Лат деньги

LAT Money ( Lao : ເງິນລາດ ) относится к монете в форме бара, носится в качестве валюты в Королевстве Лан Ксанг и ее королевствах Вьентианы , Луанга Прабанга и Чампасака . «LAT» - это лаосская аббревиатура для «талата» или «рынка», ссылаясь на валюту малой конфессии, которая также может быть названа «деньгами лодки» или «Ngern Heua». [ 1 ] Барная монета Lan Xang может быть дифференцирована в соответствии с формой, весом, металлом, сплавом и мятами. [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]В Лан Ксанг, как и в остальной части Юго -Восточной Азии , самым ранним и наиболее распространенным способом обмена был бы бартер. [ 4 ] Самая ранняя лавочная чеканка датирована четырнадцатым веком. [ 5 ] Основатель Lan Xang, King Fa Ngum (1353–1378), ввел новую массовую единицу и использование геометрических весов, которые он принял из кхмеров . [ 6 ] В отличие от соседних государств, где колебались стандарты, район долины реки Меконг сохранил стандартную массовую единицу 1,23 г или 12,3 г со временем Лан Ксанга до девятнадцатого века. [ 7 ] Хотя деноминации неизвестны, самые маленькие сделки по деноминации использовали бы монеты «LAT», которые обычно изготовлены из меди или бронзы, или сплава, и имеют мало или вообще не имеют марок. Серебряный «hoi» был бы использован для транзакций с более высокой стоимостью. Монеты были изготовлены путем литья в закрытые формы. [ 8 ] Золото было зарезервировано для королевских или религиозных целей. [ 9 ] Как внутренний торговый центр для Юго -Восточной Азии в дополнение к «лат» чеканке, другие формы валюты из соседних полиций были бы широко распространены. [ 1 ]
Районы к востоку от Луанга Прабана предоставили доступную медь и серебро для добычи полезных ископаемых, золото было бы собрано из аллювиальных отложений. [ 10 ] Первый западный рассказ о минеральном богатстве Лан Ксанга пришел в 1552 году от португальского исследователя Жоао де Баррос, который отметил, что лаосское серебро экспортировало. [ 10 ] В 1642 году экспедиция в голландской восточной индийской компании во главе с Герритом Ван Вуистхоффом отметила большое количество золота и других металлов, доступных для торговли, и отметил монаха, который был арестован за подделку. Некоторые нумизматисты , в том числе Даниэль, предположили, что некоторые из более богатых монет "хой" датируются этим периодом как защита от контрафакции. [ 11 ] Другой голландский торговец, Иеремия Ван Влиет, отметил в 1692 году, что Лан Ксанг торгуется в золоте с Аюттхайей , но не в формах монеты или слитка. [ 12 ]
Хотя знакомства с монетами затруднен, общий консенсус заключается в том, что большинство монет LAT стали использоваться в течение пятнадцатого века, становясь широко распространенным в шестнадцатом веке, совпадающем с правлениями Kings Visoun , Photisarath и Setthathirath . [ 2 ] Создание монетов упало бы в течение периода с середины 1570-х годов до 1585 года в период бирманских вторжений. [ 13 ] Во время правления короля Souligna Vongsa , обычно называемого «золотым веком» Лан -Ханга, спрос на монету увеличился бы, и были зарегистрированы первые обычные европейские отчеты о Лан -Ксанге. [ 6 ] [ 14 ] К середине восемнадцатого века бирманские вторжения и споры о правопреемстве разделили Лан Ксан в королевствах Вьентиан, Луанг Прабанг и Чампасак. [ 15 ]
К 1779 году сиамцы изгнали бирманцев и расширили сузерцейтлитет над Лаосскими королевствами. [ 16 ] С конца восемнадцатого века до 1820 -х годов сиамцы пытались объединить свой контроль над Лаосскими королевствами. В 1826 году Анувонг, король Вьентиан, восстал и был побежден. [ 17 ] Даниэль предполагает, что именно в этот период добыча добычи переехала в Лан Н.А. и Луан Прабанг, что объясняет маркировку LAN NA на некоторых монетах HOI. [ 18 ] В годы, последовавшие за восстанием, по -видимому, сиамцы были запрещены маркировки, а чеканка становится более низкой. [ 19 ] Нижние конфессии монет LAT были датированы 1855 году во время правления короля Мантхатурата Луанга Прабанга и продолжали бы быть чокнутыми последующими королями в конце девятнадцатого века. [ 20 ] Также в течение периода, вскоре после того, как в 1851 году в Лаосе в Лаос должен был быть представлен вступление сиамского короля Монгкута на престол. Таким образом, для сделок товаров между сиамскими контролируемыми частями Лаоса и Сиама существовали бы два разных стандарта взвешивания бок о бок до прибытия французов . «Бат» стал подразделением золотой массы в Сиаме/Таиланде и Лаосе, где в настоящее время он используется рядом с метрической системой. [ 6 ]
Мята
[ редактировать ]В Лаосе как веса, так и монеты в форме шт. По этому символу, считающемуся священным, как веса, так и монеты были защищены. Манипуляции не могут быть предотвращены, но фальсификация будет считаться кощунством. [ 21 ] Форма символа «luang» или «na» варьируется, от бокового «s» или «j» до «w» и символизировала мифическую змею или нагу. [ 22 ] «Луанг» был одним из двух королевских символов, обычно используемых на чеканке, а другой - слон. Майури и Феуипхан Нгаосриватана пишут: «В начале шестнадцатого века предпочтительный перевод« Сисаттанаханахута »изменился с« Миллион Нага »на« Миллион слонов »или« Лан Ксан »в Лаоо». [ 23 ] По словам Габеля, из этого следует, что белый слон поднялся как королевский символ, только позже, с широким распространением буддизма, вероятно, не до шестнадцатого века, хотя, по словам Крессвелла, это уже изображено на ранних значениях денег LAT до тринадцатого или четырнадцатого века. [ 24 ] [ 25 ]
