Jump to content

Баганда музыка

Слепой арфист Буганды ок. 1911 год

Баганда Музыка — это музыкальная культура, разработанная народом Уганды, имеющая множество особенностей, отличающих африканскую музыку от других мировых музыкальных традиций. Части этой музыкальной традиции были тщательно исследованы и хорошо задокументированы, и эти исследования документированы в учебниках. Таким образом, эта культура является полезной иллюстрацией общей африканской музыки.

Музыкальные инструменты

[ редактировать ]

Помимо голоса, используется ряд инструментов, в том числе амадинда, ксилофоны акадинда , арфа Эннанга , лира Этоголи кадонго (множественное число «будонго») , барабаны и ламеллофон .

Амадинда, акадинда, эннанга и энтонголи, а также несколько типов барабанов используются в куртуазной музыке Кабаки , царя Буганды . Кадонго, с другой стороны, было введено в музыку Баганда совсем недавно, в начале 20 века. По этой причине музыка будонго не является частью традиционной придворной музыки.

Музыкальная гамма

[ редактировать ]

Музыка Баганда основана на примерно равноотстоящей пентатонической гамме. Поэтому октава (мванджо, множественное число мьянджо) делится на пять интервалов примерно по 240 центов (2,4 полутона). Между инструментами существуют некоторые различия в длине интервала, и она даже может меняться у одного (настраиваемого) инструмента во время выступления. Это означает, что в эмическом описании гамму можно назвать эквипентатонической, тогда как на этическом уровне описания могут быть разные варианты реализации этой концептуальной шкалы.

Поскольку эта музыка не основана на гармонии, аккорды не используются, а созвучны только октавы.

В культуре Баганда, как и во многих африканских культурах, музыкальная гамма не воспринимается как указывающая от «низких» тонов к «высоким», а наоборот, от «маленьких» к «большим» или «большим» тонам. Несмотря на это, в нотации (созданной европейскими этномузыковедами), используемой для музыки, самый глубокий тон обозначается «1», а самый высокий — «5».

Как и во многих африканских культурах, в музыке Баганды отдается предпочтение «шумным» тембрам . В ламеллофоне Кадонго вокруг ламелей надеваются металлические кольца для создания жужжащего звука. В арфе эннанга чешуйки разновидности гоаны закреплены на инструменте таким образом, что вибрирующие струны соприкасаются с ней. Это придает звуку потрескивающий тембр. При настройке инструментов (включая ксилофоны) октава часто намеренно не настраивается точно, что приводит к предполагаемому эффекту акустического ритма . В пении часто используются «грубые» тембры.

Номера форм

[ редактировать ]

Музыка обычно повторяется. Элементарные импульсы в музыке довольно быстрые. В музыке Баганда существуют разные формы чисел , т. е. количества элементарных импульсов в одном цикле. Помимо более обычных чисел 24, 36 и 48 (кратных 12), широко распространенных в африканской музыке, встречаются и экземпляры чисел необычной формы: в пьесе амадинды «Bakebezi bali e Kitende» их 50, в пьесе «Ab'e Bukerere» balaagira emwaany» и «Akawologoma» — 54, а произведение «Agenda n’omulungi azaawa» имеет редкую форму. число 70.

Неотъемлемые шаблоны

[ редактировать ]

Большая часть музыки основана на игре параллельных октав. Например, на амадинде два музыканта играют параллельные октавы взаимосвязанным образом , то есть тоны, которые играет один музыкант, попадают точно между тонами, которые играют другие музыканты. Оба музыканта играют параллельные октавы, параллельно двигая правой и левой рукой на расстоянии пяти тактов ксилофона. В восприятии не воспринимается ни рисунок, играемый одним музыкантом, ни рисунок, играемый другим музыкантом, и хотя параллельные октавы и слышны, они малозаметны. Вместо этого с точки зрения восприятия музыка состоит из двух-трех уровней высоты звука, на которых нерегулярные мелодические/ритмические паттерны можно услышать . Характерные для среднего уровня тона паттерны объединяются из низких нот более высокой октавы и высоких нот нижней октавы. Как правило, слышимые паттерны не исполняются никем из музыкантов, а являются результатом комбинации действий обоих музыкантов. Иногда присутствуют несколько противоречивых способов восприятия слуха, и восприятие может переключаться между ними. Музыканты могут влиять на это, акцентируя определенные ноты.

Связь между инструментами

[ редактировать ]

Между музыкой эннанги, энтонголи и амадинды существует тесная связь. Пьесы для струнных инструментов можно перевести на ксилофон. Партия правой руки назначается одному музыканту, а партия левой руки – другому. В эннанге всего восемь струн, поэтому параллельные октавы можно играть только в пределах ограниченного интервала, но общие композиционные принципы, применимые к музыке ксилофона, одинаковы и для аккордовых инструментов.

