У нас есть Fielakepa
У нас есть Fielakepa | |
---|---|
Рожденный | 1936 |
Национальность | Тонганский |
Другие имена | Вдоль Леди Филакепа |
Занятие | Образователь |
Известен для | Продвижение текстиля, производимого Тонганскими женщинами |
Супруг | Лорд Филакпа |
Тунакайману Филакепа является главным авторитетом в Колоа , уникальном ручном текстиле, созданном женщинами в Тонге . Она способствует оживлению традиционных методов и практик как в Тонге, так и в других общинах острова Тихого океана.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Тунакайману Филакепа родилась в 1936 году. Она была одной из первых Тонганских женщин, получивших образование в западном стиле, и стала учителем в 1958 году. Она вышла замуж за Лонглолонгоатумай Алеамотуа, лорд Филакепа, в 1959 году и после его смерти была способна использовать титул , вдовская леди Филакпа. Ее сын, барон Филакепа , стал министром правительства и лордом Тонга, самым старшим офицером королевской семьи. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]С 1975 по 1978 год Филакепа работал в министерстве образования, работая главным директором по образованию. Она была техническим консультантом Национального совета женщин с 1996 по 2013 год и президентом Национальной ассоциации ремесленных изделий Тонга с 2009 по 2012 год. Она продолжает консультировать Центр русле хрустания Лангафонуа , магазин в центре столицы Тонга, Нуку'алофа , Это продает ремесленные изделия, произведенные женщинами, в которых она участвовала с 1953 года. [ 1 ] [ 2 ]
Поддержка Koloa развития
[ редактировать ]Колоа , который переводится как «ценность», является термином для описания текстиля, изготовленного Тонганскими женщинами. Они принимают разные формы, в том числе ngatu , широко известные в Тихом океане как ткань тапы , которая изготовлена из коры и с надписью с сложными узорами и символами; Ta'ovala , которые представляют собой коврики, сотканные из полос листьев пандана; и кафа , плетение кокосового волокна или, иногда, человеческие волосы. Некоторые колоа используются ежедневно, в то время как другие сохраняются для церемониальных случаев. [ 1 ] [ 2 ]
Как и все женщины Тонга, Филакпа впервые узнала об искусстве Нгату в раннем возрасте, наблюдая за ее бабушкой и группой друзей. Только в 1959 году, как замужняя женщина, она изучила искусство Баркклот и обнаружила местные вариации в практике и значениях некоторых дизайнов и символов, используемых на разных островах Тонга. С тех пор она инструктирует женские группы по различным методам. [ 1 ] [ 2 ] Ее исследования показаны в ЮНЕСКО антологии 2014 года традиционные знания и мудрость: темы с Тихоокеанских островов , [ 3 ] а также в тапе: от коры дерева до ткань: древнее искусство Океании, от Юго -Восточной Азии до Восточной Полинезии Мишель Чарлекс . [ 4 ]
В 2019 году Fielakepa курировал «Колоа: женщины, искусство и технологии», выставку исторического и современного Колоа. После открытия в Нуку'алофу выставка выставовала на Para Site в Гонконге , где она была расширена, чтобы включить TAPA из других стран. Многие из представленных предметов были частью частной коллекции Филакпа, первые предметы из ее коллекции были за пределами Тонга. В конце 2020 года выставка была показана в Artspace Aotearoa в Окленде , Новая Зеландия . [ 2 ] [ 5 ]
Награды и награды
[ редактировать ]Тунакайману Филакепа был одним из получателей в 2020 году наград Принца Клауса за культуру и ее развитие. Первый победитель этой награды из Океании , ее награда была вручена за:
- Ее огромный вклад в постоянную жизнеспособность женского текстильного искусства, демонстрируя, что Колоа является живой культурной формой и неотъемлемой частью Тонганской культуры;
- Увеличение знаний о Колоа посредством исследований и документации, обеспечивая сохранение этого уникального культурного наследия для будущих поколений;
- ее приверженность совершенству, подчеркивая использование традиционных материалов и методов для передачи глубоких значений и символических ценностей богатой эстетической линии Колоа;
- Выделение значения женщин в обществе как создателей Колоа, а также поощрение и поддержку женщин и сети женщин;
- Укрепление культурной идентичности тонганцев, разделяя ее знания о ценностях коренных народов с молодыми поколениями через свою роль учителя;
- придерживаясь богатой традиционной культуры Тонги, противодействуя колониальному наследию, которое обесценило формы искусства коренных народов и сопротивление глобализации и неоколонизации коммерческого корпоративного международного стиля; и
- Стимулирование лучшего понимания тихоокеанских культур, предоставляя опыт и советы как местным, так и глобальным группам наследия, учреждениям и ученым по их исследованиям и коллекциям. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и «Отчет от 2020 года комитета пособий Принца Клауса» (PDF) . Принц Клаус Фонд . Получено 8 октября 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Джайлс, Оливер. «Всемирная власть на Тонганском текстиле: вдольная леди Филакпа курирует свою первую выставку в Гонконге» . Татлер . Получено 8 октября 2021 года .
- ^ «Традиционные знания: мудрость в Тихом океане» . ЮНЕСКО . Получено 8 октября 2021 года .
- ^ Charleux, Somo (2017). Тапа: от коры до ткани, тысячелетнее искусство Океании: от Юго -Восточной Азии до Восточной Полинезии = Тапа: от коры дерева до ткани: древнее искусство Океании: от Юго -Восточной Азии до Восточной Полинезии ([двуязычный французский/английский] изд.). Париж, Франция. ISBN 9782757212097 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ «Тунакайману Филакепа, вдовская леди Филакепа, с Космином Костанасом и Вивиан Зихерл, @Artspace aotearoa» . Индекс журнал . Получено 8 октября 2021 года .