Негры
Янакуна изначально были людьми в Империи инков , покинувшими айллу. систему [ 1 ] и работал полный рабочий день, выполняя различные задания для инков, кья (царицы инков) или религиозных учреждений. Несколько членов этого класса служилых людей пользовались высоким социальным статусом и были назначены Сапа Инками должностными лицами . [ 2 ] Они могли владеть собственностью и иногда имели собственные фермы до и после завоевания. Испанцы продолжили традицию янакуна, развивая ее дальше, когда янакуна поступила на испанскую службу в качестве индийских вспомогательных войск или индейцев-энкомьенда .
Этимология и правописание
[ редактировать ]Слово yana на языке кечуа , основном языке инков, означает черный, слуга и, возможно, происходит от глагола yanapa, чтобы помочь, Qosqo кечуа , yana , черный, слуга, партнер, супруг и любовник. [ 3 ] Суффикс -куна у черных указывает на множественное число, [ 4 ] таким образом, если яна переводится как «слуга», то янакуна означает «слуги». [ 5 ] или «рабы». [ 6 ] Латиноамериканское написание чернокожих янакона и янаконас. -
Все еще Империя
[ редактировать ]В Империи инков янакуна звали слуг элиты инков. Однако слово «слуга» вводит в заблуждение относительно личности и функций янакуна . [ 7 ] Важно отметить, что их не заставляли работать в качестве рабов. [ нужна ссылка ] Некоторые родились в категории янакуна (как и многие другие профессии, она была наследственной), некоторые предпочли оставить айллус , чтобы работать, а некоторые были выбраны дворянами. [ 8 ] Они должны были заботиться о стадах знати, заниматься рыбной ловлей и заниматься другой работой, например, гончарным делом, строительством и домашним хозяйством. Янакуна иногда занимал высокие посты в правительстве инков. Митма — это термин, обычно ассоциируемый с янакуна , но его значение другое, поскольку митмаккуна использовались в качестве рабочей силы для крупных проектов. Янакуна специально не входили в состав айллу и переселялись индивидуально, а не большими трудовыми группами. Примером различий классов является то, что митмаккуны были рабочей силой, которая строила Мачу-Пикчу , а янакуна жили и служили там инкам. [ 9 ]
В Чили мапуче . использовали это слово для обозначения предполагаемых «предателей своей расы» Понятие «предатель» было им неизвестно, поэтому, когда их попросили перевести это слово с испанского, они сослались на местных испанских помощников.
Испанская империя
[ редактировать ]Когда испанские конкистадоры прибыли на территорию современного Перу, янакуна помогли испанцам взять под свой контроль империю. Имена этих людей использовались испанцами во время испанского завоевания Империи инков как имена коренных жителей, которые находились у них в рабстве, в энкомьендах или в вооруженных силах в качестве indios auxiliares ( индийские вспомогательные силы ).
После завоевания янакуна как ремесленники и чернорабочие играли значительную роль в различных секторах производства как в сельской местности, так и в городах колониальной экономики Перу.