Музыка и язык

[ редактировать ]

Луганда — тональный язык. Как и во многих других африканских музыкальных культурах, язык существенно влияет на музыку. Композитор обычно начинает со текста. Последовательность тонов текста частично определяет возможные мелодии песни. Затем он сочиняет мелодию, соответствующую мелодическому рисунку песни. При воспроизведении музыки могут проявляться присущие ей закономерности, которые у носителей языка могут вызвать новые текстовые ассоциации. Они могут принадлежать к совершенно разным смысловым областям, создавая сильный поэтический эффект. Иногда такие текстовые ассоциации, «подсказанные» музыкой, включаются в исполняемый текст. Тем не менее, они могут присутствовать для говорящего на луганде, даже если они не выражены явно в тексте, добавляя музыке эстетический уровень, доступный только тому, кто знает этот язык.

Названия музыкальных произведений часто относятся к тексту, который может быть связан с музыкой. Более того, мнемонические фразы часто используются для запоминания иногда длинных и нерегулярных последовательностей нот при игре на ксилофоне.

Амадинда музыка

[ редактировать ]

Культурный и исторический фон

[ редактировать ]

Инструмент

[ редактировать ]

Амадинда — это ксилофон типа бревенчатого ксилофона. Он состоит из 12 деревянных брусков, помещенных на два свежих банановых стебля. Палочки вставляются в стебли в качестве разделителей между прутьями. Перекладины обычно изготавливаются из древесины дерева Лусамба (Markhamia plarycalyx).

Основы игры на Амадинде

[ редактировать ]

На барабанах (или барабанах) играют три музыканта, названных Nazi , Separator и Conqueror соответственно. Один из них расположен на одной стороне ксилофона, два других — на другой. Возможны разные варианты рассадки.

Музыку всегда начинает нацист. Затем вступает разделитель, помещая свои записи точно между заметками нациста. Часть наци называется нага , часть сепаратора называется сепарацией .

В следующем примере показаны части пьесы «Olutalo olw'e Nsinsi» («Битва при Нсинси»), пьесы, в которой часть оквавула относительно проста. Номер формы этого произведения равен 24, т. е. общая длина одного цикла равна дважды 12. Оба музыканта играют параллельные октавы на первых десяти тактах или Амадинде, поэтому в следующих числовых обозначениях «1» означает попадание в первую (самая глубокая) планка плюс шестая вместе и так далее.

Окунага 4.3.4.3.3.3.4.3.4.4.2^2.
Разделение 5.2.1.5.2.1.5.2.1.5.2.1

«^» обозначает место, где начинается часть оквавула — эта точка входа может находиться где угодно в других композициях. Полученная последовательность — 413542313532413542412522. Эта последовательность повторяется, возможно, много раз.

Третий музыкант, омукуонези, повторяет рисунок, происходящий в двух нижних тактах ( аматенгецци ), на две октавы выше в двух самых высоких тактах ( амакуонези ). Омукуонези начинается с цифры «2» оквавулы. Итак, в данном случае этот узор, называемый окукунера :

2.1...2.1...2.12.22..1...

Окукунера - это то, что можно было бы услышать на этих двух пластинках, если бы амадинда была расширена дополнительными октавами, играемыми другой парой омунази и омвавузи. Таким образом, можно также подумать об омукоонези, «имитирующем» действия двух дополнительных музыкантов. Слушая музыку, можно воспринимать окукунеру как отдельный паттерн, но он также может сочетаться с нотами, проигрываемыми в соседних тактах, образуя другие слышимые паттерны.

Добавление барабанов

[ редактировать ]

Техника игры и терминология

[ редактировать ]

На амадинде, как и на других типах ксилофонов Южной Уганды, играют, ударяя палкой по решетке на конце. На кончик штанги наносят удар серединой палки под углом около 45 градусов. Руки двигаются параллельно. Движение должно исходить от запястья, а руки должны двигаться как можно меньше. Правильный способ игры на амадинде называется Okusengejja , что буквально означает «напрягать, фильтровать, прояснять, упорядочивать». Существуют специальные приемы, которые используют только мастера-игроки.

  • Окудализа (буквально «сшивать ткань, вышивать») — это сильно подчеркнутый способ игры. Определенные тона подчеркнуты, выдвигая на передний план определенные присущие им узоры. Обычно он используется для того, чтобы музыка достигла кульминации непосредственно перед тем, как произведение будет закончено.
  • Термин okusita ebiyondo oba ebisenge («возводить углы или стены» — okusita означает «заплетать, переплетать (трость, забор и т. д.)») — это продвинутая техника игры, при которой определенные ноты выпадают, что приводит к внезапному изменению ноты. закономерности, которые можно услышать.

