Вилла Траяна
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |



Вилла Траяна [ 1 ] был роскошной летней резиденцией и охотничьим домиком древнеримского императора Траяна ( годы правления 98–117 гг. н. э.), датируемым началом его правления. Его расположение, недалеко от современной деревни Арчинаццо , было, как и многие аристократические виллы, тщательно выбрано на высоком плато у подножия Монте-Алтуино (1271 м) и в великолепном лесном ландшафте, чтобы избежать летней жары Рима. Он находится в 2 км от реки Аниене , которая снабжала Рим водой и на которой Нерона вилла в Субиако примерно в 12 км ниже по течению расположена . Он занимает площадь около 5 гектаров, большая часть которой еще не раскопана. [ 2 ] Здесь было обнаружено множество прекрасных украшений комнат, несмотря на массовое ограбление дорогого мрамора в предыдущие века.
Плиний Младший в хвалебной речи, произнесенной в 100 г. н. э. в честь Траяна, описал окружающий виллу пейзаж и говорит о своих интересах, особенно о рыбной ловле и охоте там: [ 3 ]
«...какой еще отдых вы себе в самом деле позволяете, как не гулять по лесистым склонам, выгонять диких зверей из их берлог, преодолевать огромные гребни гор, взбираться на вершины, покрытые льдом, без помощи кого-либо, открывающего вам путь и , а тем временем идти в священные леса и поклоняться божествам (…) Он усердно работает, чтобы найти и поймать диких зверей, и его величайшая и самая желанная работа состоит в их выслеживании».
Сайт
[ редактировать ]






Вилла была построена на двух больших террасных платформах на нижних склонах Монте-Алтуино, причем нижняя терраса — единственная, раскопанная на сегодняшний день. [ 4 ] Нижняя терраса представляет собой «общественное» крыло, используемое для посетителей и развлечений, а верхняя терраса считается «частным» или жилым крылом.
Нижняя терраса
[ редактировать ]Нижняя терраса представляет собой длинный прямоугольник (100 х 40 м), поддерживаемый стеной с массивными контрфорсами, облицовка которой выполнена из opus mixtum кирпичной решетчатой кладки .
В центре террасы находится сад, один из центров всего комплекса, окруженный перистилем , на который выходят многие комнаты. В каждом конце сада находились два больших полукруглых бассейна с фонтанами и ступенями по углам, сплошь покрытые плитами белого мрамора; оба были окружены каменным основанием, которое, возможно, поддерживало бассейн. [ 5 ]
К западу от сада находится главное здание, самое внушительное из всего комплекса, в котором обнаружено наибольшее количество находок роскошной лепнины и мраморных украшений. Триклиний . (летняя столовая) (13 х 9 м) находится в центре, куда можно попасть через четыре двери, разделенные большими окнами, выходящими в боковые комнаты Вход из сада обрамляли пару колонн. На задней стене находится нимфей, состоящий из трех ниш, из которых вода лилась в бассейн внизу. Ниши обрамляли мраморные полки, украшенные дельфинами и тритонами, на которых стояли небольшие колонны, поддерживающие украшенный архитрав. Наверху располагалось мозаичное полотно, состоящее из мозаики из стеклянной пасты, отражающей солнечные лучи, которые, попадая в бассейн с водой, создавали игру света и цвета на окружающих стенах из мрамора и лепнины с золотом. Нимфей имел арку, которая создавала гармонию и изящество всей конструкции. Пол был украшен красочными opus sectile , то есть прямоугольными плитами мрамора, окаймленными полосами в античный желтый .
По обеим сторонам триклиния находится ряд помещений одинаковой формы, размера и назначения: сначала большой прямоугольный атриум (18 х 7,2 м), обрамленный двойной парой колонн. Комнаты сзади предназначались для престижных гостей. Они имели два отдельных входа, по одному в каждом углу, расположенные по обе стороны от большого окна, выходившего в вестибюль атриума; крыша представляла собой высокий цилиндрический свод на массивных кирпичных столбах, а полы были выполнены из секциля. Убранство стен (цветной мрамор и лепнина) и свода (фрески) было чрезвычайно ценным, фрагментов которого было найдено большое количество. [ 6 ]
Сад с трех сторон (восток-запад-юг) был окружен арочными и сводчатыми портиками: с юга (длинная сторона, обращенная к дороге) и с востока (одна из двух коротких сторон) колонны составлены из кирпичных полуколонн. покрыт штукатуркой. Однако на западной стороне колонны были заменены девятью рифлеными колоннами и архитравом из мрамора Чиполлино на ионических основаниях из белого мрамора с более широкими межколоннами в центре. Южный портик представляет собой коридор доступа к общественному крылу, расположенному в западной части террасы; свод этого портика был украшен непрерывными фресками на темном фоне с красными ребрами и центральным окулом, помещенным на вершине, а пол был покрыт плитами белого мрамора. Свидетельством существования этого расписанного фресками свода стала значительная центральная часть клипеуса, изображающая Крылатую Победу , божество, объявляющее исход сражений, с мечом и золотым диском. На юге, вдоль дороги, портик имел большие окна, из которых открывался великолепный вид.
