Jump to content

Генри Нельсон Виман

Генри Нельсон Виман
Виман в 1912 году, из коллекции его дочери Кендры Смит.
Рожденный 19 августа 1884 г.
Умер 19 июня 1975 г.
Альма-матер Парк Колледж
Духовная семинария Сан-Франциско
Гарвардский университет
Известный Натуралистическая религия, Эмпирическая теология
Награды Премия UUA за выдающиеся заслуги перед делом либеральной религии.
Научная карьера
Поля Теология/Философия
Учреждения Западный колледж
Школа богословия Чикагского университета
Университет Южного Иллинойса

Генри Нельсон Виман (1884–1975) был американским философом и теологом. Он стал самым известным сторонником теоцентрического натурализма и эмпирического метода в американском богословии и стал катализатором возникновения религиозного натурализма во второй половине 20 века. Его внук Карл Виман — лауреат Нобелевской премии, а зять Хьюстон Смит — выдающийся учёный в области религиоведения . [1] [2] [3]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Виман учился в Парк-колледже в Миссури, который окончил в 1907 году. В 1910 году он окончил Теологическую семинарию Сан-Франциско и переехал на два года в Германию, чтобы учиться в университетах Йены и Гейдельберга. Там он учился у богословов Эрнста Трёльча и Адольфа фон Гарнака , а также у философа Вильгельма Виндельбанда , но все они оказали мало влияния на Вимана. [4]

Виман вернулся в Соединенные Штаты и четыре года проработал пресвитерианским пастором в Калифорнии. Затем он переехал в Гарвард, чтобы получить докторскую степень по философии, которую получил в 1917 году под руководством Уильяма Эрнеста Хокинга и Ральфа Бартона Перри . В Гарварде Виман заинтересовался творчеством Джона Дьюи , Анри Бергсона и Альфреда Норта Уайтхеда . [4]

После Гарварда Виман начал преподавать в Западном колледже . В 1927 году, как один из немногих американских экспертов по Уайтхеду, Виман был приглашен в Школу богословия Чикагского университета , чтобы прочитать лекцию, объясняющую мысль Уайтхеда. [5] Лекция Вимана была настолько блестящей, что его сразу же приняли на факультет в качестве профессора христианского богословия и преподавали там двадцать лет, а в течение по крайней мере тридцати лет после этого Чикагская школа богословия была тесно связана с мыслью Уайтхеда. [6] Вышел в отставку в 1949 году. [4]

В последующие годы Виман преподавал в Университете Орегона , Университете Западной Вирджинии , Университете Хьюстона , Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе , Вашингтонском университете в Сент-Луисе и Гриннелл-колледже . В 1956 году он был нанят в качестве выдающегося приглашенного профессора философии в Университете Южного Иллинойса в Карбондейле. Виман вышел на пенсию в третий раз в 1966 году. [1]

Религиозный натурализм

[ редактировать ]

Виман сыграл важную роль в формировании взглядов на религиозный натурализм. В 1963 году он писал: «Невозможно получить знания о целостном космосе или иметь какое-либо понимание бесконечности, превосходящей космос. Следовательно, убеждения по этим вопросам являются иллюзиями, лелеемыми из-за их полезности для создания желаемых состояний ума... ... Ничто не может преобразовать человека, если оно не действует в человеческой жизни. Поэтому в человеческой жизни, в реальных процессах человеческого существования должна быть найдена спасительная и преобразующая сила, которую ищет религиозное исследование и которую должна постичь вера». [7]

В 1970 году он дал новое определение Богу в таком смысле, за который уцепились бы некоторые религиозные натуралисты: «Как мы можем интерпретировать то, что действует в человеческом существовании для создания, поддержания, сохранения и преобразования ради величайшего блага, чтобы научные исследования и научные технологии могли быть применительно к поиску и обеспечению условий – физических, биологических, психологических и социальных – которые должны присутствовать для его наиболее эффективного действия. Это оперативное присутствие в человеческом существовании можно назвать Богом». [8]

У него было натуралистическое мировоззрение, форма неотеистического религиозного натурализма. Для Вимана Бог был естественным процессом или сущностью, а не сверхъестественным и был объектом чувственного опыта. Его концепция Бога была похожа на концепцию «Все» Спинозы и теистические сектора классического пантеизма и современного неопантеизма. [9] но с либеральным христианским тоном.

Он был рукоположен в сан пресвитерианского священника в 1912 году, но в 1949 году, преподавая в Университете Орегона , он стал членом Унитарной церкви . Тем не менее, он находился на крайнем грани христианского модернизма и критически относился к сверхъестественному и неоортодоксии 20-го века .

Виман помог запустить Zygon: Journal of Religion & Science , создание которого было вызвано дискуссиями в Институте религии в эпоху науки . Через шесть дней после его смерти в 1975 году он был награжден Премией Унитарной универсалистской ассоциации за выдающиеся заслуги перед делом либеральной религии.

