Жюльен Ле Блан
Жюльен Ле Блан | |
---|---|
Рожденный | Париж, Франция | 30 марта 1851 г.
Умер | 28 февраля 1936 г. Париж, Франция | (84 года)
Известный | Картина маслом , акварель , рисунок пером и тушью. |
Движение | Парижский Салон , Жанровая живопись |
Награды | Почетного легиона, 1885 г.; Бронзовая медаль, Салон, 1878 г.; Серебряная медаль, Салон, 1880 г.; Выставка золотых медалей, Universelle, 1889 г. |
Жюльен Ле Блан (30 марта 1851 — 28 февраля 1936) — французский художник военной тематики, специализировавшийся на сценах Вандейских войн 1793–1799 годов, произошедших во время Французской революции. [ 1 ] Поскольку Ле Блан происходил из семьи из Нижнего Пуату, части старой провинции Пуату, он был потомком французских «белых», которые выступали против Французской революции и, таким образом, симпатизировали тем, кто восстал и сформировал Великое Католическая армия Вандеи . Свою творческую карьеру он посвятил ознаменованию событий восстания большими работами, которые выставлялись в ежегодном Парижском Салоне . [ 2 ] Ле Блан был очень заслуженным художником, он выиграл бронзовую медаль на Салоне в 1878 году, серебряную медаль в 1880 году и золотую медаль на Всемирной выставке 1889 года, Всемирной выставке в Париже, посвященной столетнему юбилею начала Французской революции . [ 3 ] Ле Блан также был плодовитым иллюстратором, написав более пятисот иллюстраций к десяткам книг. [ 4 ] Последним крупным достижением Ле Блана стала большая серия рисунков, акварелей и картин французских солдат, возвращающихся домой с фронта и отправляющихся на фронт во время Первой мировой войны. [ 5 ] Его работы находятся в ряде государственных коллекций, но в первую очередь во Франции, поскольку предметы, которыми он специализировался, не пользовались большой популярностью за границей. [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]Детство и обучение
[ редактировать ]Ле Блан родился в 1851 году и был первым сыном Эдмона-Фредерика Ле Блана (1818–1897) и Марии Луизы Гаспарин Лемэр Ле Блан. Его отец получил образование адвоката, но стал известным библейским археологом. [ 7 ] Его мать умерла вскоре после рождения сына, и Джуйлен воспитывала мачеха. [ 8 ] По семейным свидетельствам, Жюльен был трудным ребенком. Он получил образование в лицее Бонапарта и у доминиканцев в д'Аркюэле. Он учился в ателье Эрнста-Жозефа-Энглтона Жирара (1813–1898), который, в свою очередь, был учеником или «élève» д'Изабе. [ 9 ] Ле Блан дебютировал на Парижском салоне в 1874 году с «Убийцей Лепелье Сен-Фаржо». С самого начала своей карьеры он сосредоточился на военной тематике и сценах Французской революции. Это резко контрастировало с работами других военных художников того времени, которые обычно изображали славу последующих наполеоновских войн . [ 10 ] Французские художники того времени были одержимы реализмом, и поэтому Ле Блан собирал униформу, мушкеты и крестьянскую одежду, чтобы позировавшие ему модели носили. Его работы пользовались популярностью, и его искали как художника, так и иллюстратора. Хотя его большие работы были написаны маслом, он также заработал репутацию благодаря своим акварелям. Помимо сцен военных походов и армий, он писал и морскую тематику, но скорее военные корабли, чем сцены торговли. [ 11 ]
Вандея
[ редактировать ]С самого начала своей карьеры Ле Блан был сосредоточен на увековечении памяти восстания, произошедшего против Французской революции в Вандее. Эта кампания против революционной власти началась в 1793 году и закончилась в 1796 году захватом и казнью последнего из ее главных лидеров. Ле Блан изображал лидеров и события «Вандеи» практически во всех своих основных произведениях. [ 12 ] Вандейское восстание — одна из самых спорных тем во французской истории. [ 13 ] Причиной восстания считается серия новых указов Революционного правительства в Париже. К ним относятся увеличение налогов, призыв на военную службу. [ 14 ] и ряд антиклерикальных мер, которым сопротивлялись глубоко религиозные жители региона. [ 15 ] Революционные войска были рассредоточены по региону, и по мере расширения восстания наспех сформированной католической армии Вандеи удалось захватить ряд городов и выиграть серию решительных сражений. [ 16 ] В конце концов, благодаря превосходству в численности и технике, силы Революции победили повстанцев, и кампания по подавлению восстания стала общеизвестно жестокой. Хотя с обеих сторон происходили зверства, правительство в Париже хотело жестоко подавить восстание, чтобы воспрепятствовать дальнейшим восстаниям против его власти, и оно это сделало. По самым современным академическим оценкам, около четверти населения – мужчин, женщин и детей – были убиты войсками революционеров и их сторонников. [ 17 ]
