Пила Мон Хла
Пила Мон Хла Пила Мон Хла | |
---|---|
![]() Статуя Со Мон Хла | |
Принцесса Мау | |
Срок владения | в. 1040–1058 гг. |
Королева Северного дворца Пэгана | |
Срок владения | в. 1058–1070 гг. |
Предшественник | Мьяук Пьинт |
Преемник | в Манисе |
Рожденный | 1040-е годы Деревня Саэ Лант, штат Северный Мау Шань |
Умер | Хсипау |
Супруг | Анаврахта |
Дом | Моу |
Отец | Саофа из Моу |
Религия | Тхеравада Буддизм |
Со Мон Хла ( бирманский : สัวมพี่ [sɔ́ mʊ̀ɰ̃ l̥a̰] была главной королевой короля Анаврахты языческого ) . [ 1 ] [ 2 ] она известна В истории Бирмы своей красотой и возможным изгнанием, спровоцированным другими конкурирующими королевами. Ее история до сих пор является частью популярного бирманского театра, и ее изображают как грустную романтическую фигуру.
Королева была дочерью саофы ( вождя) государства Мо Шан , расположенного между Паганом и королевством Дали (современный Юньнань ). В местных историях о Хсипау (Тибо) и Хсенви (Тейнни) Со Мон Хла считается их принцессой. [ 3 ]
В ц. В 1058 году Анаврахта возглавил экспедицию в Дали. После возвращения из экспедиции Дали королю подарил Со Мон Хла ее брат (или, по некоторым сведениям, ее отец Со Наунг, вождь Мона). [ 4 ] В Пэгане Со Мон Хла быстро стала любимой королевой короля.
Построил Швесаянскую пагоду.
[ редактировать ]Согласно бирманским хроникам, красивая молодая королева была изгнана королевами-соперницами, завидовавшими ее статусу фаворитки Анаврахты. Соперницы обвинили ее в том, что она ведьма. [ 5 ] Поэтому Со Мин Хла была вынуждена покинуть Анаврахту и вернуться на родину Мо.
По возвращении на место своего рождения, в деревню Саэ Лант в штате Северный Мау Шан, одна из ее сережек, в которых хранилась реликвия Будды, упала в ручей, и появились десятки золотых воробьев, окруживших место падения серьги. Ручей называется «На Даунг Кья», что в переводе означает «серьга упала». Она построила пагоду недалеко от берега реки (расположенную в современном Патеинги , Мандалай ), сохранив свои серьги и реликвию Будды, фасад которой обращен на восток, в сторону места ее рождения в штате Шан. Когда король Анаврахта услышал эту новость, были отправлены солдаты и приказали убить ее, если фасад пагоды обращен на восток, и освободить ее, если он обращен на запад, где находится Пэган.
Увидела Мон Хла, услышав эту новость, и, чтобы спасти себя, загадала торжественное желание и использовала свой изумрудный платок, чтобы повернуть пагоду лицом прямо между востоком и западом. Легенда гласит, что королева была освобождена после того, как солдаты увидели, что пагода не обращена к штату Шан. Пагода была названа Швесаян , что переводится как «окруженная золотыми воробьями». Говорят, что раскаявшийся Анаврахта пожертвовал пагоде окружающую землю ближе к концу своего правления.
Духовная жизнь
[ редактировать ]
Некоторые люди полагают, что Сао Мон Хла, которая умерла в своем доме недалеко от Ссипау , вместе со своим братом стала хранителем Ната (духа), который защищает пагоду в языческом стиле и по сей день. Рядом с пагодой Швесаян находится храм Нат, в котором установлена статуя Сан Мон Хла и ее брата. Некоторые люди верят, что это храм духов и что если они сделают подношения, духи благословят их. Выражение почтения духам Сан Мон Хла и ее брата в пагоде Шве Сар Ян привлекло больше посетителей, чем другие фестивали пагод.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мур, Элизабет (май 2009 г.). «Археология плато Шан: переход от бронзы к буддизму» . Современный буддизм . 10 (1): 91–110. дои : 10.1080/14639940902969044 . ISSN 1463-9947 .
- ^ Смит, Стефан Халиковски (23 сентября 2011 г.). Креолизация и диаспора в Португальской Индии: социальный мир Аюттхая, 1640-1720 гг . Брилл. ISBN 978-90-04-19048-1 .
- ^ Такатани, Мичио. «О нарративном формировании духовных легенд в Бирме (Мьянме)» . Университет Хиросимы.
- ^ Морган, Дайан (30 ноября 2007 г.). Пламя и кровь: Рубины в мифах, магии и истории . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-0-313-08719-6 .
- ^ «Король Анаврахта». Хманнан Язавин (на бирманском языке). Том. 1 (изд. 2003 г.). Янгон: Министерство информации Мьянмы. 1829. стр. 254–256.