Есть несколько способов игры в Амадинду, которые считаются ошибками:

  • В Окубватуле по тарелкам ударяют кончиками палок сверху. Это распространенная ошибка новичков. Буквально это слово означает сильную боль, особенно в костях.
  • Окугугумула (буквально «вызывать панику», «разбудить стаю птиц») — еще одна ошибка новичка, при которой руки держат жестко и неуклюже.
  • Окуйива (буквально «положить», «подвести», «разочаровать») — нестандартный способ игры, при котором удары по тактам не выполняются в нужный момент.
  • Оквокья (буквально «сжечь», «поджарить») — аналогичная ошибка, при которой удары по решетке бьют слишком поспешно.

Мико транспозиции

[ редактировать ]

Мико (единственное число Муко) — транспозиции произведения на одну ступень гаммы (вверх или вниз). Вся мелодия сдвигается вверх или вниз на один такт ксилофона: 1 заменяется на 2, 2 на 3, 3 на 4, 4 на 5 и 5 на 1. Хотя в середине ксилофона структура пьесы остается прежней. , манера движений музыкантов меняется, а партия окукунеры может стать совершенно другой. Фактически, таким образом, из каждого произведения общего репертуара, состоящего из 50 различных произведений, можно получить еще 4 произведения, что в сумме дает 250 произведений.

Репертуар

[ редактировать ]

Существует 50 различных пьес Амадинды, не считая транспозиций мико. Их имена:

Форма № 24 (2 х 12):

* Banno bakkola ng'osiga 
* Ndyegulira ekkadde 
* Ekyuma ekya Bora 
* Abaana ba Kalemba besibye bulungi 
* Segomba ngoye Mwanga alimpa 
* Ennyana ekutudde 
* Olutalo olw'e Nsisi 
* Wavvangaya 
* Omunyoro atunda nandere 
* Title unknown

Форма № 36 (2 х 18):

* Ssematimba ne Kikwabanga 
* Naagenda kasana nga bulaba 
* Omusango gwa'abelere 
* Omuwabutwa wakyeejo 
* Mawasansa 
* Alifuledi 
* Omutamanya n'gamba 
* Katulye ku bye pesa 
* Ganga alula 
* Balangana  enkonge 
* Byasi byabuna olugudo 
* Ab'e Busoga begaala ngabo 
* Nanjobe 
* Mugowa Iwatakiise 
* Gulemye Mpagala 
* Mawanda segwanga 
* Ebigambo ebibulire bitta enyumba 
* Walugembe eyava oKunywa 
* Omujooni: Balinserekerera balinsala ekyambe 
* Lutaaya yesse yekka 
* Kawumpuli 
* Abalung'ana be baleta engoye 

Форма № 48 (2 х 24):

* Atalabanga mudnu agende Buleega 
* Ezali embikke kasagazi kawunga 
* Kalagala e Bembwe 
* Semakookiro ne Jjunju 
* Agawuluguma ennyanja 
* Akaalo kekamu 
* Afa talamusa 
* Okuzanyira ku nyanja kutunda mwooyo 
* Ngabo Maanya eziriwangula Mugerere 
* Ensiriba ya munange Katego 
* Atakulubere 
* Nkejje namuwanula 
* Kansimbe omuggo awali Kibuka 
* Omukazi omunafu ngayigga na ngabo 

Другие номера форм (эти номера форм очень необычны в африканской музыке):

* Bakebezi bali e Kitende form number 50 (2 x 25) 
* Ab'e Bukerere balaagira mwanyi form number 54 (2 x 27) 
* Akawologoma form number 54 (2 x 27) 
* Agenda n'omulungi azaawa form number 70 (2 x 35)

Численные партитуры всех этих композиций были опубликованы Герхардом Кубиком (см. Ссылки).

