Франц Ксавер Мессершмидт
Франц Ксавер Мессершмидт | |
---|---|
Автопортрет, ок. 1780 г. | |
Рожденный | 6 февраля 1736 г. Швабия , Германия |
Умер | 19 августа 1783 г. Пожонь , Венгрия (ныне Братислава , Словакия) | ( 47 лет
Франц Ксавер Мессершмидт (6 февраля 1736 - 19 августа 1783) был немецко-австрийским скульптором , наиболее известным своими «головами персонажей» - коллекцией бюстов с лицами, искаженными крайними выражениями лица .
Ранние годы
[ редактировать ]Родился 6 февраля 1736 года в юго-западном тогдашнем баварском городке Визенштайг, расположенном в районе (ныне) Баден-Вюртемберга в Германии. Мессершмидт вырос в мюнхенском доме своего дяди, скульптора Иоганна Баптиста Штрауба , который стал его первым мастером. Два года он провел в Граце , в мастерской другого своего дяди по материнской линии, скульптора Филиппа Якоба Штрауба . В конце 1755 года он поступил в Венскую Академию изящных искусств и стал учеником Якоба Шлеттерера. Окончив обучение, он устроился на работу в императорскую коллекцию оружия. Здесь, в салоне здания, в 1760-63 он создал свои первые известные произведения искусства - бронзовые бюсты императорской четы и рельефы, изображающие наследника короны и его супругу. Этими работами он приобщился к искусству куртуазного представительства позднего барокко , находившемуся под определяющим влиянием Бальтазара Фердинанда Молля . К этому тренду принадлежат еще две оловянные статуи императорской четы, размером больше натуральной величины, созданные по заказу Марии Терезии Австрийской. и исполнен между 1764 и 1766 годами. Помимо некоторых других портретов, он также выполнил работы на религиозную тематику. Сохранилось также несколько статуй, заказанных принцессой Савойской.
Зрелость
[ редактировать ]

Барочный период его творчества завершился в 1769 году бюстом придворного врача Герарда ван Свитена , выполненным по заказу императрицы. В то же время появились его первые ранние неоклассические произведения, созданные, что характерно, для академии. К этим и более поздним работам он применил много опыта, полученного в 1765 году во время учебной поездки в Рим. Одна из этих ранних суровых голов 1769–70 годов, созданная под влиянием римских республиканских портретов, изображает известного врача Франца Антона Месмера . Примерно в то же время, в 1770–1772 годах, Мессершмидт начал работать над так называемыми головами персонажей, которые, как это было гораздо позже предположено (в частности, Эрнстом Крисом ), были связаны с определенными параноидальными идеями и галлюцинациями , из-за которых в начале семидесятых годов мастер якобы начал страдать. Мессершмидт все больше расходился со своими стремлениями. Его материальное положение ухудшилось до такой степени, что в 1774 г., когда он ходатайствовал о вновь освободившейся должности ведущего профессора в академии, где преподавал с 1769 г., вместо получения ее был исключен из преподавательской деятельности. В письме к императрице Граф Кауниц высоко оценил способности Мессершмидта, но предположил, что характер его болезни (называемой «путаницей в голове») сделает такое назначение пагубным для учреждения.
Позже предполагается, что он страдал болезнью Крона , хроническим воспалением желудочно-кишечного тракта, которое может провоцировать боли, достаточно сильные, чтобы вызвать галлюцинации. [1]
Спустя годы
[ редактировать ]Горько он покинул Вену , переехав в родную деревню Визенштайг, а оттуда в том же году, по приглашению, в Мюнхен. Здесь он два года ждал обещанного поручения и постоянной работы при дворе. В 1777 году он отправился в Прессбург (ныне Братислава ), где его брат Иоганн Адам работал скульптором. Там он провел последние шесть лет своей жизни. Получив возможность перестроить свою карьеру и купить дом со студией, он посвятил себя прежде всего своему персонажу.
Головы персонажей ( Charakterköpfe )
[ редактировать ]
В 1781 году немецкий писатель Фридрих Николаи , известный своим полемистским и сатирическим подходом, посетил Мессершмидта в его студии в Прессбурге и впоследствии опубликовал стенограмму их беседы. Отчет Николая о встрече является ценным ресурсом, поскольку это единственный современный документ, в котором подробно описываются доводы Мессершмидта о казни голов его персонажей. Мессершмидт разработал серию щипков, которые он наносил на правое нижнее ребро . Наблюдая в зеркале получающиеся выражения лица, Мессершмидт затем приступил к их записи в мраморе и бронзе. Его намерением, как он рассказал Николаю, было изобразить 64 «канонические гримасы» человеческого лица, используя себя в качестве шаблона.
В ходе дискуссии Мессершмидт продолжил объяснять свой интерес к некромантии и тайному искусству – совсем не чуждый Николаю – и то, как это также вдохновляло его персонажей. Мессершмидт был страстным учеником Гермеса Трисмегиста (Николай отметил, что среди немногих вещей, разбросанных по мастерской Мессершмидта, была копия иллюстрации с изображением Трисмегиста) и придерживался его учения о стремлении к «универсальному равновесию»: предшественника принципов Золотое сечение . В результате Мессершмидт заявил, что головы его персонажей вызвали гнев «Духа Пропорции», древнего существа, хранившего эти знания. Дух посетил его ночью и заставил терпеть унизительные пытки. Одна из самых известных голов Мессершмидта ( «Клюв» [1] ), по-видимому, была вдохновлена одной из таких встреч.
- Смех сдерживается
- Тяжело раненый человек
- Сатирик
- Зевающий
- Лицемер и клеветник
- Абсолютный простак
- Страдающий запором
- Преднамеренное виляние
Источники
[ редактировать ]- Альберт Ильг (1885), « Мессершмидт, Франц Ксавер », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 21, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 497–499.
- Михаэль Крапф, Альмут Крапф-Вейлер, Франц Ксавер Мессершмидт , Hatje Cantz Publishers, ISBN 3-7757-1246-1 , 2003 г.
- Мария Пётцль-Маликова (1994), «Мессершмидт, Франц Ксавер» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 17, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 219–220 ; ( полный текст онлайн )
- Мария Пётцль-Маликова. « Мессершмидт, Франц Ксавер ». В Grove Art Online. Oxford Art Online (по состоянию на 10 января 2012 г.; требуется подписка).
- Мария Пётцль Маликова, Франц Ксавер Мессершмидт , издательство «Югенд и Фольк», 1982. ISBN 3-7141-6794-3 . Перевод на английский: Херб Ранхартер, 2006 г.
- Теодор Шмид, 49 голов , Теодор Шмид Верлаг, ISBN 3-906566-61-7 , 2004 г.
- Франц Ксавер Мессершмидт 1736-1783. От неоклассицизма к экспрессионизму , под редакцией Марии Петцль Маликовой и Гильема Шерфа, Officina Libraria/Neue Galerie/Musée du Louvre, ISBN 978-88-89854-54-9 , 2010 г.
- Эрик Р. Кандел, Эпоха проницательности: поиски понимания бессознательного в искусстве, разуме и мозге, от Вены, 1900 г. до наших дней , Издательская группа Random House, ISBN 978-1-4000-6871-5 , 2012.
- Майкл Йонан, Головы персонажей Мессершмидта: сводящая с ума скульптура и написание истории искусства , Рутледж, ISBN 9781138213432 , 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Запись Франца Ксавера Мессершмидта в Список имен художников Союза.
- Франц Ксавер Мессершмидт, документальный фильм Хакана Топала
- Коллекция бюстов хранится в Словацкой национальной галерее
- Биография Франца Ксавера Мессершмидта из Интернет-галереи искусств
- Веб-сайт, посвященный Мессершмидту. Архивировано 7 августа 2011 г. в Wayback Machine с расширенной библиографией.
- Статья Forbes о Мессершмидте в музее Гетти
- Информация о выставке работ Мессершмидта 2010–2011 годов в Новой галерее и Лувре.
- 1736 рождений
- 1783 смерти
- Немецкие скульпторы XVIII века.
- Немецкие художники-мужчины XVIII века
- Немецкие скульпторы-мужчины
- Венгерский народ XVIII века
- Австрийские скульпторы XVIII века.
- Австрийские скульпторы-мужчины
- Венгерский народ немецкого происхождения
- Жители Гёппингена (район)
- Художники из Братиславы
- Люди с шизофренией
- Выпускники Венской академии изящных искусств
- Скульпторы Священной Римской империи.
- Австрийские художники-мужчины XVIII века