Декларация принципов равенства
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Декларация принципов равенства отражает моральный и профессиональный консенсус среди экспертов по правам человека и равенству , достигнутый в декабре 2008 года. [ 1 ] Он содержит 27 принципов, которые устанавливают новую парадигму равенства, опираясь на существующие и новые принципы международного права . [ 2 ] Высокий суд Дели охарактеризовал его как отражение «нынешнего международного понимания Принципов равенства». [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Необходимость сформулировать общие правовые принципы равенства была определена на основе (i) признания повсеместного распространения дискриминации и недостатков в защите права на равенство как на международном, так и на национальном уровнях, (ii) отсутствия всеобъемлющего законодательства о равенстве. во многих странах мира и признание того, что такое законодательство необходимо для выполнения обязательств государств по международному и региональному законодательству о правах человека ; (iii) различия и несоответствия в подходах к дискриминации и равенству в различных рамках ООН, ЕС, Совета Европы, различных национальных юрисдикций и т. д., что означало, что практически ни одна из ключевых концепций закона о равенстве не имела общепринятых определений. ; (iv) фрагментация антидискриминационной борьбы, в результате которой различные группы статуса/идентичности вовлечены в политику идентичности и неспособны следовать универсальному правозащитному подходу к равенству и развитию солидарности. с другими обездоленными группами.
Принципы равенства были согласованы группой экспертов в ходе нескольких этапов консультаций. Они обсуждались на конференции под названием «Принципы равенства и развитие правовых стандартов равенства», организованной The Equal Rights Trust (ERT) 3–5 апреля 2008 года в Лондоне. В этом мероприятии приняли участие участники разного происхождения, в том числе ученые, практикующие юристы и правозащитники из всех регионов мира. Участники обсудили версию проекта, в которую были включены их комментарии к предыдущему документу. Впоследствии они предоставили комментарии. Ряд других экспертов участвовали в различных этапах разработки и обсуждения.
ERT представила Декларацию принципов равенства 21 октября 2008 года в Лондоне. Первоначально документ подписали 128 экспертов из 44 стран, а затем и сотни других. Он впервые устанавливает общие правовые принципы равенства как основного права человека. Декларация содержит 27 принципов, на которых должно основываться национальное законодательство и политика в области равенства. Принципы, сформулированные и согласованные экспертами в ходе двухлетнего консультативного процесса, основаны на концепциях и судебной практике, разработанных в международном, региональном и национальном правовом контексте. Декларация призвана помочь законодателям, судебным органам, организациям гражданского общества и всем, кто участвует в борьбе с дискриминацией и поощрении равенства, в частности, посредством разработки эффективного законодательства и политики равенства.
Правовая основа 27 принципов находится (i) в Уставе Организации Объединенных Наций. [ 4 ] которая признает неотъемлемое достоинство и ценность, а также равные и неотъемлемые права всех членов человеческой семьи как основу свободы, справедливости и мира во всем мире; (ii) Статья 1 Всеобщей декларации прав человека [ 5 ] провозглашая, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах; и общая статья 2 Международного пакта о гражданских и политических правах. [ 6 ] и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ; [ 7 ] (iii) признание в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах права на недискриминацию в качестве автономного права человека и соответствующего обязательства государств осуществлять это право; (iv) ряд положений международных и региональных договоров; (v) необязательные заключения, рекомендации и толкования органов международных и региональных организаций, включая Совет Европы; (vi) судебная практика международных, региональных и национальных судов, связанная с вопросами равенства.
Принципы
[ редактировать ]Отмечая переход от политики идентичности к единой системе прав человека и равенства, Декларация содержит рекомендации по некоторым из наиболее сложных и противоречивых вопросов, которые возникают при любой попытке разработать всеобъемлющее законодательство о равенстве на национальном уровне. Например, он определяет право на равенство , равное обращение и право на недискриминацию, а также дает юридическое определение дискриминации , а также наиболее важных видов дискриминации (прямая, косвенная, притеснение, дискриминация по ассоциации и по восприятию); посредством этого он дает рекомендации по вопросу о том, как право на недискриминацию связано с правом на равенство. Декларация также содержит общие принципы подхода к вопросу о том, по каким признакам должна быть запрещена дискриминация: должно ли право на недискриминацию распространяться только на закрытый список оснований? Появляются ли новые основания, которые должны требовать равной защиты? Существует ли иерархия оснований дискриминации и каким должен быть подход к определению исключений?
Приняв во внимание существующие понятия позитивных действий, позитивных действий, специальных мер и позитивных мер в различных правовых рамках, Декларация дополнительно формулирует принципы, на которых основывается закон о позитивных действиях и позитивных обязанностях. Позитивные действия не являются дискриминацией, если различие в обращении направлено на достижение полного и эффективного равенства, а используемые средства соразмерны этой цели. Меры позитивного действия определяются не как исключение из принципа равного обращения, а как часть его реализации. Государства имеют позитивную обязанность содействовать равенству.
Определение права на недискриминацию в Принципе 4 как отдельного права подразумевается в двух смыслах: (i) в том смысле, что это отдельное право, которое может быть нарушено, даже если смежное право не является таковым: например, право человека на недискриминацию при осуществлении права на образование может быть нарушено, хотя нарушения ее права на образование не обнаружено; это понимание прочно укоренилось в практике Европейского суда по правам человека; (ii) в смысле автономного права, не связанного с каким-либо другим правом, установленным законом. В этом втором смысле автономный статус права на недискриминацию означает, что это право не зависит от того, существует ли на самом деле другое законное право. Именно такой подход используется при определении дискриминации в Директивах Европейского Союза о равенстве, а также в национальном законодательстве ряда государств-членов ЕС.