На северной стороне сада находится стена, поддерживающая верхнюю террасу, украшенную рядом ниш, покрытых мрамором, из которых текла вода. Однако вскоре после постройки эти ниши-фонтаны были замурованы, вероятно, из-за их неустойчивости.
В юго-восточном углу пристройка, выступающая в сторону дороги, представляет собой вестибюль или главный вход на виллу со стороны улицы Виа Пренестина внизу, откуда лестница ведет на террасу.
В портиках использована архитектурная новинка — плоская арка , позволившая использовать прямые наличники без дорогих монолитных мраморных перемычек. [ 7 ]
Лепнина
[ редактировать ]В монументальном зале XVIII с видом на сад было обнаружено огромное количество обрушившихся на пол фрагментов лепнины, явно из декоративной полосы в верхней части стен и над мраморным покрытием. Они отличаются высочайшим художественным качеством по разнообразию сюжетов, технике исполнения и позолоте поверхности, встречающейся только в императорских или патрицианских виллах.
Лепнина была разделена на богатые полосы, украшенные геометрическими, цветочными или фигуративными мотивами, и панели со стройной перспективной архитектурой, внутри которых изображены стоящие и сидящие фигуры божеств. Архитектурные особенности выделяются исполнением деталей оснований и фронтонов колонн. [ 8 ]
мрамор
[ редактировать ]Помимо более распространенных мраморов, африканский мрамор, чиполлино, джалло антико , павонаццетто , портасанта и различные граниты, порфиры и серпентины , брекчия ди Скиро и египетский черный порфир . использовались [ 9 ]
Декоративные Техники
[ редактировать ]Транспортировка и сборка материалов и мрамора в это трудное и удаленное от Рима место была непростой и недорогой операцией, осуществимой только при наличии императорской комиссии. Мрамор из карьеров Италии, африканских и восточных провинций часто маркировался выгравированными или нарисованными красной краской надписями, относящимися к месту добычи и клиенту. [ 10 ] Обработка или отделка деталей происходила на месте: этапы сборки документируются аббревиатурами или номерами, выгравированными на капителях, основаниях, полках, чтобы указать место, где они должны были быть размещены, или были инициалами имен; в других местах были отметки черным углем или рисунки, сделанные рабочими, например, осел, изображенный на обратной стороне плиты. На облицовочной плите помещения XIX обнаружено интересное граффити с выгравированными угольником и циркулем, изображающее то ли нишу с апсидальным бассейном, то ли план апсидального помещения.
Верхняя терраса
[ редактировать ]Геофизические исследования выявили подстилающие структуры верхней террасы, которая, как выяснилось, была частной жилой частью виллы, включая термальные ванны и эллиптическое сооружение, вероятно, виварий, большой резервуар для разведения рыб.
Водоснабжение
[ редактировать ]Виллу питали две большие цистерны, расположенные на более высоком уровне. Одна, на северо-восточном холме, состоит из двух длинных прямоугольных комнат с цилиндрическими сводами, соединенных открытыми проходами в центральной стене. Вторая цистерна, остатки которой встроены в дома, стояла западнее, ближе к верхней террасе и использовалась для питания фонтанов внутри Триклиниума. Вся выходящая вода вытекала наружу через туннель, проходящий под контрфорсом террасы.
