Ключи
Кьяветта (множественное число от итальянского : chiavetta , [kjaˈvetta] «маленькие ключи») — система стандартных сочетаний ключей , использовавшаяся в полифонической музыке 16-18 веков, отличающаяся от обычных chiavi naturali (сочетания сопрано, альта, тенора). и басовые ключи.) Обычно в этих ключах каждая линия нотоносца располагается на треть ниже, чем обычно. (Второй возможный набор ключей, в контрабасе, помещает каждую нотоносную линию на треть выше; это менее распространено за пределами франко-фламандских композиций.)
Первым автором, упомянувшим стандартный набор высоких ключей, является Сильвестро Ганасси даль Фонтего в своей книге «Regula Rubertina» 1543 года , глава 22, которая инструктирует музыканта транспонировать такую музыку на одну квинту. [ 1 ] [ 2 ] Другие теоретики, такие как Адриано Банкьери (1601) и Пичерли (1631), указывают на транспонирование квинты вниз, если нет ключевой подписи, и кварты, если указана бемоль. К середине века итальянские комментаторы упоминали транспозицию только на кварту вниз, а еще позже, похоже, стала применяться практика транспозиции вниз на треть, чтобы объяснить высокий тон итальянских органов. [ 2 ] Между тем австрийский теоретик Иоганн Баптист Замбер (1707) взял за правило транспонировать вниз на кварту, если бас записан в ноте F3, и на квинту, если он записан в ноте C4. [ 2 ]
Практика транспозиции, похоже, не была универсальной; Томас Морли предполагает, что музыку следует петь в той тональности, в которой она была написана. [ 3 ] в то время как Михаил Преториус указывает, что выбор транспонировать или нет зависит от ансамбля. [ 4 ] Банкьери (1609) указывает, что инструментальную музыку следует читать по высоте, в верхних ключах, в то время как певцы используют chiavi naturali в написанной высоте.
Этот набор высших ключей получил название chiavette только в восемнадцатом веке Джироламо Чити (1718 г.), когда сама эта практика в значительной степени исчезла; к середине семнадцатого века большинство композиторов переняли более гибкую практику записи. Однако он продолжал сохраняться в Риме и использовался в папской часовне до девятнадцатого века. [ 2 ]
Исполнение произведений, написанных кьяветте примерно на четверть ниже, чем указано, часто приводит к более последовательному набору диапазонов в данном сборнике, хотя это не всегда отражается в современных исполнительских изданиях и записях. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ганасси, Сильвестро (1543). Второй урок Пур по практике игры.. . Венеция.
- ^ Перейти обратно: а б с д Барбьери, Патрицио (2001). «Кьяветт». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Морли, Томас (1597). Введение Plaine and Easie в Practikall Musicke . Лондон. п. 189.
- ^ Преториус, Михаил (1619). Третий том Syntagmatis Musici . Вольфенбюттель. п. 164
- ^ Эндрюс, Гонконг (1962). «Транспозиция вокальной полифонии Берда». Музыка и письма . 43 : 25–37. дои : 10.1093/мл/43.1.25 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эндрюс, Гонконг (1962). «Транспозиция вокальной полифонии Берда». Музыка и письма 43:25–37.
- Барбьери, Патрицио (1991). «Кьяветт и модальная транспозиция в итальянской практике (ок. 1500–1837)». Исследование 3:5–79.
- Барбьери, Патрицио (2001). «Кьяветт». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Пэрротт, Эндрю (1984). «Транспозиция в вечерне Монтеверди 1610 года: защищенная« аберрация ». Старинная музыка 12: 490–516.