Декларация также содержит принципы равенства, касающиеся: взаимосвязи между дискриминацией и насилием; сфера применения права на равенство («все сферы деятельности, регулируемые законом»); личный масштаб: кто является правообладателем, например, могут ли юридические лица претендовать на право так же, как отдельные лица и группы; определение носителей обязанностей; содержание обязанности обеспечивать реализацию права на равенство; обязательства в отношении множественной дискриминации; обязанность учитывать различия (определяя концепцию разумного приспособления); взаимосвязь между правом на равенство и бедностью; специфика законодательства о равенстве; обязанность обеспечивать участие в разработке законодательства и политики, реализующих право на равенство; и обязанность обеспечивать образование, связанное с равенством.
Другой набор принципов связан с обеспечением права на равенство и определяет доступ к правосудию в законе о равенстве; виктимизация; постоянно действующие правила; доказательства и доказательства при вынесении решения о равенстве прав; средства правовой защиты и санкции; роль специализированных органов; и обязанность собирать и распространять информацию, включая статистические данные, в рамках реализации права на равенство. Наконец, Декларация содержит принципы, запрещающие регрессивное толкование и отступления от права на равенство.
Ограничения
[ редактировать ]Декларация принципов равенства, как следует из ее названия, представляет собой лишь наиболее общий и абстрактный синтез правовых стандартов равенства. Те, кто хотел бы получить более подробные рекомендации по конкретным вопросам, будут разочарованы. Но значение Декларации состоит в том, что она документирует определенную степень морального и профессионального консенсуса среди мировых экспертов на самом фундаментальном уровне, отражая как основные ценности, разделяемые подписавшими сторонами, так и достигнутое путем переговоров соглашение о том, как именно выражать эти ценности в форме и язык универсальных правовых принципов. Поэтому Декларация, являющаяся общепринятой основой, может служить основой для дальнейшей разработки конкретных правовых стандартов, касающихся вопросов равенства.
Последние события
[ редактировать ]25 ноября 2011 года Постоянный комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) принял резолюцию и рекомендацию «Декларация принципов равенства и деятельности Совета Европы». на своем заседании в Эдинбурге, Великобритания, , приветствуя и одобряя Декларацию. [ 8 ]
Резолюция, для принятия которой необходимо было простое большинство, и Рекомендация, для принятия которой требовалось квалифицированное большинство в две трети голосов, были проголосованы на заседании Постоянного комитета под председательством Великобритании в Совете Европы в Эдинбурге. Постоянный комитет действует от имени ПАСЕ, когда последняя не заседает, а его резолюции и рекомендации имеют идентичный правовой статус с резолюциями и рекомендациями полной ассамблеи.
В резолюции Парламентская ассамблея приветствует Декларацию принципов равенства и «призывает государства-члены учитывать принципы, содержащиеся в Декларации, при принятии законодательства и политики по вопросам равенства и недискриминации».
В Рекомендации, адресованной Комитету Министров , высшему исполнительному органу Совета Европы:
«1. Ссылаясь на свою Резолюцию о Декларации принципов равенства и деятельности Совета Европы, Парламентская ассамблея рекомендует Комитету министров:
1.1. активизировать усилия, направленные на ускорение ратификации Протокола № 12 к Европейской конвенции по правам человека (СЕД № 5) государствами-членами, которые еще не сделали этого;
1.2. распространять информацию о передовом опыте реализации политики, направленной на борьбу с дискриминацией и неравенством;
1.3. обеспечить, чтобы Декларация учитывалась в работе различных органов Совета Европы и экспертных групп, занимающихся вопросами равенства и недискриминации;
1.4. продвигать Декларацию в своих отношениях с внешними игроками, и в частности с политиками из государств-членов Совета Европы;
2. Более того, напоминая о необходимости гармонизации толкования и реализации прав на равенство и недискриминацию, Ассамблея рекомендует Комитету министров:
2.1. активизировать сотрудничество с Европейским Союзом по консолидации стандартов в области недискриминации и продвижения равенства;
2.2. продолжать сотрудничество с другими международными организациями, в частности с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организацией Объединенных Наций и ее Комитетом по ликвидации расовой дискриминации, с целью достижения последовательного толкования принципов равенства а также недискриминация и реализация общей политики в области борьбы с дискриминацией и неравенством».
Резолюция и рекомендация были предложены Комитетом по правовым вопросам и правам человека (CLAHR), член которого Борис Цилевикс (Латвия) был докладчиком по этому вопросу. Позиции CLAHR, принятой в июне 2011 года в Осло, предшествовало слушание, состоявшееся в Париже 8 марта 2011 года, на котором The Equal Rights Trust представила показания. Теперь рекомендация будет передана Комитету министров, который должен рассмотреть ответ.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Петрова, Д., «Декларация принципов равенства: вклад в международное право прав человека», Equal Rights Review, том 2, декабрь 2008 г., стр. 58-72.
- ^ Декларация принципов равенства, Equal Rights Trust, октябрь 2008 г.
- ^ Фонд Наз против правительства NCT Дели и других, WP (C) № 7455/2001, стр. 93.
- ^ Устав Организации Объединенных Наций, 1 UNTS XVI, вступил в силу 24 октября 1945 года.
- ↑ Всеобщая декларация прав человека, резолюция 217 A (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г.
- ↑ Международный пакт о гражданских и политических правах, 999 UNTS 171, вступил в силу 23 марта 1976 г.
- ↑ Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 993 UNTS 3, вступил в силу 3 января 1976 года.
- ^ РЭЦ 1986 (2011) 25.11.2011.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Обзор равных прав , том 2, декабрь 2008 г.