Жан-Батист Бетьюн
Жан-Батист Шарль Франсуа барон Бетьюн | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 25 апреля 1821 г. Кортрейк , Бельгия |
Умер | 18 июня 1894 г. Бренд , Бельгия | (73 года)
Национальность | Бельгийский, |
Занятие | Архитектор |
Здания | Замок Лоппем (в сотрудничестве с EW Pugin ) Аббатство Маредсус |
Жан-Батист Бетьюн (25 апреля 1821 – 18 июня 1894) был бельгийским архитектором, ремесленником и дизайнером, сыгравшим ключевую роль в бельгийском и католическом движении готического возрождения . Некоторые называли его « Бельгийским Пугином », имея в виду влияние на Бетьюна английского архитектора и дизайнера эпохи готического возрождения Августа Пугина . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Жан Бетьюн был старшим сыном барона Феликса Бетьюна, торговца текстилем из Кортрейка , и его жены Жюли де Ренти (1791–1856) из Лилля. [ 2 ] Его семья была фламандцами французского происхождения . Он и его родственники были ярыми католиками , многие из них занимались политикой и государственной службой. Семья, которая первоначально называлась «Бетюн», в 1845 году получила дворянство от бельгийского короля и добавила предлог «де» (некоторые из них взяли имя «де Бетюн-Сюлли») в 20 веке, чтобы подчеркнуть свой дворянский статус. . Однако этот великий архитектор никогда не использовал эту частицу.
Его ирландский домашний учитель Мишель Брин впервые познакомил его с историей и древностью, и, в частности, с готическим искусством как выражением христианства. Бетьюн сначала изучал право в Католическом университете Левена с 1837 по 1842 год, но не завершил обучение. Именно в Левене он обнаружил труды Огастеса Уэлби Пугина , защитника готики в Англии и еще одного католика-энтузиаста. [ 2 ]
Базовое художественное образование получил в Академии изящных искусств в Кортрейке (его учителями были Л. Верхаген и Жюль Виктор Гениссон). Он посещал курсы пейзажной живописи у Пола Лаутерса в Брюсселе, а скульптор К. Х. Гертс (1807–1855), который сам был пионером стиля неоготики, познакомил его со скульптурой. В июне 1843 года он посетил Англию, где пробыл до октября. Там он встретил Пугина. Бетьюн жил в Брюгге (1845–1859), где служил деканом Благородного Братства Святой Крови. [ 2 ]
В июне 1845 года Бетьюн начал карьеру на государственной службе и стал секретарем западно-фламандского губернатора. В 1848 году Бетьюн женился на Эмили ван Отрив д'Идевалле в Брюгге. Он был членом Провинциального совета Западной Фландрии (1848–1858) при поддержке своего тестя. Епископ Жан-Батист Малоу познакомил его с колонией английских художников в Брюгге. [ 3 ]
Встреча с Пугином и его творениями еще больше стимулировала интерес Бетьюна к архитектуре и прикладному искусству. Подражая Пугину и его последователям, Бетьюн развил идею о том, что художественное возрождение искусств христианского мира Средневековья может вдохновить новое глубоко христианское/католическое общество. Дома Канон К. Картон вдохновил Бетьюна принять участие в создании подлинно «христианского искусства». Постепенно он начал сам создавать конструкции. Он вернулся в Англию в 1850 году и несколько месяцев учился у Джона Хардмана, производителя витражей Пугина, в Бирмингеме. Вдохновленный этим, Бетьюн в 1854 году вместе со своим зятем Эженом ван Отрив д'Идевалле открыл мастерскую по изготовлению витражей на улице Хугстраат в Брюгге. [ 3 ]
В 1854 году Бетьюн спроектировал интерьер часовни Святой Крови в Брюгге. [ 4 ] В 1857 году Бетьюн получил важный заказ от гентского производителя текстиля Жозефа де Хемптина, перенеся сферу своей деятельности в Гент и Восточную Фландрию. В 1858 году он переехал со своей мастерской из Брюгге в Синт-Денийс-Вестрем . [ 3 ]
В 1862 году он был соучредителем «школы Святого Луки» ( Sint-Lucasscholen ) под влиянием архитектурных и декоративных теорий Виолле ле Дюка . [ 5 ] Эти школы были открыты как католический аналог официальных академий и обучали архитекторов в религиозном духе готической традиции . Первая постоянная школа Святого Луки открылась в Генте в 1863 году. Эти школы также предлагали обучение ремесленников, умеющих работать с витражами, резьбой по дереву, живописью, изделиями из золота и серебра... Целью было подготовить мастеров, способных справиться с общее убранство недавно построенной, полностью украшенной готической церкви. Будучи учителем и покровителем археологического общества « Жильда де Сен-Тома и Сен-Люк », основанного в 1863 году, Бетьюн оказал решающее влияние на эволюцию стиля готического возрождения в Бельгии. Среди тех, кого он обучал или на кого он оказал влияние, были архитекторы Жорис Хеллепут и Луи Клоке . За границей он поддерживал контакты и был оценен такими современниками, как Пьер Кайперс , Эдвард Уэлби Пугин , Август Райхенспергер и Эдвард фон Штайнле .