История раскопок
[ редактировать ]Вилла Траяна была разграблена еще в V-VI веках, о чем свидетельствуют многочисленные груды мрамора и строительного материала, а помещения XIV и XXVI использовались под кухню и небольшую кузницу. Дальнейшая расчистка произошла в 17 веке из-за богатства и обилия мрамора, из которого вилла была настоящей шахтой. [ 11 ] Раскопки 1777 года позволили найти мрамор для строительства церкви Сант-Андреа недалеко от Субиако. Переписка руководителя раскопок Г. Корради с префектом древностей Папской области Г. Б. Висконти показывает, что запасы драгоценных мраморов были огромными. В 1829–1833 годах происходил дальнейший вынос материала для церкви Санта-Мария-Ассунта возле Арчинаццо Романо. Работа была длительной, постепенной, обобщенной и включала не только материалы высокого качества, но и более скромные, такие как свинец.
В 1955, 1958 и 1960 годах были проведены первые настоящие раскопки, в ходе которых была обнаружена небольшая часть виллы вдоль улицы Субласенсе, подпорная стена, ограничивающая нижнюю террасу, и часть аналогичной стены для верхней террасы, на которой была обнаружена План имел перистиль и то, что тогда считалось нимфеем (сегодня отождествляется с триклинием).
Другие ограниченные раскопки проводились в 1970-х годах и между 1980 и 1982 годами, что привело к важному открытию триклиния. Последние раскопки проводились ежегодно с 1999 года и привели к многочисленным находкам великолепного украшения и реставрации уже обнаруженных территорий.
Идентификация
[ редактировать ]В конце XIX века рядом с виллой, носящей императорский титул и имя прокуратора Гебруса, была обнаружена серия fistula acquaria (свинцовые водопроводные трубы), как и у виллы Траяна в Чентумцеллах (сегодняшняя Чивитавеккья). Это позволило с уверенностью приписать комплекс Траяну, а также установить его дату. Следующий текст посвящен первой серии свищей: [ 12 ]
Императора Нервы Траяна Цезаря Августа Германика, под опекой Гебра, вольноотпущенника и прокуратора
Эту группу можно датировать периодом между 97 и 99 годами нашей эры, поскольку эпитет «Германик» был получен после его победы в войнах против германцев. Во второй серии есть: [ 13 ]
Императора Цезаря Нервы Траяна Оптимуса Августа Германика Дацика : (Императора Цезаря Нервы Траяна Оптимуса Августа Германика Дацика)
Эта группа датируется 114–5 гг. н.э., поскольку атрибут «Дакик» указывает на его победу в двух дакийских войнах в 106 г. н.э., но атрибут «Парфик» отсутствует, который он получил только в 116 г. н.э. после победы над парфянами.
В подтверждение этих дат есть и другие археологические данные, такие как техника строительства в opus mixtum, типичная для эпохи Траяна.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Музей виллы Траяна https://www.museovilladitraiano.it/
- ^ Т. Чинти, М. Ло Кастро, Арчинаццо Романо. Путеводитель по музеям, Рим, 2011, с. 20
- ^ Плиний Младший, Панегирик Траяну, гл. 81, 1
- ^ Т. Чинти, М. Ло Кастро: Археологический парк и музей виллы Траяна в Арчинаццо Романо.
- ^ MG Fiore Cavaliere, З. Мари, Вилла Траяна в Арчинаццо Романо. Путеводитель по чтению территории, Тиволи, 1999, с. 40
- ^ Мари, 2015: З. Мари, «Мрамор с виллы Траяна в Арчинаццо Романо (Рим)» в П. Пенсабене, Э. Гаспарини (под редакцией) Междисциплинарные исследования древнего камня, ASMOSIA X, Международная конференция (Рим, 2012 г.) ), Рим 2015
- ^ Т. Чинти, М. Ло Кастро: Археологический парк и музей виллы Траяна в Арчинаццо Романо, стр. 34.
- ^ Т. Чинти, М. Ло Кастро: Археологический парк и музей виллы Траяна в Арчинаццо Романо, стр. 55.
- ^ Мари, 2015: З. Мари, «Мрамор с виллы Траяна в Арчинаццо Романо (Рим)» в П. Пенсабене, Э. Гаспарини (под редакцией) Междисциплинарные исследования древнего камня, ASMOSIA X, Международная конференция (Рим, 2012 г.) ), Рим, 2015 г.
- ^ Заккария Мари, вилла Траяна в Арчинаццо Романо, Журнал Fasti Online, стр. 6, http://www.fastionline.org
- ^ Заккария Мари, вилла Траяна в Арчинаццо Романо, Журнал Fasti Online, стр. 6, http://www.fastionline.org
- ^ CIL XVI 7893 а; 7893 б = АЕ 1892, 139; 7894
- ^ CIL XIV 3447 = CIL, XIV 7895 a1 = AE 1892, 138)