Джеймс Лайман Меррик
Джеймс Лайман Меррик (11 декабря 1803 года в Монсоне, штат Массачусетс — 18 июня 1866 года в Амхерсте, штат Массачусетс ) был первым американским миссионером среди мусульман в Персии, а в 1852 году стал профессором восточной литературы в Амхерст-колледже . [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]В молодости Меррик был охвачен рвением к христианским миссиям, охватившим Новую Англию после образования Американского совета комиссаров иностранных миссий ( ABCFM ) в 1810 году. Дневники Меррика показывают, что он поступил в Амхерст-колледж, который в ту эпоху сосредоточился на обучении служителей и уже намеревался служить миссионером в Персии. [ 2 ]
Миссионерские работы
[ редактировать ]
После окончания Амхерста в 1830 году Меррик начал богословское обучение в Принстоне, затем завершил свое образование в недавно созданной духовной семинарии в Колумбии, Южная Каролина. В 1834 году Американский совет назначил его пионером миссионерской работы среди персидских мусульман. Тем летом он уехал из Бостона в Стамбул, где изучал турецкий язык и готовился к своей персидской миссии под руководством опытных миссионеров Уильяма Готлиба Шауффлера и Уильяма Гуделла .
В августе 1835 года Меррик переехал в Тебриз , Иран, где присоединился к группе немецких миссионеров и начал изучать персидский язык. Следующим летом он отправился в Тегеран, а затем в Исфахан в сопровождении двух немецких миссионеров. В Исфахане возникла яростная оппозиция в ответ на распространение немцами персидского Нового Завета. Этот инцидент, похоже, укрепил убежденность Меррика в том, что открытая евангелизация среди персов будет бесплодной. После этого он последовательно выступал за терпеливый, неконфронтационный подход к миссии среди мусульман.
Немцы отказались от своих планов и вернулись в Тебриз, а Меррик продолжил путь в Персеполь и Шираз . В Ширазе Меррик изучал персидский и арабский язык под руководством суфийского ученого муллы Мухаммеда. С ним подружился Мирза Сайид Али, который помогал Генри Мартину в переводе Нового Завета на персидский язык. К концу своего пребывания в Ширазе Меррик был настроен оптимистично и убежден, что сможет работать миссионером в любом городе Персии. [ 3 ] [ 4 ]
В марте 1837 года он вернулся в Тебриз, но по состоянию здоровья остался на год в несторианской миссии в Урумии. Там он встретил Малика Касима Мирзу, дядю шаха, и провел три месяца в его резиденции, преподавая английский, изучая персидский язык и обсуждая религию. [ 5 ] Наконец, в августе 1838 года он поселился в Тебризе, намереваясь сделать его своей постоянной базой, а в следующем году женился на Юнис Тейлор, сестре офицера английской армии, дислоцированного в Персии. В Тебризе к Меррику присоединился Уильям Глен, шотландский миссионер, который в течение следующих четырех лет перевел Ветхий Завет на персидский язык. В Тебризе он написал «Дружественный трактат» , [ 6 ] работал над переводом книги Мухаммада Бакира аль-Маджлиси «Хайят аль-Кулуб», а также адаптировал и перевел на персидский язык труд по астрономии.
В ноябре 1839 года исполнительный комитет Американского совета, уже выражавший сомнения в жизнеспособности миссии Меррика, отказался от поддержки его работы среди мусульман. Ему было поручено присоединиться к миссии ABCFM среди христиан-несторианцев в Урумии. Меррик сопротивлялся, но в 1942 году он получил письмо от секретаря Совета Руфуса Андерсона, в котором ему предписывалось покинуть Тебриз.
В Урумии Меррик завершил персидский перевод книги Александра Кейта « Свидетельства пророчества». [ 7 ] и начал изучать сирийский язык . Конфликт с его коллегами-миссионерами по поводу политики миссии привел к дальнейшему ухудшению отношений с руководителем Американского совета, кульминацией которого стал его отзыв в 1845 году.
После своего возвращения в Соединенные Штаты, уязвленный критикой своей миссии, Меррик опубликовал язвительное обращение к Американскому совету, в котором он стремился оправдать свою репутацию и обвинил совет в предательстве дела миссий в пользу мусульман. [ 8 ] В 1849 году Меррик стал пастором Конгрегационалистской церкви Южного Амхерста и с 1852 по 1857 год был профессором восточной литературы в Амхерстском колледже. [ 9 ] В 1850 году он опубликовал «Жизнь и религия Мухаммеда» , свой перевод «Хайят аль-Кулуб» аль-Маджлиси, привлекая внимание в предисловии к необходимости исправить «несовершенные взгляды на магометанскую систему», и особенно на мусульманские верования шиитов, существовавших в Христианские народы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Национальная библиотека американской биографии Херрингшоу
- ^ Дж. Л. Меррик, Дневники, 5 томов, MS Amherst, Архивы Массачусетского колледжа Амхерста, Полки классов выпускников, выпуск 1930 г. [том. 1 1830, т. 1. 2 марта-июля. 1834, вып. 3 октября 1855-1856 гг., т. 3. Окт. 4 апреля – июня. 1856, вып. 5 июня-августа. 1856]
- ^ Документы Джеймса Лаймана Меррика, 1832-1863. Библиотека Чапина, Колледж Уильямс.
- ^ Миссионерский Вестник 30 (1834) 237, 251, 402-405, 31 (1835) 366-8, 32 (1836) 9-10, 165-6
- ^ Персидский королевский орден вручен Джеймсу Л. Меррику, MS Вашингтон, округ Колумбия – Библиотека Конгресса, Африканский и Ближневосточный отдел, Каджар Фирман (1839 г.)
- ^ Дж. Л. Меррик, Дружественный трактат, MS Амхерст, Архив колледжа Массачусетс-Амхерст, Полки классов выпускников, выпуск 1830 г. (1841-42)
- ^ А. Кейт и Дж. Л. Меррик, Доказательства пророчеств, основанные на исполнении предсказаний еврейских пророков и апостолов. Переведено в Урумии в Персии, с английского оригинала на персидский язык Дж. Л. Мерриком, Эдинбург: Лондонское общество религиозных трактатов, 1846 г.
- ^ Дж. Л. Меррик, Обращение к Американскому совету уполномоченных по иностранным миссиям, Спрингфилд, 1847 г.
- ^ Дж. Л. Меррик, Письмо, адресованное выпускникам Амхерстского колледжа 1830 года, MS Амхерст, Архив Массачусетского колледжа Амхерста, полки классов выпускников, выпуск 1830 года (1853 г.)