Даинзу
![]() | |
Имя: | Даинзу |
Расположение | Долина Тлаколула, Оахака ![]() |
Координаты | 17 ° 0'13" с.ш. 96 ° 33'25" з.д. / 17,00361 ° с.ш. 96,55694 ° з.д. |
Культура | Сапотек |
Период | Мезоамериканский доклассический и классический период |
Фундамент | Около 700 г. до н. э. |
Отклонить | Классический период, 300 г. н.э. |
Язык | Сапотек |
Официальная страница ИНАХ | Археологический памятник Даинзу - INAH |
Даинсу — археологический памятник сапотеков, расположенный в восточной части Центральных долин Оахаки , примерно в 20 км к юго-востоку от города Оахака , штат Оахака , Мексика. Это древняя деревня недалеко от Монте-Альбана и Митлы, современница Монте-Альбана и Митлы , но с более ранней застройкой. Впервые Даинзу был оккупирован в 700–600 гг. до н.э., но основная фаза оккупации датируется примерно 200 г. до н.э. – 350 г. н.э. Это место было раскопано в 1965 году мексиканским археологом Игнасио Берналем . [ 1 ] [ 2 ]
Топонимия
[ редактировать ]
Первоначальное название этого города неизвестно. Археологический объект назван от слова Даннижу , которое древние жители использовали для обозначения этого места в то время, когда Берналь проводил местные расследования.
«Даинзу» означает холм кактуса-органа на языке сапотеков . [ 1 ] оно образовано от двух сапотекских слов: danni, означающего «холм», и zu, означающего « органный кактус ». [ 2 ]
Другое название места археологических раскопок — « Кьябелагайо » (на языке сапотеков), что означает «Чинко Флорес» (Пять цветов).
Это также означает Макуильшочитль , что является частью названия ближайшего к Даинсу города. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Хронология основания Дайнзу неясна. Однако кажется возможным, что это место было заселено за несколько столетий до основания Монте-Альбана , о чем свидетельствует соответствующая керамика фазы Росарио, найденная в центральных долинах Оахаки (700–500 гг. До н.э.). В то время Даинсу был одной из главных деревень долины Тлаколула. Он был современником других важных населенных пунктов, таких как Сан-Хосе Моготе в долине Этла. Как и в случае с остальными деревнями региона, Даинсу, должно быть, внес свой вклад в основание Монте-Альбана. Строительство Монте-Альбана стало важной вехой, которая способствовала сокращению населения в этой зоне: население Даинсу сократилось примерно в 200 г. до н.э. Несмотря на значительный процветание Монте-Альбана, Даинсу сохранил свою собственную динамику и позиционировал себя как один из самых важных городов классического мезоамериканского периода. Наконец, упадок Монте-Альбана вызвал перестановки в отношениях между деревнями региона, что также затронуло Даинсу и привело к его упадку.
На берегах Рио-Саладо есть множество археологических памятников, в том числе ранняя деревня Абасоло. Напротив, к западу от Дайнзу, находятся сельскохозяйственные аллювиальные земли; где найденная керамика фазы Росарио подтверждает оккупацию Даинзу с 750 г. до н.э.
Археологический памятник
[ редактировать ]
Архитектурный стиль этого объекта важен из-за уникальных характеристик структуры, которые отличают его от других объектов в долине Оахаки; они отражают высокое художественное качество, как в случае с нижней платформой здания А, где есть галерея барельефов, изображающих, как долгое время считалось, игроков в мяч. Однако недавно были предложены новые интерпретации этих цифр. [ 4 ]
На этапе своего городского развития Даинзу функционировал как деревня второго ранга с точки зрения экономического, политического и религиозного значения. Основное заселение соответствует переходному периоду, называемому II-IIIa, примерно с 250 по 350 год нашей эры.
