Дизъюнктивизм
Дизъюнктивизм — это позиция в философии восприятия , которая в определенных случаях отвергает существование чувственных данных . [1] Разрыв происходит между видимостью и реальностью, стоящей за видимостью, « проявляющей себя для кого-то в восприятии». [2]
Правдоподобные восприятия и галлюцинации не относятся к общему классу психических состояний или событий. Согласно этой теории, единственное общее для правдоподобных восприятий и галлюцинаций — это то, что в обоих случаях субъект не может сказать посредством самоанализа, имеет ли он правдивое восприятие или нет. Дизъюнктивисты утверждают это, потому что они считают, что при достоверном восприятии опыт субъекта фактически представляет внешний, независимый от разума объект этого восприятия. Кроме того, они утверждают, что в галлюцинации нет внешнего объекта, к которому можно было бы относиться, а также нет чувственных данных , которые могли бы быть частью восприятия. Большинство дизъюнктивистов также являются наивными реалистами (также широко известными как прямой реализм), хотя Джон Макдауэлл, известный дизъюнктивист, не является наивным реалистом. [3]
Дизъюнктивизм был впервые представлен в современной литературе Майклом Хинтоном и наиболее заметно связан с Джоном Макдауэллом . [4] [5] Его также подробно защищал Дункан Причард . [1] Другие известные дизъюнктивисты включают Билла Брюэра, [6] Майк Мартин, Джон Кэмпбелл [7] и Наоми Эйлан. [8] Мэтью Сотериу также широко обсуждал дизъюнктивизм. [9] Дизъюнктивисты часто считают, что важным достоинством их взглядов является то, что они отражают идею здравого смысла о том, что восприятие предполагает отношение к объектам мира. [10]
Дизъюнктивизм можно противопоставить теории восприятия триггерных галлюцинаций , которая утверждает, что истинное восприятие и галлюцинация - это одно и то же, но различаются только этиологией.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Дизъюнктивная теория восприятия» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Тимоти Чаппелл (2005). Неизбежное Я: Введение в западную философию со времен Декарта . Стерлинг. п. 64. ИСБН 9780297847359 . Проверено 18 января 2008 г.
- ^ Макдауэлл, Джон (2011). Восприятие как способность к познанию (1-е изд.). Издательство Университета Маркетт. ISBN 9780874621792 .
- ^ Дж. М. Хинтон, Опыт: исследование некоторых двусмысленностей (1973).
- ^ Дж. Макдауэлл, «Критерии, отменяемость и знания», Proceedings of the British Academy 68 (1982), стр. 455-479.
- ^ Брюэр, Билл (12 июня 2006 г.). «Восприятие и его объекты» (PDF) . Философские исследования . 132 (1): 87–97. дои : 10.1007/s11098-006-9051-2 . S2CID 13004558 .
- ^ Кэмпбелл, Джон (2002). Референция и сознание (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199243815 .
- ^ Эйлан, Наоми (2017). «Перцептуальная объективность и сознание: реляционный ответ на вызов Берджа» (PDF) . Топои . 36 (2): 287–298. дои : 10.1007/s11245-015-9325-4 . S2CID 255105759 .
- ^ Сотериу, Мэтью (2016). Дизъюнктивизм (1-е изд.). Рутледж. ISBN 9780415686228 .
- ^ MGF Мартин, «О отчуждении» в книге Т. Гендлера и Дж. Хоторна (ред.), Perceptual Experience (2006).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Дизъюнктивизм» . Интернет-энциклопедия философии .
- Залта, Эдвард Н. (ред.). «Дизъюнктивная теория восприятия» . Стэнфордская энциклопедия философии .