Закон о разведке (Франция)
Закон о французской разведке от 24 июля 2015 г. [1] (французский: loirelative au renseignement ) — закон, принятый французским парламентом . Закон создает новую главу в Кодексе внутренней безопасности, направленную на регулирование программ наблюдения французских спецслужб , в частности DGSI ( внутренняя разведка) и DGSE (внешняя разведка).
История
[ редактировать ]Законопроект о разведке был внесен в парламент 19 марта 2015 года премьер-министром Франции Мануэлем Вальсом и представлен как реакция правительства на стрельбу в Charlie Hebdo . [2] Несмотря на широкую мобилизацию, законопроект был принят 438 голосами за, 86 против и 42 воздержавшихся. в Национальном собрании [3] и 252 за, 67 против и 26 воздержавшихся в Сенате . [4] Закон вступил в силу 24 июля 2015 года.
Несмотря на то, что закон о разведке был создан правительством как ответ на теракты в Париже в январе 2015 года, на самом деле принятие Закона о разведке готовилось долго. Предыдущим законом, устанавливавшим основу для программ наблюдения французских спецслужб, был Закон о прослушивании телефонных разговоров 1991 года, направленный на регулирование прослушивания телефонных разговоров. Многие программы наблюдения, разработанные в 2000-х годах, особенно для мониторинга интернет-коммуникаций, были развернуты вне каких-либо правовых рамок. [5] Еще в 2008 году в Белой книге французского правительства по обороне и национальной безопасности подчеркивалось, что «разведывательная деятельность не имеет преимуществ четкой и достаточной правовой базы», и говорилось, что необходимы «законодательные корректировки». [6]
Основные положения
[ редактировать ]В этом разделе кратко изложены основные положения Закона о разведке. [7]
Объем
[ редактировать ]Благодаря статье L. 811-3 Закон расширил число целей, которые могут оправдать внесудебное наблюдение. К ним относятся:
- национальная независимость, территориальная целостность и национальная оборона;
- основные интересы во внешней политике, выполнение европейских и международных обязательств Франции и предотвращение всех форм иностранного вмешательства;
- основные экономические, промышленные и научные интересы Франции;
- предотвращение терроризма;
- предотвращение: а) посягательств на республиканский характер учреждений; б) действия по продолжению или воссозданию расформированных группировок (ст. Л. 212-1 УК); в) коллективное насилие, которое может нанести серьезный ущерб общественному спокойствию;
- предупреждение организованной преступности и правонарушений;
- предотвращение распространения оружия массового поражения.
Эти полномочия по наблюдению могут также использоваться правоохранительными органами, которые не являются частью официального «разведывательного сообщества» и чей общий штат насчитывает более 45 000 человек.
надзор
[ редактировать ]Существующая комиссия по надзору, Национальная комиссия по контролю за перехватом информации , была заменена новым надзорным органом под названием «Национальная комиссия по надзору за методами сбора разведывательной информации» ( CNCTR ). Он состоит из:
- четыре члена парламента, назначенные председателями обеих палат парламента;
- два административных судьи и два судебных судьи, назначенные соответственно Государственным советом и Кассационным судом ;
- один технический эксперт, назначенный Национальным регулирующим органом электросвязи (главным нововведением было добавление члена комиссии с техническими знаниями).
У CNCTR есть 24 часа, чтобы вынести свое предварительное необязательное заключение относительно разрешений на наблюдение, выданных премьер-министром до начала наблюдения, за исключением случаев «абсолютной чрезвычайной ситуации», когда он просто уведомляется о мере наблюдения в течение 24 часов после выдачи ( статья Л. 821-3).
Для надзора ex post CNCTR имеет «постоянный, всеобъемлющий и прямой доступ к записям, журналам, собранным разведывательным данным, расшифровкам и извлечениям» собранных данных. Оно может проводиться как планово, так и в помещениях, где эти документы централизованы (ст. Л. 833-2-2). Если будет обнаружено нарушение, оно может направить премьер-министру «рекомендацию», чтобы она положила этому конец. Одним из чрезвычайно важных исключений из надзорных полномочий CNCTR является большая часть данных, полученных путем обмена данными с иностранными спецслужбами (статья L. 833-2-3).
Прослушивание телефонных разговоров и доступ к метаданным
[ редактировать ]Методы наблюдения за коммуникациями, подпадающие под действие Закона, включают прослушивание телефонных разговоров или Интернета (L. 852-1), доступ к идентификационным данным и другим метаданным (L. 851-1), геотегирование (L. 851-4) и эксплуатацию компьютерных сетей (L. 851-4). . 853-2), все из которых подлежат разрешению с возможностью продления на 4 месяца.
Черные ящики и доступ к метаданным в режиме реального времени
[ редактировать ]Закон разрешает использование сканирующих устройств (прозванных «черными ящиками») для установки в инфраструктурах операторов связи и хостинг-провайдеров. Статья L.851-3 Кодекса внутренней безопасности предусматривает, что «исключительно с целью предотвращения терроризма в сетях [операторов связи и хостинг-провайдеров] могут быть применены автоматизированные методы обработки с целью обнаружения, согласно указанным селекторам, в разрешении сообщения, которые могут выявить террористическую угрозу.
Другое положение, ограничивающееся борьбой с терроризмом, допускает сбор метаданных в режиме реального времени (статья L. 851-3, только по терроризму и в течение 4-месячного периода). Первоначально это положение касалось только лиц, «которые были идентифицированы как [террористическая] угроза». После теракта в Ницце в 2016 году законопроект о чрезвычайном положении распространил его на лиц, «вероятно связанных с угрозой» или просто принадлежащих к «окружению» лиц, «вероятно связанных с угрозой». По мнению La Quadrature du Net , это означает, что теперь это положение потенциально может распространяться на «сотни или даже тысячи людей (...), а не только на 11 700 человек», которые, как сообщается, находятся во французском списке террористов . [8]
Эксплуатация компьютерных сетей
[ редактировать ]Закон разрешает эксплуатацию компьютерных сетей или взлом компьютеров в качестве метода сбора разведывательной информации. Статья Л.853-2 позволяет:
- доступ, сбор, хранение и передача компьютерных данных, хранящихся в компьютерной системе;
- доступ, сбор, сохранение и передача компьютерных данных в том виде, в котором они отображаются на экране компьютера пользователя, вводятся с помощью нажатия клавиш или принимаются и передаются аудиовизуальными периферийными устройствами.
Учитывая интрузивность компьютерного взлома, закон предусматривает, что эти методы разрешены на срок 30 дней и только «когда разведданные не могут быть собраны любым другим законным способом».
Закон также предоставляет полный иммунитет сотрудникам разведки, совершившим компьютерные преступления в компьютерных системах, расположенных за рубежом (статья 323-8 Уголовного кодекса).
Международный надзор
[ редактировать ]Закон также содержит главу о «наблюдении за международными коммуникациями», что особенно актуально для программ наблюдения DGSE. Международные сообщения определяются как «сообщения, отправленные или полученные за границей» (статья L. 854-1 и последующие). Их можно перехватывать и эксплуатировать в больших количествах на территории Франции при ограниченном контроле. Гарантии в отношении массового использования и хранения данных для иностранцев уменьшены (хотя определение иностранцев является техническим, то есть людей, использующих нефранцузские «технические идентификаторы»).
Сроки хранения данных
[ редактировать ]Что касается национальных мер наблюдения, то после сбора данных связи спецслужбами периоды хранения следующие:
- Содержание ( переписки ): 1 месяц после сбора (для зашифрованного контента срок начинается после расшифровки, в пределах 6 лет после первоначального сбора);
- Метаданные: 4 года (по сравнению с 3-летним периодом до принятия Закона).
Для международного наблюдения периоды хранения зависят от того, использует ли один конец связи «технические идентификаторы, прослеживаемые до национальной территории» или нет, и в этом случае применимы «национальные» периоды хранения, но они начинаются после первого использования и не позднее. чем через шесть месяцев после взыскания (ст. Л. 854-8). Если оба конца связи являются иностранными, применяются следующие периоды:
- Контент: 1 год после первого использования, в пределах 4 лет после сбора (для зашифрованного контента периоды начинаются после расшифровки, в пределах 8 лет после сбора);
- Метаданные: 6 лет
Закон не обеспечивает каких-либо рамок для ограничения доступа сотрудников к собранной разведывательной информации, когда она хранится в разведывательных и правоохранительных органах.
Механизм возмещения
[ редактировать ]Закон реорганизует процедуры возмещения ущерба от тайного наблюдения, устанавливая возможность подать судебный иск в Государственный совет после безуспешной попытки возмещения ущерба в CNCTR.
Критика и юридические проблемы
[ редактировать ]В ходе парламентских дебатов законопроект подвергся резкой критике со стороны нескольких организаций, включая Национальную комиссию по информатике и свободе (CNIL) , Национальный совет по цифровым технологиям , [9] Медиапарт , [10] Квадратура сети . [11]
Декреты о реализации французского Закона о разведке в настоящее время подвергаются ряду судебных разбирательств со стороны французских организаций гражданского общества La Quadrature du Net , French Data Network и Fédération FFDN в Государственном совете . [12]
См. также
[ редактировать ]- Закон о полномочиях по расследованию 2016 г. (британское законодательство)
- Закон, ограничивающий тайну писем, почты и телекоммуникаций (законодательство Германии)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Закон № 2015-912 от 24 июля 2015 года о разведке» .
- ^ Роберт, Алин (15 апреля 2015 г.). «Протест по поводу законопроекта о французской разведке» . ЕврАктив . Проверено 3 мая 2015 г.
- ^ «Анализ бюллетеня № 1109 – Второе заседание от 05.05.2015 – Собрано…» . Архивировано из оригинала 6 мая 2015 г.
- ^ «Бюллетень № 200 – собрание от 9 июня 2015 года» . Архивировано из оригинала 10 июня 2015 г.
- ^ Трегер, Феликс. «От беззакония глубинного государства к закону страны: случай интернет-наблюдения во Франции», апрель 2016 г. https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-01306332/document .
- ^ Правительство Франции (июнь 2008 г.). Белая книга по обороне и национальной безопасности (Отчет). п. 142.
- ^ Черновой перевод Закона доступен по адресу: https://wiki.laquadrature.net/French_Intelligence_Laws.
- ^ La Quadrature du Net, «Чрезвычайное положение во Франции: завышение цен на массовое наблюдение», 21 июля 2016 г. Доступно по адресу: https://www.laquadrature.net/en/french-state-of-emergency-overbidding-mass-surveillance .
- ^ Рис, Марк (19 марта 2015 г.). «Законопроект о разведке: все черные пятна осуждаются CNIL» . Следующий удар . Проверено 4 мая 2015 г.
- ^ «4 мая: Mediapart организует акцию «Шесть часов против слежки» » . 4 мая 2015 г.
- ^ «пресс-релиз | La Quadrature du Net» . www.laquadrature.net . Архивировано из оригинала 19 августа 2012 г.
- ^ La Quadrature du Net, 11 мая 2016 г., «Юридический иск против французского закона о слежке». Доступно по адресу: https://www.laquadrature.net/en/surveillance-law-before-french-council-of-state.