Ольга Шапир
Ольга Шапир | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Ораниенбаум | 10 сентября 1850 г.
Умер | 13 июля 1916 г. Саратовская губерния | ( 65 лет
Ольга Андреевна Шапир , урожденная Кислякова ( русский : Ольга Андреевна Шапир ; 10 сентября 1850 — 13 июля 1916) — русская писательница, активистка и откровенная феминистка .
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Ольга Шапир родилась 10 сентября 1850 года в Ораниенбауме, Россия (ныне Ломоносов , Россия) и была одной из девяти детей в крестьянской семье. [ 1 ] [ 2 ] Ее отец, Андрей Петрович Кисляков, был бывшим крепостным и работал военным чиновником в комендатуре в Ораниенбауме при декабристов вожде Павле Пестеле . [ 3 ] Ее мать, Лизавета (Абрамович) Кислякова, была шведского происхождения. [ 4 ]
Шапир особенно посещал Александровскую гимназию с 1863 по 1865 год, школу, основанную императором Александром I , и заработал золотой металл как лучший ученик в классе. Интеллектуальное любопытство Шапир побудило ее посещать публичные лекции в 1870 году, в том числе «Владимирские курсы», которые были созданы как ограниченная возможность для русских женщин продолжить свое образование и участвовать в академических кругах. [ 5 ] [ 4 ]
В возрасте двадцати одного года в 1871 году Шапир заявила о независимости от своей семьи. [ 6 ] Год спустя, в 1872 году, Шапир вышла замуж за Лазаря Шапира, исключенного из Медико-хирургической академии в Петербурге за активное членство в «Нардоной расправе» («Народное наказание») под руководством Сергея Нечаева . Ей удалось восстановить мужа в должности земского врача, и пара переехала в Царицынский уезд Саратовской губернии, где он занимался медицинской практикой. Некоторое время они жили сообща в Петербурге и установили связи с кружком сестер Корниловых, готовивших заговор против царя Александра II . [ 1 ] У пары было двое детей. [ 4 ]
Лазарь предоставил Шапиру разрешение получить формальное образование, что было нетипично для женщин того времени. [ 5 ]
Карьера и писательский жанр
[ редактировать ]В молодости Шапир стремилась зарабатывать самостоятельно и писала короткие статьи и переводы для российских газет « « Биржевые ведомости» и Новое время ». После расставания с семьей она также руководила Александра Чересова . Василеостровской библиотекой [ 5 ]
Живя в Саратовской губернии вместе с Лазаром, Шапир начала писать собственные произведения. Сочинения Шапира можно тематически оценить по разным периодам времени. [ 7 ] Ее первый роман под названием « На пороге жизни » был опубликован в 1879 году. В 1879–1887 годах вышли ее романы, в том числе «Дорогой ценой : из семейной прозы», 1882) и «Похороны». Праздник (Поминки, 1886) оценивает женское рабство. Главные герои отказываются от своих личных или профессиональных амбиций, чтобы позаботиться о своей семье. Затем, между 1879 и 1904 годами, Шапир представила в своих книгах «новую женщину» - концепцию, разработанную Александрой Коллонтай , дающую героиням автономию и контроль над сюжетом истории. К целостным романам, отображающим этот персонаж, относятся «Миражи» («Миражи», 1889), «Она вернулась» («Вернула», 1892), «Слобода» , «Дочери Авдотьи», повесть « Дунечка » («Дунечка», 1904) и «В бурные годы », возможно, ее самая известная работа. [ 7 ] [ 8 ] В «Бурные годы» опирается на собственный опыт Шапира как члена радикальной группы Нечаева и выступает в защиту Достоевского и его романа «Бесы» . [ 1 ]
Многие работы были опубликованы в популярных журналах того времени, в том числе «Отечественных записках» , «Северном вестнике» и «Вестнике Европы» . [ 3 ] [ 9 ]
Шапир также опубликовал в 1907 году автобиографию, доступную на русском языке. Помимо рассказа о развитии своей прозы и влиянии своего воспитания, она документирует, как феминизм сформировал ее писательскую направленность. Она говорит: «Я осознала, что единственный способ внести хоть какой-то ценный вклад — это писать с точки зрения женщины и раскрывать то, что только женщины могут видеть в вечной проблеме любви, в семейных отношениях и женском недостатке. прав в обществе» (с. 54). [ 8 ]
Политика