Первые десятилетия колонизации
[ редактировать ]Первоначально испанцы взимали дань с коренных народов Перу через айллу , основанную на систему энкомьенды , согласно которой коренные подданные были вынуждены вносить труд и товары (все чаще в форме серебряных денег) на службу испанской короне. [ 10 ] Янакуна , однако, были отделены от этой системы обязательств и часто выполняли разные задачи. В то время как indios de encomienda выполняли самую черную работу на серебряных рудниках Потоси , например, , янакуна служили квалифицированными ремесленниками. [ 11 ] Некоторые янакуна сами работали на шахтах с момента их основания в 1540-х годах, но в отличие от indios de encomienda , они работали бесплатно. [ 12 ]
Янакуна в «Горном деле и Мите»
[ редактировать ]В результате реформ, навязанных вице-королем Франсиско де Толедо (1569-1581), на смену системе энкомьенды пришла система призывной рабочей силы, известная как мита , согласно которой деревни в радиусе нескольких сотен миль вокруг Потоси должны были отправлять около одной седьмой части рабочей силы. их мужское население возраста дани (от 18 до 50 лет) каждый год работает на шахтах. Это изменение в организации труда произошло по ряду причин: явно заявленное предпочтение Короны Перу, чтобы сделать упор на экспорт серебра, а достижения в горнодобывающих технологиях увеличивают спрос на рабочую силу; в то же время введение миты позволило Короне противостоять власти энкомендеро ( испанских получателей грантов энкомьенда ) и предлагать местную рабочую силу неэнкомендеро в Перу. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Благодаря этому сдвигу янакуна сохранили свое место в колониальной экономике труда и даже возросли в значении. По мере того как число индиос де энкомьенда в Потоси уменьшалось, количество янакуна увеличивалось. И хотя митайо ( призывники на работу в мита ) играли важную роль в выполнении задач, нежелательных для свободных рабочих, они не составляли большинства рабочих в Потоси — в 1603 году, например, только 5100 индейцев из 58 800, работавших в Потоси, были митайо . [ 16 ] Доля митайо продолжала уменьшаться на протяжении всего семнадцатого века, тогда как доля янакуна увеличивалась: во второй половине шестнадцатого века янакуна составляли менее 10% подданных, платящих дань, в то время как они составляли около 40% этого населения в второй половины XVII века. [ 17 ]
Приказ Короны 1601 года отдавал предпочтение добровольному труду; [ 18 ] действительно, хотя янакуна , возможно, были связаны в качестве слуг, историк Ракель Хиль Монтеро предполагает, что после реформ Толедо янакуна , платящего дань в Потоси, можно было считать «свободными рабочими». Туземцам было выгодно работать за рыночную заработную плату в качестве свободного рабочего (в отличие от заработной платы митайо ниже рыночной ) , учитывая ожидание дани в денежной форме. [ 19 ]
Чернокожие в других секторах экономики и условиях труда
[ редактировать ]Когда испанские поселенцы принесли в Перу европейское сельское хозяйство, труд янакуна дополнял труд призывников мита на фермах. В этом контексте « янакуна » относилась к работникам, постоянно проживавшим по месту работы. [ 20 ] В качестве альтернативы призывникам миты испанцы предпочитали янакуну африканским рабам, поскольку первые были знакомы как с местными, так и с европейскими методами и их не нужно было покупать. [ 21 ] Как и на шахтах, в некоторых районах рабочая сила янакуна составляла значительную часть рабочей силы. Историк Стив Дж. Стерн писал, что испанские колонисты в регионе Уаманга в Перу все больше зависели от контрактной рабочей силы янакуна , поскольку трудовой призыв мита становился менее надежным, особенно для менее политически влиятельных поселенцев (отчасти из-за сопротивления и уклонения изнутри айллуса) . а также сокращение коренного населения). Так было не только в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности, но также в скотоводстве и промышленности. [ 22 ]
В этих контрактных отношениях янакуна обещал хозяину трудовые услуги в обмен на средства к существованию, а также землю и кредит. Трудовые отношения, имитирующие эту форму янакуна туземцев - - отдельно от аиллуса получили широкое распространение в начале семнадцатого века, поскольку испанские работодатели стремились обеспечить себе рабочую силу. В некоторых случаях владельцы фабрик привозили рабочих из своего аиллуса , чтобы они жили на месте, как янакуна ; в других контракты со свободными наемными работниками стали напоминать контракты янакуна по продолжительности и взаимным гарантиям. То, что Стерн называет «янаконоподобными» отношениями, возникло как способ для индийских рабочих погасить долги испанскому работодателю. А из-за спроса на рабочую силу испанцы иногда пытались убедить индийцев добровольно заключать контракты янакуна на фермах с привлекательными предложениями заработной платы. Потребность в принуждении к обеспечению рабочей силы действительно уменьшилась, поскольку монетизация дани, связанная с этим интеграция коммерческой экономики и бремя миты сделали айлус менее самодостаточными и побудили индийских членов искать средства к существованию за его пределами. [ 23 ]
были отделены от своего айлуса , Хотя янакуна они не были полностью вырваны из сообщества. Многие все еще владели землей, а некоторые из тех, кто работал на фермах, жили семьями. [ 24 ] В целом, как и другие мигранты колониальной эпохи, янакуна переезжали со своими семьями и супругами. [ 25 ]
В городских районах янакуна владели недвижимостью и передавали ее по наследству. В отличие от многих других городских индийских рабочих, связанных рабством, часто выполняющих домашнюю работу, городские янакуна сохраняли более привилегированный статус, работая квалифицированными ремесленниками. Здесь они также отличались сравнительно большей степенью приобщения к испанским обычаям и языку. Некоторые ученые утверждают, что эта интеграция янакуна в городское колониальное общество на самом деле представляла собой расширение в новый контекст старых андских практик миграции, призванных занять различные экологические ниши. [ 26 ]
Термин янакуна также использовался во время завоевания Чили и других областей Южной Америки , таких как Новое Королевство Гранада .
Современное использование
[ редактировать ]В наше время люди в Чили используют слово «янакона» как оскорбление мапуче, которые, как считается, предали свой народ. [ 27 ] Использование слова «янакона» для описания людей в прессе привело к судебным искам в Чили. [ 27 ] Эктор Ллайтул, лидер боевой организации «Координадора Арауко-Мальеко» , заявил, что те мапуче, которые работают в лесозаготовительных компаниях, являются «янаконами». [ 28 ] [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]![]() | Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem руководством не рекомендуются в Википедии по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( Ноябрь 2022 г. ) |
- ^ Левеллен, Тед К. (2003). Политическая антропология: Введение . АВС-КЛИО. стр. 38–39. ISBN 978-0-89789-891-1 .
- ^ Чилдресс, Д. (2000). Кто есть кто в обществе инков. Каллиопа, 10(7), 14.
- ^ «Яна — кечуа-кускеньо-испанский словарь» . Глосбе . Проверено 22 мая 2019 г.
- ^ Алан Л. Колата, Древние инки, издательство Кембриджского университета, 2013 г.
- ^ Гарсиласо де ла Вега, Первая часть Королевских комментариев инков (1609 г.), доступно онлайн.
- ^ Теофило Лайме Аджакопа, Словарь английского языка , Ла-Пас, 2007 (англо-испанский словарь)
- ^ Государства инков и ацтеков 1400-1800 гг. Антропология и история Джорджа А. Коллиера; Ренато И. Росальдо; Джон Д. Вирт.
- ^ Малпасс, Массачусетс (1996). Повседневная жизнь в империи инков. (стр. 55). Издательская группа Гринвуд.
- ^ Бетани Л. Тернер, Джордж Д. Каменов, Джон Д. Кингстон, Джордж Дж. Армелагос, Взгляд на иммиграцию и социальный класс в Мачу-Пикчу, Перу, на основе изотопного анализа кислорода, стронция и свинца, Журнал археологии
- ^ Хил Монтеро, Ракель (2011). «Свободный и несвободный труд в колониальных Андах в шестнадцатом и семнадцатом веках» . Международное обозрение социальной истории . 56 (S19): 303–305 – через Cambridge Core.
- ^ Хил Монтеро, «Свободный и несвободный труд в колониальных Андах в шестнадцатом и семнадцатом веках», 303–305.
- ^ Бэйкуэлл, Питер (1984), «Горное дело в колониальной испанской Америке», в Бетелле, Лесли (редактор), Том 2: Колониальная Латинская Америка , Кембриджская история Латинской Америки, том. 2, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 2. 127, номер домена : 10.1017/chol9780521245166.005 , ISBN 978-0-521-24516-6 , получено 30 ноября 2020 г.