Работа
[ редактировать ]
Бетьюн все больше увлекался (нео)готикой и стал одним из пионеров этого художественного движения в Бельгии. В своих архитектурных творениях Бетьюн перенял формальную лексику типичной кирпичной архитектуры позднего средневековья Фландрии и, в частности, Брюгге . Благодаря своему влиянию и обучению он привнес эту позицию многим своим последователям. Это, вместе с его сильным католическим вдохновением и его связью с движением готического возрождения в Англии, отмечает разницу между его школой и неоготической архитектурой, пропагандируемой в Бельгии академиями.
Помимо архитектурных проектов, его обширное творчество включает в себя проекты практически всех видов пластического и декоративного искусства. Из Бельгии его проекты попали в большинство других европейских стран. О качестве его работы лучше всего можно судить по его комплексным строительным проектам, сочетающим в себе все формы искусства, таким как замок Лоппем , комплекс в Вивенкапелле (включая церковь, пресвитерию и монастырскую школу) и большой комплекс аббатства Маредсус . . Проекты Бетьюна демонстрируют сильный архитектурный, археологический и дидактический характер. Своими витражами (например, в соборах Брюгге , Гента , Антверпена и Турне ), фресками (например, в замке Маальтебрюгге, 1862–1864) и мозаиками ( Аахенский собор, 1872) он внес значительный вклад. к возрождению этих форм искусства. Среди его наиболее важных достижений как дизайнера изделий из золота и серебра — бельгийская тиара , подаренная папе Пию IX в 1871 году, храм Карла Доброго в соборе Св. Сальватора в Брюгге (1883 г.), храм Святого Ламберта в соборе Святого Павла в Льеже (1884 г.).
Список работ
[ редактировать ]
Архитектура
[ редактировать ]Все архитектурные проекты включают в себя проекты отделки и меблировки.
- Замок Лоппем , 1859–1862 гг.
- Церковь, пресвитерия и школы в Вивенкапелле недалеко от Дамме , 1860–1870 гг.
- Аббатство Маредсу , 1872–1889 гг.
- Церковь Сакре-Кёр «Ле-Триё» в Курьере , 1872–1873 гг.
- Церковь бегинажа Синт - Амандсберг недалеко от Гента , 1874 год.
- Часовня Богоматери в иезуитском монастыре «Ауде Абдидж» в Дронгене , 1877 год.
- Монастырь Кларисс де л'Эпель в Рубе , Франция.
- Ecole de Saint-Luc (школа Сен-Люка) в Турне
- Церковь Сен-Жозеф в Рубе , Франция
- Церковь Фонтенуа , Антуан , Бельгия
Проекты для прикладного искусства
[ редактировать ]- Эскиз скульптуры Леонарда Бланшера «Воскресение» в церкви Святого Креста, Хойсден (1865 г.)
- Эскиз бельгийской тиары , подаренной Папе Пию IX в 1871 году.
- Эскиз мозаичного оформления купола Ахенского собора (выполнен мастерской Антонио Сальвиати ), 1879–1881.
