Генри Нельсон Виман
Генри Нельсон Виман | |
---|---|
Рожденный | 19 августа 1884 г. |
Умер | 19 июня 1975 г. |
Альма-матер | Парк Колледж Духовная семинария Сан-Франциско Гарвардский университет |
Известный | Натуралистическая религия, Эмпирическая теология |
Награды | Премия UUA за выдающиеся заслуги перед делом либеральной религии. |
Научная карьера | |
Поля | Теология/Философия |
Учреждения | Западный колледж Школа богословия Чикагского университета Университет Южного Иллинойса |
Генри Нельсон Виман (1884–1975) был американским философом и теологом. Он стал самым известным сторонником теоцентрического натурализма и эмпирического метода в американском богословии и стал катализатором возникновения религиозного натурализма во второй половине 20 века. Его внук Карл Виман — лауреат Нобелевской премии, а зять Хьюстон Смит — выдающийся учёный в области религиоведения . [1] [2] [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Виман учился в Парк-колледже в Миссури, который окончил в 1907 году. В 1910 году он окончил Теологическую семинарию Сан-Франциско и переехал на два года в Германию, чтобы учиться в университетах Йены и Гейдельберга. Там он учился у богословов Эрнста Трёльча и Адольфа фон Гарнака , а также у философа Вильгельма Виндельбанда , но все они оказали мало влияния на Вимана. [4]
Виман вернулся в Соединенные Штаты и четыре года проработал пресвитерианским пастором в Калифорнии. Затем он переехал в Гарвард, чтобы получить докторскую степень по философии, которую получил в 1917 году под руководством Уильяма Эрнеста Хокинга и Ральфа Бартона Перри . В Гарварде Виман заинтересовался творчеством Джона Дьюи , Анри Бергсона и Альфреда Норта Уайтхеда . [4]
Карьера
[ редактировать ]После Гарварда Виман начал преподавать в Западном колледже . В 1927 году, как один из немногих американских экспертов по Уайтхеду, Виман был приглашен в Школу богословия Чикагского университета , чтобы прочитать лекцию, объясняющую мысль Уайтхеда. [5] Лекция Вимана была настолько блестящей, что его сразу же приняли на факультет в качестве профессора христианского богословия и преподавали там двадцать лет, а в течение по крайней мере тридцати лет после этого Чикагская школа богословия была тесно связана с мыслью Уайтхеда. [6] Вышел в отставку в 1949 году. [4]
В последующие годы Виман преподавал в Университете Орегона , Университете Западной Вирджинии , Университете Хьюстона , Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе , Вашингтонском университете в Сент-Луисе и Гриннелл-колледже . В 1956 году он был нанят в качестве выдающегося приглашенного профессора философии в Университете Южного Иллинойса в Карбондейле. Виман вышел на пенсию в третий раз в 1966 году. [1]
Религиозный натурализм
[ редактировать ]Виман сыграл важную роль в формировании взглядов на религиозный натурализм. В 1963 году он писал: «Невозможно получить знания о целостном космосе или иметь какое-либо понимание бесконечности, превосходящей космос. Следовательно, убеждения по этим вопросам являются иллюзиями, лелеемыми из-за их полезности для создания желаемых состояний ума... ... Ничто не может преобразовать человека, если оно не действует в человеческой жизни. Поэтому в человеческой жизни, в реальных процессах человеческого существования должна быть найдена спасительная и преобразующая сила, которую ищет религиозное исследование и которую должна постичь вера». [7]
В 1970 году он дал новое определение Богу в таком смысле, за который уцепились бы некоторые религиозные натуралисты: «Как мы можем интерпретировать то, что действует в человеческом существовании для создания, поддержания, сохранения и преобразования ради величайшего блага, чтобы научные исследования и научные технологии могли быть применительно к поиску и обеспечению условий – физических, биологических, психологических и социальных – которые должны присутствовать для его наиболее эффективного действия. Это оперативное присутствие в человеческом существовании можно назвать Богом». [8]
У него было натуралистическое мировоззрение, форма неотеистического религиозного натурализма. Для Вимана Бог был естественным процессом или сущностью, а не сверхъестественным и был объектом чувственного опыта. Его концепция Бога была похожа на концепцию «Все» Спинозы и теистические сектора классического пантеизма и современного неопантеизма. [9] но с либеральным христианским тоном.
Он был рукоположен в сан пресвитерианского священника в 1912 году, но в 1949 году, преподавая в Университете Орегона , он стал членом Унитарной церкви . Тем не менее, он находился на крайнем грани христианского модернизма и критически относился к сверхъестественному и неоортодоксии 20-го века .
Виман помог запустить Zygon: Journal of Religion & Science , создание которого было вызвано дискуссиями в Институте религии в эпоху науки . Через шесть дней после его смерти в 1975 году он был награжден Премией Унитарной универсалистской ассоциации за выдающиеся заслуги перед делом либеральной религии.
