Хасан аль-Худайби
Хасан аль-Худайби Хасан Аль-Худайби | |
---|---|
![]() | |
2-е общее руководство египетских Братьев-мусульман | |
В офисе 1951 - 11 ноября 1973 г. | |
Предшественник | Хасан аль-Банна |
Преемник | Умар аль-Тилмисани |
Личные данные | |
Рожденный | Декабрь 1891 г. Араб аль-Сувалиха, Кальюбия , Египет |
Умер | 11 ноября 1973 г. Каир , Египет | ( 81 год
Дети | Мамун аль-Худайби |
Хасан аль-Худайби (также Хасан аль Ходейби ) ( арабский : حسن الهضيبي ) (декабрь 1891 - 11 ноября 1973) был вторым «главным руководителем» или лидером организации «Братья-мусульмане» , назначенным в 1951 году после основателя Хасана аль-Банны. убийство двумя годами ранее. Аль-Худайби занимал этот пост до своей смерти в 1973 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хасан Исмаил аль-Худайби родился в деревне Араб аль-Сувалиха, расположенной на северо-востоке Каира, в декабре 1891 года. Старший из четырех сестер и трех братьев, он вырос в бедной рабочей семье. Его отец хотел, чтобы его старший сын стал учёным, и поэтому начал образование Хасана с уроков Корана в местной деревенской школе. Однако после года обучения в религиозной школе Хасан решил перейти в светскую государственную начальную школу. Он продолжил свое светское образование в средней школе, а затем в 1915 году получил степень юриста.
В 1924 году аль-Худайби был назначен судьей и получил свою первую должность в Кене, но постепенно продвигался по карьерной лестнице. К 1940-м годам он был одним из самых высокопоставленных представителей египетской судебной системы, а его последняя должность была канцлером Апелляционного суда, прежде чем возглавить «Братьев-мусульман». [ 1 ]
Назначение главным руководителем
[ редактировать ]Аль-Худайби знал об обществе «Братьев-мусульман» начиная с 1930-х годов, и примерно десять лет спустя он был представлен Хасану аль-Банне. Его дружба с аль-Банной росла, и он стал его неофициальным личным советником. Благодаря этим секретным отношениям аль-Худайби постепенно узнавал о внутренних делах Братства. [ 2 ]
После распада общества в 1948 году и убийства аль-Банны в 1949 году выживание «Братьев-мусульман» оказалось под угрозой. Если «Братья-мусульмане» хотели продолжать оставаться политико-религиозным движением, а не поддерживать свою репутацию агрессивной элиты, им необходимо было улучшить свой общественный имидж. [ 3 ] Учитывая, что все ведущие члены общества были окутаны клеймом насилия и кризиса, лидеры назначили аль-Худайби новым Муршидом , или наставником. Аль-Худайби был стратегическим выбором Братства. Аль-Худайби, с его прочными связями с политической властью, отвращением к насилию и чистым общественным имиджем, считался аутсайдером, чей имидж мог помочь «Братьям-мусульманам» восстановить легитимность. [ 1 ]
Однако, хотя аль-Худайби был назначен лидером общества, его роль изначально задумывалась лишь как символическая. [ 4 ] Многие из его требований изначально были проигнорированы, в том числе просьбы о назначении его сторонников на ключевые административные должности, а также призывы к роспуску Тайного аппарата Братства.