Даинзу построен на холме, очевидно, из эстетических соображений, первоначальный вход находился на берегу реки в западной части. Имел длительную последовательность заселения с 600 г. до н.э. по 1200 г. н.э., хотя, согласно археологическим данным, существует вероятность того, что эта территория была заселена до Монте-Альбана, апогей Даинсу произошел с 600 г. до н.э. по 200 г. н.э.
Участок расположен на берегу притока Рио-Саладо. [ 2 ] а ступени и камеры, высеченные в скале на вершине вершины, возможно, принадлежали святыне. [ 5 ]
Структуры
[ редактировать ]
Камень, используемый для строительства в Даинзу, в основном состоит из речных булыжников, образовавшихся из вулканических пород, таких как базальт. [ 6 ]
Вся конструкция здания была адаптирована к топографии участка.
На данный момент исследованы только три структуры:
Здание А
[ редактировать ]
Расположенный в самой высокой части памятника, видимо, имел религиозное назначение. Его конструкция шахматная, четыре платформы построены из камня и глины, построены четыре платформы, наиболее интересны барельефы, украшающие нижнюю часть южной стены нижнего корпуса, называемая галереей скульптур, каждый камень содержит движущиеся фигуры, здесь нет два одинаковых и собранных в разных положениях. Согласно гипотезе Игнасио Берналя, они представляют игроков, играющих с мячом, чья позиция показывает движение, вероятно, были размещены во время реконструкции помоста, поскольку, похоже, здесь нет какой-либо договоренности.
Сооружение представляет собой большую платформу, построенную на западном склоне холма и имеющую около 35 барельефов, вырезанных на южной стороне нижней стены. Большинство из них представляют игроков в мяч, [ 1 ] а четыре представляют собой четыре божества игры в мяч. [ 7 ] Среди изображений игроков в мяч перемежается небольшое количество барельефов, изображающих священников, делающих подношения. На этих камнях высечены календарные даты , и они могут обозначать определенные ритуалы, связанные с игрой в мяч. [ 8 ]
Это самая старая терраса, конструктивные характеристики которой схожи со зданием J в Монте-Альбане .
Состоит из трех террас, наложенных на холм, соединен с корпусом Б оштукатуренным патио. Он имеет два фасада (северный и южный) с большой лестницей в центре.
Верхняя терраса является самой высокой и образована почти вертикальной стеной высотой более 5 метров с закругленными углами, доступ к ней осуществлялся через крытый ступенчатый внутренний переход. В ходе расследования были обнаружены четыре комнаты с крышей из больших камней, расположенных под углом, как в некоторых гробницах Монте-Альбана.

Нижняя терраса образует вертикальную стену высотой 1,25 метра. Вход осуществляется по лестнице, утопленной в стене в юго-западном углу.
На северной стороне рельеф отличается от остальных. На террасу есть центральная лестница.
На различных этапах строительства вносились изменения, например, добавлялись комнаты, лестницы и стены, с основной целью устранения повреждений здания и подготовки к новому и другому использованию.
На вершине холма этого здания находится большое количество естественных камней, выступающих из растительности и представляющих собой отрубленные головы, вероятно, связанные с игроками в мяч.
Галерея барельефов
[ редактировать ]
Эти изображения уникальны для Мезоамерики: барельефы изображают религиозных сановников, а также игроков в мяч, держащих в руке небольшой мяч.
На сайте представлена галерея резных каменных барельефов, похожих по стилю на Дансанте барельефы в Монте-Альбане . [ 7 ] Сорок семь из них представляют собой игроков в мяч, носящих защитное снаряжение, такое как шлемы, наколенники и рукавицы, и держащих в одной руке небольшой мяч. Неподалеку была обнаружена большая площадка для игры в мяч , ориентированная с востока на запад. [ 1 ] [ 9 ] [ 10 ] Дальнейшие барельефы высечены в живой скале храма на вершине холма. [ 7 ]
Наличие черепов может указывать на символизм, связанный с игрой.
