Стельмашик С.1 Божена
Стельмашик С.1 Божена | |
---|---|
Роль | Одноместный спортивный самолет |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | Владислав Стельмасик |
Дизайнер | Владислав Стельмасик |
Первый полет | 6 декабря 1928 г. |
Количество построенных | 1 |
Stelmaszyk S.1 Bożena — единственный в своем роде одноместный польский самолет, спроектированный и построенный семнадцатилетним подростком.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Божена была спроектирована и построена семнадцатилетним Владиславом Стельмашиком из Людом в 1928 году при финансовой помощи LOPP . После публичной церемонии и пожертвования автомобильного бензина от местного священнослужителя Юзефат Скшипек, пилот Польской ассоциации летчиков, поднял его в свой первый полет 6 декабря 1928 года. [ 1 ]
Цельнодеревянный «Божена» представлял собой подкосный высокоплан моноплан с двухчастным крылом постоянной хорды с полуэллиптическим законцовками. Крыло было покрыто фанерой , имело постоянное сечение и толщину и имело два лонжерона . Каждое полукрыло крепилось к нижним лонжеронам фюзеляжа парой параллельных стальных труб, заключенных в обтекаемые обтекатели , они сходились по центру на обтекаемом пилоне в передней части кабины . [ 1 ]
Bożena была оснащена Anzani 2A трехцилиндровым радиальным двигателем мощностью 35 л.с. (26 кВт) , установленным так, что цилиндры были открыты для охлаждения в сильно сужающейся носовой части. Фюзеляж прямоугольного сечения был обшит фанерой, за кабиной имелся закругленный настил. Хвостовое оперение также было обшивочным, с прямоугольным в плане хвостовым оперением и рулями высоты, установленными на верхней части фюзеляжа, а также укороченным треугольным килем, несущим глубокий прямоугольный руль направления , который перемещался в вырезе руля высоты. [ 1 ] [ 2 ]
Его фиксированное шасси было простым и традиционным, со стальными V-образными стойками из нижних лонжеронов фюзеляжа и одной осью с резиновыми амортизаторами. [ 1 ]
В первых отчетах об испытательных полетах отмечалось сочетание устойчивости Божены в ветреную погоду с хорошей управляемостью и маневренностью. Также были отмечены его короткий пробег и легкий заход на посадку. Известно, что зимой 1928–1929 годов он совершил пять полетов, некоторые на лыжах, а также получил денежный приз, достаточно большой, чтобы покрыть все расходы, включая расходы на двигатель. [ 1 ] [ 2 ] Позже он экспонировался в Музее Войска Польского в Познани , а в начале 1938 года вернулся в Людомы, где был уничтожен во время немецкого вторжения в Польшу. [ 2 ]
В 1975 году Стельмашик построил копию Божены для Музея авиации и космонавтики в Кракове. [ 2 ] [ 3 ] который остался там, хотя и не выставлялся на обозрение, в 2009 году. [ 4 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Свидание из Цинка, 1971 год. [ 1 ] если не указано иное
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Длина: 6,4 м (21 фут 0 дюймов)
- Размах крыльев: 8,4 м (27 футов 7 дюймов)
- Высота: 2,1 м (6 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 12,4 м 2 (133 кв. фута)
- Пустой вес: 180 кг (397 фунтов)
- Полная масса: 310 кг (683 фунта)
- Силовая установка: 1 × Anzani A2, 3-цилиндровый радиальный , 26 кВт (35 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастные деревянные.
Производительность
- Максимальная скорость: 135 км/ч (84 миль в час, 73 узла) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 105 км/ч (65 миль в час, 57 узлов) [ 2 ]
- Посадочная скорость: 55 км/ч (34 миль в час; 30 узлов)
- Посадочная дистанция: 10 м (33 фута)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Цинк, Ежи (1971). Польские самолеты 1893-1939 гг . Лондон: Издательство Патнэм. стр. 628–9 . ISBN 0 370 00085 4 .
- ^ Jump up to: а б с д и «С-1 Божена, 1928 год» . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ «С-1 Божена (реплика), 1975 г.» . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ Огден, Боб (2009). Авиационные музеи и коллекции материковой Европы . Эйр Британия (Историки) Лтд. 426. ИСБН 978 0 85130 418 2 .