Роберт Бреталл, редактор «Эмпирической теологии Генри Нельсона Вимана», том 4 Библиотеки живого богословия, писал: «Как и большинство великих мыслителей, Виман избегает категоризации. свой собственный путь, невосприимчивый к приливам и отливам богословских мод. Вполне возможно, что он может быть тем, кем его почти единогласно провозгласили его ученики, - самым всесторонним и наиболее характерным американским богословом нашего века». [10]
Основные работы
[ редактировать ]- Религиозный опыт и научный метод - Макмиллан, 1926 г.
- Борьба религии с истиной - Макмиллан, 1927 г.
- Методы частной религиозной жизни - Макмиллан, 1929 г.
- Проблемы жизни: лекции Менденхолла - Abingdon Press, 1930 г.
- Есть ли Бог?: Разговор с Генри Нельсоном Виманом, Дугласом Клайдом Макинтошом и Максом Карлом Отто - Willet, Clark & Company, 1932 г.
- Нормативная психология религии - Генри Нельсон Виман с Региной Вестхолл Виман - Кроуэлл, 1935 г.
- Американская философия религии - Генри Нельсон Виман, Бернард Юджин Меланд, Уиллетт, Кларк и компания, 1936 г.
- Рост религии - Часть I Уолтера Маршалла Хортона, Часть II Х.Н. Вимана: «Современный рост религии» - Уиллет, Кларк, 1938 г.
- Теперь мы должны выбирать - Компания Macmillan, 1941 год.
- Источник человеческого блага - Университет Южного Иллинойса. Пресс, 1946 год.
- Ответ религиозных либералов: семь философов - Х. Н. Виман, Артур Э. Мюррей, Гарднер Уильямс, Джей Уильям Хадсон, М. К. Отто, Джеймс Б. Пратт и Рэй Вуд Селларс - Beacon Press, 1947 г.
- Директива в истории - Айерские лекции - Beacon Press, 1 949
- Высшее обязательство человека - издательство Университета Южного Иллинойса, 1958 г.
- Интеллектуальная основа веры - Философская библиотека, 1961 г.
- Религиозные исследования : некоторые исследования - Beacon Press, 1968 г.
- Религиозный опыт и научный метод - Издательство Южного Иллинойского университета (переиздание Arcturus Books с новым предисловием), 1971 г.
- В поисках веры для новой эпохи: очерки взаимозависимости религии, науки и философии - Scarecrow Press, 1975, ISBN 0-8108-0795-5
- Творческая свобода: призвание либеральной религии - The Pilgrim Press, 1982 [очевидно, написано в 1950-х годах, под редакцией Крейтона Педена и Ларри Э. Акселя]
- Организация интересов - докторская диссертация Вимана 1917 года [о творчестве как лучшем принципе организации интересов], под редакцией Седрика Ламбета Хеплера, University Press of America, 1985.
- Наука, служащая вере - одно из последних богословских заявлений Вимана, написанное ближе к концу его жизни и завершенное редакторами Крейтоном Педеном и Чарльзом Уиллигом, Scholars Press, 1987 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Генри Нельсон Виман» . Uudb.org . Архивировано из оригинала 3 августа 2019 г. Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ «Н. Орр Виман | Некрологи» . Gazettetimes.com . 22 ноября 2011 г. Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Мартин, Дуглас; Хевеси, Деннис (01 января 2017 г.). «Хьюстон Смит, автор книги «Религии мира», умер в возрасте 97 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс К. Ливингстон и Фрэнсис Шюсслер Фиоренца, изд. (2006). Современная христианская мысль: двадцатый век (второе изд.). Миннеаполис: Фортресс Пресс. стр. 48–58. ISBN 9780800637965 .
- ^ Гэри Дорриен, «Приманка и необходимость теологии процесса», CrossCurrents 58 (2008): 320.
- ^ Гэри Дорриен, Создание американской либеральной теологии: кризис, ирония и постмодерн, 1950–2005 (Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2006), 123–124.
- ^ Эмпирическое богословие Генри Нельсона Вимана - Роберт Уолтер Бреталл, Генри Нельсон Виман - Макмиллан, 1963, стр. 4
- ^ Религиозные и теологические рефераты - Theological Publications, Inc., 1970.
- ^ «Пантея» . Архивировано из оригинала 27 марта 2010 г. Проверено 7 января 2009 г.
- ^ Эмпирическое богословие Генри Нельсона Вимана - Роберт Уолтер Бреталл, Генри Нельсон Виман - Макмиллан, 1963, с. х
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография из Унитарной универсалистской ассоциации. Архивировано 16 февраля 2009 г. в Wayback Machine . Унитарно-универсалистской ассоциации
- Генри Нельсон Виман: философ естественной религии, 1884–1975 гг. Известные американские унитарии 1936–1961 гг.
- Теологи процесса
- Американские христианские писатели
- Американские унитарии
- Религиозные натуралисты
- Выпускники Университета Парка
- Выпускники Гарвардского университета
- Преподаватели Университета Южного Иллинойса
- факультет Чикагского университета
- 1884 рождения
- 1975 смертей
- факультет Университета Орегона
- Преподаватели Университета Западной Вирджинии
- факультет Хьюстонского университета
- Калифорнийский университет, факультет Лос-Анджелеса
- Вашингтонский университет на факультете Сент-Луиса
- Преподаватели Гриннелл-колледжа