Интерпретация барельефа
[ редактировать ]Хотя меньшинство исследователей предполагают, что на рельефах изображены бойцы, возможно, бросающие камни, существует общее мнение, что они изображают игроков в мяч. По мнению исследователя Хизер Орр, рельефы образуют последовательность процессий, показывающую конкретные моменты ритуальной «фиксированной игры с мячом, конечным результатом которой являются человеческие жертвоприношения». [ 11 ]
Корпус Б
[ редактировать ]Расположен к западу от комплекса А. Состоит из огромного сооружения с множеством больших комнат-стен, а также красивых лестниц и патио, обеспечивающих доступ к различным их частям и соответствующих разным временам строительства. Он имеет шесть архитектурных накладок, соответствующих разным периодам; в здании есть важная гробница с барельефом ягуара на монолитной скале, образующей вход. Голова ягуара выгравирована на перемычке, а передние лапы обрамляют вход. [ 2 ]
Простота конструкции и щедрость открытых пространств на площадях или во внутренних двориках позволяют представить себе гражданскую или общественную деятельность.
Доступ к этому зданию очень характерен: вход осуществлялся через нижнюю часть террасы или площади, по лестнице, прикрепленной к стене и пересекаемой крытым коридором, перекрытым большими монолитными каменными плитами.
Первоначально этот комплекс имел две отдельные террасы, которые соединялись «Темпло Амарилло». В нескольких местах имеются подземные дренажные каналы для дождевой воды. Они хорошо сконструированы и имеют прямоугольное поперечное сечение.
Внутри террас были обнаружены четыре погребальные камеры и несколько более простых гробниц.
Самая важная гробница (гробница 7) была полностью частной, и доступ к ней осуществлялся по лестнице.
Гробница 7
[ редактировать ]
Он построен в центральной части корпуса Б с резными каменными стенами и нишами. Крыша состоит из монолитного камня. У входа изображена фигура ягуара, голова выгравирована на перемычке, а передние ноги обрамляют вход. [ 2 ]
Эта гробница была разграблена, возможно, в доиспанские времена, поэтому частично разрушена.
Хронологически гробница соответствует эпохе Монте-Альбан II-III А (200–600 гг. н.э.).
желтый храм
[ редактировать ]Это небольшая конструкция из самана и камня, расположенная внутри здания B. Это, безусловно, алтарь, построенный на оштукатуренной платформе, обращенная к небольшому патио на запад, портик состоит из двух монолитных (стиль Монте-Альбан) цилиндрических колонн справа. сбоку обнаружена прямоугольная ниша. Все здание было выкрашено в желтую охру. Возможно, его ориентация имела религиозное значение.
Группа С
[ редактировать ]Это сооружение соединялось на юге с группой Б такой же высоты. На самом деле это небольшая терраса, соединяющаяся на юге с группой D, еще не раскопанная.
Площадка для игры в мяч
[ редактировать ]

Только половина площадки для игры в мяч была раскопана и восстановлена; Он состоит из небольших каменных блоков, напоминающих ступени, и покрыт штукатуркой, образующей наклонную поверхность.
Расположен в центре большой площади. В архитектурном плане он имеет I-образную форму, как площадки для игры в мяч Монте-Альбан и Ягул. Он ориентирован с востока на запад, что характерно для всех мезоамериканских площадок для игры в мяч.
В ходе исследования были обнаружены антропоморфные рельефы, изображающие игроков в мяч, что подтверждает ритуальное значение этой деятельности в этом районе.
Был построен из гравированных камней неправильной формы, соединенных глиняным раствором и галькой или остатками керамики; Он был покрыт тонким слоем штукатурки.
Одежда игроков состояла из очень специфической комбинации штанов, наколенников, масок для лица или кошачьих шлемов и лент, а также других элементов.
