Меры укрепления доверия в Центральной Америке
Меры укрепления доверия (МД) были ключевым элементом центральноамериканского мирного процесса. Хотя меры МД всегда существовали в той или иной форме в конфликтных ситуациях полушария, в центральноамериканском мирном процессе впервые в латиноамериканском конфликте явно использовалась терминология и методы МД. Это не было случайностью и отражало ключевую роль, которую сыграли ООН и некоторые внешние игроки ( канадцы , Международная академия мира ) в привнесении этих идей в мирный процесс.
Роль МД
[ редактировать ]Значение миротворчества и мер укрепления доверия в центральноамериканском мирном процессе было двояким: эти два подхода не только способствовали разрешению конфликта, но и служили примером ценности этих двух подходов для других конфликтных ситуаций в Латинской Америке. и были признаками того, как военные институты полушария могут использовать эти понятия в качестве новых ролей в меняющейся обстановке после холодной войны. Кроме того, одна латиноамериканская страна ( Венесуэла ) предоставила ONUCA (Группе наблюдателей ООН в Центральной Америке) батальон пехоты в ключевой момент демобилизации Контрас в середине 1990 года; Аргентина предоставила патрульные катера для наблюдения за заливом Фонсека (где граничат Сальвадор , Гондурас и Никарагуа ). Несколько других американских стран (Бразилия, Канада, Эквадор, Колумбия, Венесуэла, Мексика) предоставили военных наблюдателей и другую поддержку ONUCA и ONUSAL (Группа наблюдателей ООН в Сальвадоре).
Встреча в Контадоре 1983 года.
[ редактировать ]Присутствие и важность мер укрепления доверия в центральноамериканском мирном процессе можно проследить от его начала на встрече в Контадоре до настоящего времени. Историческая первая встреча в Контадоре министров иностранных дел Мексики, Панамы, Колумбии и Венесуэлы, состоявшаяся на одноименном панамском острове 8–9 января 1983 года, была посвящена общим заявлениям, вызывающим озабоченность, и принципам, которые могли бы привести к мирному разрешению конфликта. Несколько конфликтов в Центральной Америке. Сама «Контадорская декларация» содержала срочный призыв к странам Центральной Америки включиться в диалог и переговоры, чтобы снизить напряженность и заложить основы для постоянной атмосферы мирного сосуществования и взаимного уважения между государствами. Из-за очень общего характера встречи вопрос проверки мира с использованием внешних наблюдателей в Контадоре не обсуждался. Меры укрепления доверия на первой встрече в Контадоре следует рассматривать не на конкретном и военном уровне, а скорее на более абстрактном и широком уровне, призывая к большему доверию, контактам и участию между различными сторонами в споре.
Канкунская декларация, июль 1983 г.
[ редактировать ]Шесть месяцев спустя, встретившись на мексиканском курорте Канкун, президенты четырех стран Контадоры встретились, чтобы подробно рассказать о работе своих министров иностранных дел. Канкунская декларация от 17 июля 1983 года была более конкретной и включала несколько рекомендаций, которые прямо включали меры доверия, а также несколько других подходов к разрешению конфликтов (международное поддержание мира третьей стороной и проверка). Безопасность была главной заботой Канкунской декларации, в которой основное внимание уделялось эффективному контролю над гонкой вооружений, прекращению торговли оружием, устранению иностранных военных советников, созданию демилитаризованных зон, запрету использования территории одного государства для дестабилизации территории другого и запрету другие формы вмешательства во внутренние дела стран региона. Вопросу проверки также была придана большая конкретность, поскольку в Декларации упоминалась необходимость создания «соответствующего надзорного механизма» для проверки обязательств по безопасности.
Меры укрепления доверия также фигурируют в Канкунской декларации в виде рекомендаций для совместных пограничных комиссий и прямых коммуникаций между правительствами, а также необходимости предварительного уведомления о передвижениях войск вблизи границ, когда контингенты превышают определенные пределы. Использование фразы «приверженность созданию атмосферы разрядки и доверия» также отражает все более конкретное понимание полезности мер укрепления доверия.
Панамская встреча в сентябре 1983 г.
[ редактировать ]На встрече министров иностранных дел Панамы 7–9 сентября 1983 г. был принят Документ «21 цель», который следует рассматривать как основу, на которой были построены последующие проекты договоров. Цели безопасности были наиболее противоречивыми и достаточно конкретными. Проблема эффективной проверки осталась нерешенной в документе «21 цель», а рассмотрение мер укрепления доверия носило скорее имплицитный, чем явный характер.
Законы о бухгалтерском учете 1984–86 гг.
[ редактировать ]В период с 1984 по 1986 год было разработано несколько «Актов Контадоры», ни один из которых не смог преодолеть разрыв между позицией Никарагуа и позицией других стран Центральной Америки (особенно тех, которые близки к позиции США). Однако все эти проекты включают меры доверия и все чаще демонстрируют влияние советов и предложений, предоставляемых канадцами и другими игроками. Многие из этих положений касались проверки, а также были связаны с необходимостью наличия беспристрастных, нейтральных третьих сторон, проверяющих договор. Канадцы, учитывая свой многолетний опыт миротворческой деятельности ООН, настоятельно рекомендовали оставить этот вопрос в руках Организации Объединенных Наций, которая могла бы предоставить заслуживающий доверия политический мандат, а также последовательную логистическую структуру. Различные проекты Контадоры в эти годы, как правило, носили постепенный характер и включали все (или большую часть) положений о проверке и укреплении доверия, упомянутых в более ранних декларациях, проектах договоров и дополнительных документах по осуществлению. МД включали линии связи («горячие линии»), положения об уведомлении о передвижениях войск, ограничения на определенные виды вооружений и воинских частей, обмен информацией, реестры вооружений и войск, а также наблюдательные посты и совместное патрулирование вдоль чувствительных границ.
