Jump to content

Франц Ксавер Мессершмидт

Франц Ксавер Мессершмидт
Автопортрет, ок. 1780 г.
Рожденный 6 февраля 1736 г.
Швабия , Германия
Умер 19 августа 1783 г. ) ( 1783-08-19 ) ( 47 лет
Пожонь , Венгрия (ныне Братислава , Словакия)

Франц Ксавер Мессершмидт (6 февраля 1736 - 19 августа 1783) был немецко-австрийским скульптором , наиболее известным своими «головами персонажей» - коллекцией бюстов с лицами, искаженными крайними выражениями лица .

Ранние годы

[ редактировать ]

Родился 6 февраля 1736 года в юго-западном тогдашнем баварском городке Визенштайг, расположенном в районе (ныне) Баден-Вюртемберга в Германии. Мессершмидт вырос в мюнхенском доме своего дяди, скульптора Иоганна Баптиста Штрауба , который стал его первым мастером. Два года он провел в Граце , в мастерской другого своего дяди по материнской линии, скульптора Филиппа Якоба Штрауба . В конце 1755 года он поступил в Венскую Академию изящных искусств и стал учеником Якоба Шлеттерера. Окончив обучение, он устроился на работу в императорскую коллекцию оружия. Здесь, в салоне здания, в 1760-63 он создал свои первые известные произведения искусства - бронзовые бюсты императорской четы и рельефы, изображающие наследника короны и его супругу. Этими работами он приобщился к искусству куртуазного представительства позднего барокко , находившемуся под определяющим влиянием Бальтазара Фердинанда Молля . К этому тренду принадлежат еще две оловянные статуи императорской четы, размером больше натуральной величины, созданные по заказу Марии Терезии Австрийской. и исполнен между 1764 и 1766 годами. Помимо некоторых других портретов, он также выполнил работы на религиозную тематику. Сохранилось также несколько статуй, заказанных принцессой Савойской.

Зрелость

[ редактировать ]
Исследование персонажа «Сильный запах», около 1770–1781 гг. Из Австрии – Прессбург, ныне Словакия, Братислава. Франц Ксавер Мессершмидт. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Вера , из надгробного памятника

Барочный период его творчества завершился в 1769 году бюстом придворного врача Герарда ван Свитена , выполненным по заказу императрицы. В то же время появились его первые ранние неоклассические произведения, созданные, что характерно, для академии. К этим и более поздним работам он применил много опыта, полученного в 1765 году во время учебной поездки в Рим. Одна из этих ранних суровых голов 1769–70 годов, созданная под влиянием римских республиканских портретов, изображает известного врача Франца Антона Месмера . Примерно в то же время, в 1770–1772 годах, Мессершмидт начал работать над так называемыми головами персонажей, которые, как это было гораздо позже предположено (в частности, Эрнстом Крисом ), были связаны с определенными параноидальными идеями и галлюцинациями , из-за которых в начале семидесятых годов мастер якобы начал страдать. Мессершмидт все больше расходился со своими стремлениями. Его материальное положение ухудшилось до такой степени, что в 1774 г., когда он ходатайствовал о вновь освободившейся должности ведущего профессора в академии, где преподавал с 1769 г., вместо получения ее был исключен из преподавательской деятельности. В письме к императрице Граф Кауниц высоко оценил способности Мессершмидта, но предположил, что характер его болезни (называемой «путаницей в голове») сделает такое назначение пагубным для учреждения.

Позже предполагается, что он страдал болезнью Крона , хроническим воспалением желудочно-кишечного тракта, которое может провоцировать боли, достаточно сильные, чтобы вызвать галлюцинации. [1]

Спустя годы

[ редактировать ]

Горько он покинул Вену , переехав в родную деревню Визенштайг, а оттуда в том же году, по приглашению, в Мюнхен. Здесь он два года ждал обещанного поручения и постоянной работы при дворе. В 1777 году он отправился в Прессбург (ныне Братислава ), где его брат Иоганн Адам работал скульптором. Там он провел последние шесть лет своей жизни. Получив возможность перестроить свою карьеру и купить дом со студией, он посвятил себя прежде всего своему персонажу.

Головы персонажей ( Charakterköpfe )

[ редактировать ]

Литография Маттиаса Рудольфа Тома с изображением «Голов персонажей» Мессершмидта (1839 г.)

В 1781 году немецкий писатель Фридрих Николаи , известный своим полемистским и сатирическим подходом, посетил Мессершмидта в его студии в Прессбурге и впоследствии опубликовал стенограмму их беседы. Отчет Николая о встрече является ценным ресурсом, поскольку это единственный современный документ, в котором подробно описываются доводы Мессершмидта о казни голов его персонажей. Мессершмидт разработал серию щипков, которые он наносил на правое нижнее ребро . Наблюдая в зеркале получающиеся выражения лица, Мессершмидт затем приступил к их записи в мраморе и бронзе. Его намерением, как он рассказал Николаю, было изобразить 64 «канонические гримасы» человеческого лица, используя себя в качестве шаблона.

В ходе дискуссии Мессершмидт продолжил объяснять свой интерес к некромантии и тайному искусству – совсем не чуждый Николаю – и то, как это также вдохновляло его персонажей. Мессершмидт был страстным учеником Гермеса Трисмегиста (Николай отметил, что среди немногих вещей, разбросанных по мастерской Мессершмидта, была копия иллюстрации с изображением Трисмегиста) и придерживался его учения о стремлении к «универсальному равновесию»: предшественника принципов Золотое сечение . В результате Мессершмидт заявил, что головы его персонажей вызвали гнев «Духа Пропорции», древнего существа, хранившего эти знания. Дух посетил его ночью и заставил терпеть унизительные пытки. Одна из самых известных голов Мессершмидта ( «Клюв» [1] ), по-видимому, была вдохновлена ​​одной из таких встреч.

Источники

[ редактировать ]
  • Альберт Ильг (1885), « Мессершмидт, Франц Ксавер », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 21, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 497–499.
  • Михаэль Крапф, Альмут Крапф-Вейлер, Франц Ксавер Мессершмидт , Hatje Cantz Publishers, ISBN   3-7757-1246-1 , 2003 г.
  • Мария Пётцль-Маликова (1994), «Мессершмидт, Франц Ксавер» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 17, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 219–220 ; ( полный текст онлайн )
  • Мария Пётцль-Маликова. « Мессершмидт, Франц Ксавер ». В Grove Art Online. Oxford Art Online (по состоянию на 10 января 2012 г.; требуется подписка).
  • Мария Пётцль Маликова, Франц Ксавер Мессершмидт , издательство «Югенд и Фольк», 1982. ISBN   3-7141-6794-3 . Перевод на английский: Херб Ранхартер, 2006 г.
  • Теодор Шмид, 49 голов , Теодор Шмид Верлаг, ISBN   3-906566-61-7 , 2004 г.
  • Франц Ксавер Мессершмидт 1736-1783. От неоклассицизма к экспрессионизму , под редакцией Марии Петцль Маликовой и Гильема Шерфа, Officina Libraria/Neue Galerie/Musée du Louvre, ISBN   978-88-89854-54-9 , 2010 г.
  • Эрик Р. Кандел, Эпоха проницательности: поиски понимания бессознательного в искусстве, разуме и мозге, от Вены, 1900 г. до наших дней , Издательская группа Random House, ISBN   978-1-4000-6871-5 , 2012.
  • Майкл Йонан, Головы персонажей Мессершмидта: сводящая с ума скульптура и написание истории искусства , Рутледж, ISBN   9781138213432 , 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be742d6a27831eea4ba38edd15c62d37__1722306240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/37/be742d6a27831eea4ba38edd15c62d37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Franz Xaver Messerschmidt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)