- ^ Хил Монтеро, «Свободный и несвободный труд в колониальных Андах в шестнадцатом и семнадцатом веках», 298, 305–307, 317.
- ^ Бэйкуэлл, «Горное дело в колониальной испанской Америке», 124.
- ^ Семпат Ассадурян, Карлос (1992). «Колониальная экономика: перенос европейской системы производства в Новую Испанию и Перу» . Журнал латиноамериканских исследований . 24, Приложение к пятисотлетию: колониальный и постколониальный опыт. Пять веков испанской и португальской Америки: 58–59 – через JSTOR.
- ^ Хил Монтеро, «Свободный и несвободный труд в колониальных Андах в шестнадцатом и семнадцатом веках», 307–308, 314.
- ^ Там же, 315-316.
- ^ Бэйкуэлл, «Горное дело в колониальной испанской Америке», 126.
- ^ Хил Монтеро, «Свободный и несвободный труд в колониальных Андах в шестнадцатом и семнадцатом веках», 299, 316.
- ^ Семпат Ассадурян, «Колониальная экономика: перенос европейской системы производства в Новую Испанию и Перу», 60-61.
- ^ Стерн, Стив Дж. (1982). Индийские народы Перу и вызов испанского завоевания: от Уаманги до 1640 года . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. п. 141. ИСБН 0-299-08900-2 . OCLC 8176675 .
- ^ Стерн, Индийские народы Перу и вызов испанского завоевания: Уаманга до 1640 г. , 139, 142-143.
- ^ Там же, 142-157.
- ^ Там же, 143, 155.
- ^ Жулавски, Энн (1990). «Социальная дифференциация, пол и этническая принадлежность: городские индийские женщины в колониальной Боливии, 1640–1725» . Обзор латиноамериканских исследований . 25 (2): 100–101 – через JSTOR.
- ^ Там же, 99-104.
- ^ Jump up to: а б «Слушание по делу Mapuexpress: истец попросил ввести цензуру средства массовой информации в обмен на отзыв иска» . Дисконцерт (на испанском языке). 27 июля 2017 г. Проверено 4 сентября 2019 г.
- ^ Гонсалес Ф., Томас (30 марта 2021 г.). «Эктор Ллайтул и нападение на команду TVN: «За этим стоит черная и зловещая рука лесозаготовительных компаний » . Radio Universidad de Чили (на испанском языке) . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Басадре, Пабло (02 апреля 2021 г.). «Настоящая красная зона мапуче: что это за место, где была атакована команда TVN ? » Ex-Ante (на испанском языке) . Проверено 1 октября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Энн М. Вайтман, Миграция коренных народов и социальные изменения: Форастерос Куско, 1570–1720 гг., Duke University Press , 1990, ISBN 0822310007 . Стр. 16-18
- Перевод испанской страницы Википедии
- Государства инков и ацтеков 1400–1800 гг. Антропология и история Джорджа А. Коллиера; Ренато И. Росальдо; Джон Д. Вирт.
- Чилдресс, Д. (2000). Кто есть кто в обществе инков. Каллиопа, 10(7), 14.
- Малпасс, Массачусетс (1996). Повседневная жизнь в империи инков. (стр. 55). Издательская группа Гринвуд.
- Бетани Л. Тернер, Джордж Д. Каменов, Джон Д. Кингстон, Джордж Дж. Армелагос, Взгляд на иммиграцию и социальный класс в Мачу-Пикчу, Перу, на основе изотопного анализа кислорода, стронция и свинца, Журнал археологической науки, том 36, Выпуск 2, февраль 2009 г., страницы 317–332, ISSN 0305-4403 , два : 10.1016/j.jas.2008.09.018 .
- Стерн, С.Дж. (1982). Индийские народы Перу и вызов испанского завоевания. (стр. 30–55). Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина.
- Стерн, С.Дж. (1982). Индийские народы Перу и вызов испанского завоевания. (стр. 155). Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина.