Jump to content

Закон о разведке (Франция)

(Перенаправлено из законопроекта о разведке )

Закон о французской разведке от 24 июля 2015 г. [1] (французский: loirelative au renseignement ) — закон, принятый французским парламентом . Закон создает новую главу в Кодексе внутренней безопасности, направленную на регулирование программ наблюдения французских спецслужб , в частности DGSI ( внутренняя разведка) и DGSE (внешняя разведка).

Законопроект о разведке был внесен в парламент 19 марта 2015 года премьер-министром Франции Мануэлем Вальсом и представлен как реакция правительства на стрельбу в Charlie Hebdo . [2] Несмотря на широкую мобилизацию, законопроект был принят 438 голосами за, 86 против и 42 воздержавшихся. в Национальном собрании [3] и 252 за, 67 против и 26 воздержавшихся в Сенате . [4] Закон вступил в силу 24 июля 2015 года.

Несмотря на то, что закон о разведке был создан правительством как ответ на теракты в Париже в январе 2015 года, на самом деле принятие Закона о разведке готовилось долго. Предыдущим законом, устанавливавшим основу для программ наблюдения французских спецслужб, был Закон о прослушивании телефонных разговоров 1991 года, направленный на регулирование прослушивания телефонных разговоров. Многие программы наблюдения, разработанные в 2000-х годах, особенно для мониторинга интернет-коммуникаций, были развернуты вне каких-либо правовых рамок. [5] Еще в 2008 году в Белой книге французского правительства по обороне и национальной безопасности подчеркивалось, что «разведывательная деятельность не имеет преимуществ четкой и достаточной правовой базы», ​​и говорилось, что необходимы «законодательные корректировки». [6]

Основные положения

[ редактировать ]

В этом разделе кратко изложены основные положения Закона о разведке. [7]

Благодаря статье L. 811-3 Закон расширил число целей, которые могут оправдать внесудебное наблюдение. К ним относятся:

  • национальная независимость, территориальная целостность и национальная оборона;
  • основные интересы во внешней политике, выполнение европейских и международных обязательств Франции и предотвращение всех форм иностранного вмешательства;
  • основные экономические, промышленные и научные интересы Франции;
  • предотвращение терроризма;
  • предотвращение: а) посягательств на республиканский характер учреждений; б) действия по продолжению или воссозданию расформированных группировок (ст. Л. 212-1 УК); в) коллективное насилие, которое может нанести серьезный ущерб общественному спокойствию;
  • предупреждение организованной преступности и правонарушений;
  • предотвращение распространения оружия массового поражения.

Эти полномочия по наблюдению могут также использоваться правоохранительными органами, которые не являются частью официального «разведывательного сообщества» и чей общий штат насчитывает более 45 000 человек.

Существующая комиссия по надзору, Национальная комиссия по контролю за перехватом информации , была заменена новым надзорным органом под названием «Национальная комиссия по надзору за методами сбора разведывательной информации» ( CNCTR ). Он состоит из:

  • четыре члена парламента, назначенные председателями обеих палат парламента;
  • два административных судьи и два судебных судьи, назначенные соответственно Государственным советом и Кассационным судом ;
  • один технический эксперт, назначенный Национальным регулирующим органом электросвязи (главным нововведением было добавление члена комиссии с техническими знаниями).

У CNCTR есть 24 часа, чтобы вынести свое предварительное необязательное заключение относительно разрешений на наблюдение, выданных премьер-министром до начала наблюдения, за исключением случаев «абсолютной чрезвычайной ситуации», когда он просто уведомляется о мере наблюдения в течение 24 часов после выдачи ( статья Л. 821-3).

Для надзора ex post CNCTR имеет «постоянный, всеобъемлющий и прямой доступ к записям, журналам, собранным разведывательным данным, расшифровкам и извлечениям» собранных данных. Оно может проводиться как планово, так и в помещениях, где эти документы централизованы (ст. Л. 833-2-2). Если будет обнаружено нарушение, оно может направить премьер-министру «рекомендацию», чтобы она положила этому конец. Одним из чрезвычайно важных исключений из надзорных полномочий CNCTR является большая часть данных, полученных путем обмена данными с иностранными спецслужбами (статья L. 833-2-3).

Прослушивание телефонных разговоров и доступ к метаданным

[ редактировать ]

Методы наблюдения за коммуникациями, подпадающие под действие Закона, включают прослушивание телефонных разговоров или Интернета (L. 852-1), доступ к идентификационным данным и другим метаданным (L. 851-1), геотегирование (L. 851-4) и эксплуатацию компьютерных сетей (L. 851-4). . 853-2), все из которых подлежат разрешению с возможностью продления на 4 месяца.

Черные ящики и доступ к метаданным в режиме реального времени

[ редактировать ]

Закон разрешает использование сканирующих устройств (прозванных «черными ящиками») для установки в инфраструктурах операторов связи и хостинг-провайдеров. Статья L.851-3 Кодекса внутренней безопасности предусматривает, что «исключительно с целью предотвращения терроризма в сетях [операторов связи и хостинг-провайдеров] могут быть применены автоматизированные методы обработки с целью обнаружения, согласно указанным селекторам, в разрешении сообщения, которые могут выявить террористическую угрозу.

