Колониализм в Центральноафриканской Республике
На рубеже 20-го века регион, ныне известный как Центральноафриканская Республика, пережил радикальные геополитические изменения и фундаментальные сдвиги внутри местных сообществ. В частности, введение французского имперского правления в регион, получивший название « Убанги-Шари ». [1] привело к непредвиденным последствиям и осложнениям, которые до сих пор влияют на Центральноафриканскую Республику.
Французский Убанги-Шари
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]К концу девятнадцатого века; большинство крупных европейских держав стремились расширить свое владычество на Африку. Франция, в частности, увидела в этом возможность «[связать] территориальные завоевания Франции в Африке по оси запад-восток». [2] тем самым ограничивая влияние Великобритании в регионе. Однако французская экспедиция через континент в 1896 году встретила значительное сопротивление британцев и была отброшена к французскому поселению Банги; [3] соответственно, французское правительство в конечном итоге смирилось с контролем над территориями вокруг бассейна Чада. В глазах французских чиновников того времени регион Убанги-Шари не имел большого экономического значения. По словам историка Томаса О'Тула, Убанги-Шари просто действовал как «черный ход к озеру Чад и Нилу». [4] для торговли.
Голы Франции
[ редактировать ]Хотя Франция проявляла ограниченный интерес к региону Убанги-Шари, колония рассматривалась как регион по производству капитала. Однако основной целью Франции в Африке было эффективно конкурировать с другими региональными экономиками. Даже тогдашняя столица Банги изначально была основана как торговый форпост, «чтобы уравновесить пост, установленный бельгийцами через реку в Зонго». [5]
В книге «Осмысление Африки » историки Татьяна Краяннис и Луиза Ломбард объясняют, как Франция использовала Убанги-Шари в своей экономической системе. Централизовав политическую власть и экономические предприятия вокруг новой французской экваториальной администрации в Браззавиле, [6] Франция превратила регион Убанги-Шари в крайне неэффективную экономику. В отличие от других африканских колоний, компании, работающие в регионе, «представляли едва ли 1 [процент] общего капитала, инвестированного во Французскую империю, и только 0,1 процента от общего объема французских иностранных инвестиций в 1905 году». [7] Более того, правительство рассматривало этот регион как «тупик». [8] Это означает, что деньги потекут в экваториальный регион, обойдут побережье в виде природных ресурсов и товаров и вернутся обратно во Францию.
В целом действия французского правительства в Убанги-Шари на протяжении начала 20 века иллюстрируют недостаток местных и практических знаний, которыми обладали французы в то время. Эта сущность применимого знания, также известная как метис , занимает центральное место в книге Джеймса Скотта « Видеть как государство» . В нем Скотт объясняет, что способность государства успешно взаимодействовать с колонией должна заключаться в доброжелательной передаче и распространении информации между сторонами. Использование «морского мастерства» Скотта [9] В качестве образца французское правительство должно было осознать, что их политический и экономический состав не имеет отношения к сельским и сельскохозяйственным общинам Убанги-Шари. Однако вместо совместной работы французское правительство сосредоточилось на научном колониализме , евгенике и капиталистической экономике , чтобы оправдать рассмотрение африканских сообществ как низших европейцев; В своей работе 2016 года « Африка как живая лаборатория: империя, развитие и проблема научных знаний, 1870-1950 » ученый Хелен Тилли внимательно изучает, как французское государство в целом применяло архаичные и расово предвзятые исследования в своих африканских колониях. [10]
Системные проблемы
[ редактировать ]Новый независимый CAR
[ редактировать ]После окончания Первой мировой войны старый порядок имперской Европы рухнул. В течение следующих нескольких десятилетий бывшие колонии обрели независимость, создали новые правительства и начали международные международные отношения. Однако французская администрация после Второй мировой войны не хотела так легко терять свои владения. В 1958 году Франция предложила новую конституцию для своих африканских колоний; предложено как «свободная ассоциация автономных республик в составе Французского сообщества». [11] Якобы Франция хотела гарантировать, что ее бывшие колонии успешно разовьются в стабильные независимые государства. Однако конкретные положения этого договора демонстрируют, как Франция хотела расширить и модернизировать свое господство над бывшими колониями. Цели этих новых отношений подробно перечислены советским академиком Л. Гончаровым ниже:
«(а) сохранение доминирования иностранного капитала в экономике новых государств и предотвращение распада колониальной структуры их экономики;
(б) поддержание прочных политических связей со странами, сумевшими ликвидировать свой колониальный статус, либо путем вовлечения их в политические сообщества, возглавляемые бывшими метрополиями, либо путем сохранения таких сообществ, созданных ранее;
(в) навязывание молодым государствам соглашений о сотрудничестве с целью подорвать их национальный суверенитет и независимость;
(г) поддержание стратегических позиций посредством войск и военных баз в этих странах;
(д) использование административного аппарата, унаследованного от колониального режима, в качестве инструмента реализации своей политики;
(е) сохранение идеологического влияния в бывших колониях; и
(ж) использование устаревшего законодательства, которое препятствует развитию политической демократии в борьбе с прогрессивными силами в африканских государствах». [12]
Эта новая политическая система вызвала дальнейшие волнения и сохранялась при различных режимах. Политические лидеры Бартелеми Богонда и Давид Дако осознали необходимость сотрудничества с Францией, поскольку их молодые страны по-прежнему зависели от внешней помощи. [13] В частности, основной целью инаугурационного срока администрации Дако было «придать некоторую легитимность неоколониальному положению дел». [14] Поскольку правительство Центральноафриканской Республики становилось все более зависимым от помощи Франции, эти две администрации начали уделять внимание исключительно экономическим показателям. К 1978 году Центральноафриканская Республика экспортировала 63 процента своих товаров во Францию и импортировала 58 процентов своих товаров из Франции. [15] В отличие от тесных отношений между правительствами Франции и Центральной Африки, местное население по-прежнему отделено от современной экономической и политической практики.
Местная таможня
[ редактировать ]Вдали от современных экономических стратегий добычи природных ресурсов, местные общины и сельские деревни в Центральноафриканской Республике полагаются на традиционный образ жизни охотников-собирателей, чтобы процветать. Поскольку сложная местность и нехватка еды ограничивали развитие взаимосвязанных городов и деревень, изолированные сообщества вместо этого разработали индивидуальные методы охоты, чтобы устойчиво добывать пищу вокруг них. Одна конкретная группа, известная как Баака, охотится группами, состоящими как из мужчин, так и из женщин. [16] Как только Баака организует охотничью группу, они охотятся, используя большие охотничьи сети и охотничьи инструменты, такие как копья и ножи. [17] По словам культурного защитника окружающей среды Эндрю Дж. Носса в своем анализе БаАка, «охота через сеть - это не только охотничье мероприятие, но и собирательство». [18] поскольку участники, которые не охотились на животных, возвращались с фруктами, овощами и другими продуктами питания. [19] Эта уникальная и необходимая стратегия охоты, направленная как на сохранение самобытности деревни, так и на обеспечение достаточного количества продовольствия для общества, противоречит желаниям современной международной экономической системы.
Как описано в книгах «Видеть как государство» и «Африка как живая лаборатория», имперские державы навязывают другим то, что они считают правильным, без пересмотра местных обычаев, норм или знаний. К сожалению, как подчеркнул Тилли, « Африка как живая лаборатория показывает, что национальная, имперская и международная научная инфраструктура формировались одновременно». [20] В результате установление экономического и политического доминирования над местными группами затруднило переход общества охотников-собирателей в современную эпоху. Один конкретный случай связан со сложной сетью местного управления, состоящей из сельских старост. В отличие от других регионов Африки, концепция единого деревенского правителя не получила должного развития. [21] Однако после введения французского колониального правления местные иерархии были реорганизованы в едином порядке: глава местной деревни подчинялся региональному губернатору. В результате нынешние правители местных деревень в ЦАР «являются… в первую очередь преемниками тех, кто был назначен французами и играл по сути репрессивную роль в тот период». [22] Понятно, что эти сельские деревни, хотя и обладают культурными знаниями, позволяющими устойчиво жить в ЦАР, остаются предметом жалоб внутриполитических структур, организованных французами на протяжении нескольких десятилетий.
Современный АВТОМОБИЛЬ
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Экономика ЦАР в настоящее время опирается на огромное количество неиспользованных природных ресурсов; особенно прибыльная торговля древесиной, «[составляющая] 10 процентов ВВП страны… и одну треть государственного дохода». [23] Однако во внутренней геополитической системе доминируют вооруженные группировки «Селека» и «Анти-Балака». Последовавшее за этим насилие привело к тому, что с 2012 года около миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома. [24] Эти группы процветают за счет добывающей экономики, которая существует и сегодня. Только в 2011 году «ЦАР экспортировала лесоматериалы на сумму 64,6 миллиона долларов США и алмазы на сумму 51,8 миллиона долларов США». [25] Даже при наличии достаточного количества материалов, поступающих на мировой рынок, Центральноафриканская Республика остается одной из наименее развитых стран мира. Сочетание системного колониализма и неоколониальных ценностей в конечном итоге поставило Центральноафриканскую Республику в шаткое положение.
Государственная власть
[ редактировать ]Официальное правительство ЦАР сохраняет мало влияния за пределами столицы Банги . С момента обретения независимости ЦАР переживала непрерывные политические потрясения и нестабильность, кульминацией которых стал последний государственный переворот в 2013 году . Еще до 2013 года народные восстания свергли коррумпированные правительства. По мнению центральноафриканцев, их правительство систематически расширяло связи с эксплуататорскими экспортными рынками, что приводило к «неспособности государства реагировать на основные потребности населения с точки зрения сельского хозяйства и социальных услуг». [26] Однако эти перевороты приводят к слабым, децентрализованным правительствам и новому дисбалансу сил, тем самым продолжая этот процесс бесконечно.
Центральное правительство, хотя официально и отвечает за страну, в управлении ЦАР во многом полагается на внешнюю помощь. Главным образом, правительство зависит от международных мандатов, таких как МИНУСКА ; [27] при этом Организация Объединенных Наций выделяет ресурсы, миротворцев и гуманитарных работников в Центральноафриканскую Республику. Хотя эта помощь полезна для уменьшения краткосрочных конфликтов, Организация Объединенных Наций мало что делает для облегчения системных проблем, от которых страдает организация правительства ЦАР.
Траектория
[ редактировать ]Из-за неспокойной политической системы в Центральноафриканской Республике местные общины по-прежнему сильно зависят от международной гуманитарной помощи. Хотя многие отдельные организации имеют центральные офисы, полевые госпитали и региональные связи в Центральноафриканской Республике, помощь в первую очередь направлена на восстановление стабильности на экспортном рынке ЦАР. В своем брифинге по вопросам управления ресурсами Кэтрин Эделен призывает к политике увеличения «кустарной» добычи полезных ископаемых, защиты природных ресурсов от ополченцев и содействия единству между различными этническими группами в ЦАР. [28] Хотя эти основные моменты впоследствии будут способствовать экономическому росту в Регионе, масштабы такого развития останутся ограниченными. Вместо отечественных исследовательских групп, сотрудничающих с местными сообществами, крупные