Права цыган в Европейском Союзе
Европейский Союз привержен защите прав человека и рассматривает это как основную и важную часть своей роли. [ 1 ] Таким образом, ЕС стремится защищать и защищать эти права внутри государств-членов и во взаимодействии с нечленами.
Цыгане . являются одним из крупнейших меньшинств в ЕС, насчитывающим более шести миллионов человек Несмотря на свою численность, они уже давно столкнулись с систематическими злоупотреблениями и значительной маргинализацией в Европе. Отчеты о положении цыган в Европе показали, что они остаются одним из наиболее уязвимых меньшинств и по-прежнему значительно отстают от своих европейских коллег в отношении образования, занятости, доступа к здравоохранению и жилью. [ 2 ]
ЕС признает, что существуют проблемы нарушения прав человека, связанные с обращением и интеграцией рома в ЕС, и предпринял шаги, чтобы побудить каждое государство-член взять на себя ответственность и работать над большей интеграцией рома, особенно в сферах здравоохранения, жилья, образование и занятость, а также недискриминация на политическом, полицейском и социальном уровне. [ 2 ]
Историческое преследование
[ редактировать ]Антицыганство привело к долгой истории преследований цыган. Со времени своей первоначальной миграции в 11 или 12 веке они столкнулись с недоверием, жестоким обращением, рабством и общей дискриминацией. [ 3 ] Это достигло пика во время Второй мировой войны , когда большое количество цыган подверглось геноциду со стороны нацистов в Пораймосе (Холокост цыган).
После Второй мировой войны продолжающаяся миграция цыган из Восточной Европы в остальную Европу привела к продолжающейся дискриминации и маргинализации, часто вызванной непониманием, страхом и систематическим насилием.
Лиссабонский договор
[ редактировать ]В соответствии с Лиссабонским договором Европейский Союз получил дополнительную силу и способность решать проблемы нарушений прав человека в своих государствах-членах.
Лиссабонский договор вступил в силу 1 декабря 2009 года, и вместе с ним Хартия основных прав ЕС стала юридически обязательной, имеющей ту же силу, что и основной закон ЕС, и сделав ее основным источником законодательства в области прав человека в Европейском Союзе. [ 4 ] Это стало важным шагом для способности ЕС обеспечить соблюдение прав человека в государствах-членах и позволить судам ЕС отменять законы, которые не соответствуют Хартии прав человека.
Национальная стратегия интеграции рома
[ редактировать ]Европейский Союз предпринял позитивные шаги по изменению положения ромов и ликвидации их дискриминации. В 2011 году в рамках национальных интеграционных стратегий ЕС до 2020 года они призвали каждое государство-член ЕС разработать конкретный план по улучшению положения маргинализированных цыган, уделяя особое внимание сферам жилья, образования, здравоохранения и занятости. [ 5 ]
В рамках этой структуры включения до 2020 года ЕС установил следующие цели, изложенные в их сообщении 2012 года. [ 6 ]
- Жилье: минимизировать разрыв между доступом рома к жилью и коммунальным услугам и остальной частью населения. И способствовать десегрегации цыган.
- Образование: Обеспечить, чтобы дети рома получали начальное образование минимального качества.
- Занятость: минимизировать разницу в занятости между цыганами и остальным населением ЕС.
- Здравоохранение: улучшить доступ к медицинскому обслуживанию для ромов, сокращая разрыв между ромами и остальным населением.
- Дискриминация: ЕС также призвал государства-члены предпринять позитивные шаги для обеспечения того, чтобы цыгане не подвергались дискриминации, но с ними обращались одинаково и предоставляли им доступ ко всем правам, предоставленным им в соответствии с Хартией ЕС об основных правах.
В соответствии со стратегией интеграции ЕС, государства-члены ЕС составляют ежегодные отчеты с подробным описанием прогресса, достигнутого ими в выполнении своих обязательств по интеграции цыган. Это позволяет ЕС обеспечивать подотчетность и постоянную поддержку государствам-членам, поскольку они совместно работают над достижением цели интеграции.
