Комани-Круя культура

Культура Комани-Круя — это археологическая культура, засвидетельствованная от поздней античности до средневековья в центральной и северной Албании , южной Черногории и подобных местах в западной части Северной Македонии . Он состоит из поселений, обычно построенных под городищами вдоль дорожных сетей Лежа ( Праэвалитана ) -Дардания и Виа Эгнатия , которые соединяли береговую линию Адриатического моря с центральными балканскими римскими провинциями. Его типичным местом является Коман и его форт на близлежащем холме Далмаче в долине реки Дрин . Круя и Лежа представляют собой важные памятники культуры. Население Комани-Круи представляет собой местный народ западных Балкан, который был связан с военной системой фортов римского Юстиниана. Развитие Комани-Круи имеет важное значение для изучения перехода от классического античного населения Албании к средневековым албанцам, что засвидетельствовано в исторических записях XI века.
География
[ редактировать ]Комани-Круя — это сеть сельских и городских поселений и их кладбищ, процветавшая в центральной и северной Албании и близлежащих регионах. В центральной Албании обнаружены сельские поселения Арбе, Клос, Качинар и Малай. Городские поселения, возникшие за счет урбанизации территорий вокруг местных фортов, включают Крую, Лежу, Далмаче, Сарду. Кладбища располагаются от озера Шкодер до озера Охрид (с северо-запада на юго-восток) и от внутренних районов Дурреса до долины реки Дрин (с юго-запада на северо-восток). [ 1 ]
История раскопок
[ редактировать ]Самые ранние открытия, связанные с команской культурой, были сделаны в 1898 году на кладбище замка Далмака , недалеко от Комана. Часть найденных артефактов выполнена из бронзы и железа, остальные — из серебра и стекла, кроме того есть еще керамические вазы. Артефакты из бронзы и железа представляют собой в основном оружие и инструменты, такие как топоры, ножи и наконечники копий. К украшениям из бронзы, стекла и серебра относятся кольца, фибулы, серьги, браслеты и стеклянные ожерелья. Подобные артефакты были обнаружены на мысе Родон , а также вблизи Круи . было обнаружено около 30 археологических памятников с аналогичными артефактами, датируемыми тем же периодом времени (7-9 вв. н.э.) До 1990 года на различных территориях Албании, а также современного Косово . Ограниченные раскопки проводились до 1990-х годов. Предметы с обширной территории, охватывающей близлежащие регионы всю Византийскую империю, северные Балканы и Венгрию, а также морские пути от Сицилии до Крыма, были найдены в Далмаче и других памятниках, происходящих из многих различных производственных центров: местных, Византийских, Сицилийских, Аварско-Славянских, Венгерских. , крымская и даже возможно меровингская и каролингская. В албанской археологии, основываясь на преемственности доримских иллирийских форм в производстве нескольких типов местных предметов, найденных в могилах, население Комани-Круи рассматривалось как группа, произошедшая от местных иллирийцев, которые «вновь заявили о своей независимость» от Римской империи после многих столетий и сформировала ядро более позднего исторического региона Арбанон . [ 2 ] Поскольку исследования почти полностью были сосредоточены на могилах и местах захоронений, поселения и жилые помещения часто игнорировались. [ 3 ] Югославская археология предложила противоположную версию и попыталась представить население как славянское, особенно в регионе западной Македонии. [ 4 ] Археологические исследования показали, что эти памятники не были связаны с регионами, населенными тогда славянами, и даже в таких регионах, как Македония, в VII веке не было основано славянских поселений. [ 5 ]
На этом раннем этапе исследования было установлено, что поселения Комани-Круя представляли собой местное неславянское население, которое было описано как романизированное иллирийское, латиноязычное или владеющее латинской грамотой. [ 6 ] [ 7 ] Об этом свидетельствует отсутствие славянских топонимов и сохранение латинских топонимов в районе Комани-Круя. С точки зрения историографии, тезис о древней албанской археологии был непроверяемой гипотезой, поскольку не существует исторических источников, которые могли бы связать Комани-Крую с первым определенным свидетельством существования средневековых албанцев в 11 веке. [ 6 ] [ 7 ] С археологической точки зрения, хотя считалось возможным и даже вероятным, что стоянки Комани-Круя использовались непрерывно, начиная с VII века, это оставалось непроверенной гипотезой, поскольку исследования все еще были ограничены. [ 8 ] Представляло ли это население местную преемственность или прибыло в более ранний период из более северных мест, когда славяне вошли на Балканы, в то время оставалось неясным, но независимо от их окончательного географического происхождения, эти группы поддерживали культурные традиции эпохи Юстиниана VI века, возможно, как заявление о своей коллективной идентичности и черпали свои материальные культурные ориентиры из военной системы Юстиниана. [ 9 ] В этом контексте они, возможно, использовали погребальные обычаи как средство отсылки к «идеализированному образу прошлой римской власти». [ 9 ] Виннифрит (2020) недавно описал это население как пережиток «латино-иллирийской» культуры, которая позже появилась в исторических записях как албанцы и влахи. По повествованию Виннифрита, географические условия северной Албании благоприятствовали сохранению албанского языка в холмистых и горных районах, а не в равнинных долинах. [ 10 ]
Кольцо, найденное среди артефактов, имело надпись, которая, по мнению австрийского албанолога Иппена , а также немецкого лингвиста Крахе , была на иллирийском языке , однако албанский археолог Хасан Чека и болгарский археолог Л. Огненова доказали, что надпись (КЕБОХ HANA (английское: Боже, пожалуйста, помоги Анне ) — это молитва, составленная по формуле, которую можно найти на средневековом греческом языке . Кроме того, кольцо было датировано более поздним веком, чем некоторые другие артефакты (11 веком, а не 7-9 веками). Позже на разных стоянках были найдены множественные кольца, подобные первому. Их повсеместное присутствие позволяет предположить, что они являются результатом местного производства, а не импортированы.