Симпатии Леблана явно были на стороне контрреволюционеров, которые восстали и боролись против Французской революции от имени королевской семьи и католической церкви. Его первой великой картиной в Салоне, выставленной, когда ему было двадцать семь лет, была «Mort du général d'Elbee» или «Смерть генерала д'Эльбе». В этой работе Ле Блан изобразил казнь раненого генерала. Генерал д'Эльбе (1752–1794) был смертельно ранен, и после его пленения его вынесли на казнь на стуле, а его жену и семью постигла та же участь. «Казнь генерала Шаретта» или «L'Exécution du Général Charette» изображает судьбу другого лидера католической армии, Франсуа де Шаретта (1763–1796). [ 18 ] «Анри де ла Рошжаклен» представлял собой большое произведение, изображавшее одного из первых руководителей восстания, дворянина Анри де ла Рошжаклина (1772–1794). [ 19 ] «Un Chouan» Ле Бланта представлял собой изображение анонимного контрреволюционера из Вандеи, который стал известен в просторечии как Les Chouans. Эта работа стала символом восстания крестьян, она широко воспроизводилась в 19 веке и до сих пор используется на обложках книг, посвященных Вандейскому восстанию. [ 20 ]
Салоны, выставки, награды
[ редактировать ]В Салоне 1878 года он получил бронзовую медаль за «Mort du général d'Elbée» («Смерть генерала д'Эльбе»). В 1880 году он получил серебряную медаль за «Le Bataillon carré» («Батальонная площадь»). был также награжден золотой медалью на Всемирной выставке (1889 г.) (Всемирная выставка в Париже). В декабре 1885 г. он был удостоен звания кавалера Почетного легиона французским правительством (кавалер Почетного легиона). [ 21 ] Работы Ле Блана были выбраны для представления Франции на Всемирной выставке в Чикаго, официально известной как Всемирная Колумбийская выставка , в 1893 году. В официальном каталоге выставки его работы противопоставлялись работам Поля-Луи-Нарцисса Гроллерона (1848–1848). 1901): «Гроллерон и Ле Блан обладают лучшим вкусом, хотя и подходят к своим предметам с совершенно разных точек зрения. Первый передает хорошее драматическое событие в серьезной и продуманной композиции, трезво и несколько лучше, чем обычно; последний привносит хитрую нотку сарказма и юмора. Его «Retour du Regiment» – из героической армии Самбре-и-Маас, как мы полагаем, изображает грязный, оборванный и свирепый батальон, выстроенный для проверки на городской площади и праздно обозреваемый. надменной толпой денди, мускадинов и инкрояблей, каждый из которых обладает более dernier cri de la mode и каждый более абсурдным, чем его сосед. Воины мрачно хмурятся под этим самодовольным наблюдением, и есть признаки вспышки гнева со стороны одного или двух старших. усы». [ 22 ]
Карьера иллюстрации
[ редактировать ]В 1885 году Жюльен Ле Блан начал вторую карьеру иллюстратора и до самой смерти активно иллюстрировал книги. [ 23 ] Первая книга, которую он иллюстрировал, была посвящена армии и написана Альфредом де Виньи, а ЛеБлан предоставил фронтиспис и шесть гравюр. [ 24 ] В 1886 году он проиллюстрировал роман Жорж Санд «Мопра». [ 25 ] и Рыцарь Прикосновений . [ 26 ] Ле Блан сделал более шестидесяти рисунков для записных книжек капитана Куанье, которые считаются классическим отчетом о наполеоновских войнах. [ 27 ] Когда редакторам потребовались иллюстрации Вандейской кампании, Ле Блану было поручено сделать иллюстрации. Его работы легли в основу серии гравюр в книге Оноре де Бальзака « Les Chouans» , которая была переведена и опубликована на английском языке в 1889 году. [ 28 ] Он сделал 161 иллюстрацию для Александра Дюма «Le Chevalier de Maison Rouge» , богато иллюстрированной книги, выпущенной ограниченным тиражом. [ 29 ] В качестве иллюстраций он делал оригинальные композиции для книги, а затем гравер воспроизводил его работы для публикации. Его иллюстрации могли быть выполнены