Мавзолей Карабаглар
Карабахская могила | |
Расположение | Кенгерлинский район . Нахчыванской Автономной Республики |
---|---|
Тип | Мавзолей |
Дата начала | 12–14 вв. |
( Мавзолей Карабахлар азербайджанский : Qarabağlar türbəsi ) — мавзолей, расположенный в Гарабаглар селе Кенгерлинского района Азербайджана, примерно в 30 километрах от северо-западной части Нахчывана .
История
[ редактировать ]Мавзолей, построенный в первой половине XIV века, частично разрушен и имеет цилиндрическую форму с двенадцатью полукруглыми гранями. Мавзолей, имеющий круглую форму во внутренней части, имеет высоту 30 метров. Два минарета, имеющие четырехугольное основание в нижней части, расположены примерно в 30 метрах от мавзолея. Минареты ансамбля относятся к 12 веку. [ 1 ] [ 2 ]
Мавзолей Карабаглар является частью комплекса, включающего гробницу и два минарета. Минареты датируются примерно концом 12 - началом 13 веков. Небольшой портал, носящий имя Кутуй-хатун , соединяющий два минарета, также датируется 14 веком. Считается, что Кутуй-хатун была женой Абака-хана . Возможно, тогда этот памятник построил архитектор, поставивший перед собой задачу построить в честь Кутуй-хатун новые комплексы, построенные в XII–XIII веках. [ 3 ]
Историю памятника и его минаретов также можно отнести к 14 веку – во времена правления Абу Саида Бахадур-хана (1319-1335) по их стилю и методам строительства. [ нужна ссылка ]
Архитектурные характеристики
[ редактировать ]Основные характеристики башен-гробниц можно увидеть в мавзолее Карабахлар. Мавзолей разделен на две части – усыпальницу в нижней части и верхнюю надземную часть. План усыпальницы аналогичен бардинскому мавзолею . Надземная часть мавзолея Карабахлар очень интересна своим архитектурным строением. Корпус мавзолея, стоящий на каменном постаменте, состоит из 12 многодольных частей. Этой архитектурной формой мавзолей отличается от других мавзолеев, расположенных в Азербайджане. Вверху цилиндра расположен эпиграфический фриз, как и в мавзолее Барды. Эта надпись на мавзолее Гарабаглар была написана буквами белого цвета, а ее фон выполнен из голубого фриза.
Эффектно выделены четыре портала верхней палаты. Стрельчатые арки со сталактитовыми заполнениями являются центрами южного, западного и восточного порталов. В состав порталов входят планки с надписями на языке несх и стилизованными куфами. В южной и западной частях преобладают стилизованные растительные орнаменты, а орнаменты восточной части геометрические. Стволы колонн и их кубические капители также покрыты композиционной мозаикой.
Сложная система сталактитов подчеркивает линию архивольта, заполняющую пространство арочной ниши. Золотая глазурь скупо перемежается орнаментальными узорами портала, что уже не встречается на территории мавзолея. Благодаря глубоким нишам по бокам центральной площади усыпальница мавзолея приняла форму равностороннего креста. Он был перекрыт паховым сводом. Стены облицованы двумя рядами тщательно выточенных каменных плит, над которыми возвышаются кирпичные подушки. Верхняя камера представляет собой прямое 12-гранное измерение с выступающими пропорциями. Прямоугольные ниши на стенах обрамлены более узкими равносторонними нишами. Верх 12-гранного корпуса окружен двухъярусным пояском мукарнас, служащим переходом к внутреннему куполу, сложенному каменными блоками. [ 4 ]
Основания двух минаретов, прикрепленных к порталу, представляют собой вытянутые прямоугольные призмы. Фасады фундаментов обработаны узорчатой кладкой, обрамленной равносторонней трилобитовой аркой . Невысокое восьмигранное здание служит пешеходным переходом к цилиндрическим стволам минаретов, построенных из круглого кирпича. В вертикальные места укладки укладывались узкие кирпичи с бирюзовой глазурью. Изображение размещения проходит через арабскую вязь , начинаясь в стволе одного из минаретов и заканчивая другим. Надпись выполнена куфическим письмом, аналогичным мавзолею Мумине-хатун. Буквы терракотового цвета располагались на бирюзовом фоне – этот метод сравнительно редко встречается в архитектуре Азербайджана, относящейся к средневековью.
Верх минаретов сильно поврежден. Внутри минаретов поднимаются узкие винтовые лестницы, сложенные из простых плиточных кирпичей (20х20х5). Сохранились остатки импостов арок и обнаружены множественные остатки стен на разных уровнях кладки минаретов мавзолея. На месте существующего портала находился значительно больший, о чем свидетельствуют фрагменты кладки, перекрывающей пролет между минаретами. Глазурь с мозаичными узорами по качеству уступает глазури минаретов и мавзолея, а ее фон черный. Глазурь покрыта сеткой капиллярных трещин и слабо связана с черепком. Мотивы орнаментов убранства мавзолея не встречаются в декоре портала минаретов. Остатки надписи, написанной на языке несх, указывают на порядок строительства мавзолея и название «…Джехан Кутуй хатун». Возможно, здесь упоминается Кутуй-хатун, одна из жен Хулагу-хана, мать Текудера – Султана Ахмада.
В ходе раскопок 1940 года были обнаружены стены здания, размещение полосы которого датировано тем же временем, что и размещение минаретов. Конфигурация плана и размеры помещений напоминают ханегу. Стены здания отстоят далеко от мавзолея.
Особенности архитектурного строения мавзолея свидетельствуют о том, что в его строительстве принимали участие мастера различных архитектурных профессий. Несмотря на общность композиции и архитектурного облика порталов, оригинальной является и детализация архивольтов арок. Есть закономерности, которых нет на других порталах. Общие для стиля лигатуры трактуются и размещаются на плоскостях по-разному; украшения, включенные в изображения вязей, разнообразны; торцы ленты орнамента разрешены по-разному, что является общим для некоторых порталов с их изображениями. Особо следует отметить, характеризуя архитектуру мавзолея, его рифленую поверхность, определяющую в значительной степени архитектурную выразительность его облика. Этот метод получил чрезвычайно широкое распространение как во времени, так и территориально. Этот метод первоначально встречался и широко использовался главным образом в дофеодальных оборонительных сооружениях Закаспия. Распространение этого метода на мемориальные (мавзолеи Карабахлар, Радкан и Кишмар) и культовые (Джар-Курган) сооружения относится к более раннему времени. Мавзолей Барда по аналогии больше всего похож на мавзолей Карабаглар. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Управление Министерства иностранных дел Азербайджанской Республики в Нахчыванской Автономной Республике» . Архивировано из оригинала 5 января 2012 г.
- ^ Л. С. Бретаницкий, Б. В. Веймарн. Очерки истории и теории изобразительных искусств.Искусство Азербайджана . p. 136.
- ^ Юртташ, Х. и Геклер, Б.М. (2022). НАХЧИВАНСКАЯ КАРАБАГЛАРСКАЯ ГРОБНИЦА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В АНАТОЛИИ. Журнал искусства и иконографии, 0 (2), 28–34. Получено с https://dergipark.org.tr/tr/pub/sidd/issue/69990/1120722 . Архивировано 4 февраля 2023 г. в Wayback Machine.
- ^ "Нахчивань" .
- ^ "Нахчыван. Мавзолей Карабаглар. XII - XIII в.в."
39 ° 25' с.ш., 45 ° 11' в.д. / 39,417 ° с.ш., 45,183 ° в.д.