История американцев польского происхождения в метро Детройта
Часть серии о |
Этническая принадлежность в метро Детройта |
---|
В 2023 году американцы польского происхождения наиболее сконцентрированы в регионах Верхнего Среднего Запада и Северо-Востока США. Будучи вторым по численности населения штатом поляков, Мичиган следует за Висконсином: 784 200 человек идентифицируют себя как поляки, или 7,82% населения штата идентифицируют себя как поляки. Многие из этих американцев польского происхождения живут в районе метро Детройт в Мичигане. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Виандотт
[ редактировать ]Происхождение польского поселения
[ редактировать ]Город Виандотт расположен вдоль реки Детройт и старой центральной железной дороги Мичигана. Виандотт расположен примерно в 15 милях к югу от Детройта. По переписи 1940 года население города составляло около 35 000 человек. Из этого общего числа в то время насчитывалось более 9000 поляков, сгруппированных в окрестностях трех польских приходов: Богоматери горы Кармель (1899–2013 гг.), Св. Станислава Костки (1914–2013 гг.) и Св. Елены (1927–2007 гг.). ).
Общество Святого Станислава Костки
[ редактировать ]После австро-прусской войны 1866 года Энтони Зингер эмигрировал в Соединенные Штаты и был первым поляком, прибывшим в Виандотт, где он нашел работу на одной из многочисленных фабрик города того времени. В 1868 году Энтони Лещинский эмигрировал в США и прибыл в Виандотт. Со временем он открыл продуктовый магазин на пересечении Оук-стрит и 4-й улицы. 22 ноября 1870 года в магазине проповедовал преподобный Ксавьер Шулак, SJ, и именно во время этой миссии Антоний Лещинский официально основал Общество Святого Станислава Костки. К этому времени в Виандотте проживало несколько польских семей, а число членов достигло 37 человек. В 1872 году во время открытия католической церкви Св. Альберта в Детройте это общество представляли Энтони Зингер и Энтони Лещинский.
В 1875 году для рабочего класса Виандотта наступили тяжелые времена. Условия стали настолько невыносимыми, что во время депрессии 1876 года многие из первых польских семей были вынуждены покинуть Виандотт и переехать в Арканзас и другие штаты. Депрессия прекратилась в 1877 году, и в Виандотт стало приезжать много новых польских семей. Условия снова стали плохими, и многие из этих семей вскоре уехали в соседние города Экорс и Детройт. Из-за этого вынужденного ухода Общество Святого Станислава Костки не смогло выжить и распалось из-за отсутствия членов.
В 1888 году, когда можно было рассчитывать на большее количество членов, Общество было возрождено Фрэнсисом Мичалаком, который был избран президентом 47 новыми членами. В состав Совета директоров входили: Фрэнсис Михалак, президент; Джозеф Каспшик, вице-президент; Стефан Залевски, секретарь; М. Озовски, кассир; и Мартин Грабаркевич, защитник кассира.
Общество регулярно принимало таинства в ирландской церкви Св. Патрика в Виандотте. Сначала они принимали таинства в немецкой церкви Св. Иосифа в Виандотте, но из-за дискриминации перешли в церковь Св. Патрика. Раз в месяц их духовные нужды удовлетворял польский священник. Об этом очень часто говорил преподобный Витольд Бухачковский из СС. Польская семинария Кирилла и Мефодия в Детройте. Особенностью этой службы была ежегодная индульгенция, воздаваемая им в пасхальное воскресенье и в день памяти святого Станислава Костки.
С 1888 по 1898 год 150 польских семей прибыли в Виандот и поселились в небольшой деревне к западу от Виандотта под названием Гленвуд. Хотя поляки были организованы лишь частично, они начали планировать создание прихода, в котором им можно было бы служить на польском языке. Обществом был организован комитет, чтобы сделать первые шаги по организации и доведению дела до желаемого завершения с одобрения епископа Детройта. В их состав входили: Мартин Грабаркевич, Томас Биниас, Михаэль Савински, Фрэнк Либик, Мартин Игнасиак и Михаэль Долински.