исследовательские фирмы и международные институты продвигают неоколониальную практику, доминируя в экономических и социальных исследованиях, проводимых в Центральноафриканской Республике. В частности, международное сообщество нацелило Центральноафриканскую Республику на проведение исследований, направленных на «[помощь] науке и ученым… в восстановлении после конфликта, в частности, путем разработки программ, которые восстановят инфраструктуру [науки и технологий]». [29] В целом, международное сообщество предлагает меры, которые касаются исключительно программ смягчения последствий конфликтов и восстановления ресурсов. [30] Однако для того, чтобы ЦАР развивалась устойчивым образом, правительство должно гармонизировать отношения между местными племенными вождями, региональными администраторами и частными коммерческими предприятиями для продвижения сельских, локализованных ценностей. [31]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Осмысление Центральноафриканской Республики , ред. Татьяна Караяннис и Луиза Ломбард (Zed Books, 15 июля 2015 г.), http://www.zedbooks.co.uk/paperback/making-sense-of-the-central-african-republic,pg . 32
- ^ Осмысление Центральноафриканской Республики , ред. Татьяна Караяннис и Луиза Ломбард (Zed Books, 15 июля 2015 г.), http://www.zedbooks.co.uk/paperback/making-sense-of-the-central-african-republic,pg . 33
- ^ Осмысление Центральноафриканской Республики , ред. Татьяна Караяннис и Луиза Ломбард (Zed Books, 15 июля 2015 г.), http://www.zedbooks.co.uk/paperback/making-sense-of-the-central-african-republic, 33
- ^ О'Тул, Томас. Центральноафриканская Республика: скрытое сердце континента . Westview Press, 1986. стр. 29.
- ^ О'Тул, Томас. Центральноафриканская Республика: скрытое сердце континента . Вествью Пресс, 1986. стр. 29
- ^ О'Тул, Томас. Центральноафриканская Республика: скрытое сердце континента . Вествью Пресс, 1986. стр. 30
- ^ Осмысление Центральноафриканской Республики , ред. Татьяна Караяннис и Луиза Ломбард (Zed Books, 15 июля 2015 г.), http://www.zedbooks.co.uk/paperback/making-sense-of-the-central-african-republic,pg . 35
- ^ Осмысление Центральноафриканской Республики , ред. Татьяна Караяннис и Луиза Ломбард (Zed Books, 15 июля 2015 г.), http://www.zedbooks.co.uk/paperback/making-sense-of-the-central-african-republic , стр. 34
- ^ Скотт, Джеймс К. Видеть как государство: как некоторые схемы по улучшению условий жизни человека потерпели неудачу . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1998, стр. 316
- ^ Тилли, Хелен. Африка как живая лаборатория: империя, развитие и проблема научного знания, 1870-1950 гг . Издательство Чикагского университета, 2016, стр. 3
- ^ О'Тул, Томас. Центральноафриканская Республика: скрытое сердце континента . Вествью Пресс, 1986, стр. 39
- ^ Гончаров, Л. «Новые формы колониализма в Африке». Журнал современных африканских исследований 1, вып. 4 (1963): 467–74. По состоянию на 31 марта 2020 г. www.jstor.org/stable/158880, стр. 468
- ^ О'Тул, Томас. Центральноафриканская Республика: скрытое сердце континента . Вествью Пресс, 1986.
- ^ О'Тул, Томас. Центральноафриканская Республика: скрытое сердце континента . Вествью Пресс, 198, стр. 46
- ^ О'Тул, Томас. Центральноафриканская Республика: скрытое сердце континента . Westview Press, 1986, стр. 50.