Европейский Союз также предоставляет финансирование либо непосредственно государствам-членам, либо через Европейскую комиссию, чтобы помочь реализовать политику интеграции цыган в ЕС. [ 7 ]
Безгражданство и использование статуса беженца
[ редактировать ]Многие цыганские дети в ЕС не регистрируются при рождении. Это происходит по разным причинам: от недоверия к государственным учреждениям, не позволяющим ромам получить доступ к родовспоможению в больнице, до отсутствия средств, необходимых для регистрации, или общей неосведомленности некоторых ромов о необходимости регистрации ребенка.
Отсутствие регистрации зачастую может привести к тому, что ребенок станет апатридом. Это может помешать им получить гражданство и во многих случаях лишает их доступа к образованию, здравоохранению и защите в соответствии с законами штата. [ 8 ]
Во многих странах, не входящих в ЕС, где нарушаются такие права, как регистрация рождения, образование, здравоохранение и правовая защита, для ромов сохраняется дискриминация и социальная маргинализация. Многие позже въезжают в ЕС, чтобы избежать этих условий, но стандарты признания цыган преследуемой группой из-за страны их происхождения различаются. Таким образом, их выборочно депортировали из таких стран, как Германия и Франция , даже когда они официально просили убежища. Несмотря на то, что многие сталкиваются де-факто с юридической дискриминацией и плохой защитой прав по возвращении в такие страны, как Сербия, [ 9 ] [ 10 ] Германия больше не признает, что цыгане, родившиеся в балканских странах, имеют вполне обоснованные опасения преследований. [ 11 ] Активисты отмечают, что в последние годы эти депортации ускорились, несмотря на отсутствие заметных улучшений в этих странах в сторону «безопасных стран происхождения» для рома. [ 12 ] [ 11 ] [ 13 ] Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев, человека является о правах нарушением закона отправка лиц, ищущих убежища, обратно в страну, где у них есть вполне обоснованные «страхи преследования» на основании их принадлежности к определенной социальной группе. .
Право на жилье
[ редактировать ]Согласно статье 25(1) Всеобщей декларации прав человека [ 14 ] ясно, что право на достаточное жилье и безопасное и надежное сообщество, в котором они могут жить в мире, предоставляется всем, независимо от расы, религии или пола. Это также подтверждается Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (МПЭСКП), который также защищает от насильственных выселений и произвольного разрушения места жительства. [ 15 ]
Хартия основных прав Европейского Союза также признает это право и гласит, что человек, испытывающий недостаток средств, имеет право на жилищную помощь в целях борьбы с социальной изоляцией и бедностью (пункт 3). [ 16 ]
Европейский Союз также признает, что достаточное жилье имеет важное значение для соблюдения других социальных, экономических и политических прав, и признает жилье одним из основных вопросов, которым уделяется особое внимание в программах интеграции цыган в странах-членах.
Несмотря на все это, ситуация с жильем ромов значительно хуже по сравнению с населением ЕС в целом. [ 17 ] и, как правило, значительно ниже приемлемого минимального стандарта жилья. [ 18 ] Во многих домах ромов также нет доступа к воде, электричеству и газу — базовым элементам, которыми пользуется большинство граждан ЕС. [ 2 ]
Кроме того, цыгане в ЕС сталкиваются с продолжающимися и растущими угрозами насильственного выселения и произвольного разрушения их домов в нарушение ICESRC. Зачастую это делается вопреки постановлению по делу FEANTSA против Франции, жалоба № 39/2006, в котором делается вывод о том, что выселения должны проводиться с уважением достоинства соответствующих людей. [ 19 ]
Румыния
[ редактировать ]В Румынии имеется множество случаев насильственного выселения и/или перевода цыган в «гетто», где имеется некачественное жилье.
Одним из наиболее значительных случаев является случай с трущобами Пата Рат: [ 20 ] Этот случай касается событий 2010 года, когда 76 интегрированных и давних семей рома, многие из которых проживали в общине более 20 лет, были насильственно выселены из своих домов в центре Клуж-Напоки . Это было сделано без надлежащего уведомления, причины или возможности обжаловать выселение. 40 из этих семей были переселены в ненадлежащее жилье, без доступа к электроэнергии и воде, рядом с бывшей свалкой химических отходов на окраине города. Остальные остались практически без крова. [ 21 ]
Лишь в конце 2013 года суды постановили, что выселение было незаконным и что дискриминация в отношении цыган должна быть компенсирована, а семьи переселены в подходящее жилье. Однако, поскольку это решение было обжаловано государством, до сих пор не было принято никакого решения в отношении причастных к этому цыганских семей.
Франция
[ редактировать ]Франция находится в центре серьезных нарушений прав человека, связанных с дискриминацией и систематическим насильственным выселением цыган.
В 2010 году французы ввели политику систематической принудительной депортации цыган нефранцузского происхождения . Наряду с этой политикой усилилось насильственное выселение цыган (как французских, так и нефранцузских) из их домов. [ 22 ] В 2013 году во Франции более 20 000 цыган были насильственно выселены из своих домов, и менее 40% из них были предложены адекватные альтернативы жилья. [ 23 ] В ряде случаев власти применили силу и слезоточивый газ в процессе выселений, в том числе в случаях принудительного выселения стариков и детей. [ 24 ]
В 2010 году произошла утечка французского меморандума, который показал, что правительство поддерживает систематическую дискриминацию цыган. Циркуляр IOC/K/1017881 от 5 августа 2010 г. [ 25 ] о выселении незаконных поселений говорится, что:
«Представителю префекта штата в каждом департаменте предстоит организовать (...) систематический демонтаж незаконных лагерей, особенно тех, которые оккупированы цыганами».
И
«В рамках поставленных целей (…) префекты должны проводить в пределах своих географических зон ответственности, по крайней мере, одну операцию в неделю, будь то эвакуация, демонтаж или изгнание, при этом приоритет должен отдаваться цыганам. "
Эти насильственные выселения цыган демонстрируют серьезные нарушения права на жилье и права на свободу передвижения. Имеются свидетельства дискриминации по этническому признаку, которая нарушает обязательства Франции по различным договорам ООН и ЕС по правам человека.
После этих массовых выселений комиссар Европейского Союза Вивиан Рединг (Комиссия Европейских сообществ) выступила против действий Франции, заявив, что они нарушают законодательство ЕС. [ 26 ] Она сравнила это со зверствами, постигшими цыган во время Второй мировой войны, заявив, что, по ее мнению, «Европе не придется снова стать свидетелем этого после Второй мировой войны». [ 26 ]
Законность насильственных выселений и последующей депортации цыган в 2010 году также была рассмотрена Европейским комитетом социальных прав в деле COHRE против Франции, жалоба № 63/2010. [ 25 ] было установлено, что выселения носили дискриминационный характер, не уважали человеческое достоинство и противоречили обязательствам Франции в области прав человека.
Эти нарушения прав человека означают французскую политику исключения цыган. На сегодняшний день систематическое выселение и депортация цыган во Франции продолжаются, несмотря на то, что ЕС, французские омбудсмены и различные неправительственные организации призывают французское правительство прекратить насильственные и незаконные выселения цыган.
Ответ ЕС
[ редактировать ]Несмотря на серьезные проблемы, возникающие в таких государствах-членах, как Румыния, Италия и Франция. ЕС признает сложные проблемы прав человека, возникающие в связи с цыганами и правом на жилье. Это одна из ключевых областей, рассматриваемых в рамках стратегии интеграции ЕС, и ЕС открыто заявляет о необходимости того, чтобы государства-члены уважали право рома на жилье в рамках своих интеграционных стратегий.
В 2010 году Европейский Союз также принял постановление, которое позволило финансировать маргинализированные сообщества, нуждающиеся в жилищных мерах. Это вмешательство доступно для программ интеграции цыган. Благодаря этому финансированию был реализован ряд ключевых и успешных интеграционных программ, обеспечивающих доступ к жилью.
Одним из успешных примеров является поселение Маро Темм в Кейле, Германия. Важной частью интеграции цыган является предоставление им возможности защищать свою идентичность и культуру, не изолируя их от общего сообщества или ресурсов. Маро Темм — это жилой комплекс из 13 квартир в Кейле. Его населяют рома и синти всех поколений, и это сообщество, где они могут сохранять и делиться своей культурой и языком. [ 27 ] Это небольшая община среди основного населения (не изолированная на окраинах), предоставляющая цыганам доступ к тем же возможностям образования и здравоохранения, что и их нецыганским коллегам. В качестве урегулирования оно обеспечивает цыганам безопасность, сохранение культуры, а также более широкую общественную интеграцию, а его расположение в обществе в целом также позволяет меньшинству и большинству строить доверительные отношения, которые помогают положить конец дискриминации. [ 28 ]
ЕС также предоставляет средства правовой защиты в соответствии с Директивой о расовом равенстве 2000/43/EC. [ 29 ] который ЕС принял для предотвращения дискриминации по этническому или расовому признаку в таких областях, как доступ к жилью.
Право на образование
[ редактировать ]Право на образование закреплено как в праве ЕС, так и в международном праве. Статья 2 конвенции ЕС по правам человека признает право на образование для всех. Аналогичным образом, Всеобщая декларация прав человека (статья 26) [ 30 ] а МПЭСКП (статьи 13 и 14) признают право на качественное образование без дискриминации как всеобщее право человека. [ 31 ]
Дети рома крайне недопредставлены в сфере образования и часто подвергаются дискриминации и сегрегации в системе образования страны. Просто будучи цыганами, образование становится более трудным. Дети рома сталкиваются с языковыми барьерами из-за того, что обучение ведется не на их родном языке. Они часто идут в школу позже, чем их сверстники-нецыгане, и сталкиваются с социальной стигматизацией со стороны одноклассников и учителей просто потому, что они цыгане. [ 32 ]
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются цыгане при доступе к образованию, является систематическая сегрегация.
Сегрегация
[ редактировать ]Европейский суд по правам человека подтвердил тот факт, что право на образование должно быть свободным от дискриминации. Сегрегация – это форма дискриминации, с которой цыгане часто сталкиваются при доступе к образованию.
В сфере образования наблюдается три типа сегрегации цыган.
Сегрегация цыган в школы с цыганским большинством
[ редактировать ]Это форма сегрегации, которая возникает почти невольно в результате сегрегации по месту жительства и геттоизации цыган. Дети в школах с большинством рома часто сталкиваются с нарушениями права на образование из-за того, что школы с большинством рома имеют некачественные условия и не имеют ресурсов, которыми располагают школы с большинством рома. [ 32 ]
Имеются также случаи, когда цыганских детей заставляли посещать школы только для ромов, даже если это не самая близкая к ним школа. тем самым ограничивая уровень и качество образования, которое получают цыгане. В деле Лавида против Греции 2013 г. [ 33 ] суды пришли к выводу, что такая принудительная сегрегация является нарушением права на свободу от дискриминации и права на образование. И они осудили отказ государства принять меры по борьбе с сегрегацией в отношении образования студентов-ромов.
Сегрегация цыган в общеобразовательных школах
[ редактировать ]Даже в школах большинства рома часто не имеют доступа к тому же уровню образования, что и их сверстники, потому что их часто разделяют в коррекционных или «ромских классах» внутри школы.
Был ряд случаев, когда такая сегрегация студентов-цыган была признана нарушением их права на образование без дискриминации.
В деле Сампанис против Греции 2008 г. [ 34 ] которое рассматривалось в Европейском суде по правам человека. Было установлено, что отказ в приеме детей рома в школу, а также последующее разделение детей в отдельный класс, предназначенный только для ромов, в пристройке к школе, является нарушением статьи 14 Конвенции ЕС о правах человека.
Несмотря на решение суда по этому делу, систематическая сегрегация цыганских детей продолжалась. После решения 2008 года была открыта 12-я начальная школа вместо пристройки, и требовалось, чтобы все учащиеся из определенного района перешли в эту школу (включая учащихся из первоначальной школы Сампанис и других школ). Это фактически создало школу в гетто, в которой обучались только цыгане, где уровень образования был ниже, чем в 10-й школе с греческим большинством в том же районе. В 2012 году в суд было передано второе дело по делу Сампани и другие против Греции. [ 35 ] суд вновь установил, что Греция не смогла предотвратить дискриминацию в доступе к образованию для детей рома. Суд постановил перевести детей школьного возраста в другую интегрированную государственную школу.
Есть ряд дел, таких как Орсус и другие против Хорватии. [ 36 ] где суды установили, что сегрегация учащихся-цыган в специальные классы или в школы, предназначенные только для ромов, была дискриминацией и нарушала фундаментальное право на образование без дискриминации. [ 37 ]
Сегрегация цыган в специальные школы
[ редактировать ]Серьезным нарушением права рома на образование является незаконная сегрегация учащихся-цыган в «специальные школы». Во многих странах Восточной Европы проживает значительно непропорционально большое количество цыганских детей, которых относят к категории «особые потребности» и помещают в специальные школы. [ 32 ]
Языковые барьеры, отсутствие посещения цыганами дошкольных учреждений и детских садов, а также частое отсроченное начало занятий в школе приводят к тому, что цыгане отстают от своих нецыганских сверстников. Они часто подвергаются несправедливому тестированию, в результате которого их помещают либо в коррекционные классы в обычной школе, либо, чаще, в специальные школы. Учащиеся специальных школ не получают равного образования и больше не имеют возможности закончить обучение и получить высшее образование.
В 2007 году в суде по правам человека было передано чешское дело, рассматривавшее непропорционально большое количество учащихся-цыган, обучающихся в системе специального образования. Д.Х. и другие против Чешской Республики (жалоба № 57325/00) [ 38 ] установил, что помещение цыганских детей в «специальные школы» не было оправданным и нарушило статью 14 (запрет дискриминации) в отношении права на образование (статья 2 Протокола № 1). Он также установил, что тесты, проводимые цыганам детей до помещения их в специальное образование были предвзятыми, не принимали во внимание особые обстоятельства детей рома и не отражали справедливых и точных способностей детей рома. В ряде других случаев был сделан тот же вывод. Венгерский случай в 2013 году также выявил дискриминацию в отношении детей из числа меньшинств при тестировании перед помещением в специальное образование. [ 39 ]
Ответ ЕС
[ редактировать ]Несмотря на то, что суды установили нарушения прав человека, связанные с доступом к образованию для детей рома, ЕС признает, что систематическая сегрегация детей рома в сфере образования по-прежнему остается серьезной проблемой. И поскольку на сегодняшний день в ряде восточноевропейских стран ЕС достигнут незначительный прогресс в изменении ситуации для цыган, в результате ЕС продолжает призывать государства-члены ЕС внести изменения, чтобы положить конец систематической дискриминации. [ 40 ]
В других областях были некоторые положительные примеры и изменения в ситуации с образованием рома в ЕС благодаря финансированию образовательных программ в рамках интеграционных стратегий. Эти успехи включают в себя увеличение посещаемости цыганами дошкольного образования, что обеспечивает прочную основу для успеха в образовании, а также уникальную ситуацию в Ирландии, где учителей нанимают для поездок с цыганскими общинами-мигрантами, чтобы гарантировать, что образование поддерживается в рамках их миграционной культуры. [ 41 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Права человека» . Евросоюз . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Рамочная программа ЕС для национальных стратегий интеграции рома до 2020 года» (PDF) . Брюссель, 5 апреля 2011 г. COM(2011) 173 финал . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Кроу, Дэвид (2004). История цыган Восточной Европы и России . Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Дуглас-Скотт, Сайонаид (2011). «ЕС и права человека после Лиссабонского договора». Обзор законодательства в области прав человека . 11 (4): 645–682. дои : 10.1093/hrlr/ngr038 .
- ^ «Рамки ЕС» . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ «Национальные стратегии интеграции ромов: первый шаг на пути к реализации рамок ЕС» (PDF) . Европейская комиссия . Проверено 3 мая 2014 г.
- ^ «Интеграция цыган в странах ЕС» . Проверено 3 мая 2014 г.
- ^ Документ с изложением позиции по праву детей рома на образование . Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). 2011. с. 20.
- ^ «Домашняя страница УВКПЧ | Сербия» . www.ohchr.org . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ «Сербия/Косово» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Германия: марш цыган против репрессий против просителей убежища» . www.aljazeera.com . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ «Германия — мечта для сербских цыган, вернувшихся из Сербии :: Balkan Insight» . www.balkaninsight.com . 22 октября 2009 года . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ «Германия массово высылает цыган в Сербию и Черногорию - ERRC.org» . www.errc.org . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ «Всеобщая декларация прав человека» . Объединенные Нации.
- ^ «Общие замечания № 7 (1997 г.) о принудительных выселениях» . Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ «ХАРТИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА» (PDF) . Официальный журнал Европейского Союза . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ «Отчет о расизме и ксенофобии в государствах-членах ЕС - (FRA 2007), стр. 88» (PDF) . Агентство Европейского Союза по основным правам . Проверено 4 мая 2014 г.
- ^ «Жилищные условия рома и жилищные условия рома и путешественников в Сравнительном отчете Европейского Союза» (PDF) . Агентство Европейского Союза по основным правам (FRA). Октябрь 2009 года . Проверено 2 мая 2014 г.
- ^ «Европейская федерация национальных организаций, работающих с бездомными (FEANTSA) против Франции, жалоба № 39/2006, решение по существу от 5 декабря 2007 г., § 163» (PDF) . Европейский комитет социальных прав . Проверено 5 мая 2014 г.
- ^ «Решение национального суда – Трибунал Клужа, номер дела -8721/117/2011» . Проверено 5 мая 2014 г.
- ^ «Санкции Трибунала Клужа привели к выселению цыганских семей и их переселению в неадекватные условия в Пата Рат» (PDF) . Европейская сеть юридических экспертов в области недискриминации.
- ^ «Франция отправляет цыган обратно в Румынию» . Би-би-си . 20 августа 2010 г. Проверено 3 мая 2014 г.
- ^ «Перепись: Принудительные выселения цыган-мигрантов во Франции» (PDF) . Европейский центр по правам цыган . Проверено 1 мая 2014 г.
- ↑ Слезоточивый газ и аресты, неудачное выселение из сквотов в Лионе-Конфлюенс, Rue89Lyon, 2 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Решение по существу дела Центра жилищных прав и выселений (COHRE) против Франции, 2011 г., жалоба № 63/2010, стр. 5–6» (PDF) . Европейский комитет по правам человека.
- ^ Jump up to: а б Цендрович, Лео (17 сентября 2010 г.). «Саркози набрасывается на эскалацию скандала в Роме» . Время . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ «Жилищный проект MARO TEMM – жизнь с культурой» . Ассоциация немецких синти и рома eV
- ^ «Отчет о реализации рамок ЕС по национальным стратегиям интеграции рома за 2014 год, стр. 8» (PDF) . Европейская комиссия – Генеральный директорат юстиции Европейского Союза . Проверено 2 мая 2014 г.
- ^ «ЭУР-Лекс-32000L0043-RU» . Официальный журнал Л 180 . 19 июля 2000 г. стр. 22–26.
- ^ Всеобщая декларация прав человека, «Организация Объединенных Наций». Получено 03.05.14.
- ^ Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, «Управление Верховного комиссара по правам человека». Получено 2 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Документ о праве детей рома на образование. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). 2011 г.
- ^ «Лавида и другие против Греции (жалоба № 7973/10)» . Европейский суд по правам человека.
- ^ «Пресс-релиз о решении Палаты Сампаниса и других против Греции» . Европейский суд по правам человека.
- ^ «Неспособность властей интегрировать цыганских детей в обычную систему образования равнозначна их дискриминации» . Европейский суд по правам человека.
- ^ «Оршуш и другие против Хорватии (жалоба № 15766/03)» . Европейский суд по правам человека.
- ^ «Информационный бюллетень: цыгане и путешественники» (PDF) . Европейский суд по правам человека.
- ^ «ХУДОК – Европейский суд по правам человека» . hudoc.echr.coe.int .
- ^ «ХУДОК – Европейский суд по правам человека» . hudoc.echr.coe.int .
- ^ «Борьба с дискриминацией | Европейская комиссия» (PDF) .
- ^ «Пресс-уголок» . Европейская Комиссия - Европейская Комиссия .