[ редактировать ]Шапир политически придерживалась левых взглядов, как и многие другие женщины-прозаики, известные как либеральные феминистки. [ 8 ] Сапир была, как она это называла, «выдающейся феминисткой». Как уважаемый оратор и писатель, выступающий за равноправие феминисток (равноправок) в России, она выступала за то, чтобы женщины не стремились к тому же набору стандартов, что и мужчины. Вместо того, чтобы стремиться к этим крошечным правовым изменениям, они должны переосмыслить системы в обществе и культуре, которые увековечивают неравное обращение с ними. Шапир считал, что многие более крупные конфликты могут быть связаны с неравенством между полами. [ 5 ] [ 7 ]
Активизм и филантропия
[ редактировать ]В 1895 году Шапир вступила в Русское женское взаимное благотворительное общество и занимала ряд руководящих должностей, в том числе заведующего Комиссией по сбору средств, заведующего реферативным отделом общества и члена управляющего совета, принимавшего решения о политике организации. Шапир считала Общество местом, где женщины могут собираться и обсуждать свой общий опыт и невзгоды. Они сосредоточились на способах расширения возможностей действующего российского женского движения. Члены в основном состояли из образованных людей из высшего сословия, которые стремились улучшить свой статус, одновременно оказывая помощь тем, кому повезло меньше. Разногласия Шапир с административным руководителем Общества Анной Н. Шабановой по поводу благотворительных проектов привели к тому, что она вышла из Совета, но продолжила работу в Отделе избирательного права над планированием Первого Всероссийского женского конгресса в 1908 году. [ 5 ] [ 6 ]
Шапир также присоединилась к Союзу равноправия женщин в 1905 году, рожденному в результате первой русской революции , которая была сосредоточена на обеспечении избирательного права женщин. Группа присоединилась к левым российским политическим организациям и партиям и играла активную роль в гражданском неповиновении. [ 5 ]
Шапир сыграла монументальную роль в Первом Всероссийском женском конгрессе, состоявшемся в 1908 году. Съезд стал важным моментом в истории России, поскольку он собрал тысячи женщин-делегатов разного происхождения, чтобы наметить путь к более справедливому будущему. В его состав входили большинство граждан среднего класса и многие хорошо зарекомендовавшие себя организаторы. Конгресс черпал вдохновение как из конференции Международного женского движения в Чикаго в 1903 году, так и из русского освободительного движения. Первоначально оно было запланировано на 1905 год, но было отложено на три года, поскольку генерал-губернатор Трепов потребовал подвергнуть речи цензуре на фоне продолжающейся напряженности между российским обществом и правительством. К 1908 году конгрессу было разрешено расширить дискуссию, включив в нее экономическое и социальное положение женщин и их участие в движениях за гражданские права. [ 5 ] [ 10 ] [ 11 ]
Шапир составила доклад под названием «Идеалы будущего», в котором она доказывала группе, что женское мировоззрение имеет такое же значение, как и мужское. Другие темы, обсуждавшиеся на конгрессе, включали роль женщины в семье, доступ к образованию и трудоустройству. При таком большом количестве мнений конгресс не смог достичь единогласия по поводу вмешательства, и поэтому никакие прямые действия не привели к крупномасштабным действиям. Тем не менее, активное участие Шапира в его производстве стимулировало провокационные дискуссии и побуждало женщин собираться вместе и делиться своим опытом времен старого режима. [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]Вместе с Екатериной Летковой , Валентиной Дмитриевой и Анастасией Вервицкой Шапир была в авангарде феминистской мысли. [ 8 ] Литературно-теоретические работы Шапира достигли разнообразной аудитории, как граждан, так и российских феминисток. За свою долгую карьеру она публиковалась в известных журналах и журналах и использовала свою платформу, чтобы рассказывать о женском опыте. Она отличалась от других русских писателей тем, что бросала вызов стереотипам и демонстрировала в своих работах успешных женщин. Вклад Шапира в работу Отдела избирательного права Российского женского благотворительного общества сыграл важную роль в разработке закона, принятого Государственной Думой , который напрямую предоставлял женщинам право наследства отдельно от мужа. [ 5 ]
Шапир умер 13 июля 1916 года от болезни в Санкт-Петербурге и похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. [ 5 ]
Опубликованные книги [ 4 ]
[ редактировать ]- Антиподия , 1882 г.