пером и тушью (в чем он особенно хорошо разбирался), акварелью или маслом. [ 30 ] Затем, когда проект книги был завершен, Ле Блан обычно продавал иллюстрации на аукционе Hotel Drouot. [ 31 ] Его иллюстрации к «Les Chouans» были проданы в 1891 году, «Enfant Perdu de Toudouze» в 1894 году и «Cahiers Du Capitaine Coignet» в 1896 году. Его считали непревзойденным рисовальщиком, и он много работал пером, тушью и акварелью для своих книг. иллюстрировано. Его последний иллюстративный проект появился в 1924 году; Это был американский сборник стихов « На холмах» , написанный богатым балтиморским меценатом и борцом за мир Теодором Марбургом (1862–1946). [ 32 ]
Le Bataillon Carrée, картина с золотой медалью Ле Блана
[ редактировать ]Говорят, что самой известной работой Ле Блана является «Le Bataillon carré», большая работа, завоевавшая медали на Парижском салоне 1880 года, где она получила серебряную медаль. [ 33 ] и Всемирная выставка в Париже 1889 года, где он был награжден золотой медалью. Она была куплена Национальной галереей Австралии в Новом Южном Уэльсе, а затем изъята из эксплуатации, когда академические и салонные картины стали непопулярными. На этой картине изображена группа контрреволюционеров, которых называли «les blancs» («белые»), устраивающих засаду войскам Французской революции. вооруженные косами и вилами. Эта стычка произошла недалеко от средневековой крепости Фужер , входившей в состав старого герцогства Бретань. В центре композиции войска Революционной армии выстроились в оборонительный каре, а внизу еще одна группа крестьян бросается в атаку. [ 34 ] Уильям Уолтон описал работу в своей книге над картинами Всемирной выставки: «Один из наиболее многообещающих членов семьи, уроженцев поместья, — г-н Жюльен Ле Блан, который, как и Жираде, питает большую привязанность к событиям Гражданская война в Вандее, печальная память. Две наиболее важные работы, которые он посвятил этой исторической теме, появились в экспозиции, а самой известной из двух мы приводим фотогравюру. «Батайон Карре» впервые появился в Салоне 1880 года и является одним из лучших батальных произведений всей выставки. Ничто не может быть прекраснее этого эпического изображения невозмутимого квадратного батальона «синих», противостоящего яростному натиску отважных крестьян, погибших за священников и короля». [ 35 ] Сегодня «Le Bataillon carré» находится в коллекции Библиотеки Гарольда Б. Ли в Университете Бригама Янга в Прово, штат Юта, в огромном карнизе, повторяющем оригинальную раму XIX века. [ 36 ]
Пасторальная жизнь и акварель
[ редактировать ]Жюльен Ле Блан также много работал в акварельной технике. Он был избран в избранное членство Общества французских акварелистов (Société D'Aquarellistes Francais) и выставлял свои работы в их ежегодных салонах, начиная с выставки 1885 года. [ 37 ] Он также писал пасторальные сюжеты и пейзажи во время своих каникул, которые проводил в Коррезе , недалеко от Брив-ла-Гайард. Коррез — департамент в регионе Лимузен , на юге центральной Франции.
Изображения солдат Первой мировой войны.
[ редактировать ]Когда разразилась Первая мировая война и быстро зашла в тупик с линиями траншей по всей Франции, Жюльен Ле Блан захотел отправиться на фронт, чтобы рисовать повседневную жизнь солдат. Хотя в то время во французской армии существовала программа боевого искусства, а иллюстраторы газет и журналов рисовали и рисовали пехотные бои, из-за его возраста, которому тогда было шестьдесят три года, Ле Блану не разрешили отправиться на фронт. Вместо этого он решил нарисовать и раскрасить солдат, когда они прибывали и уходили с Восточного вокзала в Париже. Район вокруг станции был полон солдат, и Ле Блан на протяжении всей войны рисовал с натуры французскую и французскую колониальную армию. Он также нарисовал солдат в их казармах в Рейи, Венсенн, где они ожидали отправки на фронт. На этой большой работе французский «Пойлюс» изображен в состоянии покоя в самых разных настроениях и позах. [ 38 ] После войны, в 1919 году, эти работы были собраны на большой выставке в галерее Жоржа Пети. Хотя работы вызывали восхищение, говорили, что от войны усталость публики привела к небольшому количеству продаж, а большая часть работ Ле Блана, изображающих солдат «Великой войны», была забыта.
