Закон о защите потребителей 1986 г.
![]() | |
Парламент Индии | |
---|---|
Цитирование | Закон № 68 1986 года. |
Принят | Парламент Индии |
Началось | 24 декабря 1987 г. |
Отменено | |
Закон о защите прав потребителей, 2019 г. | |
Статус: Отменен |
Закон о защите потребителей 1986 года (COPRA) — закон, принятый парламентом Индии для защиты интересов потребителей в Индии . Его заменил Закон о защите прав потребителей 2019 года . Это было сделано для создания советов потребителей и других органов по рассмотрению жалоб потребителей и связанных с ними вопросов. Закон был принят Ассамблеей в октябре 1986 года и вступил в силу 24 декабря 1986 года.
История Закона
[ редактировать ]Промышленная революция и развитие международной торговли и коммерции привели к огромному расширению бизнеса и торговли, в результате чего на рынке появилось множество потребительских товаров для удовлетворения потребностей потребителей, а также множество услуг. были доступны потребителям, такие как страхование, транспорт, электричество, жилье, развлечения, финансы и банковское дело. Появился хорошо организованный сектор производителей и торговцев, лучше знающих рынки, что повлияло на отношения между торговцами и потребителями, сделав принцип суверенитета потребителей практически неприменимым. Реклама товаров и услуг на телевидении, в газетах и журналах влияет на спрос на них со стороны потребителей, хотя могут иметься производственные дефекты, несовершенства или недостатки в качестве, количестве и чистоте товаров или могут быть недостатки в оказанные услуги. Кроме того, производство одного и того же товара многими фирмами заставило потребителей, у которых мало времени на выбор, задуматься, прежде чем купить лучшее. Ради благополучия общества необходимо контролировать перенасыщение рынка фальсифицированными и некачественными товарами. Несмотря на различные положения, обеспечивающие защиту потребителя и предусматривающие строгие меры против фальсифицированных и некачественных товаров в различных законодательных актах, таких как Гражданский процессуальный кодекс 1908 года, Закон о контрактах Индии 1872 года, Закон о продаже товаров 1930 года, Уголовный кодекс Индии 1860 г. Законом о стандартах мер и весов 1976 года и Законом об автотранспортных средствах 1988 года очень мало удалось добиться в области защиты потребителей. Хотя Закон о монополиях и ограничительной торговой практике 1969 года и Закон о предотвращении фальсификации пищевых продуктов 1954 года предоставили помощь потребителям, тем не менее, возникла необходимость защитить потребителей от эксплуатации и избавить их от фальсифицированных и некачественных товаров и услуг, а также от фальсифицированных и некачественных товаров и услуг. для надежной защиты интересов потребителей. В целях обеспечения лучшей защиты интересов потребителей Закон о защите прав потребителей 1986 года был внесен в Лок Сабха 5 декабря 1986 года.
Значение Закона
[ редактировать ]Этот закон считается « Великой хартией вольностей » в области защиты потребителей для борьбы с недобросовестной торговой практикой, «дефектами товаров» и «недостатками услуг» в отношении Индии. Это привело к созданию широкой сети потребительских форумов и апелляционных судов по всей Индии. Это существенно повлияло на подход предприятий к потребителям и расширило их возможности. [1]
Совет по защите прав потребителей
[ редактировать ]Советы по защите потребителей создаются на национальном уровне, уровне штата и округа для повышения осведомленности потребителей. Они направляютпотребителей о том, как подавать дела в комиссии по рассмотрению потребительских споров. [2]
Различные потребительские организации
[ редактировать ]Для повышения осведомленности потребителей было создано множество потребительских организаций и НПО. Общество защиты прав потребителей Индии (CGSI) было первой организацией потребителей, созданной в Индии в 1966 году; За ним последовало множество других, таких как:
- Центр потребительского образования и исследований (Гуджарат)
- Бюро индийских стандартов
- Федерация организаций потребителей Тамил Наду
- Мумбаи Грахак Панчаят
- Голос потребителя (Нью-Дели)
- Общество юридической помощи (Калькутта)
- Весь набор персонала Грахак Панчаят
- Потребители смотрят на Индию.
- Объединенная ассоциация потребителей Индии.
- Всеиндийский совет по защите прав потребителей (AICWC)
Агентства по рассмотрению потребительских споров
[ редактировать ]- Окружная комиссия по рассмотрению потребительских споров (DCDRC): Также известная как «Окружная комиссия», создается правительством штата в каждом округе штата. Правительства штатов могут учредить более одного окружного форума в округе. Это окружной суд, который рассматривает дела на сумму до фунтов стерлингов 10 миллионов (120 000 долларов США). [2] [3]
- Государственная комиссия по рассмотрению потребительских споров (SCDRC): также известна как «Государственная комиссия», учрежденная правительством штата в штате. Это суд государственного уровня, который рассматривает дела на сумму менее фунтов стерлингов 100 миллионов (1,2 миллиона долларов США). [2] [3]
- Национальная комиссия по рассмотрению потребительских споров (NCDRC): создана центральным правительством. Он занимается делами на сумму более 100 миллионов фунтов стерлингов. [3]
Задачи центрального совета
[ редактировать ]Целями Центрального совета являются продвижение и защита прав потребителей, таких как:
- Право на защиту от продажи товаров и услуг, опасных для жизни и имущества.
- Право на получение информации о качестве, количестве, эффективности, чистоте, стандарте и цене товаров или услуг, в зависимости от обстоятельств, для защиты потребителя от недобросовестной торговой практики;
- Право на гарантированный, где это возможно, доступ к разнообразным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам;
- Право быть услышанным и быть уверенным в том, что интересы потребителя будут должным образом учтены на соответствующих форумах;
- Право требовать возмещения ущерба от несправедливой торговой практики или ограничительной торговой практики или недобросовестной эксплуатации потребителей.
- Право на потребительское образование...
Юрисдикция/Трехуровневая система муниципальных судов
[ редактировать ]Юрисдикция Районного Форума
[ редактировать ]- С учетом других положений настоящего Закона Окружной форум имеет юрисдикцию рассматривать жалобы, в которых стоимость товаров или услуг и требуемая компенсация, если таковая имеется, не превышает одного крора рупий.
- Жалоба подается на Окружной форум в пределах местной юрисдикции:
- а) – противная сторона или каждая из противоположных сторон, если их несколько, на момент подачи жалобы фактически и добровольно проживает или ведет предпринимательскую деятельность или имеет филиал или лично работает с целью получения прибыли, или
- б) – любая из противоположных сторон, если их несколько, на момент предъявления жалобы фактически и добровольно проживает, или осуществляет предпринимательскую деятельность, или имеет филиал, или лично работает с целью получения прибыли, при условии, что в в таком случае либо дается разрешение Окружного форума, либо противоположные стороны, которые не проживают, не ведут бизнес, не имеют филиала или лично работают ради выгоды, в зависимости от обстоятельств, молчаливо соглашаются с таким учреждением; или
- в) – возникает основание иска полностью или частично.
Суды по защите прав потребителей не обладают юрисдикцией в отношении дел, в которых услуги или товары были куплены в коммерческих целях. [4]
Юрисдикция Государственной комиссии
[ редактировать ]С учетом других положений настоящего Закона Государственная комиссия имеет юрисдикцию:
- а) развлекать:
- i) жалобы, в которых стоимость товаров или услуг и заявленной компенсации, если таковая имеется, превышает один крор рупий, но не превышает десять крор рупий; и
- ii) апелляции на постановления любого окружного форума в штате; и
- б) требовать записи и издавать соответствующие приказы в случае любого потребительского спора
- а) развлекать:
Юрисдикция Национальной комиссии
[ редактировать ]- а) развлекать —
- (i) жалобы, в которых стоимость товаров или услуг и требуемая компенсация, если таковая имеется, превышает десять кроров рупий; и
- (ii) апелляции на приказы мэра любого штата; и
- (b) требовать протоколирования и издавать соответствующие распоряжения в любом потребительском споре, который находится на рассмотрении или был решен какой-либо комиссией штата. Однако Верховный суд Индии постановил, что юрисдикция Национальной комиссии, находящейся под юрисдикцией по пересмотру, очень ограничена и может быть осуществлена только в том случае, если Комиссия штата превышает свою юрисдикцию, не осуществляет свою юрисдикцию или в приказе, принятом Государственной комиссией, имеется существенная незаконность. . [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кумар, Винет (12 сентября 2016 г.). «Анализ законов о защите прав потребителей в Индии» . iPleaders . Проверено 10 декабря 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б с «Национальная комиссия по защите прав потребителей и разрешению потребительских споров» . НКРРК. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Районный форум потребителей теперь является окружной комиссией; он будет рассматривать дела на сумму до 1 крора фунтов стерлингов» . Индостан Таймс . 16 сентября 2020 г. Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ Meera Industries, Howrah vs. Modern Constructions, Howrah
- ^ «Юрисдикция Национальной комиссии по заявлению о пересмотре ограничена» . Закон о защите прав потребителей Индии . 13 ноября 2016 года . Проверено 28 января 2017 г.