Мирный план Эскипулас 1987 года в Никарагуа
[ редактировать ]Большинство этих МД и положений о проверке были взяты на вооружение составителями так называемого « Мирного плана Ариас (или Эскипулас )» в 1987 году, когда ослабевающий Контадорский процесс уступил место собственному мирному плану Эскипулас, разработанному в Центральной Америке. Процесс демобилизации контрас внутри Никарагуа в соответствии с мирным планом Эскипулас включал частое применение различных мер укрепления доверия. В начале и середине 1990 года миротворческое присутствие Организации Объединенных Наций, ONUCA (при значительном военном вкладе Канады и Испании, а также ее батальона венесуэльской парашютной пехоты)6 использовало ряд МД в своих попытках убедить контрас разоружиться и поддерживать связь между контрас, сандинистами и новой администрацией Виолеты Чаморро .
Когда в середине 1990 года процесс демобилизации контрас завершился и правительство Чаморро обосновалось, Комиссия по безопасности Эскипуласа продолжила свою работу по попыткам составить перечень войск и вооружений и поощрять широкий спектр многосторонних мер укрепления доверия. Параллельно с разоруженческой работой Комиссии безопасности был достигнут некоторый прогресс в разработке двусторонних мер доверия.
Начало 1990-х
[ редактировать ]Значение мер укрепления доверия в Центральной Америке в начале 1990-х годов было подчеркнуто на президентском саммите в Сан-Сальвадоре в июле 1991 года, когда Гондурасцы выдвинули свое всеобъемлющее предложение по разоружению и укреплению доверия («Договор о центральноамериканской безопасности»), которое установило предельные уровни военных запасов. и войска. В предложении Гондураса особое внимание уделялось мерам укрепления доверия как способу уменьшения возможности межгосударственных конфликтов. Эти меры по укреплению доверия будут включать в себя обещание стран Центральной Америки отказаться от использования силы для разрешения споров, а также обязательство США не поддерживать нерегулярные движения (т.е. «контрас») в Центральной Америке. Предложение также включало предложения о новых задачах для вооруженных сил, таких как участие в контроле над наркотиками и защите природных ресурсов. Некоторые идеи Гондураса нашли отклик в речах, произнесенных на последовавшем сразу за ним Иберо-американском саммите, в том числе в выступлениях президента Перу Предложение Фухимори по разоружению Латинской Америки [ нужна ссылка ] .
К 1992 году идея мер укрепления доверия прочно укоренилась в центральноамериканских взглядах на разоружение и снижение напряженности. Ряд таких мер был включен в предложение по безопасности Гондураса, а Комиссия по безопасности Эскипулас упомянула несколько других в своих различных докладах президентам стран Центральной Америки. Например, в июне 1991 года было объявлено о планах создания официальной «горячей линии», которая обеспечивала бы безопасную и немедленную телефонную связь между президентами пяти стран Центральной Америки и Панамы. Таким образом, одной из особенностей длительного процесса Контадоры/Эскипуласа было то, что он значительно расширил контакты между странами Центральной Америки, особенно их президентами, министрами иностранных дел и высокопоставленными военными чиновниками. Эта мера укрепления доверия, наряду со многими другими, стала важным наследием мирного процесса 1980-х годов.
В июне 1991 года Генеральная ассамблея ОАГ , собравшаяся в Сантьяго, Чили, санкционировала создание «Рабочой группы по сотрудничеству в целях безопасности полушария». В феврале 1992 года проект документа Комитета выявил нетрадиционный характер его направленности, поскольку он определил «широкую концепцию безопасности», которая будет включать такие пункты, как: сотрудничество в целях безопасности; механизмы укрепления доверия для укрепления безопасности; демократическая стабильность; права человека; экономическая безопасность; защита окружающей среды; критическая бедность; нераспространение и контроль нетрадиционных вооружений; прозрачность в поставках оружия; невмешательство; и сотрудничество в борьбе с наркотиками. Конкретные ссылки на «механизмы укрепления доверия» и «прозрачность в поставках оружия» являются четкими указаниями на значение мер укрепления доверия в современном латиноамериканском мышлении по вопросам безопасности.
Ссылки
[ редактировать ]- Бельтран, Виргилио. «В поисках новых ролей для армий Латинской Америки», Международный конгресс военной социологии , Вальпараисо, Чили, 29–31 августа 1992 г., стр. 37–38.
- Ребенок, Джек. Центральноамериканский мирный процесс, 1983–1991 гг ., Боулдер: Линн Риннер, 1992.
- Международная Академия Мира. Конфликт в Центральной Америке: подходы к миру и безопасности , Нью-Йорк: Сент-Мартин, 1986.
- Рикхье, Индар Джит, Теория и практика миротворчества . Лондон: К. Херст, 1984.
- Объединенные Нации. «Голубые каски» (Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1996), стр. 393–6.