- ^ Носс, А.Дж. Экономическое значение совместной сетевой охоты среди баака в Центральноафриканской Республике. Экология человека 25, 71–89 (1997). https://doi.org/10.1023/A:1021935903440 , стр. 74
- ^ Носс, А.Дж. Экономическое значение совместной сетевой охоты среди баака в Центральноафриканской Республике. Экология человека 25, 71–89 (1997). https://doi.org/10.1023/A:1021935903440 , стр. 74
- ^ Носс, А.Дж. Экономическое значение совместной сетевой охоты среди баака в Центральноафриканской Республике. Экология человека 25, 71–89 (1997). https://doi.org/10.1023/A:1021935903440 , стр. 75
- ^ Носс, А.Дж. Экономическое значение совместной сетевой охоты среди баака в Центральноафриканской Республике. Экология человека 25, 71–89 (1997). https://doi.org/10.1023/A:1021935903440 , стр. 75
- ^ Тилли, Хелен. Африка как живая лаборатория: империя, развитие и проблема научного знания, 1870-1950 гг . Издательство Чикагского университета, 2016, стр. 7
- ^ Биршенк, Томас и Жан-Пьер Оливье Де Сардан. «Местные власти и отдаленное государство в сельской местности Центральноафриканской Республики». Журнал современных африканских исследований 35, вып. 3 (1997): 441-68. По состоянию на 14 апреля 2020 г. www.jstor.org/stable/161750, стр. 444
- ^ Биршенк, Томас и Жан-Пьер Оливье Де Сардан. «Местные власти и отдаленное государство в сельской местности Центральноафриканской Республики». Журнал современных африканских исследований 35, вып. 3 (1997): 441-68. По состоянию на 14 апреля 2020 г. www.jstor.org/stable/161750, стр. 445
- ^ Осмысление Центральноафриканской Республики , ред. Татьяна Караяннис и Луиза Ломбард (Zed Books, 15 июля 2015 г.), http://www.zedbooks.co.uk/paperback/making-sense-of-the-central-african-republic , стр. 88
- ^ Эделен, Кэтрин и др. Кризис в Центральноафриканской Республике: управление природными ресурсами ради мира . Комитет друзей по национальному законодательству, 2014 г., Кризис в Центральноафриканской Республике: управление природными ресурсами ради мира . https://www.fcnl.org/documents/27%20P6 , стр. 5
- ^ Эделен, Кэтрин и др. Кризис в Центральноафриканской Республике: управление природными ресурсами ради мира . Комитет друзей по национальному законодательству, 2014 г., Кризис в Центральноафриканской Республике: управление природными ресурсами ради мира . https://www.fcnl.org/documents/27%20P6 , стр. 6
- ^ Герберт, С.; Духэм, Н.; Дебос, М. «Хрупкость государства в Центральноафриканской Республике: что спровоцировало переворот 2013 года?» Быстрый обзор литературы. Ресурсный центр по управлению и социальному развитию, Бирмингемский университет, Бирмингем, Великобритания (2013 г.) 26 стр. https://gsdrc.org/wp-content/uploads/2015/07/CAR_GSDRC2013.pdf , стр. 5
- ^ Эделен, Кэтрин и др. Кризис в Центральноафриканской Республике: управление природными ресурсами ради мира . Комитет друзей по национальному законодательству, 2014 г., Кризис в Центральноафриканской Республике: управление природными ресурсами ради мира . https://www.fcnl.org/documents/27%20P6 , стр. 12
- ^ Эделен, Кэтрин и др. Кризис в Центральноафриканской Республике: управление природными ресурсами ради мира . Комитет друзей по национальному законодательству, 2014 г., Кризис в Центральноафриканской Республике: управление природными ресурсами ради мира . https://www.fcnl.org/documents/27%20P6 , 12
- ^ Бошофф, Нелиус. «Неоколониализм и исследовательское сотрудничество в Центральной Африке». Наукометрика , вып. 81, нет. 2 марта 1997 г., стр. 413–434., doi : 10.1007/s11192-008-2211-8, стр. 417
- ^ Эделен, Кэтрин и др. Кризис в Центральноафриканской Республике: управление природными ресурсами ради мира . Комитет друзей по национальному законодательству, 2014 г., Кризис в Центральноафриканской Республике: управление природными ресурсами ради мира . https://www.fcnl.org/documents/27%20P6 , стр. 22
- ^ Биршенк, Томас и Жан-Пьер Оливье Де Сардан. «Местные власти и отдаленное государство в сельской местности Центральноафриканской Республики». Журнал современных африканских исследований 35, вып. 3 (1997): 441-68. По состоянию на 14 апреля 2020 г. www.jstor.org/stable/16175, стр. 466.