Галерея основных работ Ле Блана
[ редактировать ]-
«Вандея»
-
«Казнь генерала Шаретта »
-
“Ужин экипажа”
-
«Смерть генерала Д’Эльбе »
-
«Огнеупоры»
-
«Курьер блюза»
См. также
[ редактировать ]- Шуан
- Жан Шуан
- Французские революционные войны
- Марсельеза белых
- Поездка в Галерн
- Был в Вандее
- Всемирная Колумбийская выставка Всемирная выставка в Чикаго
Известные работы Жюльена Ле Блана
[ редактировать ]- «Убийство Лепеллетье-Сен-Фаржо парижской гвардией» («Убийство Лепеллетера Сен-Фаржо») (Экспонат: Салон 1874 г.)
- «Римские пастухи, ведущие своих животных» (Экспонат: Общество французских акварелистов, 1875 г.)
- «Счет»
- «Les Racoleurs» (экспонируется: Салон 1876 г.)
- «Рассказ» (экспонируется: Салон 1876 г.)
- "Partie de Tonneau" ("Игра в игру в Тонно") (1877 г.) (Воспроизведено: словарь современников 1893 г.)
- «Officiers scrutant l'horizon» («Офицеры, смотрящие на горизонт») (1877 г.)
- «Mort du Général d'Elbée» («Смерть генерала д'Эльбе») (выставлено: Салон 1878 года) (Музей Нуармутье)
- «Па де Брез» (выставлено: выставка в Нанси, 1878 г.)
- «Ун Шуан» (1878–1879)
- «Анри де ла Рошжаклен» («Анри дела Рошжаклен») (Продано на аукционе: 1879 г.)
- «Le Guide (breton)» («Путеводитель (Бретон)») (1879 г.) (Воспроизведено: La Chronique des Arts et de la Curiisés N°7, 15 февраля 1879 г.)
- «Почта Шуана» (Воспроизведено: La Chronique des Arts et de la CuriITÉ N°7, 15 февраля 1879 г.)
- «Батальонная площадь, дело в Фужере, 1793 г.» (экспонируется: Салон 1880 г., Всемирная выставка, 1889 г.)
- «Брод (Переправа)» (1880)
- «Битва при Кулмьере» (1880 г.) (Воспроизведено: «Хроника искусств и любопытства», № 7, 14 февраля 1880 г.)
- «Дуэль» (1881)
- «Un Chouan» (1881 г.) (Эта широко воспроизводимая работа появилась на обложках ряда книг о Вандейской кампании.)
- «Le Courrier des Bleus» («Курьеры блюза») (1882 г.)
- «Казнь генерала Шаретта» (1883 г.) (Воспроизведено: словарь современников 1893 г.)
- «Бретонский колдун» (1883)
- «Le Dîner de l'Equipage» («Ужин экипажа») (1884 г.)
- «Бой при Фер-Шампенуаз» (Музей Труа)
- «Le Signal» (1886 г.) (Воспроизведено: Le Correspondent, 1886 г.)
Публичные коллекции с произведениями Ле Блана
[ редактировать ]- Музей Мюлуз, Франция (Возвращение полка)
- Нантский музей, Франция (Смерть генерала Эльбы)
- Музей Труа, Франция (Бой в Шампенуазе)
- Национальная галерея Австралии, Новый Южный Уэльс (ранее принадлежала Le Bataillon Carré)
- Библиотека Ли, Университет Бригама Янга, Прово, Юта (ныне Le Bataillon Carrée)
Иллюстрированные работы
[ редактировать ]- Дюма, Александр, Шевалье Мезон-Руж , Тестар, Париж, 1894 («Рыцарь Красного дома», роман о Вандее)
- Бальзак, Оноре де, Шуаны. Париж: Edition Hachette (Роман о Вандее)
- Виньи, Альфред де, Величие и военное рабство . Париж: издание Testard
- Ларчи, Лоредан, Записки капитана Куанье . Париж: Издание Жуауа («Записные книжки Каотяна Куанье»).
