Лука Кирач
Лука Кирач | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 3 января 1931 г. | ( 70 лет
Национальность | хорват |
Род занятий | Священник, активист, политик, писатель |
Лука Кирач (27 сентября 1860 – 3 января 1931) был хорватским католическим священником, сторонником возрождения хорватского национализма и правым политиком. [ 1 ]
Кирач был защитником прав хорватов и словенцев в Истрии и сыграл важную роль в их борьбе за свои права. [ 2 ] Он подчеркнул связь истрийских хорватов с национальной родиной, [ 1 ] и еще во время учебы был «очарован идеями национального возрождения и Старчевича ». ортодоксальностью [ 3 ] [ 4 ] Говорят, что Кирац одинаково уважал Старчевича и Добрилу . [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]Он родился в Медулине , в крестьянской семье. Кирач закончил начальную школу в родном Медулине. Он учился в средней школе в Сене и Риеке при финансовой поддержке Юрай Добрилы , который первым заметил его ум. [ 5 ]
После рукоположения в священники работал в Порече . После этого церковные власти перевезли его в места южной Истрии: в Крницу и Ракаль. [ 1 ] Он был пастором в Барбане восемь лет, с 1887 по 1895 год. Там он заинтересовался историей хорватов своего региона. [ 1 ] После Барбана он был пастором в Лижняне , а затем в Медулине. На выборах 1908 года он был избран членом провинциального парламента . Это произошло, когда он еще был пастором в родном Медулине. Помимо работы священником, во время своего пребывания в Медулине Кирач также занимался развитием национального самосознания среди истрийских хорватов. [ 3 ] [ 4 ]
Как политик он искал путь примирения и сотрудничества между либеральными партиями, что отличало его от некоторых хорватских (и словенских) активистов за права хорватов и словенцев в Истрии ( Божо Миланович , Петар Сиронич ). [ 5 ] Как политик он придерживался священнической линии примирения и заботы о бедных. Он выразил обеспокоенность бедными и больными, умиравшими по всей Истрии, которых не спасали ни в деревнях, ни в больницах, где с ними обращались бесчеловечно. Куда бы он ни пошел, его вспоминали как щедрого человека, который заботился о бедных, помогал советом, деньгами и добрым словом. [ 5 ] Таким образом, он возмущался как австрийской администрацией, так и экономически гораздо более сильными истрийскими итальянскими гражданами. Он был президентом кредитного офиса Медулина . [ 3 ] [ 5 ] [ 4 ]
В начале Первой мировой войны австрийские власти проверили его деятельность. Сначала его интернировали, а затем поместили под усиленный надзор. Его второе интернирование последовало за вступлением Италии в войну. После этого он даже не вернулся в Медулин, а вместо этого разделил ту же участь истрийских женщин, детей и стариков, которые были переселены во внутреннюю часть Монархии. Истрийцы переселились в разные места Австрии. [ 3 ] [ 5 ] [ 4 ] и дорога вела Кираца через Австрию, Венгрию, Чехию и Моравию.
Когда война закончилась, положение Кирака и истрийцев ухудшилось, у которых «чувство свободы очень быстро сменилось осознанием обмана». [ 5 ] Разногласия между различными истрийскими хорватскими партиями, которые Кирач пытался решить, исчезли, когда разразился фашистский террор, который сделал невозможным всю политическую деятельность, закрыл все политические СМИ, все национальные газеты на хорватском и словенском языках. [ 5 ]
Сразу после прибытия итальянской армии итальянские власти заключили его как подозрительного человека в Липари , а затем на Сардинии (1919–21). [ 1 ] [ 6 ] [ 5 ] Затем ему было приказано оставаться в Ракотуле, откуда ему не разрешили покинуть его, если только полиция не разрешила ему это сделать. Это был последний этап его пасторской деятельности. [ 5 ] В Хорватии часто вспоминают событие 1921 года, когда местные жители организовались по согласованному звонку с колокольни церкви Св. Роко, чтобы противостоять попытке фашистов задержать Кирача и сжечь его книги. Он подвергался всевозможным фашистским издевательствам. [ 5 ] Фашисты пытались его убить, его книги были сожжены, и его спас только простой народ, который его защищал. [ 5 ] Фашистские угрозы не мешали ему работать. Около 1925 года он обнаружил настенные росписи в церкви Святого Николая в Ракотуле.