Конфликт с секретным аппаратом
[ редактировать ]Придя к власти, аль-Худайби осудил насилие, охватившее движение в 1946–1949 годах, и приказал «Братству» немедленно распустить свое секретное военное подразделение. Это создало глубокую напряженность между ним и другими высокопоставленными членами, поддерживающими Секретный аппарат, включая Салиха аль-Ашмави и Абд ар-Рахмана аль-Санади. На протяжении всего своего руководства аль-Худайби продолжал выступать против насильственных действий и отвергал любую подготовку Братства к вооруженным конфликтам. Члены Секретного аппарата, считавшие себя борцами за благородное дело, почувствовали к нему отчуждение и вскоре присоединились к рядам, чтобы попытаться заставить аль-Худайби уйти в отставку. [ 5 ] [ 6 ]
Тюремное заключение
[ редактировать ]После того как бывший член секретного подразделения Махмуд Абд аль-Латиф предположительно попытался убить президента Абд ан-Насира в октябре 1954 года, правительство начало новую волну арестов против членов «Братьев-мусульман». 4 декабря семь обвиняемых «Братства», в том числе Хасан аль-Худайби, были приговорены судом к смертной казни. Три дня спустя смертные приговоры были приведены в исполнение, за исключением приговора аль-Худайби, приговор которого был заменен пожизненным заключением.
Проповедники, а не судьи ( Дуат ла Кудат )
[ редактировать ]Сообщается, что находясь в тюрьме, аль-Худайби завершил рукопись «Дуат ла Кудат» , которая была опубликована в 1977 году, после его смерти. Эммануэль Сиван и Жиль Кепель утверждают, что этот текст является опровержением Сайида Кутба исламистского манифеста «Маалим фи ат-Тарик» («Вехи на пути»). Хотя «Дуат ла Кудат» не упоминает Кутба по имени и лишь критикует пакистанского исламиста Абула А'ла Маудуди , он выступает против такфира – практики объявления другого мусульманина неверующим – которую использовал Кутб. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Ученый Барбара Золлнер предполагает, что Кутб не является прямой целью текста, а скорее аль-Худайби хотел ответить радикальной маргинальной группе Братства. [ 10 ]
Одной из основных целей текста является определение мусульман и кафиров , или неверующих. Ранее Кутб утверждал, что так называемые мусульманские правительства на самом деле представляют собой неисламскую джахилию , которая должна быть отменена «физической силой и джихадом ». [ 11 ] Однако, по мнению аль-Худайби, совершение греха, требующего наказания, не делает грешника отступником. Суд над мусульманами должен быть оставлен только Богу. [ 12 ]
Аль-Худайби не согласен с Кутбом, полагая, что Шахада , или исповедание веры в ислам, достаточно, чтобы стать мусульманином. [ 13 ]
Смерть
[ редактировать ]Хасан аль-Худайби умер под домашним арестом 11 ноября 1973 года. Аль-Худайби сменил Умар аль-Тилмисани . Спустя годы сын Худайби, Мамун аль-Худайби , некоторое время возглавлял Братство с 2002 года до своей смерти в 2004 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джонстон, Дэвид Л. (2007). «Хасан аль-Худайби и Братья-мусульмане: может ли исламский фундаментализм избегать Исламского государства?». Сравнительные исламские исследования . 3 (1): 40.
- ^ Цоллнер, Барбара Х.Э. (2009). Братья-мусульмане: Хасан аль-Худайби и идеология . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. п. 22. ISBN 978-0-203-88843-8 .
- ^ Цольнер, Братья-мусульмане , 17.
- ^ Митчелл, Ричард П. (1969). Общество братьев-мусульман . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 85. ИСБН 0-19-508437-3 .
- ^ Митчелл, Общество братьев-мусульман , 85.
- ^ Цольнер, Братья-мусульмане , 32.
- ^ Сиван, Эммануэль (1985). Радикальный ислам: средневековая теология и современная политика . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 108–110. ISBN 0-300-03263-3 .
- ^ Кепель, Жиль (2004). Джихад: путь политического ислама (новое изд.). Лондон: ИБ Таурис. стр. 61–63. ISBN 1-85043-722-Х .
- ^ Крамер, Гудрун (1994). «Исправление ошибок: внутриисламские дебаты о теории и практике исламских движений». Журнал Немецкого восточного общества . Приложение XXV.
- ^ Цольнер, Братья-мусульмане , 149.
- ^ Кутб, Сайид. Вехи . стр.9, 55
- ^ Сиван, Радикальный ислам , 108–109.
- ^ Цольнер, Братья-мусульмане , 150.