Атеизм побеждён

Побежденный атеизм ( лат . Atheismus Triumphatus ) — философский труд итальянского доминиканского философа Томмазо Кампанеллы .
Кампанелла написал «Атеизм, побежденный в 1606–1607 годах» на итальянском языке под названием «Recognoscimento della vera Relige Universale» («Определение истинной универсальной религии»), находясь в тюрьме по подозрению в заговоре с целью восстания против испанского владычества над Неаполем. 1 июня 1607 года он посвятил его немецкому учёному Каспару Шоппе , приехавшему к нему в гости и предложившему новое название. Итальянская версия сохранилась в Библиотеке Ватикана ; Впоследствии Кампанелла перевел его на латынь. Шоппе не смог опубликовать его, как и философ Тобиас Адами , у которого другие работы Кампанеллы были опубликованы во Франкфурте в 1617–1623 годах. Церковь расценила это как разжигание пелагианства — ереси, в которой добродетели человечества преувеличиваются в ущерб благодати Божией . В 1631 году, после больших трудностей и неоднократной цензуры текста, Кампанелле удалось опубликовать его в Риме, но издание почти сразу же было конфисковано. Наконец, оно было опубликовано в Париже в начале 1636 года в сборнике сочинений Кампанеллы, посвященном королю. Людовик XIII . [1]
Во вступительной главе Кампанелла противопоставляет политиков, чья точка зрения, основанная на себялюбии, утверждает, что всякая религия имеет политическое происхождение и что за ее пределами нет истины, и философов, которые верят в универсальную истину и, стремясь принести пользу человечеству, но скептически относящийся к сверхъестественным догмам, живущий в соответствии с естественными добродетелями. Из тюрьмы он писал, что « Побеждённый атеизм » — это «книга против политиков и макиавеллистов ». Во второй главе он представляет аргументы против религии, особенно христианства , которые он затем опровергает в оставшейся части работы с точки зрения того, что мир пропитан и является выражением божественной природы и уникальной природы человечества в способности достичь трансцендентного знания и религиозного прозрения. Он утверждает, что религия является частью естественного закона, что «человеческие существа имеют естественную склонность к справедливости и жизни в рамках религии», и что ложные религии не являются аргументом против существования религиозной истины, поэтому сравнение с неумелыми врачами неуместно. является аргументом против эффективности медицины. Он представляет христианство как лучшего кандидата на роль универсальной религии, поскольку оно лучше всего соответствует естественному закону. [1]
Кампанелла описал эту работу как отражение своего личного прогресса от рационализма к искренней христианской вере. Однако и протестанты, и католики сочли аргументы, которые он представляет в пользу атеизма, тревожно сильными. [1] В «48 законах власти » Роберт Грин классифицирует ее как «книгу, нападающую на вольнодумцев, макиавеллистов, кальвинистов и еретиков всех мастей», в которой Кампанелла излагает еретические убеждения относительно «[б]кратко и красноречиво», а те для католицизма «устаревшие клише и запутанные обоснования», так что работа, по сути, пропагандировала ересь, хотя на первый взгляд приводя доводы в пользу конформизма, и стала «библией для атеистов, макиавеллистов и распутников». [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Германа Эрнст, «Томмазо Кампанелла 6: Естественная религия: побежденный атеизм » , Стэнфордская энциклопедия философии , изд. Эдвард Н. Залта , издание осени 2014 г., получено 10 февраля 2018 г.
- ^ Роберт Грин , 48 законов власти , Нью-Йорк: Пингвин, 1998, ISBN 9780670881468 , стр. 320–21 ( онлайн в Интернет-архиве ).