В Даинзу представлены два типа игры с мячом; один соответствует изображениям старых рельефов, перчатки используются для ловли, удара или броска мяча; в другой раз играли позже на I-образных площадках для игры с мячом, мяч гладили или запускали бедрами. Эта последняя версия игры известна под названием olomaliztli.
См. также
[ редактировать ]- Ламбитеко
- Митла
- Формирующий проект Mixteca Alta
- Монте-Альбан
- Сан-Хосе Моготе
- Долина Оахаки
- Ягул
- Это исцелило
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д Зима, Маркус (1998). «Оахака: Археологические данные. Серия «Индейские народы Мексики». Minuta Mexicana, Мексика, DF (на испанском языке): 103. ISBN 968-7074-31-0 . OCLC 26752490 .
- ^ Jump up to: а б с д и Арриола Ривера, Мария В. «Археологическая зона Даинзу» [Официальная веб-страница археологических раскопок Даинзу]. ИНА (на испанском языке). Мексика. из оригинала 19 января. Архивировано Получено 18 января.
- ^ Оливерос, 1997: 25.
- ^ См. Бергер (2011), Орр (2003) и Таубе и Зендер (2009).
- ^ Миллер 1996, стр.52.
- ^ Зима 1998 г., стр.119.
- ^ Jump up to: а б с ИНАХ 1973, стр.43.
- ^ Зима 1998 г., стр.55.
- ^ Адамс 1996, стр.240.
- ^ Коу и Кунц 2002, стр.97.
- ^ Нос, ФАМСИ.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Ричард Э.В. (1991). Доисторическая Мезоамерика (пересмотренная ред.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-2304-4 . OCLC 22593466 .
- Бергер, Мартин (2011). Игроки Дайнзу? Альтернативная интерпретация иконографии Дайнзу . Мексиканский XXXIII(2): 46-51.
- Коу, Майкл Д .; Рекс Кунц (2002). Мексика: от ольмеков до ацтеков (5-е, исправленное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28346-Х . OCLC 50131575 .
- INAH [Национальный институт антропологии и истории] (1973). Долина Оахака: Официальный путеводитель (5-е изд.). Мексика, DF: INAH. OCLC 1336526 .
- Фолсайт, Рональд (2008). «Серро Дануш: исследование позднеклассического перехода в долине Тлаколула, Оахака» ( онлайн-публикация в формате PDF ) . Отдел грантов Фонда: отчеты, представленные в FAMSI . Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc. [FAMSI] . Проверено 23 декабря 2008 г.
- Миллер, Мэри Эллен (2001). Искусство Мезоамерики: от ольмеков до ацтеков . Серия «Мир искусства» (3-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20345-8 . OCLC 59530512 .
- Орр, Хизер С. (2002). «Данзантес из здания L в Монте-Альбане» . Отдел грантов Фонда: отчеты, представленные в FAMSI . Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc. [FAMSI] . Проверено 10 октября 2008 г.
- Орр, Хизер С. (2003). Каменные шары и люди в масках: игра с мячом как боевой ритуал, Даинзу, Оахака . Древняя Мезоамерика 5:73-104.
- Таубе, Карл; Марк Зендер (1983). «Американские гладиаторы: ритуальный бокс в древней Мезоамерике». У Хизер С. Орр ; Рекс Кунц (ред.). Кровь и красота: организованное насилие в искусстве и археологии Мезоамерики и Центральной Америки . Лос-Анджелес: Издательство Института археологии Котсена . стр. 161–220.
- Зима, Маркус (1998). Оахака: Археологические записи . Серия «Индейские народы Мексики». Альберто Бельтран (илл.) (2-е изд.). Мексика, DF: Minutiae Mexicana. ISBN 968-7074-31-0 . OCLC 26752490 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернал, я; Коу, М; и др. (1973). Иконография среднеамериканской скульптуры . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Натирания барельефов Даинзу в FAMSI
- Фотографии барельефов Дайнзу
- Даинзу в INAH (на испанском языке)