черно-белый
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Май 2015 г. ) |

Акербельц или Акер (от баскского aker , «козел» и Beltz , «черный») — дух в народной мифологии басков . Говорят, что он живет внутри земли и у него столько же эльфов, сколько и слуг. В христианстве Акербельц считается живым образом дьявола, совершающего сексуальные надругательства над христианами.
Современное мнение гласит, что Акербельц был древним божеством, защищавшим животных. Козла обожали в других европейских странах, а также в Стране Басков. Некоторые верования об этом мифологическом существе сохранились.
В истории и в других мифологиях
[ редактировать ]Пьер де Ланкр , инквизитор , который разыскивал женщин из Лабурда и Нижней Наварры , которые считались ведьмами, написал книгу под названием Tableu de I'Inostance , в которой задокументировал показания предполагаемой ведьмы: «У Акербельц мужское лицо, большой и страшный». Другая ведьма сказала, что у него было два лица: одно спереди, другое сзади.
По словам других инквизиторов, Акербельц был похож на огромную собаку или на большого быка, который ошибается или лжет. Этот последний случай мог быть связан с мифом об Ааче (еще одном существе баскской мифологии). Как рассказали люди, ищущие ведьм, Акер устроил своим последователям пародию на католическую мессу, и во время мессы они предлагали ему яйца, хлеб и деньги.
В мессе, о которой говорилось выше, Акер произнес пародийную проповедь, а после этой речи организовал обед со своими ведьмами и эльфами. На обеде ему подавали человеческое мясо, а его рога служили гигантскими свечами. Чтобы продолжить празднование, Акер и его последователи танцевали вместе под звуки табора . И, наконец, ведьмы произнесли свои заклинания.
Фольклористы говорят, что Акербельц был похож на некоторых древних божеств, таких как Дионис , с точки зрения излишеств, и Пан , с точки зрения сексуальных злоупотреблений.
Хосе Мигель Барандиаран , исследовавший и обобщивший баскскую культуру, сказал, что образ Акербельца был похож на Мари (еще один дух из баскской мифологии), поскольку у них были некоторые общие характеристики.
Существовали и другие поверья, согласно которым он был защитником животных и домов и обладал способностью лечить животных. Он также был жизненным образом плодородия. А поскольку он был черным, многие жители Страны Басков держали в своих конюшнях черного козла, чтобы защитить остальных животных.
Сказки
[ редактировать ]- Он обладал силой создавать штормы и одевать животных, находящихся под его опекой. Именно поэтому в некоторых Басерри водился козел.
- Он должен был находиться у входа в пещеры Зугаррамурди, где встречались эльфы , ламии и ведьмы .
Однажды в пещеру вошел жрец с хозяином. Когда он прикасался к золоту, которое носил на себе, появилась змея и съела его руки, и он покинул пещеру без рук. Изнутри пещеры послышались загадочные голоса, и они сказали: «Спасибо, что ты носил в своей груди, иначе тебе придется остаться здесь». После этого можно услышать баскскую поговорку, которая гласит: «Ауза, хан бадук гауза; баина неок эзин хар» .
- Соседи из Байгорри говорят, что призрак Акера жил в некоторых пещерах этого района.
- В Урепеле , из Бюрретабукстанской бассерри, Хуан Монакок рассказал, что была пещера, полная золота, и возле этого золота жили змей и Акер. Много раз священник приходил молиться в пещеру, чтобы змея и Акербельц ушли, но они никогда не уходили оттуда.
Другие убеждения
[ редактировать ]- Черные козлы всегда были очень ценны в Арагоне и Баскских Пиренеях, поскольку, как гласят мифы, они могут позаботиться об остальных животных и доме.
- Жители Пиренеев думали , что ведьмы, Акербельц и демон могут прийти в любой дом и отобрать бороду у козла, чтобы вызвать град. Вот почему во Фрезере всегда говорили: «A la casa han tosa la cabra, aquesta tarde Tindrem Pedra» ; «Они козлу бороду подстригли, сегодня днём выпадет град».
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Марлиав, Оливье. ["Малый словарь баскской и пиренейской мифологии"], Александрия , Барселона, 1995.
- Мигель де Барандьяран, Хосе. [«Полное собрание сочинений»], Большая баскская энциклопедия , Бильбао, 1976.
- Тоти Мартинес де Лесеа «Легенды Страны Басков». Соу 2004