- Погребальный памятник монсеньору Гравезу, епископу Намюрскому , в Намюре
- Погребальный памятник семье Лефевр в Склейне.
- Проект храма для хранения мощей Карла I, графа Фландрского , в соборе Брюгге , 1883–1885 гг.
- Проект храма Святого Ламберта соборе в Льежском , 1884 год.
- Церковь Динан: главный алтарь и другая религиозная мебель.
- Внутреннее убранство замков Дене , Жесвес и Спонтен.
Фамилия
[ редактировать ]При жизни Жан Бетьюн никогда не использовал приставку «де» в своей фамилии. С начала 18 века он больше не использовался в семье. Только после его смерти члены семьи, в том числе его сын Жан-Батист (1853–1907), получили в 1904 году дополнение «де», которое имело обратную силу в отношении личности Жана-Батиста Бетюна (1722–1799) и всех его потомки. Таким образом, это также относилось и к Жану Бетьюну. Поэтому допустимо давать его имя с приставкой или без нее, хотя в своих родословных члены семьи не используют приставку в отношении предков, которые не использовали ее при жизни.
Другой части семьи удалось официально добавить к своему имени «Салли». Однако между ними и французской княжеской семьей Бетьюн-Сюлли нет никакой связи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильям Генри Джеймс Уил , в: Building News , XXXVI, 1879, стр. 350
- ^ Перейти обратно: а б с «Жан-Батист К.Ф. (де) Бетюн», Публичная библиотека Брюгге.
- ^ Перейти обратно: а б с «Джей Би Бетьюн», Фонд Бетьюна
- ^ Снауварт, Ливия (2005). Путеводитель по архитектуре Брюгге (на голландском языке). Название: Издательство Lannoo. стр. 58–60. ISBN 90-209-4711-7 .
- ^ Фолвилл, Ксавье (январь 1950 г.). «Модернизм-эклектика - пятьдесят лет архитектурных рисунков в Школе Сен-Люк Льеж» . Университет Льежа. п. 9.
{{cite web}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Куманс, Томас, «Пугин во всем мире. От Les Vrais Principes и бельгийских школ Святого Луки до Северного Китая и Внутренней Монголии», в: Тимоти Бриттен-Кэтлин, Ян Де Майер и Мартин Брессани (редакторы), Gothic Revival Worldwide: AWN Pugin's Global Влияние (KADOC Artes 16), Левен: Издательство Левенского университета, 2016, стр. 156–171 [ ISBN 978-9462700918 ].
- Де Майер, Ян (редактор), Школы Синт-Лукаса и неоготика (Kadoc-Studies, 5), Левен, 1988.
- Девлигер, Люк, «Бетюн, Жан де», в: Национальный биографический словарь , 1, Брюссель, 1964, кол. 188–191.
- Хельбиг, Жюль, Ле Барон Бетьюн, основатель школ Сен-Люк. Биографическое исследование , Лилль-Брюгге, 1906 год.
- Саббе, Д., «Дж.Б. Бетьюн, пропагандист неоготического движения», в: Proceedings of the Royal Historical and Archaeological Society of Kortrijk , 68, 1979, стр. 267–355.
- Уйтерхувен, Дж., «Барон Жан-Батист де Бетюн и готическое возрождение», в: Труды Королевского исторического и археологического общества Кортрейка , 34, 1965, стр. 3–101.
- Ван Калоен, Вероник, Жан Ван Клевен и Йохан Брет (редакторы), Le château de Loppem , Зедельгем, 2001.
- Ван Клевен, Жан, Фрида Ван Тайгем и др., Неоготика в Бельгии , Тилт, 1994.
- Ванденбриден, Жос и Франсуаза Диркенс-Обри, XIX век в Бельгии. Архитектура и интерьеры , Тилт, 1994.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www.stichtingdebethune.be/ официальный сайт семейного архива и библиотеки де Бетьюн
- Жан-Батист Бетьюн в ODIS - онлайн-база данных промежуточных структур. Архивировано 28 апреля 2016 г. на Wayback Machine.