В дополнение к королевским следам «Луанга» или слона, религиозные знаки также обычно используются. Буддийская « чакра » или « колесо дхармы » - наиболее распространенные и различные по внешности. [ 26 ] Следует отметить, что символ «Луанг» не появляется на монетах с другими буддийскими маркировками, что добавляет правдоподобия к интерпретации, что символ связан с анимизмом или Satsana Phi и связанными с ническими предложениями. [ 3 ]
Другие распространенные маркировки на лат -монетах включают различных животных и флору, которые, по -видимому, используются в качестве мяты, указывающих, где были поражены монеты. Рыба, черепахи, моллюски, цветы и лотосы являются общими мотивами. Именно в конце восемнадцатого века некоторые предполагают, что разнообразие отметок увеличилось из-за соперничества между Вьентианом, Луангом Прабангом и Шампассаком со львом, коровью, лошадью или оленей, заменяющей слона как символ королевской власти. [ 27 ]
Лат монеты
[ редактировать ]Lat Money, также известные как деньги на лодку , деньги Heua или деньги пиявки , были меньшей деноминацией монеты, сделанной из меди. [ 24 ] Эти монеты сгруппированы в целом в два типа. Первый тип обычно отмечен тремя (иногда четырьмя) символами. Всегда присутствует символ слона, приписываемый признаком королевской аутентификации. Обычно присутствует также символ «чакры». Третий, как правило, является животным или цветочным символом, который может указывать на то, где монета была чокнута. Второй тип монеты имеет конусную на обоих концах с пустой или депрессией, проходящей по длине монеты, эти монеты чаще всего называют «каноэ» или «деньги на лодке». Эти монеты, как правило, не имеют каких -либо знаков, и они сделаны из меди. [ 28 ]
Хой монеты
[ редактировать ]Hoi Money, также известные как тигровый язык , была большей деноминацией чеканки из серебра с более высоким содержанием. В форме монеты, как правило, больше, чем другие типы LAT, и характеризуются «двойной присож» или пунктирной текстурой вокруг обода. [ 29 ] Маркировка, как правило, ограничивается буддийским колесом или символом «Na» или «luang», представляющим мифический «нага» или змею. [ 22 ] [ 3 ] Грэм и Винклер предполагают, что эти деньги имели особую религиозную связь и были пожертвованы в особых случаях, особенно в качестве предложения для монастырей и в святынях. [ 30 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Пуль-деньги , монета на основе серебра, используется в SIAM
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Музей монет .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Крессвелл (1974) , с. 27-37.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Габель (2009) , с.
- ^ Крессвелл (1974) , с. 37
- ^ Крессвелл (1974) , с. 31
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Габель (2009) , с.
- ^ Габель (2009) , с.
- ^ Крессвелл (1974) , с. 32
- ^ Даниэль (2014) , с. 16
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Даниэль (2014) , с. 17
- ^ Даниэль (2014) , с. 19
- ^ Даниэль (2014) , с. 20
- ^ Даниэль (2014) , с. 18
- ^ Стюарт-Факс (1998) , с. 90
- ^ Стюарт-Факс (1998) , с. 99
- ^ Стюарт-Факс (1998) , с. 113-116.
- ^ Стюарт-Факс (1998) , с. 117-127.
- ^ Даниэль (2014) , с. 22
- ^ Даниэль (2014) , с. 23
- ^ Даниэль (2014) , с. 23-24.
- ^ Габель (2009) , с.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Крессвелл (1974) , с. 35
- ^ Ngaosrivathana & ngaosrivathana (2009) , p. 7
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Крессвелл (1974) , с. 30
- ^ Габель (2009) , с.
- ^ Крессвелл (1974) , с. 31-32.
- ^ Даниэль (2014) , с. 21
- ^ Крессвелл (1974) , с. 30-34.
- ^ Крессвелл (1974) , с. 34
- ^ Грэм и Винклер (1992) , с. 53-55.
Ссылки
[ редактировать ]- Крессвелл, Оливер (1974). Ранняя чеканка Юго -Восточной Азии . Даллас, Техас: Numismatics International.
- Даниэль, Говард (2014). Лаос монеты и валюта . Хоши Мин -Сити, Вьетнам: казначейство Юго -Восточной Азии. ISBN 9786048607609 .
- Габель, Йоахим (2009). "Лаос веса и символ Луанга". Журнал общества Сиама . 97 : 69–100.
- Грэм, Марк; Винклер, Манфред (1992). Тайские монеты . Бангкок: Финансирование Один ограничен.
- Aosrivathana, Mayourry; Anosrivathana, Pheuiphanh (2009). Устойчивый священный пейзаж Нага Чианг Май: Mekong Press.
- «Хой, Лай, Ханг, Хуэя, Ту: личность Исан Деньги Таиланда» . Музей монет . Тайское казначейство . Получено 1 октября 2021 года .
- Стюарт-Факс, Мартин (1998). Лаосское королевство Лан Ксанг: подъем и упадок . Бангкок: белый лотос Пресс. ISBN 9748434338 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Майкл, Митчанер (1998). История и монета Юго-Восточной Азии . Лондон: Hawkins Publications.