Теистический натурализм
Теистический натурализм — это теологически обоснованная система убеждений внутри философии, которая отвергает божественное вмешательство , но поддерживает теизм . [1]
Он отличается от традиционного или классического теизма . [2] : 123 Натуралисты-теисты считают, что эволюция и натурализм могут быть созвучны религиозным верованиям, таким как христианство. [3] : 85
По словам Сары Лейн Ричи из Эдинбургского университета, термин «теистический натурализм» впервые был использован голландским философом Виллемом Дресом . Дрис использовал этот термин для описания «схемы первичных и вторичных причин, в которой трансцендентное царство придает эффективность и реальность законам природы и управляемому ими материальному миру». [4] Однако эта точка зрения не повсеместно считается совместимой с натурализмом.
Критика
[ редактировать ]Теистический натурализм был назван расширением границ натурализма до такой степени, что «подойдет все». [5] : 234 Джеффри Коперски, профессор философии в Государственном университете Сагино-Вэлли, например, сказал, что теистический натурализм звучит как оксюморон и что натурализм и теизм несовместимы. [6]
Стивен Д. Шаферсман , геолог, также писал о предполагаемой несовместимости этих двух идей. В докладе, представленном на конференции по натурализму, теизму и научной деятельности , он заявил:
«Натуралисты-теисты должны верить в натурализм, чтобы методологически предположить или принять его в науке, и они не могут одновременно логически поддерживать веру в сверхъестественное, если не утверждают, что между естественным и сверхъестественным мирами нет абсолютно никакой связи. то, чего не поддерживает ни один сверхнатуралист. Даже самый натуралистический натуралист-теист - деист, который утверждает, что Бог является конечным Создателем вселенной, но что все, что происходит после этого единственного события, является естественным и действует по естественным причинам - верит в сверхъестественное происхождение вселенной. Но онтологический натурализм не делает исключения для происхождения Вселенной » . [7] [Выделено в оригинале.]
Известные теистические натуралисты
[ редактировать ]- Артур Пикок [8] : 140
- Джон Б. Кобб [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Найт, Кристофер К. (2013), «Теистический натурализм» , в Рунехове, Энн LC; Овьедо, Луис (ред.), Энциклопедия наук и религий , Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 2240–2243, doi : 10.1007/978-1-4020-8265-8_1105 , ISBN 978-1-4020-8265-8 , получено 1 ноября 2021 г.
- ^ Нгуен, Нам Т. (2011). Первичное Я природы: Пирс, Ясперс и Коррингтон . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-5040-5 .
- ^ Дембски, Уильям; Кушинер, Джеймс (март 2001 г.). Признаки интеллекта: понимание разумного замысла . Бразос Пресс. ISBN 978-1-58743-004-6 .
- ^ Ричи, Сара Лейн, изд. (2019), «Теистический натурализм, часть 1: томистическое божественное действие» , «Божественное действие и человеческий разум » , «Текущие проблемы теологии», Кембридж: Cambridge University Press, стр. 227–260, ISBN 978-1-108-47651-5 , получено 10 июня 2023 г.
- ^ Ричи, Сара Лейн (25 июля 2019 г.). Божественное действие и человеческий разум . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-47651-5 .
- ^ Коперски, Джеффри (28 ноября 2019 г.). Божественное действие, детерминизм и законы природы . Рутледж. ISBN 978-0-429-63958-6 .
- ^ https://web.archive.org/web/20190705061915/http://www.stephenjaygould.org/ctrl/schafersman_nat.html .
- ^ Хикман, Луиза (10 ноября 2014 г.). Случай или провидение: религиозные взгляды на божественное действие . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-7101-3 .
- ^ Кросби, Дональд А.; Стоун, Джером А. (01 февраля 2018 г.). Справочник Рутледжа по религиозному натурализму . Рутледж. ISBN 978-1-351-85753-6 .