Приход Богоматери на горе Кармель
[ редактировать ]Первая деловая сделка строительного комитета касалась покупки нескольких участков в Гленвуде, на Супериоре и бульваре Пуласки (ныне 10-я улица) у компании Welch Brother's Realty Company. Эта сделка была выполнена, и компания Welch Brother's пожертвовала восемь лотов на строительство предполагаемой церкви и школы. 8 сентября 1899 года преподобный Джон Фоули лично осмотрел территорию. Он одобрил это место и почти сразу же назначил пастором преподобного Бернарда Змиевского. о. Змиевский стал пастором 18 сентября 1899 года. Поскольку строительство церкви все еще находилось на стадии планирования, он был вынужден проводить службы в церкви Святого Патрика.
Однако уставные прихожане хотели назвать приход «Богоматерь Шкапулярная»; поскольку епископ Фоули не признал этот народный титул, вместо этого он назвал новый приход «Богоматерь горы Кармель». Фактически с самого начала прихожане всегда называли приход польским «Szkaplerznej» или «Scapular».
Закладка краеугольного камня объединения церкви и школы под названием «Богоматерь горы Кармель» состоялась 3 декабря 1899 года, а официальное освящение завершенного сооружения состоялось 8 июля 1900 года. Преподобный Иоанн Монета, профессор СС. Проповедь была произнесена в Кирилло-Мефодиевской польской семинарии в Детройте. Торжественности посвящения немало добавил хор церкви Св. Иосафата в Детройте под управлением Зигмунта Кадлюбовского.
Здание церкви также служило начальной школой. о. Змиевский обратился к матери Каэтан, матери-провинциале сестер Фелициан в Детройте, с искренним призывом к сестрам Фелициан взять на себя ответственность за школу. В сентябре 1901 года сестры Фелициан открыли в подвале две классные комнаты для обучения в первом и втором классах. В следующем году в школу были зачислены 113 мальчиков и девочек. Сестры прожили в школе более 15 лет, прежде чем был построен женский монастырь.
В 1916 году о. В Грудзинках возведены нынешняя церковь Богоматери Кармельской и женский монастырь сестер Фелицианок. После завершения строительства новой церкви первоначальное здание было передано исключительно в школьное пользование и были сделаны пристройки. Нынешняя церковь является ярким примером так называемого «польского соборного стиля» церквей как по своему богатству, так и по размаху.
Польская диаспора в Виандотте сегодня очень активна.
Детройт
[ редактировать ]
В 1880-х годах началась иммиграция поляков в Детройт. [ 2 ]
В 1904 году в Детройте проживало 13 000 поляков. К 1925 году численность поляков увеличилась до 115 тысяч. [ 3 ] При подсчете населения Детройта в 1910 году польское население не выделялось, поскольку Польша еще не была независимой. Стив Бэбсон, автор книги « Рабочий Детройт: Создание Юнион-Тауна» , писал, что «таким образом, по крайней мере половина учтенных «немцев», вероятно, были поляками». [ 4 ] После Первой мировой войны правительство США начало считать поляков отдельной этнической группой. В тот период это была самая крупная этническая группа в Детройте. [ 4 ]
В 1910 году братья Додж открыли автомобильный завод в Хамтрамке . [ 5 ] Это вызвало рост польской иммиграции. [ 2 ] К 1920 году около 66% жителей Хамтрамка были поляками. Из оставшихся жителей большинство были этническими поляками. В 1922 году Хамтрамк стал муниципалитетом, первым мэром которого был избран поляк. [ 5 ] Джордж Тиш из Metro Times заявил, что «на заре автомобильной промышленности население Хамтрамка увеличилось за счет поляков настолько, что вы с большей вероятностью могли услышать польскую речь на Джозефе Кампау, чем на любом другом языке». [ 6 ] Детройта На протяжении части 20-го века польская община была сосредоточена в Хамтрамке и Поултауне . [ 7 ]

Волна польских иммигрантов прибыла в США после Второй мировой войны . [ 7 ] Поултаун в Детройте начал терять польское население с 1940-х годов из-за строительных проектов, заменяющих прежние структуры, и демографических изменений. [ 8 ] С конца 1960-х до начала 1990-х годов волна прибытий состояла из беженцев, в том числе членов «Солидарности» , и неиммигрантов, имевших временные визы. [ 7 ] В 1981 году проект Центрального промышленного парка (CIP) разрушил большую часть Детройтского Поултауна. [ 8 ]
К 21 веку многие поляки Детройта и Хамтрамка переехали в Уоррен, Стерлинг-Хайтс и Трою . Следовательно, Троя стала центром первоначальной Полонии Детройта и Хамтрамка. [ 7 ]
Демография
