Вэнь Шен
Вэнь Шэнь ( китайский : 瘟神 ) — божество или группа божеств, ответственных за болезни, чуму и недуги в китайской народной религии . В некоторых системах верований Вэнь Шэнь идентифицируется как единое существо, командующее Вэнь духами ; в других этот термин используется для обозначения группы нескольких отдельных божеств.
Описание
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о группе богов чумы в китайской мифологии содержится в Ли Вэй Си Мин Чжэн 禮緯稽命證 , апокрифическом конфуцианском комментарии, датируемом династией Хань . Здесь описаны три сына императора Чжуаньсюя , все трое умерли при рождении и стали духами болезней. Со временем эти духи стали ассоциироваться с «пятью мокрыми призраками» 五濕鬼 Лунъюй Хэту 龍魚河圖 и легли в основу более поздних групп богов чумы. [ 1 ]
Термин Вэнь Шэнь используется для обозначения Пяти комиссаров по чуме 五瘟使者 . Пять комиссаров, управлявших Небесным министерством эпидемий, [ 2 ] были Чжан Юаньбо 張元伯 , Лю Юанда 劉元達 , Чжао Гунмин 趙公明 , Чжун Шигуй 鍾仕貴 и Ши Вэнье 史文業 . Первые четыре были связаны с четырьмя временами года (весна, лето, осень и зима соответственно), а Ши Вэнье был связан с центром и был высшим богом эпидемий. В « Чжэнъи вэньси би душэнь дэнъи 正一瘟司辟毒神燈儀» , датируемом династией Тан , пять богов связаны со сторонами компаса. [ 1 ]
В традиционных китайских народных верованиях считалось, что Вэнь Шэнь насылает на мир чуму и мор в наказание за проступки человечества, и для их умиротворения необходимы молитвы или подношения. Иногда ритуалы умиротворения совершались всей общиной. [ 3 ] [ 2 ] Альтернативой подношениям было использование модели лодки, чтобы символически унести чуму; это была традиция культа Вэнь Шэнь на Тайване . [ 4 ] В качестве другой альтернативы даосский экзорцист Лу Шичжун утверждал, что божеств можно изгнать, просто трижды произнеся их имя. [ 1 ] Многие храмы были построены для почитания и умилостивления этих божеств. В 1960 году только на Тайване было зарегистрировано более 730 таких храмов. [ 5 ]
Крабовые яблоки считались талисманами против Вэнь Шэня. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Теобальд, Ульрих. «Религии в Китае – Вэньшэнь 瘟神, боги чумы » Chinaknowledge.the Получено 17 января.
- ^ Jump up to: а б Говард Чан (2015). Историческая эпистемология и создание современной китайской медицины . Издательство Оксфордского университета. п. 116. ИСБН 978-0-7190-9600-6 .
- ^ Джон Р. Ватт (10 октября 2013 г.). Спасение жизней в Китае во время войны: как медицинские реформаторы построили современные системы здравоохранения в условиях войны и эпидемий, 1928–1945 гг . БРИЛЛ. п. 6. ISBN 978-90-04-25646-0 .
- ^ Вольфрам Эберхард (1969). Местные культуры Южного и Восточного Китая . Архив Брилла. п. 399. GGKEY:C1SUKUE58U9.
- ^ Лю, Чи-Ван (1 сентября 1966 г.). «Храм чумы на Тайване. Храм богов эпидемий на Тайване» . Институт этнологии Академии Синица . 22 :53–95 . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Марк Свислоцкий (2009). Кулинарная ностальгия: региональная кулинарная культура и городской опыт Шанхая . Издательство Стэнфордского университета. п. 62. ИСБН 978-0-8047-6012-6 .