Совместная разработка
Гудина Тумса ( генеральный . богослов , 28 июля 1979) — эфиопский лютеранский и евангелический христианский секретарь евангелической церкви Мекане Йесус 1929 —
Он помог сформировать Совет по сотрудничеству церквей в Эфиопии, экуменический и межконфессиональный совет, и был избран его первым председателем. [ 1 ] Тумса «дал своей церкви решительный толчок к независимости в богословской мысли и церковной практике», [ 2 ] критикуя многие аспекты западного христианства. Большая часть его богословия содержится в письмах, которые он писал руководителям церкви и широкой публике, а также в выступлениях, с которыми он выступал на различных конференциях по всему миру в 1960-х и 1970-х годах.
Теология
[ редактировать ]Совместное развитие, Эммануэль Абрахам и целостное богословие
[ редактировать ]Гудина Тумса во многих отношениях является отцом местной богословской мысли EECMY, и особенно ее целостной теологии, также известной как теология «Служения всему человеку». Фактически, изучение его богословия и богословия Эммануила Авраама (коллеги, современника и друга) составляет значительную часть богословия EECMY. Тумса изучал богословие в Соединенных Штатах и благодаря этому приобрел относительно широкое понимание миссии и церкви. По возвращении в Эфиопию он «дал своей церкви решительный толчок к независимости в богословской мысли и церковной практике». [ 3 ] критикуя многие аспекты западного христианства . Большая часть его богословия содержится в письмах, которые он писал руководителям церкви и широкой публике, а также в выступлениях, с которыми он выступал на различных конференциях по всему миру в 1960-х и 1970-х годах.
Основные положения его богословия сосредоточены на целостной герменевтике, которая не только охватывает широкую онтологию, но также применима как к жизни в этом мире, так и в следующем. Его богословие можно охарактеризовать как разновидность теологии освобождения , но его нельзя отнести строго к этому классу; действительно, в нем присутствует уникальный эфиопский оттенок, «теология освобождения в эфиопском контексте», как ее описывает Тасгара Хирпо. [ 4 ] Тумса описывает свою собственную теологию как «целостную теологию», написав в записке Аврааму, что «западная теология утратила мирское измерение человеческого существования»; по его словам, его целостная теология — это просто «попытка заново открыть всю человеческую жизнь» во всей ее широте и широте. [ 3 ] Он не позволяет страданиям этого мира затмить радость следующего – физической реальности догнать духовную – но вместо этого он говорит, что оба нуждаются в искуплении, спасении и освобождении.
В этом отношении Авраам и Тумса расходятся в подходах к участию государства. В течение нескольких лет Абрахам занимал должность в правительстве, которая давала ему значительное влияние в политических кругах, при этом оставаясь верным EECMY, президентом которой он был в течение 22 лет. [ 5 ] Он был склонен к единству с центральными державами, а не к «раскачиванию лодки», хотя и видел, что его народ страдает от угнетения. [ 3 ] Тумса был более готов расстаться с центральными властями в пользу угнетенных людей своей церкви, о чем свидетельствует отсутствие им имени императора Хайле Селассие в обычных ходатайствах во время воскресной литургии в месяцы, предшествовавшие социалистической революции в ответ на феодальную систему, которую Тумса рассматривал как инструмент угнетения. [ 4 ]
Тем не менее, какими бы разными ни казались их взгляды на отношения между церковью и государством, единство заключалось в том, что они оба поддерживали создание квазигосударственных учреждений образования, здравоохранения и профессионального обучения, которые правительство не только поддерживало, но и поддерживало, когда сеть учреждений переросли административные возможности EECMY. [ 3 ] Они оба были преданы церкви, которая работала вместе с государством ради улучшения жизни своих соотечественников; В чем они различались, так это в степени преданности, которую они проявляли по отношению к правительству или народу. В любом случае, ECMY серьезно отнеслась к поручению донести свое послание до мира.
Экуменизм и западная богословская критика
[ редактировать ]Тумса стал лидером движения, призванного развивать характерно эфиопское богословие и распространять его для назидания не только нации, но и других христиан за рубежом. Он описал цель ECMY по отношению к ее глобальным сестринским церквям как «опора на собственные силы». [ 3 ] и «взаимозависимость». [ 4 ] «Независимость является законной политической целью; это никогда не может быть приемлемой богословской целью для церкви», — сказал Тумса в ходе дебатов. [ 3 ] Его жизнь продемонстрировала это тем, что, хотя он и призывал церковь обрести независимое богословие, основанное на опыте Эфиопии, он также постоянно общался с братьями и сестрами в других странах, участвуя в нескольких международных теологических конференциях.