Исследования значительно расширились после 2009 года, а первое исследование топографии Комани было проведено в 2014 году. До этого, за исключением площади кладбища, размер поселения и его протяженность оставались неизвестными. В 2014 году выяснилось, что Комани занимал площадь более 40 га, что намного больше, чем предполагалось первоначально. Самая старая фаза его заселения относится к эллинистической эпохе. [ 11 ] Правильное развитие началось в поздней античности и продолжалось вплоть до средневековья (13-14 вв.). Это указывает на то, что Комани был позднеримским фортом и важным торговым узлом в сетях Праэвалитаны и Дардании. Участие в торговых сетях восточного Средиземноморья через морские пути, по-видимому, в ту эпоху было очень ограниченным даже на близлежащих прибрежных территориях. [ 12 ] Во время аварско-славянских набегов общины из современной северной Албании и близлежащих территорий группировались вокруг холмов для лучшей защиты, как и в других районах, таких как Лежа и Сарда. В VII веке, когда византийская власть была восстановлена после аваро-славянских набегов и процветание поселений возросло, в Комани наблюдался рост населения и начала формироваться новая элита. Рост населения и благосостояния ознаменовался созданием новых поселений и новых церквей в их окрестностях. Комани сформировал местную сеть с Лежей и Круей, и, в свою очередь, эта сеть была интегрирована в более широкий византийский средиземноморский мир, поддерживала контакты с северными Балканами и занималась торговлей на дальние расстояния. [ 13 ]
-
Стеклянное ожерелье, 7-8 века нашей эры, Шурдха.
-
Торк , 7-8 века нашей эры, Коман
Выявленные сайты
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Налбани 2007 , стр. 54–56
- ^ Уилкс 1996 , с. 278.
- ^ Налбани 2017 , с. 315.
- ^ Краткое 2012 , с. 73.
- ^ Курта 2012 , стр. 73–74
- ^ Jump up to: а б Уилкс 1996 , с. 278
- ^ Jump up to: а б Боуден 2003 , с. 61
- ^ Боуден 2004 , с. 229
- ^ Jump up to: а б Короткометражка 2013 г.
- ^ Виннифрит, 2021 , стр. 98–99.
- ^ Налбани 2017 , с. 320.
- ^ Коротко 2021 , с. 79.
- ^ Налбани 2017 , с. 325.
- ^ Боуден 2019
Библиография
[ редактировать ]- Боуден, Уильям (2003), Эпир Вет: археология позднеантичной провинции , Дакворт, ISBN 0-7156-3116-0
- Боуден, Уильям (2004). «Балканские призраки? Национализм и вопрос непрерывности сельских районов в Албании». В Кристи, Нил (ред.). Пейзажи перемен: сельская эволюция в поздней античности и раннем средневековье . Издательство Эшгейт. ISBN 978-1840146172 .
- Боуден, Уильям (2019). Противоречивые идеологии и археология раннесредневековой Албании . All'Insegna del Giglio. ISSN 2039-280X .
- Курта, Флорин (2012). «Были ли славяне в Македонии Курты седьмого века?» . История (Скопье) . 47 : 61–75.
- Курта, Флорин (2013). «Фибулы седьмого века с изогнутым стержнем на Балканах». Археология Булгарика . 17 (1): 49–70.
- Курта, Флорин (2021). Долгий шестой век в Восточной Европе . БРИЛЛ. ISBN 978-9004456983 .
- Налбани, Этлева (2007). «Городские и сельские погребальные практики в раннем средневековом Иллирике: некоторые общие соображения». В Катлере, Энтони (ред.). Материал и идеал: Очерки средневекового искусства и археологии в честь Жана-Мишеля Шписера . БРИЛЛ. ISBN 978-9004162860 .
- Налбани, Этлева (2017). «Раннесредневековая Северная Албания: новые открытия, реконструкция связей: случай средневекового Комани». В Геличах Сауро; Негрелли, Клаудио (ред.). Раннесредневековая Адриатика (6-11 века) Торговля, порты, производство (PDF) . Венецианский университет Ка Фоскари. ISBN 978-88-6969-115-7 .
- Уилкс, Джон (1996) [1992]. Иллирийцы . Уайли. ISBN 978-0-631-19807-9 .
- Виннифрит, Том (2021). Ничьё королевство: История Северной Албании . Сигнальные книги. ISBN 9781909930957 .