- Na raznykha iazykakh , 1884
- Povesti i rasskazy , 1889
- Без Ливбуй , 1890 г.
- В Сиэтле , 1891 год.
- Mirazhi, 1892
- Vernulas'!, V slobodke. Deti otkazali, 1894
- Любовь, 1896 г.
- Starye pesni, 1990
- Avdot'iny dochki, 1901
- Zakonnye zheny, 1902
- Наркодестуво, 1903 год.
- Invalidy i novobrantsy, 1905
- Ne proverili, 1905
- V burnye gody, 1907
- Сонина хатва, 1908 г.
- Chuzhoi, 1908
- Роза Сарона, 1910 год.
- V temnote, 1910
- Sobranie sochineniia, 1910-1912
Английские переводы
[ редактировать ]- Поселение , из Антологии русской женской литературы, 1777–1992 гг ., Oxford University Press, 1994.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Голдберг., Рутчайлд, Рошель (2010). Равенство и революция: права женщин в Российской империи, 1905-1917 гг . Издательство Питтсбургского университета. ISBN 978-0-8229-6066-9 . OCLC 468973471 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Война, революция, победа?» , Равенство и революция , University of Pittsburgh Press, стр. 211–238, doi : 10.2307/j.ctt5hjp1d.14 , получено 5 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Келли, Катриона (1994). Антология русской женской письменности 1777-1992 гг . Издательство Оксфордского университета. OCLC 624436066 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Вишневецкий И.Г.; Калб, Джудит Э.; Огден, Дж. Александр, ред. (2004). Русские писатели Серебряного века, 1890-1925 . Фармингтон Миллс, Мичиган: Томсон/Гейл. ISBN 9780787668327 . OCLC 54407824 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Нунан, Норма К.; Нехемиас, Кэрол (2001). Энциклопедия российских женских движений . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-30438-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Биографический словарь женских движений и феминизмов в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе: XIX и XX века . Франциска де Хаан, Красимира Даскалова, Анна Лутфи (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Центральноевропейского университета. 2006. ISBN 1-4237-4938-3 . OCLC 63197522 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Розенхольм, Арья; Савкина, Ирина (2012), «Как женщины должны писать»: писательство русских женщин в девятнадцатом веке», Женщины в России девятнадцатого века: жизнь и культура , Издательство «Открытая книга», doi : 10.11647/obp.0018.08 , ISBN 9781906924652
- ^ Перейти обратно: а б с д Келли, Катриона (02 апреля 1998 г.), «Женское перо» и воображение национальной традиции: письмо русских женщин, 1820–1880 гг.» , История письма русских женщин 1820–1992 гг ., Oxford University Press, стр. 19 –78, дои : 10.1093/acprof:oso/9780198159643.003.0002 , ISBN 978-0-19-815964-3 , получено 5 марта 2023 г.
- ^ Кристенсен, Хильда, изд. (2004). Пересекая границы: переосмысление женских движений на рубеже XXI века . Университетское издательство Южной Дании. стр. 146–147. ISBN 8778388597 .
- ^ Перейти обратно: а б ЭДМОНДСОН, ЛИНДА (1976). «Российские феминистки и Первый Всероссийский конгресс женщин» . Русская история . 3 (2): 123–149. дои : 10.1163/187633176X00080 . ISSN 0094-288X . JSTOR 24649709 .
- ^ Николаевна., Селиванова, Нина (1923). Russia's women . Hyperion Press, 1976. ISBN 0-88355-352-Х . OCLC 613139854 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )