Феликс Иво Пфаррер
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( сентябрь 2023 г. ) |

Феликс Иво Лейхер (18 или 19 мая 1727 - 20 февраля 1812) был чешско-австрийским художником запрестольных образов и светских произведений, который распространился на обширной территории по всей империи Габсбургов и за ее пределами.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в силезском городке Биловец , сегодня на стене справа от главного входа приходской церкви висит мемориальная доска в его память. Он поступил в ученики к ткачу, а позже в школе изучал столовое дело. Но его прорыв произошел в местной малярной мастерской с Фрэнсисом Эндрю Шаффером, где он изучил основы живописи. Живопись волновала его и стала всей его жизнью. С 1751 года учился в Венской Академии художеств , а в 1754 году на конкурсе получил вторую премию за картину « Помазание Саула на царя» (сегодня это изображение — подготовительный эскиз в Немецком национальном музее в Нюрнберге), закрепившую за собой поддержка будущего этой школы.
Карьера
[ редактировать ]Его учителем там был Франц Антон Маульберч , с которым он всю жизнь поддерживал дружеские отношения, вместе работая над фресками и росписями для церкви в Микулове . Во многих местах Лейхер расписывал фресками запрестольные образы в церквях. Типичным примером тому является алтарный образ церкви Святой Троицы в Фулнеке , который он написал около 1760 года. В его творчестве можно было увидеть влияние его учителей, что видно в богатой колористической росписи главного алтаря в Биловце . В некоторых случаях работы долгое время приписывались только Маульбершу и лишь недавно нашли свое истинное авторство как Лейхера.
Сейчас не подлежит сомнению, что многие его произведения до сих пор скрыты в анонимном порядке в различных церквях и собраниях, иногда удивительным образом раскрывается авторство даже более мелких жанровых картин, а многочисленные эскизы и рисунки несут на себе отпечатки его рук. Во второй половине XVIII века он также посвятил себя созданию небольших кабинетных картин на светские темы.

Стиль
[ редактировать ]Его композиция, концепция формы, обработка света и другие особенности картины показывают значительное влияние творчества Маульберча, творчеством которого он восхищался. Его подход более спокойный, выражение характера достаточно лиричное, сдержанное, повествовательное. В отличие от Маульбертша, Лейхера не затронула экспрессивная мания Пауля Трогера . Его, по-видимому, вдохновляли и другие венецианские художники 18 века, в частности композиции Джамбаттиста Питтони , а также изображения Питера Пауля Рубенса . Наиболее наглядно это видно на двух росписях для алтаря церкви Иоанна Предтечи в Кромержиже . В его развитии отсутствует явный драматизм или репрезентативный образец запрестольных образов опавской приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, которые часто рассматриваются как наиболее совершенные, не теряющие связи с рококо произведениями раннего творческого периода.
Некоторые критики, однако, видят больше вдохновения в работах Микеланджело Унтербергера , профессора Венской академии, творчество которого представляло собой своего рода умеренный вариант прежнего академического униформного стиля, тем более что оно предполагает простые, ясные композиционные решения и многое другое. лирический, умеренный тон произведений обоих художников.
Ссылки
[ редактировать ]- Горова, Ангел. Новая энциклопедия чешского искусства. Прага: Академия, 1995. 546 с. ISBN 80-200-0521-8 .
- Елонек, Эмиль. Феликс Иво Пфаррер. в коровьей стране. 7-й том. Ной-Титшайн: Л. В. Эндерс, к 1926 г. 200 страниц. Страницы 17–20, 33–37, 49–52.
- Кршек, Иво. История чешского изобразительного искусства, часть II / 2-я
- Кршек, Иво. Искусство барокко в Моравии и Силезии. Академия, 1996.
- Кухня, Зденек. Известные уроженцы и личности Биловецка. Биловец: Город Биловец, 2009. ISBN 978-80-254-6373-4 . Раздел «Труп Феликса Иво», страницы 54–55.
- А. Петрова-Плескотова к работам Феликса Иво Лейхера, Словацкая Республика. В ARS, выпуск 1, 1985 г.
- Шенк, Мари; Ольшовский, Яромир. Живопись и скульптура в стиле барокко в западной части Чешской Силезии. Опава: Силезский музей, Франсис Май, 2001. 274 стр. ISBN 80-86458-06-7 .
- Шенк, Мари; Ольшовский, Яромир. Живопись и скульптура в стиле барокко в восточной части Чешской Силезии.
- Опава: Силезский музей, Франсис Май, 2004. 265 стр. ISBN 80-86224-46-5 .
- Соловей, Любомир. Феликс Иво Пфаррер. Диссертация Ф.Ф. УЖЭП Брно, 1972.
- СЛАВИЧЕК, Любомир. Феликс Иво Пфаррер, художник без качеств? Попытка определить стиль его творчества. Эдвард Хинделанг, Любомир Найтингейл. Франц Антон Маульбертш и Центральная Европа: вклад в 30-летие музея Лангенаргена. Лангенарген - Брно: Масариков университет, 2007. ISBN 978-80-210-4394-7 . стр. 221-243. (Немецкий)
- Соловей, Любомир. Вклад в знания Феликса Иво Лейхера о Северной Моравии. В Трудах по сохранению в Северном регионе. Номер 5, 1982 год.
- Томан, Прокоп. Новый словарь чехословацких художников. 3-е 2-е изд. Том Прага: Рудольф Рысавы: Форма 1950-х гг. Пароль Лейхер, Феликс Иво, стр. 19–20.
- Фоллмер, Ганс. Общий лексикон изобразительного искусства. 22-й том. Лейпциг, 1928 год.

- Чешские художники
- Чешские художники-мужчины
- Австрийские художники XVIII века.
- Австрийские художники-мужчины XVIII века
- Австрийские художники-мужчины
- Австрийские художники XIX века.
- Австрийские художники-мужчины XIX века
- Австрийские художники-портретисты
- Чешские художники-портретисты
- 1727 рождений
- 1812 смертей
- Люди из Биловца