[ редактировать ]По состоянию на 2014 год в округе Макомб проживало почти 4500 иммигрантов из Польши, а в округе Уэйн - 3300 иммигрантов из Польши. В этих двух округах самое большое количество польской иммиграции в Метро Детройт. [ 2 ]
Политика
[ редактировать ]В 20 веке поляки были политически разделены на католиков-традиционалистов, польских националистов и социалистов. Националисты выступали за независимость Польши, в то время как католическая церковь выступала за сотрудничество с существующими правительствами Германии, России и Австрии. У Польской национальной церкви было четыре прихода в Детройте. Церковь, основанная американскими поляками, использовала польские литургии и выступала против социального консерватизма. Польский католический союз, социалистическая Польская ассоциация взаимопомощи и выступающий за независимость Польский национальный альянс представляли собой польские социальные программы в этом районе. [ 9 ]
Что касается политических партий, поляки больше всего поддерживали Демократическую партию . [ 10 ]
Учреждения
[ редактировать ]Американско-польский культурный центр находится в Трое. [ 11 ]
Социальные группы
[ редактировать ]Исторически у поляков было несколько ассоциаций, включая Ассоциацию польских врачей, Общество польских инженеров, Ассоциацию польских юристов и Польских ветеранов. В последней группе, у которой был клуб, 25% членов родились в Польше. Члены были зачислены в Польскую армию Галлера . [ 12 ]
Социально-экономический статус
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2013 г. ) |
По данным « Этнических сообществ Большого Детройта» за 1970 год, поляки были «с точки зрения рода занятий, образования и доходов» «наименее успешной» группой иммигрантов наряду с итальянцами. [ 10 ]
Образование
[ редактировать ]По состоянию на 2013 год польский язык является одним из наиболее распространенных иностранных языков в государственных школах Хамтрамка . [ 13 ] По состоянию на 2008–2009 учебный год польский язык был основным языком для 2,4% учащихся района. [ 14 ]
После того, как Хамтрамк стал муниципалитетом в 1922 году, каждый член Совета по образованию Хамтрамка был поляком, а большинство учащихся школьной системы были польскими католиками. В 1925 году из 7526 учащихся школьного округа около 5400 были этническими поляками. Половина этнических польских студентов не были гражданами США. [ 5 ] В какой-то период 20 века 8% учителей HPS были поляками. [ 15 ]
Многие польские жители Детройта в десятилетие 1910 года не отправляли своих детей в государственные школы Детройта . [ 5 ] Частично это произошло из-за учебной программы, введенной в десятилетии 1900 года, в которой не было польской культуры и сильно подчеркивалась английский язык и литература, а частично из-за системы отслеживания, основанной на тестировании IQ 1910 года, которая потенциально могла лишить иммигрантов доступа к академическим программам. [ 16 ] Кроме того, многие из новых промежуточных школ, построенных около 1910 года, были недоступны для жителей Польши. [ 17 ] Этнические сообщества Большого Детройта (1970) заявили, что в ХХ веке «доля учителей польского происхождения в Детройте не так велика, как в Хамтрамке». [ 15 ] Из школ ДПС в Северо-восточной средней школе в какой-то период 20-го века было больше всего польских учителей, включая некоторых преподавателей из числа этнических поляков европейского происхождения. [ 15 ]
В начале 20 века в трех приходах Хамтрамка были открыты начальные школы: Св. Флориана, Богоматери, Королевы апостолов, [ 5 ] и Святой Ладислав. [ 18 ]
В 20 веке Институт образовательной помощи, предлагающий взрослым курсы биологии, гражданства, английского языка, географии и математики, находился под управлением польской организации. [ 15 ]
СМИ
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2013 г. ) |
Исторически WJLB транслировал радиопрограммы на польском языке. [ 19 ]
Известные люди
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2015 г. ) |
- Боб Кеселовски ( «Рочестер »)
- Брэд Кеселовски ( Рочестер Хиллз )
- Брайан Кеселовски (Рочестер Хиллз)
- Рон Кеселовски ( Трой )
- Джон Лесински-старший
- Джордж Садовски
- Эдди Словик (Детройт)
- Норберт Шемански ( Дирборн )
См. также
[ редактировать ]- Церковь Святого Флориана (Хамтрамк, Мичиган)
- Демография метро Детройта
- История американцев венгерского происхождения в метро Детройта
- История американцев итальянского происхождения в метро Детройта
Ссылки
[ редактировать ]- Бэбсон, Стив. Рабочий Детройт: Создание Юнион-Тауна . Издательство Государственного университета Уэйна , 1986. ISBN 0814318193 , 9780814318195.
