Jump to content

Доступные данные

(Перенаправлено с DataSAAB )

Datasaab была компьютерным подразделением, а позже выделилась в отдельную компанию производителя самолетов Saab в Линчёпинге , Швеция .

лицензию на создание собственной копии BESK , раннего шведского компьютера с использованием электронных ламп Его история восходит к декабрю 1954 года, когда компания Saab получила от Matematikmaskinnämnden (Шведского правительственного совета по математическим машинам) . Этот клон был завершен в 1957 году (67 лет назад) ( 1957 ) и получил название SARA . Его вычислительная мощность была необходима для расчетов конструкции реактивного истребителя следующего поколения Saab 37 Viggen .

Намереваясь разработать навигационный компьютер для размещения в самолете , группа под руководством Вигго Вентцеля разработала полностью транзисторный прототип компьютера под названием D2 , завершенный в 1960 году, который стал определять деятельность компании в последующие два десятилетия. Это развитие шло по двум направлениям. Основной целью была разработка навигационного компьютера для Виггена. Дополнительным продуктом стало производство линейки гражданских мини- и мэйнфреймов для коммерческого рынка.

Деталь авиационного компьютера СК37

Военный навигационный компьютер CK37 был построен в 1971 году и использовался в Виггене.

Первая гражданская модель D21 (1962 г.) была продана в несколько стран, всего было построено около 30 единиц. После этого было разработано несколько версий с такими названиями, как D22 (1966 г.), D220, D23, D5, D15 и D16. Когда в 1960-х годах шведскому правительству понадобилось 20 компьютеров для расчета налогов, сравнение машин Saab и IBM показало, что Saab лучше. Позже D5 были использованы для создания первой и крупнейшей системы банковских терминалов для банков Скандинавии , которая частично использовалась до конца 1980-х годов. В 1975 году выпуск системы D23 серьезно задерживался, и решением было передать большие и средние системы совместной маркетинговой/сервисной компании со Sperry UNIVAC под названием Saab-Univac. [ 1 ] [ 2 ] В конце концов, Sperry перейдет в полную собственность Saab-UNIVAC после завершения преобразования клиентской базы мэйнфреймов Saab в серию 1100 . [ 3 ]

В 1971 году технологии Standard Radio & Telefon AB (SRT) и Saab были объединены в Stansaab AS, совместное предприятие, в которое также входила государственная шведская компания развития. Основным направлением деятельности компании были системы для обработки данных в реальном времени, применяемые в коммерческих и авиационных приложениях. [ 4 ]

В 1978 году Stansaab объединилась с подразделением Datasaab компании Saab-Scania и стала Datasaab AB. [ 5 ] Позже он принадлежал Ericsson , Nokia и ICL .

Когда Intel подала в суд на конкурента UMC за нарушение патентных прав на технологии, включая микрокода обновления процессоров и различные части процессора, работающие асинхронно, UMC могла указать на выигранный документ, описывающий, как эти технологии использовались в D23 еще в 1972 году. Поскольку патенты Intel были с 1978 года эта статья будет доказывать уровень техники и подразумевать, что патенты вообще не должны были выдаваться. Позже дело было прекращено.

Академическое компьютерное общество Lysator в Университете Линчёпинга было основано в 1973 году, когда была организована передача в дар старого бывшего в употреблении D21. История компании документирована членами общества ветеранов Datasaabs Vänner («Друзья Datasaab»), основанного в 1993 году для документирования и распространения информации о компьютерной истории Швеции с упором на регионы Линчёпинг и Datasaab. Общество задокументировало историю Datasaab в пяти книгах, а документы и изображения компьютерных систем и продуктов, разработанных и произведенных Datasaab, представлены на домашней странице общества. С 2004 года многие компьютеры Datasaab выставлены в компьютерном музее IT-ceum в Линчёпинге.

После серии слияний название Datasaab стало связано со случаем незаконной передачи технологий Советскому Союзу в конце 1970-х годов. [ 6 ] В 1973 году тендер на гражданскую систему управления воздушным движением в аэропортах Москвы , Киева и Минеральных Вод выиграл шведский поставщик Stansaab . Контракт между Stansaab и Аэрофлотом был подписан в сентябре 1975 года. Однако части поставляемой системы основывались на компонентах из США, на которые шведы не смогли получить необходимые экспортные лицензии. Поэтому они купили американские компоненты, перемаркировали их и переправили в Москву с помощью советских дипломатов. Datasaab отделилась от Saab в 1978 году и присоединилась к Stansaab в новой компании Datasaab AB. [ 7 ] Предположительно, система управления воздушным движением действительно поддержала советское вторжение в Афганистан в декабре 1979 года. В октябре 1980 года была раскрыта операция по контрабанде, известная как «Дело Датасааба» ( Datasaabaffären ). В начале 1981 года Datasaab была приобретена Ericsson и стала ее компьютерным подразделением Ericsson Information Systems. В апреле 1984 года компания Ericsson была оштрафована на 3,12 миллиона долларов США за нарушение экспортного контроля США и согласилась выплатить штраф.

  1. ^ «Горестная повесть, приведшая к продаже компьютера ERICSSON — Tech Monitor» . 1 февраля 1988 года.
  2. ^ Бубенко, Янис; Импальяццо, Джон; Солвберг, Арне (14 января 2005 г.). История скандинавских вычислений: Первая рабочая конференция IFIP WG9.7 по истории скандинавских вычислений (HiNC1), 16–18 июня 2003 г., Тронхейм, Норвегия . Springer Science & Business Media. п. 259. ИСБН  978-0-387-24167-8 .
  3. ^ Хиллз, Джилл (26 марта 2018 г.). Информационные технологии и промышленная политика . Рутледж. п. 223. ИСБН  978-1-351-24043-7 .
  4. ^ «Архив» . Флайтглобал . 1972 год . Проверено 29 октября 2008 г.
  5. ^ «Компания» [Краткая история SRT, Stansaab и Datasaab] (на шведском языке). Ветеран клуба Альфа . Проверено 29 октября 2008 г.
  6. ^ Линда Мелверн , Ник Эннинг, Дэвид Хебдич, Техно-бандиты: как Советы крадут высокотехнологичное будущее Америки (1984) Бостон: Хоутон Миффлин, ISBN   0-395-36066-8 , шведский перевод Бо Каге Карлсона в том же году, Teknobanditerna: о контрабанде высоких технологий с запада на восток , Стокгольм: Шведская газета, ISBN   91-7738-064-9
  7. ^ «Краткое изложение истории Datasaab» . Проверено 15 октября 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ade04f3b0880779fb4a10f5fbbb63dc9__1722190800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/c9/ade04f3b0880779fb4a10f5fbbb63dc9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Datasaab - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)