Роберт Бреталл, редактор «Эмпирической теологии Генри Нельсона Вимана», том 4 Библиотеки живого богословия, писал: «Как и большинство великих мыслителей, Виман избегает категоризации. свой собственный путь, невосприимчивый к приливам и отливам богословских мод. Вполне возможно, что он может быть тем, кем его почти единогласно провозгласили его ученики, - самым всесторонним и наиболее характерным американским богословом нашего века». [10]

Основные работы

[ редактировать ]
  • Религиозный опыт и научный метод - Макмиллан, 1926 г.
  • Борьба религии с истиной - Макмиллан, 1927 г.
  • Методы частной религиозной жизни - Макмиллан, 1929 г.
  • Проблемы жизни: лекции Менденхолла - Abingdon Press, 1930 г.
  • Есть ли Бог?: Разговор с Генри Нельсоном Виманом, Дугласом Клайдом Макинтошом и Максом Карлом Отто - Willet, Clark & ​​Company, 1932 г.
  • Нормативная психология религии - Генри Нельсон Виман с Региной Вестхолл Виман - Кроуэлл, 1935 г.
  • Американская философия религии - Генри Нельсон Виман, Бернард Юджин Меланд, Уиллетт, Кларк и компания, 1936 г.
  • Рост религии - Часть I Уолтера Маршалла Хортона, Часть II Х.Н. Вимана: «Современный рост религии» - Уиллет, Кларк, 1938 г.
  • Теперь мы должны выбирать - Компания Macmillan, 1941 год.
  • Источник человеческого блага - Университет Южного Иллинойса. Пресс, 1946 год.
  • Ответ религиозных либералов: семь философов - Х. Н. Виман, Артур Э. Мюррей, Гарднер Уильямс, Джей Уильям Хадсон, М. К. Отто, Джеймс Б. Пратт и Рэй Вуд Селларс - Beacon Press, 1947 г.
  • Директива в истории - Айерские лекции - Beacon Press, 1 949
  • Высшее обязательство человека - издательство Университета Южного Иллинойса, 1958 г.
  • Интеллектуальная основа веры - Философская библиотека, 1961 г.
  • Религиозные исследования : некоторые исследования - Beacon Press, 1968 г.
  • Религиозный опыт и научный метод - Издательство Южного Иллинойского университета (переиздание Arcturus Books с новым предисловием), 1971 г.
  • В поисках веры для новой эпохи: очерки взаимозависимости религии, науки и философии - Scarecrow Press, 1975, ISBN   0-8108-0795-5
  • Творческая свобода: призвание либеральной религии - The Pilgrim Press, 1982 [очевидно, написано в 1950-х годах, под редакцией Крейтона Педена и Ларри Э. Акселя]
  • Организация интересов - докторская диссертация Вимана 1917 года [о творчестве как лучшем принципе организации интересов], под редакцией Седрика Ламбета Хеплера, University Press of America, 1985.
  • Наука, служащая вере - одно из последних богословских заявлений Вимана, написанное ближе к концу его жизни и завершенное редакторами Крейтоном Педеном и Чарльзом Уиллигом, Scholars Press, 1987 г.
  1. ^ Jump up to: а б «Генри Нельсон Виман» . Uudb.org . Архивировано из оригинала 3 августа 2019 г. Проверено 22 ноября 2016 г.
  2. ^ «Н. Орр Виман | Некрологи» . Gazettetimes.com . 22 ноября 2011 г. Проверено 22 ноября 2016 г.
  3. ^ Мартин, Дуглас; Хевеси, Деннис (01 января 2017 г.). «Хьюстон Смит, автор книги «Религии мира», умер в возрасте 97 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 15 марта 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Джеймс К. Ливингстон и Фрэнсис Шюсслер Фиоренца, изд. (2006). Современная христианская мысль: двадцатый век (второе изд.). Миннеаполис: Фортресс Пресс. стр. 48–58. ISBN  9780800637965 .
  5. ^ Гэри Дорриен, «Приманка и необходимость теологии процесса», CrossCurrents 58 (2008): 320.
  6. ^ Гэри Дорриен, Создание американской либеральной теологии: кризис, ирония и постмодерн, 1950–2005 (Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2006), 123–124.
  7. ^ Эмпирическое богословие Генри Нельсона Вимана - Роберт Уолтер Бреталл, Генри Нельсон Виман - Макмиллан, 1963, стр. 4
  8. ^ Религиозные и теологические рефераты - Theological Publications, Inc., 1970.
  9. ^ «Пантея» . Архивировано из оригинала 27 марта 2010 г. Проверено 7 января 2009 г.
  10. ^ Эмпирическое богословие Генри Нельсона Вимана - Роберт Уолтер Бреталл, Генри Нельсон Виман - Макмиллан, 1963, с. х
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bdb6aeedb3e009b918fd2bc5a209427e__1711304220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/7e/bdb6aeedb3e009b918fd2bc5a209427e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Henry Nelson Wieman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)