Что касается западного богословия, Гудина была одновременно знакомой и критичной, поскольку она прошла обучение в семинарии Лютера в Миннесоте . [ 3 ] что дало ему прочную основу для богословской деятельности в Эфиопии. [ 4 ] В отличие от холистической теологии, которая характеризовала как его точку зрения, так и точку зрения EECMY, Тумса осознавал, что существует слишком большой разрыв между западным богословием и этикой , и, как говорили, продвигал этическую модель «практика-размышление-практика». [ 4 ] Он считал, что это представляет собой интересную альтернативу преобладающему разделению церкви и государства , которое, по его мнению, характеризовало американскую церковь. Тумса хотел, чтобы западные христиане пересмотрели свои действия в свете целостной теологической основы. Он призвал их переоценить свое этическое сознание в свете национальных и глобальных социальных проблем.
Наконец, взгляд Тумсы на теологию экуменизма выявляется в докладе Тумсы и Абрахама 1972 года «О взаимосвязи между провозглашением Евангелия и человеческим развитием». Среди прочих аргументов они обсуждали «просто пугающую» реальность, возникшую в результате быстрого роста и «феноменального расширения» христианской церкви по Африке в последние несколько десятилетий. Они утверждали, что это не только приведет к огромному дефициту «физических объектов» (например, церковных зданий, религиозного образования, программ повышения грамотности и т. д.) в таких странах, как Эфиопия, которые борются с таким быстрым ростом, но также установит « « центр тяжести » христианского мира» прочно расположился на африканском континенте. [ 3 ] Это возлагает огромную богословскую ответственность на «исторически молодые церкви» мира, которые не только сталкиваются с недостатком богословского опыта и истории, но и вынуждены справляться с нехваткой ресурсов для решения этих растущих трудностей.
Смерть
[ редактировать ]Тумса был похищен и убит солдатами Дерга 28 июля 1979 года. [ 6 ] и в последующие годы его называли « Дитрихом Бонхеффером Африки». [ 2 ]
Фонд развития кооперации
[ редактировать ]Вдохновленный жизнью Тумсы, Фонд Гудины Тумсы был основан в 1992 году для помощи людям, которые «страдают физически, а также тем, кто жаждет справедливости и свободы». [ 7 ]
Развитие сотрудничества Теологического форума
[ редактировать ]В 2008 году группа молодых эфиопских богословов сформировала Теологический форум Гудина Тумса, чтобы «обеспечить платформу для здравых богословских размышлений о событиях внутри церкви и общества в целом». [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джодок, Даррелл. Совместный рост награжден премией Christus Lux Mundi , журнал Lutheran Seminary Story, третий квартал 2004 г. Получено 13 февраля.
- ^ Jump up to: а б Эйде, Эйвинд. Революция и религия в Эфиопии: рост и преследования церкви Мекане Иисуса, 1974–1978 гг. 2-е изд. Оксфорд: Джеймс Карри, 2000. Печать; Урга, Абинезер Г. XIX век: преподобный доктор Джон Маккарти. Жизнь Гудины Тумсы, богословские акценты и вклад в Эфиопскую церковь (Том 1). 2018. Печать; Дересса, Сэмюэл Джона и Хинлики Уилсон (ред.). Жизнь, творчество и свидетельство Цехая Толессы, Лютеранские ежеквартальные книги. Крепость Пресс, 2017. Печать.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Эйде, Оэйвинд. Революция и религия в Эфиопии: рост и преследования церкви Мекане Йесус, 1974–85. 2-е изд. Оксфорд: Джеймс Карри, 2000. Печать.
- ^ Jump up to: а б с д и Хирпо, Тасгара. «Цена ученичества: история совместного роста (совместного роста)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 0 июня 2010 г. Получено 1 августа 2019 г.
- ^ «Эммануэль Абрахам, р. 1913» . Словарь африканской христианской биографии . Архивировано из оригинала 28 октября 2016 г.
- ^ Эйде, Ойвинд М. « Гудина Тумса. Архивировано 4 мая 2013 г. в Wayback Machine », Словарь африканских христианских биографий . Проверено 13 февраля 2013 г.
- ↑ Фонд Гудимы Тумсы, The Vision. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , получено 13 февраля 2013 г.
- ↑ Семинария Лютера, Теологический форум Гудина Тумса. Архивировано 21 сентября 2013 г. в Wayback Machine , получено 13 февраля 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]