Джейкоб Кац
Якоб Кац ( иврит : יעקב כ"ץ) (родился 15 ноября 1904 года в Мадьяргенче , Венгрия , умер 20 мая 1998 года в Израиле) был признанным еврейским историком и педагогом .
Кац описал «традиционное общество» и применил социологические методы в своем исследовании еврейских общин, уделяя особое внимание изменениям в Галахе (еврейском законе) и православии . Он был пионером современного изучения православия и его формирования в ответ на реформистский иудаизм .
В юности он занимался как религиозными, так и светскими исследованиями, получив сан раввина. [1] [2] и докторскую степень по социальной истории. [1]
Биография
[ редактировать ]Якоб Кац родился в Мадьяргенче (Мойорганч) на западе Венгрии. Деревня была недостаточно велика для еврейской школы, поэтому свои ранние годы он провел в протестантской школе в соседней деревне. [3] В 12 лет он уехал учиться в Celldomolk. Послеобеденные часы были посвящены еврейским исследованиям Талмуда-Торы общины. В этот период он жил в принимающей семье и каждые несколько недель возвращался домой на субботы и праздники. [3]
В 16 лет он переехал в Дьёр, где учился в ешиве. Затем он около двух лет учился в ешиве общины Сатораля-Уихей. В 1925 году он перешёл в иешиву Прессбурга (Братислава), основанную Хатамом Софером и возглавляемую его потомками. [3] Через два с половиной года он заинтересовался творчеством Фридриха Шиллера , Теодора Герцля и Ахада Хаама . [3]
В 1927 году Кац написал свою первую статью для ортодоксальной газеты в Будапеште «Жидо Уйсаг» в знак протеста против местного раввина, который предупреждал венгерских евреев держаться подальше от сионистской или квазисионистской деятельности. Статью перепечатала сионистская газета Венгрии «Жидо Сземле», которая похвалила его за понимание потребностей времени лучше, чем лидеры православия. Каца попросили написать для газеты. Кац выразил восхищение раввином Меиром Берлином (Бар-Иланом), Наумом Соколовым и Зеэвом Жаботинским, которые считали построение Израиля главной задачей поколения. [3]
Весной 1928 года он переехал в иешиват Адат Йешурон во Франкфурте, которую возглавлял раввин Йосеф Брейер, и подал заявление на обучение во Франкфуртском университете. [3] Весной 1934 года он защитил докторскую диссертацию на тему ассимиляции немецких евреев. Он зарабатывал на жизнь, давая частные уроки иудаизма и Талмуда членам семьи раввина Брейера и другим людям. Именно тогда он встретил свою будущую жену Герти-Бину, урожденную Бирнбаум, на которой женился в Иерусалиме в 1936 году. Прежде чем иммигрировать в Палестину, он провел год в Лондоне, чтобы улучшить свой английский. [3]
В Тель-Авиве он работал репетитором и принял должность преподавателя в школе Мория. В 1945–1950 годах он работал преподавателем и директором педагогического училища «Тальпиот». [3]
Он был женат 62 года, до своей смерти в возрасте 93 лет. У пары было трое сыновей: Давид, Ханан и Уриил. На момент смерти у него было 11 внуков. [1]
Академическая карьера
[ редактировать ]В 1945 году Кац представил на конференции историков свою статью «Брак и сексуальные отношения в конце Средневековья». Статья была опубликована в том же году в еврейском журнале « Сион» . Кац публиковал публикации в области образования, психологии и педагогики, но его главным интересом была история. Бен-Цион Динур призвал его продолжить исследования, несмотря на отсутствие академической должности. в 1947 году Каца пригласили на первый Международный конгресс иудаистов в Иерусалиме. в 1949 году он начал преподавать в Еврейском университете на низкой должности.
Он стал специалистом по еврейско-неевреям, Хаскале , антисемитизму и Холокосту . Его работы обеспечили большую основу для научного анализа антисемитизма. [4]
Награды и признание
[ редактировать ]Кац был признан «одним из величайших и влиятельных историков евреев этого столетия». [1] В 1974 году он стал почетным членом Американской академии искусств и наук. [3] [5]
В 1980 году Кац был удостоен Премии Израиля за «историю еврейского народа». [6]
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Традиция и кризис: еврейское общество в конце средневековья
- От предрассудков к разрушению: антисемитизм, 1700-1933 гг.
- Исключительность и толерантность: исследования еврейско-языческих отношений в средневековье и в наше время
- Темная сторона гения
- Из гетто: социальные предпосылки еврейской эмансипации, 1770-1870 гг.
- «Шаббес Гой»
- Божественный закон в руках человека: тематические исследования галахической гибкости
- Разделенный дом: православие и раскол в центральноевропейском еврействе XIX века
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Пейс, Эрик (28 июня 1998 г.). «Якоб Кац, 93 года, социальный историк евреев» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Кац, Джейкоб (1995). Своими глазами: Автобиография историка . Опубликовано Университетским издательством Новой Англии [для] Издательство Университета Брандейса. п. 71. ИСБН 978-0-87451-639-5 .
Я не преуспел, но, тем не менее, был рукоположен в рош-ешиву. Мой друг только что подал заявку, как это было принято, чтобы его рукоположение подтвердили еще два раввина, но я воздержался от этого, чтобы не поддаваться искушению войти в раввинат.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Профессор Якоб Кац: ученый, педагог и историк» .
- ^ «Исраэль Гутман и Отто Дов Кулька» . Архивировано из оригинала 13 января 2013 г. Проверено 21 июня 2007 г.
- ^ «Джейкоб Кац» . Американская академия искусств и наук .
- ^ «Официальный сайт Премии Израиля — Лауреаты 1980 года (на иврите)» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткая биография на Jacobkatz.co.il и библиография из более чем 300 работ [1]
- Еврейские историки
- Венгерские историки ХХ века
- Историки Холокоста
- Ученые антисемитизма
- Лауреаты Премии Израиля в истории
- Лауреаты Премии Израиля в истории еврейского народа
- Венгерские евреи 20-го века
- Израильтяне венгерско-еврейского происхождения
- Жители округа Веспрем
- 1904 рождения
- 1998 смертей
- Израильские историки ХХ века
- Венгерские эмигранты в Подмандатную Палестину
- Похороны в Хар ха-Менухот