Кирац принадлежал к группе истрийских возрожденцев хорватской национальной идентичности , которые сохраняли и защищали хорватский национальный дух в неспокойные времена итальянизации Истрии. В состав группы вошли: Матко Брайша , Динко Тринайстич , Юрай Добрила , Виктор Чар Эмин , Иво Главина , Антун Калац , Евгений Кумичич , Иван Цукон , Шиме Курелич , Матко Лагиня , Матко Мандич , Фран Матейчич , Иван Рендич , Йосип Рибарич , Виктор Сп . инчич , Винко Шепич , Тоне Перушко , Зване Чрня . [ 7 ]
В юном возрасте он осознал, насколько предвзято преподносятся факты об Истрии местной элитой, поэтому приступил к изучению исторического материала, особенно архивного материала, хранящегося в приходах. Он изучал старые документы и читал записи своего предшественника, хорватского возрожденца, муниципального лидера Йосипа Бателя . Хотя он не был образованным историком, он оказался отличным исследователем истории. Темами, о которых он писал, были иммиграция славян на полуостров Истрия, проникновение хорватского народа в города и замки, сохранение культуры хорватского народа, географическое распространение в деревнях и многое другое. Это были темы, которые до сих пор игнорировались и искажались. В отличие от прежней практики историков, Кирак опередил свое время. Вместо описания феодалов он описывал народ, широкий [ 5 ]
Он видел, что результаты его исследований разрушат итальянские тезисы и что ирредентисты не будут уклоняться от уничтожения исторических свидетельств, которые пойдут не в их пользу. У него уже был неприятный опыт пожара, который уничтожил старые хорватские документы в муниципалитете и в то же время уничтожил доказательства хищений, совершенных итальянской муниципальной администрацией. [ 5 ] Поэтому он тайно переправил документы из прихода своего родного Медулина в Загреб, где они хранились в архиве JAZU. Часть этих документов написана глаголицей. [ 5 ]
Благодаря всему этому его наиболее значительная работа «Очерки из истории Истрии» , представляющая собой изображение средневековой истории хорватов на полуострове Истрия, не была опубликована при его жизни, а оставалась в рукописи вплоть до освобождения Истрии в 1946 году. В своей статье Кирач писал об иммиграции хорватов, развитии феодального общества и культуре хорватского народа.
Кирач представлял опасность для итальянских властей даже после своей смерти. На его похороны в Медулин отовсюду стекались люди, чтобы в последний раз попрощаться с любимым местным жителем. Фашистские власти восприняли его похороны как провокацию. [ 5 ] Его похороны в его родном Медулине «стали политическим и общественным событием, доказавшим, что национальная борьба в Истрии была борьбой за человеческие и этические права хорватов и что их невозможно заставить замолчать и погасить никаким террором». [ 5 ]
Сегодня в Медулине в его память установлена мемориальная доска.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «Кирак, Лука» . Хорватская энциклопедия . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Мирослав Бертоша (1985). Этос и этнос Родины . Чакавский собор через Университет Вирджинии . стр. 132–139.
- ^ Перейти обратно: а б с д Иван Жагар. «Лука Кирач» . Истрапедия . Проверено 27 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мирослав Бертоша . «Кирак, Лука» . Истрийская энциклопедия . Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 года . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Йосип Братулич . «Дон Лука Кирач» . Истарска Даница через жупан-медулин. Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Институт за международной политике и приреду (1954). Итальянская политика геноцида против словенцев и хорватов: подборка документов . Белград, Сербия: Институт международной политики и экономики. п. 33.
- ↑ Matica hrvatska Андрия Тунич: Зеркало Хорватии в Истрии, Виденац, номер 421, 22 апреля 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- И. Миховилович, Интернирование и преследование Папы Луки Кираца, Календарь Юрина и Франина, Пула, 1973 г.;
- Ж. Демарин, Лука Кирач - яркая фигура в истории Истрии, Истрия, 7-8/1974г.;
- Я. Братулич, Истрийские литературные темы, Пула, 1987;
- М. Дабо, Хорватское национальное возрождение, Монография муниципалитета Медулин (под ред. Андрея Бадера), Медулин, 2013 г., М. Бертоша, Этос и этнос родины, Пула-Риека, 1985 г.; * М. Бертоша, Кирац, Лука, Истрийская энциклопедия, Загреб 2005;
- М. Ройнич, О доне Луке и его творчестве, Очерки из истории Истрии (автор Лука Кирац) , Пазин, 1990 (Загреб, 1946);
- Я. Елинчич, Документы о доне Луке Кираце в историческом архиве Пазина, Мемориал Пазина, 16/1988, вып. 1;
- Х. Буршич, 223 смелых подписи, Монография муниципалитета Медулин (под ред. Андрея Бадера), Медулин, 2013, 220–224;
- И. Жагар, Развитие туризма в муниципалитете Медулин с конца 19 века до наших дней, Монография муниципалитета Медулин (под ред. Андрея Бадера), Медулин, 2013;
- Из Пульштины, Истрия Риека (Триест), 1 ноября 1923 года.