- Буковчик, Джон Дж. « Упадок и падение района Детройта: Поултаун против GM и города Детройт ». ( Архивировано 1 ноября 2014 г. в Wayback Machine ) Обзор закона Вашингтона и Ли , 1 января 1984 г. Том 41, выпуск 1, статья 5. с. 49-76.
- Файнштейн, Отто. Этнические сообщества Большого Детройта . Колледж Монтейт , Государственный университет Уэйна , 1970 год.
- Майер, Альберт. Этнические группы в Детройте, 1951 год . Университета Уэйна , 1951 год. Факультет социологии и антропологии
- Виньярд, ДжоЭллен Макнергни. За веру и удачу: образование иммигрантов-католиков в Детройте, 1805–1925 гг . Издательство Университета Иллинойса , 1 января 1998 г. ISBN 025206707X , 9780252067075.
- Вудфорд, Артур М. Это Детройт, 1701–2001 гг . Издательство Государственного университета Уэйна , 2001. ISBN 0814329144 , 9780814329146.
Примечания
[ редактировать ]- ^ https://worldpopulationreview.com/state-rankings/polish-population-by-state#
- ^ Jump up to: а б с « Индия лидирует среди всех стран в отправке людей в Детройт » ( Архив ). Детройтский бизнес Крейна . 1 июня 2014 г. Обновлено 6 июня 2014 г. Проверено 29 сентября 2014 г.
- ^ Вудфорд, с. 186 .
- ^ Jump up to: а б Бэбсон, с. 27 .
- ^ Jump up to: а б с д и Виньярд, с. 182 .
- ^ Тиш, Джордж. « Маленькая Бенгалия ». ( Архив ) Метро Таймс . 5 июня 2002 г. Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д " Введение ." ( Архив ) Американцы поляка в Мичигане . Историческая библиотека Бентли , Мичиганский университет . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Буковчик, стр. 51.
- ^ Бэбсон, с. 28 .
- ^ Jump up to: а б Файнштейн, с. 5 . «Поляки наиболее лояльны к Демократической партии, а немцы[...]»
- ^ "Дом" . Американско-польский культурный центр . Проверено 27 июня 2023 г.
Адрес: 2975 E. Maple Rd. Трой, Мичиган 48083
- ^ Файнштейн, с. 237 .
- ^ « Образовательный план для изучающих английский язык. Руководство, раздел III, план 2013/2014 ». (ELL Руководство, Архив ) Государственные школы Хамтрамка . п. 30 (32/34). Проверено 8 ноября 2013 г.
- ^ " Хамтрамк Horizon Fall 2009 ". ( Архив ) Государственные школы Хамтрамка . п. 2. Получено 5 ноября 2012 г. «Учащиеся государственной школы Хамтрамка представляют двадцать три страны происхождения. После английского в пятерку основных основных языков входят бенгальский (21,8%); арабский (18,8%); боснийский (7,5%). ; польский (2,4%) и албанский, шкип (1,5%), остальные одиннадцать языков считаются основными языками».
- ^ Jump up to: а б с д Файнштейн, с. 238 . «Доля учителей польского происхождения не так велика в Детройте, как в Хамтрамке, где они составляют более 8 процентов от общего числа. Северо-восточная средняя школа в Детройте имеет наибольшее количество сотрудников, директора, библиотекаря, и двое учителей — поляки, родившиеся в Европе».
- ^ Виньярд, с. 181 .
- ^ Виньярд, с. 180 .
- ^ Виньярд, с. 183 .
- ^ Майер, с. 60 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ковальски, Грег. Хамтрамк: Годы Второй мировой войны . Издательство Аркадия , 2007. ISBN 0738551414 , 9780738551418.
- Радзиловский, Таддеус К. (доктор философии) «Польский опыт в Детройте».