луиса Хайме, двухсотлетие» . Исторический центр Сан-Диего | Сан-Диего, Калифорния | Наш город, наша история . Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ Лейк, Элисон (25 сентября 2014 г.). Колониальный Розарий . Издательство Университета Огайо. дои : 10.2307/j.ctt1rfsq51 . ISBN 978-0-8040-4022-8 .
- ^ Энгельгардт, Зефирин (1920). Миссия Сан-Диего . Сан-Франциско, Калифорния: Компания Джеймса Х. Барри. п. 152.
- ^ Энгельгардт, Зефирин (1920). Миссия Сан-Диего . Сан-Франциско, Калифорния: Компания Джеймса Х. Барри. стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б ГЕЙГЕР, МЕЙНАРД (1 сентября 1969 г.). «Поддельный документ Сан-Диего о правах на воду 1773 года» . Ежеквартальный журнал Южной Калифорнии . 51 (3): 211–220. дои : 10.2307/41170247 . ISSN 0038-3929 . JSTOR 41170247 .
- ^ Энгельгардт, Зефирин (1920). Миссия Сан-Диего . Сан-Франциско, Калифорния: Компания Джеймса Х. Барри. стр. 52–6.
- ^ Jump up to: а б Янг, Стэнли (1988). Миссии Калифорнии . Сан-Франциско: Chronicle Books LLC. п. 12.
- ^ Хинтон, Харвуд П. (1972). «Путешествие Чарльза Рассела Оркатта в Нижнюю Калифорнию». Ежеквартальный журнал Южной Калифорнии : 54.
- ^ Jump up to: а б с д и Каррико, Ричард Л. (1997). «Социополитические аспекты восстания 1775 года в миссии Сан-Диего-де-Алькала: этноисторический подход». Журнал истории Сан-Диего . 43 (3).
- ^ Мари Биб., Роуз (2001). Земли обетования и отчаяния: Хроники ранней Калифорнии, 1535–1846 гг . Санта-Клара, Калифорния: Университет Санта-Клары. стр. 154–6.
- ^ Энгельгардт, Зефирин (1920). Миссия Сан-Диего . Сан-Франциско: Кэл: Компания Джеймса Х. Барри. п. 59.
- ^ Энгельгардт, Зефирин (1920). Миссия Сан-Диего . Сан-Франциско: Кэл: Компания Джеймса Х. Бэри. п. 53.
- ^ Озеро, Элисон (2014). Колониальный Розарий: Испанская и индийская миссии Калифорнии . Университет Огайо. п. 152.
- ^ Энгельгардт, Зефирин (1920). Миссия Сан-Диего . Сан-Франциско: Кэл: Компания Джеймса Х. Бэри. п. 59.
- ^ Энгельгардт, Зефирин (1920). Миссия Сан-Диего . Сан-Франциско: Кэл: Компания Джеймса Х. Бэри. п. 64.
- ^ Озеро, Элисон (2014). Колониальный Розарий: Испанская и индийская миссии Калифорнии . Университет Огайо. п. 154.
- ^ «Смерть Фра Луиса Хайме, двухсотлетие» . Исторический центр Сан-Диего | Сан-Диего, Калифорния | Наш город, наша история . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Леффингвелл, Рэнди (2005). Калифорнийские миссии и президиумы: история и красота испанских миссий . Стиллуотер: Миннесота, «Вояджер». п. 132.
Ссылки
[ редактировать ]- Биб, Роуз Мари и Роберт М. Сенкевич. (2001). Земли обетования и отчаяния: Хроники ранней Калифорнии, 1535–1846 гг. Санта-Клара, Калифорния: Университет Санта-Клары.
- Каррико, Ричард Л. (1997). «Социополитические аспекты восстания 1775 года в миссии Сан-Диего-де-Алькала: этноисторический подход». Журнал истории Сан-Диего , том 43, номер 3.
- Энгельгардт, Зефирин, ОФМ (1920). Миссия Сан-Диего . Компания Джеймса Х. Барри, Сан-Франциско, Калифорния.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Гейгер, Мейнард. (1969). «Поддельный документ Сан-Диего о правах на воду 1773 года». Южная Калифорния Ежеквартально 51, вып. 3: 211–2.
- Хинтон, Харвуд П. (1972). «Путешествие Чарльза Рассела Оркатта в Нижнюю Калифорнию». Ежеквартальный журнал Южной Калифорнии . 54.
- Лейк, Элисон. (2014). Колониальный Розарий: Испанская и индийская миссии Калифорнии. Университет Огайо, 154.
- Леффингвелл, Рэнди (2005). Калифорнийские миссии и президиумы: история и красота испанских миссий . Voyageur Press, Inc., Стиллуотер, Миннесота. ISBN 0-89658-492-5 .
- Палоу, Франциско и Гейгер, Мейнард Дж. (Переведенный и аннотированный). (1955) Жизнь Фрая Хуниперо Серры. Вашингтон: Академия американской истории францисканцев.
- Вебер, монсеньор. Фрэнсис Дж. (1976). «Смерть Фра Луиса Хайме, двухсотлетие». Журнал истории Сан-Диего 22 (1).
- Янг, Стэнли и Мельба Левик (1988). Миссии Калифорнии . Chronicle Books LLC, Сан-Франциско, Калифорния. ISBN 0-8118-3694-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1740 рождений
- 1775 смертей
- Испанские монахи Младшие
- Замученные римско-католические священники
- Священники испанских миссий в Калифорнии
- Испанские римско-католические миссионеры
- Мексиканские римско-католические священники XVIII века
- Римско-католические мученики XVIII века
- Люди с Майорки
- Францисканские миссионеры в Новой Испании