1993 президентские выборы в Нигерии
| ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
Штаты, выигранные Абиолой (зеленый) и Тофа (красный) | ||||||||||||||||||||
|
Портал Нигерии |
Президентские выборы состоялись в Нигерии в стране 12 июня 1993 года, первые после военного переворота 1983 года, положившего конец Второй республике . Выборы стали результатом переходного процесса к гражданскому правлению, возглавляемого военным правителем Ибрагимом Бадамаси Бабангидой . Неофициальный результат выборов – хотя и не объявленный Национальной избирательной комиссией (НИК) – свидетельствовал о победе Мохуда Касимаво Олавале Абиолы из Социал-демократической партии (СДП), который победил Башира Тофа из Национального республиканского съезда (NRC). [1] [2] Таким образом, победитель выборов так и не был объявлен, поскольку выборы были аннулированы Бабангидой, сославшимся на нарушения на выборах. [3] [4] Отмена привела к протестам и политическим волнениям, включая отставку Бабангиды и слабое временное гражданское правительство, и завершилась продолжением военного правления в стране, когда Сани Абача пришел к власти в качестве военного главы государства в результате бескровного государственного переворота позже в год. [5]
Фон
[ редактировать ]Генерал-майор Ибрагим Бадамаси Бабангида (ИББ) пришел к власти 27 августа 1985 года в результате дворцового переворота, в результате которого был свергнут генерал-майор Мухаммаду Бухари . [3] [1] [6] В январе 1986 года Бабангида и его Руководящий совет вооруженных сил (РСВС) инициировали переходный процесс по возвращению к гражданскому правлению, назначив октябрь 1990 года датой этого возвращения. [3] [7] Указом 1987 года была создана Национальная избирательная комиссия для наблюдения за избирательным процессом. [ нужна ссылка ] Правительство IBB также учредило Политбюро под председательством профессора Сэма Куки, чтобы давать советы по этому переходу. [8] В отчете Бюро за 1987 год рекомендовалось способствовать политической конкуренции для преодоления этнических и религиозных разногласий в стране. [3] [1] Бабангида перенес дату передачи на 1992 год, заявив о необходимости перехода к гражданскому правлению. [1] Указом 25 от 1987 года он запретил политикам и государственным чиновникам Второй республики участвовать в политической деятельности Третьей республики. [8] [9] В мае 1989 года Бабангида снял запрет на политические партии. [3] [10]
Правительство IBB в этот период предотвратило попытки государственного переворота – одну под руководством генерал-майора Маммана Ватса в 1987 году, а другую в 1990 году под руководством майора Гидеона Оркара . [10] Правительство активно создавало новые штаты: число штатов выросло с 21 в сентябре 1987 года до 30 в сентябре 1991 года. Число местных органов власти также увеличилось, увеличившись вдвое и к 1993 году почти до 600. [3] Правительство продолжало переносить дату передачи гражданских лиц: сначала она была назначена на январь 1993 года, а затем на 27 августа 1993 года. [10]
Праймериз и номинации
[ редактировать ]Несколько партий подали заявления в НИК после снятия ограничений на политические объединения, но только шесть были признаны НИК отвечающими ее требованиям. [3] [10] По данным НИК, она не смогла проверить большинство претензий этих ассоциаций, и им мешали плохие организационные структуры и финансы. [9] Однако в октябре 1989 года IBB отклонил эти избранные политические партии, представленные НИК на утверждение, обвинив их в этнической и региональной поляризации и пронизывании фракций. [7] [4] В декабре 1989 года он сформировал две новые партии: Национальный республиканский съезд – с политикой правого толка и Социал-демократическую партию – с политикой левого толка. [8] [5] Правительство предоставило первоначальное финансирование этим партиям, хотя вскоре после этого партии начали финансироваться из частных источников. [3] [5] Правительство также предоставило сторонам офисные помещения в 500 офисах на национальном уровне, уровне штата и на местном уровне. [11] [6] Военное правительство потратило на переход миллиарды найр, причем NEC получила значительную часть этих средств на проведение выборов. [6] [9] Правительство также активно участвовало в разработке партийных манифестов и конституций. [1] [5] Правительство через Центр демократических исследований обучило членов обеих партий избирательным методам. [3]
Выборы в местные органы власти проводились в 1987 и 1991 годах, а выборы в правительства штатов в палаты собраний и на пост губернатора - в 1991 и 1992 годах. [6] [9] Президентские праймериз обеих партий прошли в августе и сентябре 1992 года, но они были отменены Бабангидой, сославшись на фальсификацию выборов. [1] [5] Кандидатам, участвовавшим в этих праймериз, снова было запрещено участвовать в выборах, в том числе такие видные деятели, как генерал-лейтенант (в отставке) Шеху Яр'Адуа и Адаму Сирома. [7] В этот период IBB реструктуризировал военное правительство – РСВС были заменены Советом национальной обороны и безопасности. [5] Гражданский Переходный совет был создан для решения правительственных административных и экономических задач. Совет возглавил руководитель Эрнест Шонекан – видный руководитель корпорации из юго-западного региона. [3] [1] [5]
Новый процесс выдвижения кандидатов, контролируемый НИК, включал в себя конкурс на выбывание от местного до национального уровня с использованием системы открытого голосования – Вариант А4 . [5] Процесс выдвижения привел к появлению Башира Тофа, бизнесмена с севера, и МКО Абиолы, медиамагната-мультимиллионера с юга (оба мусульманина) в качестве кандидатов в президенты от СРН и СДП соответственно. [3] [1] [5] Существовало мнение, что оба кандидата имеют тесные связи с военными, и поэтому их избрание не нанесет ущерба военным даже в гражданском правительстве. [1] [2]
Во Второй республике оба кандидата в президенты были связаны с правящей партией – Национальной партией Нигерии . [12] Абиоле не удалось добиться выдвижения от НПН на президентских выборах 1983 года Шеху Шагари , действующего президента. [10] Он был членом СДП всего месяц, когда получил президентский билет. [5] Хотя Абиола был широко известен по всей стране, Тофа был относительно неизвестен, за исключением своего родного штата Кано . [5]
Тофа выбрал вице-президентом Сильвестра Уго , христианина с юго-востока, тем самым создав региональный и религиозный баланс. Абиола также стремился к региональному балансу, выбрав своим кандидатом на пост вице-президента бывшего дипломата и бывшего председателя партии северо-востока Бабу Гану Кингибе. [5] Предвыборная кампания Абиолы была сосредоточена на экономических вопросах, и он активно критиковал правительственную программу структурной перестройки (SAP) . Правительство Бабагинды начало реализацию SAP в 1986 году и, следуя предписаниям Международного валютного фонда и Всемирного банка , ввело меры жесткой экономии для обеспечения финансовой дисциплины со стороны государства. [3] [1] Тофа, учитывая поддержку SAP своей партией, был менее ярым критиком и сосредоточился на эффективной реализации политики в своей кампании. [5] Считалось, что Тофа имеет более тесные связи с Бабангидой и военными: однажды он предложил Бабангиде оставаться президентом до 2000 года. [8]
Результаты
[ редактировать ]10 июня, всего за два дня до выборов, организация, связанная с военными, Ассоциация за лучшую Нигерию, возглавляемая главой Артуром Нзерибе , добилась судебного запрета на проведение выборов на основании предполагаемой коррупции. [2] [3] Председатель НИК Хамфри Нвосу отклонил судебный запрет, сославшись на отсутствие полномочий у высшего суда по вопросам, связанным с выборами. [2] [9] [10] НИК провела выборы, которые наблюдатели сочли свободными и справедливыми. [5] В число этих наблюдателей входили иностранные и местные журналисты, делегаты Содружества и других международных организаций, а также наблюдатели от Группы наблюдения за выборами (прошедшие обучение в Центре демократических исследований). [5] Явка избирателей была низкой – около 35%. Имели место административные и политические проблемы, однако эпизодов серьезного насилия зафиксировано не было. [1] НИК начала объявлять первую партию результатов выборов 14 июня: [10] Абиола выиграла 19 из 30 штатов и Федеральную столичную территорию . Он завоевал все штаты юго-запада; три из семи штатов на юго-востоке; пять из девяти северных штатов, включая Кано, штат Тофа; и четыре из семи штатов центрального среднего пояса. [5] Из объявленных 6,6 миллионов голосов Абиола получила 4,3 миллиона, а Тофа - 2,3 миллиона. [7] Если бы Абиола был объявлен победителем, он был бы на тот момент первым южанином, избранным президентом Нигерии, преодолев этнорелигиозные разногласия и получив поддержку со всех регионов страны. [2] [13]
Кандидат | Вечеринка | Голоса | % | |
---|---|---|---|---|
Мошуд Абиола | Социал-демократическая партия | 8,341,309 | 58.36 | |
Башир Тофа | Национальный республиканский съезд | 5,952,087 | 41.64 | |
Общий | 14,293,396 | 100.00 | ||
Источник: База данных выборов в Африке. |
15 июня Ассоциация за лучшую Нигерию добилась еще одного судебного запрета на прекращение подсчета и проверки. [3] [10] Однако на этот раз НИК приняла судебный запрет и 16 июня объявила по радио Нигерии, что приостанавливает объявление результатов, указав, что это запрещено постановлением суда. [2] 18 июня активисты-демократы, нарушившие закон, опубликовали информацию об окончательном голосовании, в результате чего Абиола победил с большинством в 58%. [1] [2] 24 июня IBB объявил об отмене выборов, сославшись на проблему подкупа голосов, а также на необходимость защиты судебной системы страны. [3] [4] Накануне выборов высказывались предположения, что военное руководство обеспокоено возможным президентством Абиолы и не примет результат, если он победит. [5]
Последствия
[ редактировать ]После аннулирования в июле в юго-западном регионе прошла серия жестоких протестов. [1] [5] По оценкам, силы безопасности убили более 100 человек при подавлении беспорядков. [14] Сообщалось также, что население игбо в Лагосе бежало в свои штаты в восточном регионе, поскольку напряженность была ощутимой. [12] Аннулирование было осуждено международным сообществом: Великобритания , США и Европейский Союз приостановили помощь Нигерии, а Содружество осудило аннулирование. Однако военное правительство обвинило иностранные правительства во вмешательстве в его дела и попытках дестабилизировать страну. [2] Бывшие военные правители Олусегун Обасанджо и Мухаммаду Бухари, а также десять других бывших генералов – в составе Ассоциации за демократию и хорошее управление – выступили с совместным заявлением с требованием отстранения Бабангиды от власти. [2] [12]
После выборов правительство запретило или закрыло средства массовой информации и арестовало журналистов. [2] Правительство издало постановления, предотвращающие судебные разбирательства по поводу недействительных выборов. [4] Деятельность НЭК была прекращена. [1]
В начале августа Абиола вылетел в Лондон и Вашингтон в поисках международной поддержки своего президентства – впоследствии он вернулся 24 сентября. [2] [12] На юго-западе произошла еще одна волна гражданских беспорядков, когда банки и предприятия закрылись. [12] Совет обороны оказал давление на Бабангиду, чтобы тот придерживался даты передачи, и поэтому он подал в отставку 26 августа. Страной управляло Временное национальное правительство во главе с Эрнестом Шонеканом , а пост министра обороны занимал Сани Абача, доверенное лицо Бабангиды. [1] [5]
Сёнекан назначил дату новых выборов в феврале 1994 года. [8] Однако его позиция была шаткой. Он был назначен главой правительства, но существовала неясность относительно того, руководил ли он также вооруженными силами в качестве главнокомандующего. [6] В начале ноября 1993 года Высокий суд Лагоса постановил, что указ о создании временного правительства не был подписан должным образом – он был подписан Бабагиндой после его отстранения от поста президента, что сделало правительство незаконным. [12] Временному правительству пришлось бороться с падением экономики, ростом долга и инфляции, а также ослаблением валюты. Нигерия вошла по версии Всемирного банка . в число 20 беднейших стран мира [7] Чтобы оживить экономику, Шонекан возобновил переговоры с МВФ и Всемирным банком и принял непопулярное решение об отмене субсидий на нефтепродукты, тем самым подняв цену на 700%. Конгресс труда Нигерии объявил забастовку из-за повышения цен. [9] [12] Однако 17 ноября 1993 года Абача сверг временное правительство в результате дворцового переворота. [6] Абача распустил законодательный орган, а также правительства штатов и местные органы власти и заменил избранных гражданских губернаторов штатов военными и полицейскими. [6] [12] Он также запретил всю политическую деятельность. [6] Абача учредил два руководящих института - Временный правящий совет (КНР) и Федеральный исполнительный совет. [7] Новый кабинет Абачи состоял из гражданских политиков, в том числе кандидата на пост кандидата Абиолы Бабы Ганы Кингибе на посту министра иностранных дел. [7] [12] Абача приступил к созданию Конституционной конференции для перехода к гражданскому правлению. [14] Конференция началась 18 января 1994 года, хотя одна треть делегатов конференции была назначена правительством, и КНР могла наложить вето на решения конференции. [6]
Абиола был арестован и обвинен в государственной измене в июне 1994 года после того, как объявил себя президентом и главнокомандующим. [6] [10] Арест Абиолы привел к протестам и забастовкам работников нефтяного сектора, банковского сектора и научных кругов, продолжавшихся девять недель. Забастовка нефтяников парализовала экономику. Правительство Абачи впоследствии арестовало профсоюзных лидеров и уволило гражданских членов его кабинета. [14]
В марте 1995 года правительство объявило о предполагаемой попытке государственного переворота. [14] Олусегун Обасанджо, Шеху Муса Яр'Адуа и Беко Рэнсоме-Кути были среди тех, кого тайно судили и либо приговорили к смертной казни, либо получили длительные сроки тюремного заключения. Реакция международного сообщества привела к смягчению наказаний: были смягчены смертная казнь Яр'дуа и пожизненное заключение Обасанджо.
В октябре 1995 года Абача установил трехлетний срок для передачи власти гражданскому правительству. [14] Сани Абача умерла 8 июня 1998 года; Абиола умер месяц спустя, находясь под стражей, 7 июля 1998 года. [4]
Наследие
[ редактировать ]В 2018 году Мухаммаду Бухари, ныне гражданский президент Нигерии в рамках Четвертой республики , объявил 12 июня – дату аннулированных выборов 1993 года – новой датой празднования Дня демократии. [15] Предыдущий День демократии отмечался 29 мая, в день возвращения к гражданскому правлению в мае 1999 года после режима Абачи. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Льюис, Питер М. (июль 1994 г.). «Финал в Нигерии? Политика неудавшегося перехода к демократии». Дела Африки . 93 (372): 323–340. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a098722 . JSTOR 723365 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Новости Africa Watch (27 августа 1993 г.). «Нигерия, демократия сорвана: сотни арестованы, а прессе заткнули рот после отмены выборов». Хьюман Райтс Вотч . 5 (11): 1–21.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Уэлч, Клод Э. (1 июля 1995 г.). «Гражданско-военные агонии в Нигерии: боли незавершенного перехода». Вооруженные силы и общество . 21 (4): 593–614. дои : 10.1177/0095327X9502100405 . S2CID 146316411 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Огбейди, Майкл М. (2010). «Культура неудачных выборов: возвращение к демократическим выборам в Нигерии, 1959–2003 годы». Актуальная история онлайн . 21 : 43–56.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Кэмпбелл, Ян (1994). «Неудачный переходный период в Нигерии: президентские выборы 1993 года». Журнал современных африканских исследований . 12 (2): 179–199. дои : 10.1080/02589009408729556 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Осита, Агбу (1998). «Политическая оппозиция и демократический переход в Нигерии, 1985–1996». На английском языке: Абедайо О. (ред.). Политика оппозиции в современной Африке Североафриканский институт.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Суберу, Ротими Т. (1 мая 1994 г.). «Демократическая рецессия в Нигерии». Текущая история . 93 (583): 213–218. дои : 10.1525/curh.1994.93.583.213 . S2CID 140298521 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Окороджи, Джозеф К. (ноябрь 1993 г.). «Президентские выборы в Нигерии» . Обзор африканской политической экономии . 20 (58): 123–131. дои : 10.1080/03056249308704029 . JSTOR 4006115 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нвокеди, Эмека (апрель 1994 г.). «Переход к демократии в Нигерии: объяснение аннулированных президентских выборов 1993 года». Круглый стол . 83 (330): 189–204. дои : 10.1080/00358539408454202 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Оби-Ани, Пол; Оби-Ани, Нгозика А. (декабрь 2010 г.). «Отмена президентских выборов 12 июня 1993 года: переоценка». Международный журнал коммуникации . 12 : 1–15.
- ^ Махмуд, Саках (1993). «Неудачный переход к гражданскому правлению в Нигерии: его последствия для демократии и прав человека». Африка сегодня . 40 (4): 87–95. JSTOR 4186945 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кэмпбелл, Ян (1994). «Нигерия: выборы, которых никогда не было». Демократизация . 1 (2): 309–322. дои : 10.1080/13510349408403394 .
- ^ Хоффман, Адонис (1995–1996). «Нигерия: политическая загадка». Внешняя политика . 101 (101): 146–158. дои : 10.2307/1149414 . JSTOR 1149414 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Льюис, Питер М. (январь 1999 г.). «Нигерия: конец постоянного перехода?». Журнал демократии . 10 (1): 141–156. дои : 10.1353/jod.1999.0012 . S2CID 153537179 .
- ^ «День демократии: МКО Абиола глазами истории 27 лет спустя» . 12 июня 2020 г. Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Агбаладжоби, Дамилола (11 июня 2019 г.). «12 июня теперь День демократии в Нигерии. Почему это важно» . Разговор . Архивировано из оригинала 11 июня 2019 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гани Фавехинми , Незаконность правительства Шонекана : Лагос, Юридические публикации Нигерии. 1993.
- Т. Олагунджу и С. Ойовбайре (редакторы), Портрет новой Нигерии: Избранные выступления IBB : Лондон, Precision Press. 1989.
- Африканская ассоциация политических наук, Государство и демократия в Африке : Print Holdings, Хараре, Зимбабве. 1997. ISBN 0797417451, стр. 114–163.