Другое положение, ограничивающееся борьбой с терроризмом, допускает сбор метаданных в режиме реального времени (статья L. 851-3, только по терроризму и в течение 4-месячного периода). Первоначально это положение касалось только лиц, «которые были идентифицированы как [террористическая] угроза». После теракта в Ницце в 2016 году законопроект о чрезвычайном положении распространил его на лиц, «вероятно связанных с угрозой» или просто принадлежащих к «окружению» лиц, «вероятно связанных с угрозой». По мнению La Quadrature du Net , это означает, что теперь это положение потенциально может распространяться на «сотни или даже тысячи людей (...), а не только на 11 700 человек», которые, как сообщается, находятся во французском списке террористов . [8]

Эксплуатация компьютерных сетей

[ редактировать ]

Закон разрешает эксплуатацию компьютерных сетей или взлом компьютеров в качестве метода сбора разведывательной информации. Статья Л.853-2 позволяет:

  • доступ, сбор, хранение и передача компьютерных данных, хранящихся в компьютерной системе;
  • доступ, сбор, сохранение и передача компьютерных данных в том виде, в котором они отображаются на экране компьютера пользователя, вводятся с помощью нажатия клавиш или принимаются и передаются аудиовизуальными периферийными устройствами.

Учитывая интрузивность компьютерного взлома, закон предусматривает, что эти методы разрешены на срок 30 дней и только «когда разведданные не могут быть собраны любым другим законным способом».

Закон также предоставляет полный иммунитет сотрудникам разведки, совершившим компьютерные преступления в компьютерных системах, расположенных за рубежом (статья 323-8 Уголовного кодекса).

Международный надзор

[ редактировать ]

Закон также содержит главу о «наблюдении за международными коммуникациями», что особенно актуально для программ наблюдения DGSE. Международные сообщения определяются как «сообщения, отправленные или полученные за границей» (статья L. 854-1 и последующие). Их можно перехватывать и эксплуатировать в больших количествах на территории Франции при ограниченном контроле. Гарантии в отношении массового использования и хранения данных для иностранцев уменьшены (хотя определение иностранцев является техническим, то есть людей, использующих нефранцузские «технические идентификаторы»).

Сроки хранения данных

[ редактировать ]

Что касается национальных мер наблюдения, то после сбора данных связи спецслужбами периоды хранения следующие:

  • Содержание ( переписки ): 1 месяц после сбора (для зашифрованного контента срок начинается после расшифровки, в пределах 6 лет после первоначального сбора);
  • Метаданные: 4 года (по сравнению с 3-летним периодом до принятия Закона).

Для международного наблюдения периоды хранения зависят от того, использует ли один конец связи «технические идентификаторы, прослеживаемые до национальной территории» или нет, и в этом случае применимы «национальные» периоды хранения, но они начинаются после первого использования и не позднее. чем через шесть месяцев после взыскания (ст. Л. 854-8). Если оба конца связи являются иностранными, применяются следующие периоды:

  • Контент: 1 год после первого использования, в пределах 4 лет после сбора (для зашифрованного контента периоды начинаются после расшифровки, в пределах 8 лет после сбора);
  • Метаданные: 6 лет

Закон не обеспечивает каких-либо рамок для ограничения доступа сотрудников к собранной разведывательной информации, когда она хранится в разведывательных и правоохранительных органах.

Механизм возмещения

[ редактировать ]

Закон реорганизует процедуры возмещения ущерба от тайного наблюдения, устанавливая возможность подать судебный иск в Государственный совет после безуспешной попытки возмещения ущерба в CNCTR.

[ редактировать ]

В ходе парламентских дебатов законопроект подвергся резкой критике со стороны нескольких организаций, включая Национальную комиссию по информатике и свободе (CNIL) , Национальный совет по цифровым технологиям , [9] Медиапарт , [10] Квадратура сети . [11]

Декреты о реализации французского Закона о разведке в настоящее время подвергаются ряду судебных разбирательств со стороны французских организаций гражданского общества La Quadrature du Net , French Data Network и Fédération FFDN в Государственном совете . [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Закон № 2015-912 от 24 июля 2015 года о разведке» .
  2. ^ Роберт, Алин (15 апреля 2015 г.). «Протест по поводу законопроекта о французской разведке» . ЕврАктив . Проверено 3 мая 2015 г.
  3. ^ «Анализ бюллетеня № 1109 – Второе заседание от 05.05.2015 – Собрано…» . Архивировано из оригинала 6 мая 2015 г.
  4. ^ «Бюллетень № 200 – собрание от 9 июня 2015 года» . Архивировано из оригинала 10 июня 2015 г.
  5. ^ Трегер, Феликс. «От беззакония глубинного государства к закону страны: случай интернет-наблюдения во Франции», апрель 2016 г. https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-01306332/document .
  6. ^ Правительство Франции (июнь 2008 г.). Белая книга по обороне и национальной безопасности (Отчет). п. 142.
  7. ^ Черновой перевод Закона доступен по адресу: https://wiki.laquadrature.net/French_Intelligence_Laws.
  8. ^ La Quadrature du Net, «Чрезвычайное положение во Франции: завышение цен на массовое наблюдение», 21 июля 2016 г. Доступно по адресу: https://www.laquadrature.net/en/french-state-of-emergency-overbidding-mass-surveillance .
  9. ^ Рис, Марк (19 марта 2015 г.). «Законопроект о разведке: все черные пятна осуждаются CNIL» . Следующий удар . Проверено 4 мая 2015 г.
  10. ^ «4 мая: Mediapart организует акцию «Шесть часов против слежки» » . 4 мая 2015 г.
  11. ^ «пресс-релиз | La Quadrature du Net» . www.laquadrature.net . Архивировано из оригинала 19 августа 2012 г.
  12. ^ La Quadrature du Net, 11 мая 2016 г., «Юридический иск против французского закона о слежке». Доступно по адресу: https://www.laquadrature.net/en/surveillance-law-before-french-council-of-state.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba2022996bb07ff59cd8c1c463de5889__1713252900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/89/ba2022996bb07ff59cd8c1c463de5889.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Intelligence Act (France) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)