- Д'Оревильи, Барбе, Le Chevalier des Touches Paris: Edition Jouaauat, рисунки Жюльена Ле Блана, гравюры Шампольона
- Страхан, Эдвард, изд., Общество французских акварелистов, Goupil et cie, 1883 (Общество французских акварелистов)
- Марбург, Теодор, На холмах , Сыновья Г.П. Патнэма, 1924 (Книга стихов о Гражданской войне в США и Великой войне)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Новая международная энциклопея, Нью-Йорк (1909), с. 61
- ↑ Практически все его работы в Салоне были посвящены Вандейской тематике, см. список музейных фондов.
- ^ Перкинс, с. 44, а также Бенезит и другие стандартные ссылки имеют свои награды.
- ^ Морзебург, Джеффри, Жюльен Ле Блан
- ^ Это предмет текущей выставки в Швейцарии.
- ^ Список музеев ниже, собранный в результате онлайн-поиска.
- ^ См . статью Эдмона-Фредерика Ле Блана в английской Википедии.
- ^ Эссе Formaz Жюльена Ле Блана на французском языке в переводе ArtnHistory
- ^ Перкинс, Циклопедия художников и картин, 1913, стр. 44
- ^ Работы Эрнста Мессионье, Эдуарда Детайля и других художников, прославивших кампании Наполеона.
- ^ См. «Diner de l'équipage», воспроизведенное ниже.
- ^ См. список картин ниже.
- ^ Софи Массон, Вспоминая Вандею, журнал "Quadrant", Австралия, (1996) (Интернет)
- ↑ Печально известный «массовый сбор» и первый крупный призыв на военную службу произошли 14 февраля 1783 года.
- ^ 1. 4 августа 1789 г. десятина была отменена. 2. 2 ноября 1789 г. имущество католической церкви, удерживаемое в целях церковных доходов, национализировано. 3. 13 февраля 1790 г. запрещены монашеские постриги, распущены церковные ордена, конгрегации, за исключением тех, которые занимались обучением детей и уходом за больными. 4. 19 апреля 1790 г. управление всем оставшимся церковным имуществом было передано государству.
- ^ См. статью в Википедии на эту тему.
- ^ Франсуа Фюре, Французская революция, 1770–1814: 1770–1814 Blackwell Publishing, Франция (1996)
- ^ См. статью в Википедии о Шаретте.
- ^ См. статью в Википедии о де ла Рошжаклене.
- ^ Воспроизведено ниже.
- ^ Перкинс, с. 44
- ^ Интернет-каталог мировой Колумбийской выставки
- ^ Морзебург, Жюльен Ле Блан
- ^ де Виньи, Альфред, Военное рабство и величие Парижа, [Жуо] Библиотека библиофилов, коллекция «Современная художественная библиотека»
- ^ 1886 Мопра (Жорж Санд) Париж: А. Кантен, 1886
- ^ д'Оревильи, Барбе, Le Chevalier des Touches, Париж, 1886 г.
- ^ Записные книжки капитана Куанье (Лоредан Ларчи)
- ^ Бальзак, Оноре, Les Chouans , Париж: Edition Hachette
- ^ Дюма, Александр, 1894 г. Le Chevalier de Maison Rouge , Париж, Эмиль Тестард, 2 тома, в книге 161 гравюра.
- ^ На недавней французской выставке были представлены такие работы, экслибрисы также подписаны именем «могилы» или гравера.
- ^ Записи отеля Drouot доступны в Интернете для продажи поместья артиста.
- ↑ Марбург, Теодор, На холмах: стихи Теодора Марбурга , Сыновья Г.П. Патнэма, Нью-Йорк, 1924.
- ^ Мерсон, Оливер, изд. Салон 1880 года, Общество французских художников и Национальное общество изящных искусств , Париж: Librairie D'Art, 1880.
- ^ Морзебург, Джеффри, «Le Batallion Care», Очерк библиотеки BYU Lee, стр.1
- ^ Уолтон, Шедевры Всемирной выставки 1889 года , подробная книга о картинах на Всемирной выставке в Париже.
- ^ Морзебург, Очерк библиотеки Ли
- ^ См. Société D'Aquarellistes Francais, Произведение искусства, опубликованное при художественной поддержке всех участников, записи на ежегодных выставках.
- ↑ Перевод разговорного выражения привязанности к фронтовикам буквально означает «волосатые», «настоящие мужчины» с волосами на груди и, конечно же, на подбородках после долгих дней под обстрелом.
Ссылки
[ редактировать ]- Морзебург, Джеффри, Le Battalion Carre: шедевр военной жанровой живописи XIX века, эссе, Библиотека Ли, веб-сайт Университета Бригама Янга, стр. 1
- Морзебург, Джеффри, О художнике: Жюльен Ле Блан , Очерк, Библиотека Ли, Веб-сайт Университета Бригама Янга, стр. 1
- Франсуа Фюре, Французская революция, 1770–1814: 1770–1814 Blackwell Publishing, Франция (1996)
- Массон, Софи, Вспоминая Вандею, журнал "Quadrant", Австралия, (1996) (Интернет)
- Ллойд, Норддойчер, Путеводитель Ллойда по Австралии , 1906, Национальная галерея Австралии, стр. 210.
- Уотерс, Клара Эрскин Клемент Лоуренс Хаттон, Художники девятнадцатого века и их работы , Бостон, Хоутон, Освуд и Си, 1879 (Словарь)
- Перкинс, Чарльз Каллахан, Циклопедия художников и картин , Нью-Йорк, Сыновья Чарльза Скрибнера, 1913, том 3, стр. 44 (Словарь художника)
- Уолтон, Уильям, Шедевры Всемирной выставки Парижа , Филадельфия: Джордж Барри и сын, Издательство, 1889 г. (описание и гравюра в каталоге Всемирной выставки)
- Хук и Полтимор, изд., Популярная живопись XIX века: Словарь европейских художников-жанров . Лондон. Клуб коллекционеров антиквариата, 1986 год (черно-белая фотография).
- Бенезит, Э. изд. Э. Бенезит: Словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов, Париж: Librairie Grund, 1976. (Словарь художника).
- Мерсон, Оливер, изд. Салон 1880 года, Общество французских художников и Национальное общество изящных искусств , Париж: Librairie D'Art, 1880. (Каталог двух французских салонов)
- Международная универсальная выставка 1889 года в Париже: Официальный общий каталог, произведения искусства, классы с 1 по 5 , Лилль: Imprimerie L. Danel, 1889. (Картины Всемирной выставки в Париже)
- Официальный каталог Всемирной Колумбийской выставки , Чикаго, 1893 г. (Каталог находится на веб-сайте Технологического института Иллинойса)
- Аттар, Франк, Французская революция объявляет войну Европе.
- Дюпюи, Тревор Н. и Дюпюи, Р. Эрнест, Энциклопедия военной истории Харпера , HarperCollins
- Бланнинг, TCW, Французские революционные войны: 1787–1801 гг.
- Страхан, Эдвард, редактор, Общество французских акварелистов, Goupil et cie, 1883 (американское издание) (перевод/издание Societe D'Aquarellistes Francais Ouvrage D' Art )
- Patrimoine de France.Org, французский биографический веб-сайт
- Формаз, Доминик, Жюльен Ле Блан , биография и веб-сайт на французском языке, 2010 г.
- Бальзак, Оноре де, Шуаны . Иллюстрации Жюльена Бланта, выгравированные на дереве работы Левейе, Эмиля Тестара и Сье, Париж, 1889 г. («Шуаны»).
- Виньи, Альфред де, Военное рабство и величие , рисунки Жюльена Леблана, выгравированные Шампольоном, Париж, Жуауст - Библиотека библиофилов и Библиотека Лемерра, 1885 («Служба в Великой армии»)
- Дюма, Александр, Шевалье де Мезон-Руж , иллюстрации Жюльена Ле Блана, гравированные Левейе. Предисловие Ж. Ларруме, Париж, Эмиль Тестар, 1894 г. («Рыцарь Красного дома»)
- Société D'Aquarellistes Francais, Произведение искусства, опубликованное при художественной поддержке всех членов, тексты главных искусствоведов Х. Лонетта и Goupil et Cie, Париж, 1883 г. (Общество французских акварелистов, из ежегодных выставок)
- Одард, «Сентиментальное путешествие по Нормандии», Сборник Бентли , том 22, (1847), с. 247 (английский отчет о Вандейском восстании)
- Новая международная энциклопея, Dodd, Mead & Company, Нью-Йорк, 1909, том 12, стр.61 (запись о Ле Бланте)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Жюльена Ле Блана или о нем в Интернет-архиве
- Сайт Жюльена Ле Блана
- Статья о генерале д'Эльбе» с репродукцией Ле Блана
- В Ле-Мане обнаружены массовые захоронения в результате Вандейского конфликта
- Вандейские войны, история восстаний 1793–1799 гг.
- Вандейское восстание
- Искусство в коллекции библиотеки Ли при УБЯ
- История Вандеи на французском языке