Известные музыканты Амадинды

[ редактировать ]

Исследование музыки Амадинды

[ редактировать ]

Музыка Амадинды в Восточной Африке и мультикультурное образование

[ редактировать ]

Он печатал ноты

[ редактировать ]

Сравнение с другими музыкальными культурами

[ редактировать ]

Бусога (музыка Эмбаре)

[ редактировать ]

Эмбайре — это ксилофон, на котором играют в субрегионе Бусога. [ 1 ] [ 2 ] Эмбаре было описано Марком Стоуном, преподавателем Оклендского университета и бывшим послом Ротари в Университете Макерере, в 1996–1997 учебном году такими словами: «Эмбайре» — это самая коллективная и самая мощная ксилофонная традиция, которую я знаю, традиция, Мне повезло регулярно преподавать своим студентам в Оклендском университете на нескольких занятиях. [ 3 ] [ 4 ]

Клавиши Embaire изготовлены из древесины энсамбия (Bignoniaceae: Markhamia platycalyx), [ 5 ] В нее играли, ударяя по концам клавиш палочками из более тяжелого дерева, называемого энцо (Rutaceae: Teclea nobilis). [ 6 ] ). Клавиши уложены на срубленные стебли банана, образуя инструмент длиной около 2,5 метров от края до края. Басовые клавиши большие и широкие, но относительно тонкие. Где бы ни играли на инструменте, сначала в земле выкапывают яму длиной около 2 метров и глубиной полметра под местом, где будут лежать басовые клавиши (нижние десять клавиш инструмента Накибембе), чтобы обеспечить резонанс: эта камера Запечатанный на нижнем конце инструмента основанием банановой ветви, засыпанным частью выкопанной земли. В отличие от других частей Уганды, несколько впечатляющих музыкальных групп с ксилофонами-эмберами относительно легко расположены в районе Иганга, Бусога. [ 7 ]

Параллели за пределами Уганды

[ редактировать ]

Как и музыка Амадинды, Timbrh (timbili) ламеллофонная музыка вуте центрального Камеруна основана на игре параллельных октав, что приводит к появлению присущих им закономерностей. Это поразительное сходство дает некоторые доказательства того, что принципы, лежащие в основе обеих форм музыки, могли восходить к древним временам.

  • Эвалисто Муйинда - Лучшее из Эвалисто Муинда (1991) [ 8 ]
  • Кук, Питер (1970): «Ксилофонная музыка Ганда - другой подход», Журнал африканской музыки, iv/4, 1970, стр. 62-75.
  • Кук, Питер; Катамба, Ф. (1987): «Ссематимба не Киквабанга: Музыка и поэзия исторической песни Ганды», World of Music, xxix/2, 1987, стр. 49–68.
  • Кук, Питер (1990, 2006): «Включите Амадинду: ксилофонную музыку из Уганды (учебная кассета или компакт-диск и книга), выпущенную в сотрудничестве с Альбертом Семпеке (для использования как в Восточной Африке, так и в мультикультурном образовании в Великобритании, США). и т. д.) (Эдинбург, 1990 г. - переработано в 2006 г.), 29 стр., 31 аудиопример.
  • Кук, Питер Научите себя Будонго (1988, 2006), (12-страничный буклет и кассета или компакт-диск) с К. Киззой (выпущено для использования как в Уганде, так и в мультикультурном образовании в Великобритании, США и т. д.), (Эдинбург, 1988), 12 стр. Пересмотрено в 2006 г.
  • Кубик, Герхард (1960) «Структура ксилофонной музыки Киганды» в журнале African Music, 2 (3), стр. 6–30.
  • Кубик, Герхард (1969) «Техника композиции в ксилофонной музыке Киганды» в журнале African Music, 4 (3), стр. 22–72.
  • Кубик, Герхард «Амадинда-Музыка Буганды», в: Музыка в Африке. час. Артур Саймон, (Staatliche Museen) Берлин, 1983, стр. 139–165 (содержит числовые партитуры всех 50 произведений репертуара амадинды)
  • Кубик, Герхард «Когнитивные основы африканской музыки», в: Музыка в Африке. Под редакцией Артура Саймона (Государственные музеи) Берлин, 1983, стр. 327–400.
  • Кубик, Герхард «Игра на ксилофоне на юге Уганды» (1988). В: Кубик, Герхард О понимании африканской музыки, Очерки, Серия: Этнология: исследования и наука, Том 7, 2-е, обновленное и дополненное издание, 2004 г., 448 стр. ISBN   3-8258-7800-7 (на немецком языке).
  • Кубик, Герхард «Теория, практика исполнения и техника композиции придворной музыки Буганды. Руководство по композиции в музыкальной культуре Восточной Африки», в: Für György Ligeti, Гамбург, 1988, стр. 23–162.
  • Саймон, Артур (ред.), «Музыка в Африке», (Staatliche Museen), Берлин, 1983 (на немецком языке, содержит две музыкальные кассеты, включая некоторые примеры Амадинды и арфы в исполнении Эвалисто Муинды )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a794a9e6780a38116ac572aa023e3524__1716100260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/24/a794a9e6780a38116ac572aa023e3524.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baganda music - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)